Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"
план-конспект урока по географии (5 класс) по теме

Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnolog.karta_uroka_globus_i_karta.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

5 класс

Урок № 5. Тема: Глобус и карта

Цель:

создать условия для усвоения знаний о значении глобуса, карты и аэрофотоснимков;

Задачи: 

1. помочь обучающимся осознать ценность совместной учебно-познавательной деятельности и практическую значимость темы «Глобус и карта».

2. формировать умения работать с картографическим материалом

Содержание: глобус, модель, географическая карта, план местности, аэрофотоснимок, космический снимок.

Оборудование: ПК, глобусы, проектор, мультимедийные ресурсы, учебник, атлас, рабочая тетрадь

Тип урока:

комбинированный

Форма организации учебной деятельности

фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы и приемы

словесный, демонстрационный, практический, мотивационный, оценивания, рефлексивный

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Делать вывод, чем отличается географическая карта от глобуса. Давать определение понятию модели Земли, и объяснять, каковы её особенности.

Выявлять какие фотографические изображения позволяют исследовать Землю

Умение работать с текстом и выделять в нем главное, давать определения понятиям, оформлять записи в тетради.

Осознание целостности природы Земли;

умение работать в группе;

овладение на уровне общего образования законченной системой знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Формируемые УУД

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.

2. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

3. Вычитывать все уровни текстовой информации.

4. Преобразовывать информацию из одного вида в другой.

5. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждать их фактами.

2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

3. Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Этапы урока

Этап

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Прим.

1.Организация класса           - Настал новый урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. И подумаете: как хорошо, что мы сегодня все вместе.                                                                      
                                                  - Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злобу и беспокойство. Я желаю всем нам хорошей,              

                                             плодотворной работы.

2

Актуализация знаний

Слайд 1

Географический диктант:

  1. форма Земли…
  2. длина экватора …
  3. первым о шарообразности Земли высказался…
  4. вращение Земли вокруг оси называется…
  5. полный оборот вокруг оси Земля делает за…
  6. обращение Земли вокруг Солнца называется
  7. точки пересечения земной оси с поверхностью Земли называются…

8.что такое экватор?

Итог: Ребята, во время работы мы вспомнили географические термины, которые помогут нам расширить знания, как вы думаете, о чем? (о нашей планете)

Читает задания

Подводит итог.

Отвечают на вопросы

  1. Эллипсоид
  2. 40 075 км
  3. Пифагор
  4. Осевое (суточное)
  5. 24 часа
  6. Орбитальное (годовое)
  7. Полюса

Показывают на карте экватор.

3

Проблемная ситуация. Формулировка цели, постановка задач

Загадка: На ноге стоит одной,

Крутит-вертит головой.

Нам показывает страны.

Реки, горы, океаны. (глобус)

Он на листок бумаги похож,

Нашей Земли очень умный чертёж,

Горы, равнины, моря, океаны,

И города есть на нем и страны. (карта)

О чём пойдёт речь на уроке? -Сформулируйте самостоятельно тему урока.

 Какова будет наша цель? Какие задачи предстоит решить?.

Слайд 2 (Тема и цели урока)

Запишите в тетради тему урока.

Рассмотрите глобус,

 --Что на нём изображено?

-- Чем удобен глобус?

-Повращайте его, найдите материки: Северную Америку, Антарктиду.

--Чем неудобен глобус? Возьмем ли глобус с собой в поход?

Рубрика «Это интересно» (опережающее задание)

КАКИЕ БЫВАЮТ ГЛОБУСЫ?

Слайд 3 (Первый глобус)

Слайд 4 (Какие бывают глобусы))

Слайд 5(Большой глобус)

Слайд 6 (Какие бывают глобусы)

Слайд 7 (Музей глобусов)

Слайд 8 (Глобус и географическая карта)

Учением о способах изображения Земли, отдельных стран и местностей на плоскости занимается наука картография.

-А как называют ученого, составляющего карты? Я предлагаю побыть картографами и подумать, как глобус превратить в карту?

-Как превратить объёмное изображение в плоское?

-Сравните изображения острова Гренландия на глобусе и карте. Почему они неодинаковые?     

-Почему на карте появляются искажения изображения земной поверхности? -проблемный вопрос. 

Слайд 9 (Переход от глобуса к карте)

-А вы знаете, что именно апельсин помог прославиться фламандскому картографу Герарду Меркатору, когда он представил земной шар в виде апельсина и вспомнил, как мы его чистим. Он разложил дольки апельсина на листе бумаги так, как они покрывали его.

А чтобы получилась карта, то изображение пришлось растянуть, то есть немного исказить. Следовательно, и географические объекты в этом месте искажены.

-Сравните глобус и карту. Определите их достоинства и недостатки.

Слайд 10 (Старинная карта)

--Посмотрите на изображение на слайде. Что представляла собой старинная карта?

--Почему карты в ваших атласах не похожи на нее? Как вы думаете, удобно было пользоваться рисованными картами?

_Попробуйте самостоятельно дать определение карты-мозговой штурм.

Учащиеся дают определение географической карте.

Работа по учебнику.

-Найдите в учебнике определение карты и зачитайте.

Слайд 11 (Первая карта)

Слайды 12,13,14. Карты разного охвата территории.

-Есть карты, на которых уместились страны, материки и даже вся поверхность Земли.

А как называются карты, которые лежат перед вами? Чем они отличаются от других?

Могут быть изображены небольшие участки местности, но зато очень подробно. Такие изображения называются топографическими картами и планами местности.

Есть особый вид карт – контурные карты. Эти карты у вас есть, они имеют только границы географических объектов, их очертания, градусную сеть. На таких картах необходимо самостоятельно отмечать изучаемые географические объекты, соблюдая точность, аккуратность и используя другие географические карты.

Демонстрирует глобус и карты

Организует обсуждение

Корректирует ответы

Проблемное задание

Демонстрирует слайды

Показывает опыт с апельсином

Проблемный вопрос

Проблемный вопрос

Учитель раздает топографические карты.

предлагают варианты

формулируют тему урока

Предлагают варианты

Работают с глобусом.

Называют + и – глобуса

Ученица выступает с сообщением.

Сравнивают изображения

Предлагают варианты

Участвуют в опыте

Сравнивают глобус и карту, называют их достоинства и недостатки.

Дают самостоятельно определение карты, находят его в учебнике

Рассматривают карты, сравнивают, делают выводы

Динамическая пауза. Игра «Я-Земля».

Детям предлагается представить себя круглой Землей.

Учитель называет условные линии и точки, а они выполняют упражнения.

Экватор-руки на поясе, северный полюс-руки на макушке головы,

южный полюс-наклониться, дотронуться, руками до кончиков пальцев на ногах,

северное полушарие-руки на плечах

южное-руки на коленях.

Продолжение

Космонавты с любовью называют Землю - «Голубая планета»

- Какими цветами окрашена поверхность глобуса? (Голубой, зелёный и коричневый.)

- Какого цвета на глобусе больше? (1/3 – суша, 2/3 - вода)

У. - Что обозначают цвета на глобусе?

Д. Голубой, синий цвета – обозначают воду. Жёлтый, коричневый, зеленый – обозначают сушу. Белый – снег или лёд.

У. - Посмотрите на глобус. На нём действительно больше всего синего цвета. Это моря и океаны.

- Большие участки суши, которые со всех сторон окружены водой, называют материками. На глобусе материки раскрашены в зелёный и коричневый цвета.

Найдите в атласах физическую карту мира.

Прочитайте текст на стр. 26. составьте по три вопроса к данному тексту Обменяйтесь тетрадями и ответьте на вопросы соседа.

Обратимся к рисункам на с.27 учебника.

_Как вы думаете каким образом можно сделать такие фотографии?

Для чего необходимы эти снимки?

Давайте попробуем дать определение, что такое аэрофотоснимок, космический снимок. Для чего необходимы эти снимки?

Напоминает правила работы с картой

Помогает сформулировать ответы

Изучают условные знаки карты, цветовую шкалу

Составляют вопросы по тексту, обмениваются тетрадями и отвечают на вопросы друг друга.

Самостоятельно составляют определения.

4

Закрепление новых знаний

-Практическая работа.

Сравнительная характеристика изображений земной поверхности

Задание: Составьте сравнительную характеристику изображения земной поверхности. По результатам сравнения заполните предложенную таблицу.

-Самопроверка (по ключу)

Следит за выполнением, контролирует

Подводит к выводу по практической работе

Выполняют практическую работу

Делают самопроверку и вывод

5

Рефлексия

-Что было на уроке особенно интересно и поучительно? Что произвело наибольшее впечатление?

Доволен или недоволен своей работой?

Короткий или длинный был урок?

Что нового вы узнали на уроке?

Чему научились на уроке?

Что хотели бы узнать ещё?

Нарисуйте смайлик, соответствующий своим ощущениям на уроке.

Я очень рада, что вы так едины были в своих чувствах к нашей необъятной планете ЗЕМЛЯ. Планета Земля наш общий дом и её надо беречь!

Слайд

Организует обсуждение

Делает вывод

Высказываются

Рисуют и показывают смайлики

6

Домашнее задание

  • Слайд
  • 1.Параграф №5, сделайте модель глобуса (из пластилина, картона, пластика, цветной бумаги и др.).
  • 2.Я считаю, что глобус – несовершенная модель земного шара. Докажите или опровергните мою точку зрения.

Предлагает задание на выбор

Записывают в дневники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока географии 5 класс (ФГОС)

Технологическая карта урока географии в 5 классе. Тема урока "Земля-часть Солнечной системы"...

Технологическая карта урока географии 5 класс "Живая оболочка Земли"

Технологическая карата урока герграфии "Живая оболочка Земли" 5 класс, ФГОС....

Технологическая карта урока географии 5 класс на тему "Методы географических исследований"

Технологическая карта урока географии 5 класс на тему "Методы географических исследований"...

Технологическая карта урока географии 6 класс по теме "Атмосферные осадки"

Данный урок разработан в соответсствии с требованиями ФГОС, материал изучается с использованием технологии критического мышления....

Технологическая карта урока географии 5 класс

ТК урока географии в 5 классе по теме "Уникальность планеты Земля"....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ 6 КЛАСС. ТЕМА УРОКА «РЕКИ»

1.      ФИО учителя (полностью)Кравченко Алексей Евгеньевич2.      Место работыМБОУ СОШ №2 г. Сураж, Брянской области3.      ...