Технологическая карта урока
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

Пономарева Расима Идрисовна

Урок географии в 5 классе по теме "Как древние люди представляли себе Вселенную?" - урок общеметодической направленности. Учебник И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин  География. Начальный курс, 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_geografii_5_klass.docx151 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока


Предмет: география
Класс: 5б  класс
Тип урока: урок общеметодической направленности

Дата: 19 октября 2015 года

Учитель: Пономарева Расима Идрисовна

Место работы: МАОУ «Гимназия № 139»  г. Казань

Тема

 Как древние люди представляли себе Вселенную?

Цель

 развивать  и углублять знания  учащихся об изучении Вселенной

Задачи

  • Образовательные: сформировать понятие «Вселенная»; познакомить с представлениями людей о Вселенной и форме планеты Земля в древности, с выдающимися древнегреческими учёными.
  • Развивающие: развивать умение работать с разными источниками информации, анализировать, делать выводы, дополнять, сравнивать.
  • Воспитательные: развивать речевую культуру, воспитывать культуру общения, уважения к одноклассникам.

УУД

  • ЛичностныеУУД:  Становление основ мирозданья, мироощущения и принятие роли человека в стремлении познавать новое.
  • Регулятивные: Умение самооценивания, применение методов информационного поиска.
  •  Коммуникативные УУД:Умение работать в группе, умение вступать в диалог и вести его.
  • Познавательные УУД: Описывать представления древних людей о Вселенной, характеризовать систему мира по  Аристотелю и Птолемею.

Планируемые результаты

Предметные:

Сформировать представления о Вселенной в прогрессивном развитии человеческих знаний, особенности модели Вселенной Аристотеля и Пифагора.Организация и обучение приемам учебной работы с дополнительными источниками информации.

Личностные: 

Осознание необходимости уважительного отношения к мнению других людей на примере трагического развития знаний о Вселенной.

Метапредметные: 

Умение анализировать текст учебника, сравнивать полученные результаты с информацией полученной после просмотра фильма; выделять главное; сравнивать модели  и находить общее и различие; оценивать себя и других; расширение своего кругозора; работать по плану; устно выражать свои мысли.

Основные понятия

 Вселенная, сфера, модель

Персоналии

Пифагор, Аристотель, Птолемей, Самосский.

Межпредметные связи

 астрономия

Ресурсы:

 Учебник И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин  География. Начальный курс, атлас, ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация, картинки с рисунками, распечатанный материал к уроку, видеофильм, портреты Пифагора, Аристотеля, А. Самосского

Формы урока

Ф - фронтальная, П – парная, Г – групповая

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент.

Слайд 2.

Я рада приветствовать Вас на уроке. Какое сегодня прекрасное утро! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, а вы улыбнетесь   мне. Сегодня на уроке нам предстоит большая работа. Но я думаю, что у нас все получится. Однако для успеха нам необходимо собрать всю силу ума, внимание, фантазию. Вы готовы? Тогда в путь!                   1 мин.

Готовятся к уроку. Приветствие учителя.

Мотивация к учебной деятельности.

Слайд 3.

Слайд 4.

Слайд 5.

С какой целью у нас сегодня на доске звездное небо?

Что это означает? Какие  мысли у вас вызывает?

На экране изображение Вселенной. Портреты древних учёных на стенах кабинета.

На столах у вас лежат буквы. Они перепутались. Их надо сложить в слово. А какое это слово – поможет отгадать вам загадка.

Загадка

А галактики летят.

В рассыпную как хотят.

Очень здоровенная.

Это всё – Вселенная.                                                                2 мин.

Беседа с классом.

Что вы знаете о Вселенной?

Что же такое  Вселенная?

Как вы думаете? В настоящее время люди думают о Вселенной?

                             Продолжают ли изучать сейчас?

                             А раньше в древние времена?

Сможете ли вы назвать тему нашего урока?

Итак, тема урока Как древние люди представляли себе Вселенную                                                                                  2 мин.

Учащиеся предполагают, высказывают свое мнение.

На доску прикрепляют слово «Вселенная» из букв.

Знание учащихся о Вселенной – опыт.

Называют тему урока.

Целеполагание.

Слайд 6.

Поставьте цель на уроке. Что я хочу узнать,? Чему я хочу научиться?  Поделитесь своим мнением.                                1 мин.                                                                                                                  

Каждый ставит перед собой цель на урок.

Планирование деятельности.

Слайд 7.

Как будем решать поставленные задачи?

2 мин.

Учащиеся высказываются по вопросу организации работы на уроке. Составляют план работы.

1.Работа с текстом учебника в группе по 4 ученика.

2.Заполнение таблицы каждым учеником.

3.Обсуждение в группе.

4.Отчёт групп.

5.Оценивание групп.

Организация самостоятельной деятельности.    

Слайд 8.

Слайд 9.

схема

Физкультминутка    Слайд 10.

Слайд 11.

Слайды 12 - 21

Слайд 22.

Закрепление изученного материала          

  1. Работа над термином Вселенная.

Что такое Вселенная? стр.41. учебника

Вселенная  - это космическое пространство и небесные тела, газ, пыль.

Какие  небесные тела вы знаете?

Современные представления о Вселенной складывались постепенно.

С самых древних времён человека интересовал вопрос: из чего состоит окружающий нас мир, как он велик, как он выглядит, что это за такой мир - Вселенная?

И с тех самых времён  многие великие мыслители пытались ответить на эти вопросы.

Попробуем выделить ключевые компоненты Вселенной.

Вселенная – это космическое пространство и всё, что его заполняет: небесные тела, газ, пыль (учитель говорит, определение на слайде)                                                             5 мин.

     

Вселенная

Космическое пространство                                   газ                

              Небесные тела                 пыль                   1 мин.       

                 

                 

                  Мы работаем с утра,

Отдохнуть чуть-чуть пора.

Встанем с вами на разминку,

 Выпрямим мы нашу спинку.

Потянулись и нагнулись.

Вправо, влево повернулись,

Раз- присели, два –мы встали,

Мы немножечко устали,

Покрутили головой,

Словно вертим шар земной.

Покачаем мы руками,

 Словно вызвали цунами

И попрыгаем на месте,

А сейчас походим вместе.

Выдох, вдох, выдох, вдох,

И продолжим наш урок.                                                            2 мин.

В древние времена  существовал свой мифы о Вселенной.  

Задание: 

В каждой команде есть конверт, в котором есть задание и картинка -   представление о Вселенной народов какой-либо цивилизации или модель Вселенной древнегреческого ученого. Ваша задача по тексту учебника и картинкам ответить на вопросы  и на листах формата A3 нарисовать Вселенную. А после представить своё творчество классу.

Учитель корректирует выступления групп. Задаёт вопросы (вопрос каждой команде: с чем связано такое представление людей этой цивилизации о Вселенной).

1 группа  - О представлениях древних индийцев стр. 41-42, рисунки.

2 группа  -   О представлениях древних египтян. Стр. 41 - 42, рисунки.

3 группа –  Народы берегов рек Тигра и Евфрата. Срт. 41 – 42, рисунки

4 группа - о древнегреческом учёном  Аристотеле, стр. 42 - 44, биография  стр. 45.

5 группа – о древнегреческом учёном Аристархе Самосском стр.43, доп. материал

6 группа – о древнегреческом учёном Птолемее, стр.44, биография стр.45.

15 мин.

Представления древних людей и древнегреческих ученых о Вселенной.

Проверка работы групп – просмотр видеофильма.              2 мин.

 

Предметные результаты.

1. Конэрс (Углы). (Задания на карточках).                      10 мин. 

 - А сейчас я вам раздам карточки, на которых изображены модели строения Вселенной или представления древних народов о Вселенной,  каждый из вас должен выбрать ответ. Ответы висят на стене, вы должны правильно определить по картинке  и найти свой угол в классе с правильным ответом. 1 минута на обдумавание.  

1 мин.

-  А теперь, идите  к вашему ответу.

Проверим, правильно ли вы выбрали?

Метапредметные результаты:

2. Решение кроссворда.                                                          5 мин.

img1

1. Жители Месопатамии, которые считали, что Земля – это гора...
2. Один из великих математиков, который предложил, что Земля не плоская
3. Как переводится с греческого языка «шар»
4. Древнегреческий астроном, развивший представления учёных о Вселенной. По его мнению, вокруг неподвижной Земли вращаются 8 небесных сфер
5. Национальность Аристотеля
6. Небесное тело – спутник Земли.
7. По мнению древних индийцев, Земля плоская и опиралась на спины  ..... .
8. Древнегреческий математик, первым предложивший, что Земля имеет форму шара
9.Планета, на которой мы живём..

Читают, обсуждают в группе, запись в тетрадь термина Вселенная.

Ответы учащихся.

Составляют схему и прикрепляют на доску слова.

Делают зарядку.

Слушают задание. Распределяют «роли», организуют свою деятельность.

Работа в группах.

Читают, переводят, рисуют.

Отчёт групп.

Выступают (показывают рисунки, читают текст). Задают вопросы выступающим группам.

Оценивание работы групп, друг друга.

Учащиеся обдумывают и находят свой ответ, выбирают свой «угол».

Находят пару себе и спрашивают друг друга почему он выбрал этот ответ.

Отвечают почему они выбрали этот ответ.

Решают в группе.

Взаимопроверка и оценивание.

Домашнее задание.

Слайд 23.

Рефлексия.

Слайд 24.

параграф 8, термин выучить,  

Творческий сундучок:

  • Нарисуйте свой рисунок о Вселенной
  • Найдите загадки о Вселенной
  • Сочините стихотворение о Вселенной
  • Изобразите или создайте  свою модель Вселенной.
  • Проблемный вопрос:

- Как могли бы представлять в древности Землю люди, жившие в холодных районах Земли?

- Как вы  думаете, почему люди разных стран по – разному представляли Землю?

2 мин.

Мне также хочется знать,  что вам больше всего понравилось на уроке, что вызвало у вас  удивление.

Напишите кратко свои впечатления об уроке. Заполните лист самооценки.

Лист самооценки

ученика _______________________

Измерьте «температуру» вашего настроения на уроке, закрасив деления на   градуснике: http://festival.1september.ru/articles/522461/img1.gif

Учащимся предлагается закончить предложения:

Какую оценку ты бы себе поставил за урок?

Я узнал…

Мне понравилось…

2 мин.

Записывают домашнее задание , а творческий сундучок одно задание на выбор.

 

Пишут на листочках.

Самооценка.

Итог урока.

Слайд 25.

Билет на выход.                                                                      

 - На этом наш урок закончен. Желаю вам успехов! Спасибо всем!

Свои впечатления (термометр настроения) об уроке  оставьте у Мудрой Совы.                                                                         1 мин.

Приводят своё рабочее место в порядок.

Приложения к уроку:

http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/14146/37a3f97eda220e31fceb00574408bc14.jpg   представления древних индийцев

http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/14147/7315be9e75564e345c6e2f83f75811dd.jpg миф древних египтян

http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/14148/0b4b605aeb31937c4df60ee8d239158b.jpg  воззрения древних вавилонян

Группа 4. Аристотель.

Задание:

1. Прочитайте текст учебника (стр 41-42.)  в параграфе 8 и дополнительный материал (стр. 45)об Аристотеле.

2. Подготовьте информацию о его открытиях и интересных фактах из жизни.

3. Вы режиссеры!

4. Выберите «артиста», который будет играть роль Аристотеля.

5. Подготовьте его к роли (что он будет рассказывать о себе, своих открытиях, как играть свою роль).

Группа 6. Клавдий Птолемей.

Задание:

1. Прочитайте текст учебника (стр. 44) и дополнительный материал (стр. 45) о К.  Птолемее.

2. Подготовьте информацию о его открытиях и интересных фактах из жизни .

3. Вы режиссеры!

4. Выберите «артиста», который будет играть роль Птолемея.

5. Подготовьте его к роли (что он будет рассказывать о себе, своих открытиях, как играть свою роль).

Группа 5. Аристарх Самосский.

Задание:

1. Прочитайте текст учебника и дополнительный материал  об Аристархе Самосском.

2. Подготовьте информацию о его открытиях и интересных фактах из жизни .

3. Вы режиссеры!

4. Выберите «артиста», который будет играть рольАристарха Самосского.

5. Подготовьте его к роли (что он будет рассказывать о себе, своих открытиях, как играть свою роль).

Группа 1. Древние индийцы.

Задание:

1. Прочитайте текст учебника.

2. Вы древние индийцы!

3. Покажите  какую модель Вселенной предлагали они ? Расскажите о ней.

Группа 2. Древние египтяне.

Задание:

1. Прочитайте текст учебника.

2. Вы древние египтяне!

3. Покажите  какую модель Вселенной предлагали они? Это модель Вселенной или миф?

Группа 3. Вавилоняне.

Задание:

1. Прочитайте текст учебника.

2. Вы вавилоняне!

3. Покажите  какую модель Вселенной предлагали они. Расскажите о ней.

Лист самооценки учащегося 5 класса Б      _______________________  

Какую оценку ты бы себе поставил за урок?

Я узнал

Мне понравилось

Всё ли тебе удалось выполнить

Измерьте «температуру» вашего настроения на уроке, закрасив деления на   градуснике:

http://festival.1september.ru/articles/522461/img1.gif

http://img-fotki.yandex.ru/get/3703/vadikuzn.0/0_11701_6e5b17b0_M                                           http://static.freepik.com/free-photo/emoticons-worried-face_17-317123919.jpg                                    http://t0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSjWXBf4klntRlefYxjkecm9c7Uf4oGK91dfI4HbLYzujI3AsMtDGPjYwrU

http://festival.1september.ru/articles/655419/Image1785.jpg      http://festival.1september.ru/articles/655419/Image1786.jpg Аристарх Самосский

Аристарх СамосскийАристарх Самосский (латинское Aristarchus, греческое Аристархос) (около 320 — 250 или 230 до н.э) — древнегреческий астроном и математик, впервые выдвинул гипотезу гелиоцентрического устройства мира.

Родился на острове Самос. Годы жизни точно неизвестны. Его учителем был выдающийся философ, представитель перипатетической школы Стратон из Лампсака. Предположительно, в течение значительного времени А. Самосский работал в Александрии — научном центре эллинизма. Оказал существенное влияние на развитие календаря. Писатель III века н. э. Цензорин указал, что Аристарх определил продолжительность года в 365+(1/4)+(1/1623) дней.

Математик является одним из основоположников тригонометрии, его имя неизменно называлось в числе ведущих математиков Эллады. Некоторые исследователи считают, что Самосский ставил опыты по определению разрешающей способности человеческого глаза.

В сочинении «Псаммит» Архимед сообщил краткие сведения об астрономической системе Самосского, изложенной в не дошедшем до нас его сочинении. Как и Клавдий Птоломей, Аристарх утверждал, что неподвижное Солнце находится в центре сферы неподвижных звезд, а Земля вращается вокруг своей оси и вместе с тем движется вокруг Солнца по кругу наклонному к экватору. Эта гипотеза не была принята учеными древности, так как Аристарх не представил убедительных доказательств.

Группа 4. Аристотель.

Задание:

1. Прочитайте текст учебника (стр 41-42.)  и дополнительный материал (стр. 45) об Аристотеле.

2. Подготовьте информацию о его открытиях и интересных фактах из жизни.

3. Вы - режиссеры!

4. Выберите «артиста», который будет играть роль Аристотеля.

5. Подготовьте его к роли (что он будет рассказывать о себе, своих открытиях, как играть свою роль).

Группа 6. Клавдий Птолемей.

Задание:

1. Прочитайте текст учебника (стр. 44) и дополнительный материал (стр. 45) о К.  Птолемее.

2. Подготовьте информацию о его открытиях и интересных фактах из жизни .

3. Вы - режиссеры!

4. Выберите «артиста», который будет играть роль Птолемея.

5. Подготовьте его к роли (что он будет рассказывать о себе, своих открытиях, как играть свою роль).

Группа 5. Аристарх Самосский.

Задание:

1. Прочитайте текст учебника и дополнительный материал  об Аристархе Самосском.

2. Подготовьте информацию о его открытиях и интересных фактах из жизни .

3. Вы - режиссеры!

4. Выберите «артиста», который будет играть рольАристарха Самосского.

5. Подготовьте его к роли (что он будет рассказывать о себе, своих открытиях, как играть свою роль).

Группа 1. Древние индийцы.

Задание:

1. Прочитайте текст учебника.

2. Вы - древние индийцы!

3. Покажите, какую модель Вселенной предлагали они ? Расскажите о ней.

Группа 2. Древние египтяне.

Задание:

1. Прочитайте текст учебника.

2. Вы - древние египтяне!

3. Покажите, какую модель Вселенной предлагали они? Это модель Вселенной или миф?

Группа 3. Вавилоняне.

Задание:

1. Прочитайте текст учебника.

2. Вы - вавилоняне!

3. Покажите, какую модель Вселенной предлагали они. Расскажите о ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...