ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, КАК КЛЮЧЕВОЙ КОМПОНЕНТ МУЗЕЙНЫХ УРОКОВ
методическая разработка по географии (7 класс) на тему

Лысенко Надежда Борисовна

Исследовательская образовательная технология, очень широко применяется в европейской образовательной практике и достаточно успешно адаптируется  в современном российском образовании. Эта технология является очень значимой в реализации системно-деятельностного подхода. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskie_tehnologii.docx210.7 КБ
Файл mirovoy_okean.docx121.28 КБ

Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, КАК КЛЮЧЕВОЙ КОМПОНЕНТ  МУЗЕЙНЫХ УРОКОВ.

Исследовательская образовательная технология, очень широко применяется в европейской образовательной практике и достаточно успешно адаптируется  в современном российском образовании. Эта технология является очень значимой в реализации системно-деятельностного подхода. Сравнение и анализ традиционного и исследовательского обучения было проведено в 60—70-х годах применительно к курсам естественнонаучных дисциплин: химия, физике, биологии. Главное отличие исследовательского обучения заключаются в том, что учащийся самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, самостоятельно выдвигает и обосновывает гипотезы, а не получает их в готовом виде от учителя. Понятно, почему исследовательская технология, как модель обучения возникла именно внутри естественнонаучных дисциплин, но к началу 90-х годов фонд мировой теории и практики обучения уже включал ряд "моделей учебного исследования", актуальных  так же и для гуманитарных дисциплин. После этого, в европейской практике стали появляться различные варианты моделей систематического исследования – по Бейеру, по   Джойсу, по Нельсону и множество других. На основе обобщения этих и  ряда других частных моделей, было выделено несколько заложенных в них общих исследовательских процедур: выявление проблемы; ее постановка; прояснение неясных вопросов; формулирование гипотезы; планирование и разработка учебных действий и так далее. Здесь привлекает внимание тесная взаимосвязь «исследовательских» процедур с микросоциальным контекстом обучения. То есть предъявление готового учебного продукта (отчета, сообщения) и его обсуждение занимают важное место во всех исследовательских моделях обучения, при этом возможно даже переосмысление ребенком результатов исследования в ходе сообщения и ответов на вопросы.

Для развития исследовательской, творческой познавательной деятельности учителю нужно искать способы создания особой, побуждающей к исследованию, обстановки учебного процесса. Конкретным примером, который отвечает этим требованиям, это музейные уроки. Эта методика, была изучена и адаптирована мною  по итогам педагогической экспедиции в Германию в 2013 году. Так называемые «музейные уроки», уроки с посещением какого либо музея или выставки, имеют огромное значение в образовательной системе Германии. За две неделе педагогической экспедиции мы посетили три таких урока – Египетский музей в Берлине, картинная галерея Дрездена и концлагерь в Заксенхаузене. Результатом стали разработки музейных уроков, адаптированные для условий нашей гимназии. Особенность уроков заключалась в том, что сама атмосфера музея ставит ребенка в положение исследователя, первооткрывателя.  Перед выездом каждый ученик получал папку с неким заданием, которое он должен выполнить по результатам экскурсии. Для выполнения задания, ему необходимо было провести мини исследование. При этом, в соответствии с некоторыми исследовательскими моделями, ребятам предлагались задачи, требовавшие творческого пространственного мышления. Представить результат надо было на следующий день, на специальном уроке, соответствующим образом. При разработке этих листов, как и самих уроков, учитывались  рекомендации, европейских ученых к внедрению исследовательских моделей обучения.  

  1. Устранять внутренние препятствия творческим проявлениям. Чтобы ученики были готовы к творческому поиску, надо помочь им обрести уверенность в себе. Их не должно тревожить, будут или нет, осмеяны их соображения. Они не должны бояться сделать ошибку.
  2. Уделять внимание работе подсознания. Даже когда проблема не находится непосредственно в центре внимания, подсознание ребенка может незаметно для него работать над ней. Некоторые идеи могут на мгновение "показаться на поверхности"; важно вовремя заметить и зафиксировать их.
  3. Воздерживаться от оценок. Это обязательное условие! Благодаря ему учащиеся смогут расширить русло для потока идей, больше времени и внимания уделить свободному размышлению над проблемой.
  4. Показывать учащимся возможности использования метафор и аналогий для творческого поиска, отыскания новых ассоциаций и связей. Образное мышление на основе метафорических сравнений многие считают "природной способностью" детей, однако и у детей эта способность нуждается в поддержке и развитии.
  5. Давать возможность умственной разминки. Ведь поначалу сама обстановка совместного группового поиска решений может показаться непривычной и вызвать растерянность. Надо дать возможность учащимся освоиться в новой для них ситуации, — например, дать "разогревающие" упражнения (обычно не связанные с содержанием предстоящей деятельности).
  6. Поддерживать живость воображения и проявления фантазии, так как они являются фундаментом творческого мышления. С другой стороны, необходимо «дисциплинировать» воображение и фантазию детей, контролировать их.
  1. Расширять фонд  знаний. Ведь объем имеющихся сведений — это база, на основе которой создаются новые идеи. Однако зависимость творческих возможностей от информированности неоднозначна. Усвоение информации не заменяет и не развивает умения думать.
  2. Помогать учащимся видеть смысл, общую направленность их творческой деятельности. Не творчество, ради творчества, а творчество, как возможность  саморазвития. Без такого понимания все упражнения, стимулирующие творческую деятельность, будут восприниматься лишь как развлечение.

Музейный урок имеет свои специфические особенности. Он отличается от обычного тем, что основным источником информации для ребенка является не только и не столько рассказ специалиста, но и подлинные памятники истории и культуры. Их изучение позволяет ему следовать тем алгоритмам, которые соответствуют модели систематического исследования. Музейные уроки, с одной стороны  призваны закрепить и углубить знания учащихся по отдельным темам, а с другой стороны ребята сталкиваются с новыми представлениями и идеями в музее прежде, чем они будут изложены и изучены на обычном уроке. При этом музейный экспонат выступает не только как иллюстрация, но и как источник для изучения. Темы уроков, могут касаться школьной программы и предлагаться ученикам в рамках практически всех учебных предметов. Но они могут быть и самостоятельными, ориентированными на получение дополнительных знаний о какой-либо сфере жизни или событии. Музеи обладают большим образовательным потенциалом.  Значение любой музейной экспозиции выражается в комбинации знаков, несущих в себе понятия и представления о явлениях природы и деятельности человека. Таким образом, комплекс музейных экспонатов может рассматриваться как своеобразный текст, описание когда-либо и чего-либо происходящего. Изучение этих экспонатов, попытка трансформации образов в текст, который впоследствии можно будет представить как результат, это еще один этап исследования.  В нашем случае, музей, помимо всего вышеперечисленного становится площадкой для исследования, в рамках заявленной темы. Музейная педагогика вполне может быть интерпретирована в  контекст учебного исследования. Цель учебно-исследовательской деятельности состоит в обучении самостоятельному осуществлению процесса познания. Основным результатом учебно-исследовательской деятельности должно быть «приращение» в компетенциях обучающегося. Ценность учебно-исследовательской работы определяется возможностью обучающихся посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, занимающихся научным исследованием. Еще одна особенность таких занятий: дети активно взаимодействуют друг с другом, с учителем, с музейной образовательной средой. Следует добавить, что исследования могут проводиться индивидуально, в парах, или в более крупных группах. Это зависит от индивидуальных психоэмоциональных особенностей ребенка. То есть исследование требует от учителя еще и умения организовать продуктивную работу в группах.

Критически осмыслив опыт, полученный в Германии, я стараюсь проводить такие уроки по мере возможности. Уже были проведены уроки-исследования, проведенные  в форме  велоэкскурсии «Краснодар казачий» в 6 классе и путешествия по Петропавловской крепости – год спустя. Листы заданий к музейным урокам, с которыми мы познакомились в Германии, были преобразованы в карты исследования. В этих картах -  программы  исследования. Идеальная ситуация, когда ребенок сам формулирует проблему, которую хочет решить в ходе такого урока. Но учитель может и «подтолкнуть»  ее появление. Главное, что бы она была интересна самому ребенку. На велоэкскурсии, так как она проходила по нашему родному городу, все  самостоятельно сформулировали предмет своего исследования. Для большинства проблемным вопросом стало: «Почему казаки выбрали именно это место для основания города?». Экскурсовод, сопровождавшая нас, настолько увлеклась исследованием ребят, что сама того не желая, оказалась вовлечена в него. Путешествие в Петропавловской крепости было посложнее. Поэтому в картах исследования мною было поставлено несколько вопросов, которые помогли учащимся сформулировать свои проблемы исследования: «Почему крепость была построена именно здесь?», «Какова судьба самых известных узников крепости после освобождения?» и т.д. Конечно, накануне посещения крепости, еще в Краснодаре, прошел обязательный этап  накопления информации.

Учащиеся, посетители музея сами превращаются в серьёзных исследователей. Они изучают экспонаты, которые хранят память о предках, олицетворяют «связь времён», представляют культуру той или иной эпохи. В естественно-научных музеях (а такие мы тоже посещали), ребята получают представление о тех явлениях, изучение которых не предполагалось в рамках школьной программы. А это, в свою очередь, может подогреть интерес к предмету, которого раньше, возможно и не было.  Например, во время проведения  музейных уроков в форме интерактивного исследования в музее космонавтики на Красной поляне и в форме квеста в музее естественных наук «ЛабиринтУм» в Санкт-Петербурге. Вообще, формы проведения подобных уроков различны. Например: урок-экскурсия, урок-игра, музейный лекторий, музейный квест, урок-путешествие. Главное, чтобы центральной частью такого урока было исследование. Идеальный случай, когда исследование, как прием обучения становится содержанием урока.

Подробно хочу представить карты исследования к двум музейным урокам. Они различны, по форме  исследования. Первый прошёл в нашем краеведческом музее. При подготовке к этому уроку основная информация об экспозиции была получена ребятами накануне, в классе, тогда же произошла актуализация знаний (приложение 1). Первый пункт - работа с картой. Он является, как бы «разогревающим» упражнением, которое дает детям возможность освоиться в новой для них ситуации и снять напряжение. Это задание не связано с содержанием предстоящей работы, но является как бы «умственной разминкой». Согласно таксономии Блума все задания этого урока идут от обладания знанием к пониманию, а затем к применению знания для выполнения основного задания. На обратной стороне листа основное задание.  Его суть в том, что необходимо предложить природный объект, который мог бы претендовать на включение в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Ребята должны обосновать свой выбор, сделав акцент на специфике и уникальности выбранного объекта. Я предлагаю некоторые критерии этого обоснования, но учащиеся могут использовать свои критерии. В заключение обязательна оценка, оформление результатов работы. Представление результатов исследования произошло в виде небольшого сообщения и ответов на вопросы одноклассников уже в классе.

Еще один вариант исследования - виртуальная экскурсия. Это замечательная и доступная форма для проведения мини-исследования. На представленном  уроке ребята посетили Музей Мирового океана в Калининграде (приложение 2). В виртуальной экспозиции этого музея есть два основных направления: история исследования океана и природа океана. Дети в микро-группах сами выбирали направление исследования. Это первый пункт в карте исследования -  «разогревающее» задание для снятия напряжения. Как уже было отмечено, исследовательская деятельность начинается с накопления информации. Поэтому, используя ту информацию о Мировом океане, которой они уже владели, ребята самостоятельно формулировали вопрос, ответ на который хотели получить по результатам исследования, здесь происходит уход от готовой ситуации. В этом данная разработка принципиально отличается от предыдущей. Я, как учитель предлагаю только алгоритм исследования. Нестандартная ситуация мотивирует ребенка к исследованию. Создание проблемной ситуации, постановка проблемы исследования,  формулирование цели и выдвижение гипотезы – все ребята делают самостоятельно.  На этапе выдвижения гипотезы происходит мысленное представление основной идеи, к которой может привести исследование, предположение о результатах исследования. Далее следует проверка гипотезы, которая заключается в определенных действиях по сбору данных. Для этого ребятам предлагается коротко записать план своего исследования. Сайт музея Мирового океана позволяет легко переходить на сайты еще 10 музеев сходной тематики, где ребята тоже могут искать нужную информацию. Полученные в результате исследования данные, учащиеся должны интерпретировать. В заключение обязательно оформление результатов работы и выводы из них. Представление результатов исследования произойдет в виде небольшого сообщения и ответов на вопросы одноклассников уже на следующем уроке. Подготовка этого сообщения и есть домашнее задание. В ходе сообщения и ответов на вопросы, возможно даже переосмысление ребенком результатов исследования.

Актуальность подобных уроков заключается в том, что ребёнок вовлекается в социальные отношения через отношение к истории, к природе, к обществу, через самостоятельные действия в ходе проведения исследования. Это способствует его успешной социализации и формированию необходимых компетенций, и в полной мере соответствует требованиям ФГОС к личностным, метапредметным и предметным результатам. Кроме того эти уроки имеют огромную практическую значимость: учащиеся получают современные образовательные результаты, основанные  на принципиально новом содержании образования.

Литература:

  1. Кларин М.В. Инновационные модели учебного процесса в современной зарубежной педагогике. М., 1994.
  2. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. — М. Наука, 1997
  3. Кларин М.В. Технологии обучения: идеал и реальность. Рига, 1999.
  4. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. М., 2000.

Приложение 1.

Лист заданий для музейного урока (в рамках урока географии) для 8 класса. Вариант 1.

 «ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ И РЕСУРСЫ КУБАНИ»  

1. Нанесите на карту основные минеральные ресурсы Кубани  http://www.testsoch.com/wp-content/urok/005/image004.jpg

Условные обозначения

2.  Как, по вашему, связаны понятия «природопользование» и «охрана природных ресурсов»

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

3.  Приведите примеры типичных представителей флоры различных природных зон Краснодарского края.

Черноморские субтропики

Плавни Тамани

Степи Азово - Кубанской  равнины

Северные склоны Кавказа

__________________

__________________

__________________

__________________

____________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

____________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

____________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

____________________

__________________

__________________

__________________

 4. Частично на территории края   находится природный объект Западный Кавказ, включенный в Список ЮНЕСКО. Предложите  природный объект, который находится в нашем крае  и который мог бы претендовать на включение в Список природного наследия ЮНЕСКО. Выбор должен быть обоснован. Сделайте акцент на специфике и уникальности выбранного объекта.

Объект ____________________________________________________________________________

Находится _________________________________________________________________________

Специфика______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Уникальность____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Значение __________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Заключение______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Приложение 2.

Программа исследования для урока географии «Мировой океан» в 7 классе в рамках виртуального  музейного урока.

Музей Мирового океана. Калининград.

1. Зайдите на сайт музея http://vm.world-ocean.ru/ Выберите то направление исследования, которое вам наиболее интересно.

2. Используя свои знания о Мировом океане, сформулируйте вопрос, ответ на который вы хотите получить по результатам исследования.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Сформулируйте главную проблему исследования.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

4. Определите тему и цель исследования.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

5. Сформулируйте гипотезу

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

6. Продумайте, что вам понадобится для подтверждения вашей гипотезы. Составьте и запишите план исследования.

  1. _______________________________________________________________
  2. _______________________________________________________________
  3. _______________________________________________________________
  4. _______________________________________________________________
  5. _______________________________________________________________

На обратной строне, либо на дополнительных листах запишите все данные и информацию, которую вы найдете в музее в ходе исследования, затем вернитесь и сформулируте выводы.

7. Сформулируйте выводы по результатам вашего исследования

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Дома подготовьте сообщение по итогам исследования. Подумайте, как полученные знания помогут вам в изучении темы «Мировой океан»



Предварительный просмотр:

Программа исследования для урока географии «Мировой океан» в 7 классе в рамках виртуального  музейного урока.

Музей Мирового океана. Калининград.

1. Зайдите на сайт музея http://vm.world-ocean.ru/ Выберите то направление исследования, которое вам наиболее интересно.

2. Используя свои знания о Мировом океане, сформулируйте вопрос, ответ на который вы хотите получить по результатам исследования.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Сформулируйте главную проблему исследования.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

4. Определите тему и цель исследования.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

5. Сформулируйте гипотезу

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

6. Продумайте, что вам понадобится для подтверждения вашей гипотезы. Составьте и запишите план исследования.

  1. _______________________________________________________________
  2. _______________________________________________________________
  3. _______________________________________________________________
  4. _______________________________________________________________
  5. _______________________________________________________________

На обратной строне, либо на дополнительных листах запишите все данные и информацию, которую вы найдете в музее в ходе исследования, затем вернитесь и сформулируте выводы.

7. Сформулируйте выводы по результатам вашего исследования

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Дома подготовьте сообщение по итогам исследования. Подумайте, как полученные знания помогут вам в изучении темы «Мировой океан»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа: "Развитие ключевых компетенций руководителей муниципальных общеобразовательных учреждений"

Моя научно-исследовательская работа Первого Международного научно-практического заочного (дистанционного) семинара по теме: "Ключевые компетенции директора школы как фактор повышения качества образова...

Формирование ключевых компетенций с применением технологии модульного обучения на уроках математики

Статья о применении современных технологий, в частности технологии модульного обучения, на уроках математики....

Исследовательская деятельность на уроке как технология формирования ключевых компетенций при работе с одарёнными детьми.

Мастер-класс знакомит  с технологией формирования ключевых компетенций в исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии. Основная задача - раскрыть особенности технологии фо...

«Технология игровой деятельности на уроках географии, как фактор формирования ключевых компетенций учащихся в рамках перехода на ФГОС»

В условиях принятия Федерального Государственного Образовательного Стандарта к современному образованию предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в ...

Статья «Проектно-исследовательская технология как средство формировании ключевых компетенций у обучающихся”.

В статье рассматриваются ключевые компетенции учеников, отличия проектной деятельности от исследовательской, этапы проектно-исследовательской деятельности. В презентации представлены сервисы, которые ...