Урок по теме "Природные зоны Африки"
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Белова Александра Александровна

Технология развития критического мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prirodnye_zony_afriki.docx19.81 КБ
Файл razdatochnyy_material_k_uroku.docx61.99 КБ
Файл winrar_archive.rar20 байтов
Office presentation icon sinkveyn.ppt368 КБ

Предварительный просмотр:

Природные зоны Африки

Цели урока: образовательная – закрепить понятие «природные зоны», показать разнообразие природных зон Африки, их зависимость от климата, показать особенности природы экваториальных лесов, саванн и пустынь, дать характеристику климата, почв этих зон, влияние человека на природу.

-развивающая – продолжить формирование познавательной активности учащихся, умения самостоятельно добывать знания, расширить кругозор детей, формирование умений работать с картой.

-воспитательная – воспитывать чувство ответственности, заинтересованное отношение к учебе, формирование интереса к географии.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Ход урока.

I.                  Организационный момент.

II.               Вводная беседа, повторение изученного материала

Слайд 1- Ребята, мы продолжаем с вами изучать во всем своем величии и красоте, волшебный мир Африки. И сегодня на уроке вы встретитесь лицом к лицу с этим необычным континентом, совершим удивительное путешествие, познакомимся с природой Африки поближе. А в начале давайте вспомним, что об Африке нам уже известно. Откройте атласы – физическая карта Африки.

Слайд 2 -На экране географические цепочки, исключите лишнее слово, обоснуйте свой выбор.

  1. Рас - Хафун , Альмади, Игольный, Рас – Энгела, Доброй Надежды
  2. Сомали, Индостан, Скандинавский, Лабрадор
  3. Нил, Амазонка, Замбези, Лимпопо
  4. Бразилия, Египет, Алжир, Конго, Нигерия
  5. Килиманджаро, Камерун, Этна, Кения
  6. Д. Ливингстон, Н.Вавилов, Васко да Гама, Х. Колумб
  7. Виктория, Ньяса, Эйр, Таганьика
  8. Атлантический, Индийский, Тихий
  9. Пассат, муссон, бриз
  10. Придумай свою цепочку

Фронтальная проверка, показ объектов по карте

Слайд 3 -Задание «Географический диктант»

  1. Атлантический
  2. Нил
  3. Килиманджаро
  4. Сомали
  5. Виктория
  6. Чад

7. Конго

8. Игольный

9. Замбези

10. Гвинейский

Текстовое описание ( устно)

  1. Крайняя южная точка Африки
  2. Полуостров на востоке материка
  3. Озеро в Сахаре
  4. Вулкан, вершина Восточно-африканского плоскогорья
  5. Залив на западе Африки
  6. Самая полноводная река Африки
  7. Океан, омывающий Африку с запада
  8. Самая длинная река в Африке
  9. Река на юго-востоке Африки
  10. И озеро, и водопад

Слайд 4 – ответы 8 4 6 3 10 7 1 2 9 5, показ объектов по карте

III. Изучение нового материала

Слайд 5 – Посмотрите на экран. Что вы видите. Как вы думаете о чём мы сегодня будем говорить? сформулируйте тему урока

Слайд 6 – тема урока «Природные зоны Африки», тему записать в тетрадь, раздать разд. материал

Слайд 7 – цели урока

Слайд 8 – карта природных зон Африки, открыть в атласе карту, назвать природные зоны африки ( чтение любой карты начинаем с чтения условных знаков)

Слайд 9 – Составить схему в тетради Крупнейшие природные зоны Африки

Слайд 10 – заполнение маркировочной таблицы ЗУХ

- Заслушиваем устные ответы

Слайд 11 – Заполни таблицу с помощью карт атласа

Видео ????????

IV. Закрепление полученных знаний

Игра – назови природную зону с помощью карточек ( обсудить почему такого цвета карточки)

Синквейн – 1 ряд ( ВЭЛ), 2 ряд – саванна, 3 ряд – пустыня

V. Рефлексия

Предположите тему следующего урока???

VI. Домашнее задание



Предварительный просмотр:

Раздаточный материал к уроку «Природные зоны Африки»

Задание 1

Работа с картами атласа

Заполни в тетради таблицу с помощью карт атласа

Задание 2. Составление маркировочной таблицы «ЗУХ»

знал

узнал

хочу узнать

Прочти текст. В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе чтения информацию, указав номера предложений. Устно охарактеризуй полученные данные.

  1. Приро́дная зо́на (греч. zone — пояс), физико-географическая зона — часть географического пояса с однородными климатическими условиями.
  2. Зоны закономерно сменяются от экватора к полюсам и от океанов вглубь континентов; имеют близкие условия температур и увлажнения, определяющие однородные почвы, растительность, животный мир и другие компоненты природной среды.
  3. Распространение природных зон в Африке считают симметричным: по обе стороны от экватора зоны закономерно сменяют друг друга.
  4. Зона влажных экваториальных лесов (ГИЛЕЯ) занимает побережье Гвинейского залива, охватывает всего 8% площади материка.
  5. Климат здесь экваториальный, круглый год жаркий и влажный, что способствует произрастанию и круглогодичной вегетации богатой древесной растительности.
  6.  Гилеи богаты по видовому составу (на 1 га леса приходится до 100 видов деревьев!) и многоярусны (4-5 ярусов).
  7.  В верхний ярус выходят деревья высотой 40-50 м, а иногда они достигают 60-70 м (масличная и винная пальмы, фикусы, сейба), в более низких ярусах представлены хлебное дерево, дерево кола, терминалии, древовидные папоротники, бананы, либерийское кофейное дерево.
  8. Ценной древесиной обладают эбеновое (черное), красное и железное деревья; стволы и кроны деревьев оплетены лианами, на ветвях, стволах и даже листьях поселяются растения-эпифиты (орхидеи, фикусы, папоротники, мхи);они используют деревья как опору, а влагу и питательные вещества берут из воздуха.
  9. В наземном ярусе характерны мелкие копытные, лесные свиньи, окапи (родственники жирафов), возле водоемов - карликовые бегемоты;  этом ярусе обитают гориллы - самые крупные человекообразные обезьяны.
  10. В кронах деревьев много других обезьян (мартышки, колобусы, шимпанзе), характерны птицы, насекомые; во всех ярусах распространены муравьи и термиты, самый крупный хищник экваториальных лесов - леопард.
  11. Саванны субэкваториального пояса занимают в Африке огромные территории - 40% площади материка, в саванне – два климатических периода – период дождей и засухи
  12. Типичны для саванны сомкнутый злаковый покров (слоновая трава, бородач и др.) и небольшие рощи или одиночные экземпляры деревьев и кустарников (баобабы, акации, мимозы, терминалии).
  13. Деревья и кустарники имеют приспособления для защиты от засухи и частых пожаров - листья их обычно мелкие, жесткие, опушенные; стволы покрыты толстой корой, в древесине некоторых деревьев запасается вода; и зонтичная форма крон не случайна: тень от таких крон прикрывает приствольную корневую систему от палящих лучей солнца.
  14. В дождливый период саванна - зеленое море сочных трав, деревья цветут и плодоносят; в сухой период саванна становится желтой и бурой: травы выгорают, листья с деревьев облетают.
  15. Богатый травяной покров саванн дает обильный корм крупным травоядным животным: антилопам (их более 40 видов), зебрам, буйволам, носорогам, листвой и мелкими ветвями деревьев питаются жирафы и слоны.
  16. Разнообразны в саваннах и хищники: львы, леопарды, гепарды; шакалы и гиены, поедающие падаль; в водоемах живут крокодилы и бегемоты.
  17.  Разнообразен мир птиц: африканские страусы, птица-секретарь, марабу, цесарки, колонии чибисов, пеликанов, фламинго и цапель.
  18. В саваннах часто встречаются пресмыкающиеся (ящерицы, хамелеоны, змеи, сухопутные черепахи), высокие земляные постройки термитов; среди насекомых опасна муха це-це, разносящая возбудителей сонной болезни у человека и болезни нагана у домашнего скота.
  19. К северу и югу от саванн в Африке располагаются зоны тропических пустынь и полупустынь.
  20. В Северной Африке - это грандиозная Сахара (с севера на юг протянулась на 2 тыс. км, с запада на восток - около 6 тыс. км, площадь - 8,7 млн. км2), в Южной Африке - пустыни и полупустыни впадины Калахари, пустыня Намиб на побережье Атлантического океана.
  21. В пустынях Африки - экстремальные климатические условия, годовая сумма осадков не превышает 100-200 мм; иногда годами не бывает дождей, характерны крайняя сухость воздуха, очень высокие дневные и сравнительно низкие ночные температуры, пыльные и песчаные бури (самум).
  22. На территории Сахары чередуются песчаные “моря” - эрги, каменистые пустыни - хамады; глинистые пустыни на месте бывших озер или  морских заливов; солончаки на месте высохших соленых озер.
  23. Растительность африканских пустынь крайне разрежена, в Сахаре в составе злаков представлены аристида и дикое просо, из кустарников и полукустарников - акации, тамариски, эфедра, для Калахари характерны суккуленты: алоэ, молочаи, дикие арбузы, в пустыне Намиб распространено своеобразное растение вельвичия.
  24. Животный мир африканских пустынь и полупустынь приспособился к жизни в засушливых условиях, в поисках скудной пищи и воды они могут преодолевать большие расстояния (например, мелкие антилопы) или подолгу обходиться без воды (пресмыкающиеся, верблюды), в жаркое время суток многие обитатели пустыни зарываются глубоко в песок или уходят в норы, а активную жизнь ведут ночью.
  25.  Ящерицы, черепахи и змеи могут долго обходиться без воды, многочисленны также различные жуки, саранчовые, скорпионы.

Задание 3

По тексту составь список новых терминов


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СИНКВЕЙН СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (ТЕМА) 2 ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (описание темы ) 3 ГЛАГОЛА (ОПИСАНИЕ ДЕЙСТВИЯ) фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме одно слово, синоним темы, ВЫВОД

Слайд 2

Информация важная, необходимая получать, сообщать, дезинформировать каждый может принять решение, располагая достаточной информацией сведения

Слайд 3

Полина жизнерадостная и счастливая думает,живёт и мечтает Бой с ленью человек

Слайд 4

Способность индивидуальная, психологическая развивается, осуществляет, прилагает способность предполагается заранее, но она должна стать умением особенности личности

Слайд 5

Экономика рыночная переходная производит потребляет удовлетворяет совокупность производственных отношений отрасль

Слайд 6

Экономика хозяйственная, социальная охватывает, изучает, распределяет организованная система хозяйствования, обеспечивающая процесс производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг отрасль социальных наук

Слайд 7

Инфляция сбалансированная прогнозируемая растет снижается изменяется повышение общего уровня цен вздутие

Слайд 8

Прокурор государственный служащий возбуждает, опротестовывает, участвует И лишь заботливые руки прокурора сшивали ловко новые дела... должностное лицо прокуратуры

Слайд 10

1.Африка 2.Своеобразная, жаркая 3.Находится, омывается, проживают 4.Африка – это загадка! 5.Материк


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК 7 класс. "Природные зоны Африки".

Виртуальное путешествие по природным зонам Африки с использованием презентации....

Урок географии в 7классе по теме "Природные зоны Африки"

Использование модульной технологии...

Открытый урок географии. Природные зоны Африки.

Педагогическая идея урока актуальна. На уроке необходимо формировать не только предметные знания и умения, но и обеспечивать метапредметные результаты обучения. Одна из важнейших особенностей урока со...

Урок с применением ЭФУ. Кравцова Е. А. Тема урока: Природные зоны Африки. 7 класс

Урок – путешествие "Природные зоны Африки". Представьте себя исследователем природы Африки и подготовьте проект научной экспедиции по материку....

Урок-путешествие "Природные зоны Африки"фрики

Разработка урока по теме "Природные зоны Африки"...

Конспект урока - путешествия "ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ АФРИКИ", 7 кл.

Урок - путешествиеЗадачи урока:-    расширить представления о природных зонах материка Африка, о многообразии растительного и животного мира; об особенности их приспособлений в да...

Африка. Презентация к уроку "Природные зоны Африки"

Презентация к уроку "Природные зоны Африки"...