Использование ИКТ как один из факторов формирования информационно – коммуникационной образовательной среды на уроках географии
статья по географии на тему

Глотова Ольга Николаевна

Возникшая потребность большинства членов современного  общества интенсивно познавать и реализовывать возможности информационных и коммуникационных технологий для повышения своего общекультурного и профессионального уровня определяется еще и тем, что постоянно развивающиеся научные и производственные технологии, технологии бизнеса, образовательные технологии создаются и совершенствуются на базе информационно-коммуникационных технологий. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование  ИКТ как один из факторов формирования

информационно – коммуникационной образовательной среды на уроках географии

Глотова О.Н.., преподаватель географии

ГПОУ «Краснокаменский промышленно технологический техникум»

«Не бойся, что не знаешь, бойся, что не научишься»

(китайская мудрость)

Одним из направлений модернизации системы образования в настоящее время является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Это позволяет активизировать аналитическую деятельность обучаемых, углубить демократизацию методики преподавания, раскрепостить творческие возможности, стимулировать и развивать психические процессы, мышление, восприятие, память учащихся.

Возникшая потребность большинства членов современного  общества интенсивно познавать и реализовывать возможности информационных и коммуникационных технологий для повышения своего общекультурного и профессионального уровня определяется еще и тем, что постоянно развивающиеся научные и производственные технологии, технологии бизнеса, образовательные технологии создаются и совершенствуются на базе информационно-коммуникационных технологий.

В научно-педагогических работах (Роберт И.В., Прозорова Ю.А., Касторнова В.А., Козлов О.А., Макарова Н.В., Софронова Н.В. и др.), анализирующих современный этап информатизации образования, особое значение уделяется формированию образовательной среды, реализованной на базе информационных и коммуникационных технологий, под которой понимается совокупность условий, обеспечивающих информационное взаимодействие между педагогами, учащимися и информационными ресурсами предметных областей.

Среду, складывающуюся на основе средств информационно-коммуникационных технологий, будем далее называть информационно-коммуникационной образовательной средой (ИКОС), ключевым компонентом которой является компьютер. Он становится средством обработки информации, коммуникации и обновления знаний, самореализации обучаемых. Включение компьютеров в учебный процесс изменяет роль средств обучения, используемых при преподавании различных дисциплин, новые информационные технологии изменяют учебную среду.

     ИКОС включает в себя организационно-методические средства, совокупность технических и программных средств хранения, обработки, передачи информации, обеспечивающую оперативный доступ к педагогически значимой информации и создающую возможность для общения педагогов и обучаемых. Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия учащегося и преподавателя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения. Работа в интерактивном режиме стимулирует эмоциональное отношение к предмету, повышает мотивацию, формирует интерес к обучению, создает ситуацию успеха.  

География - предмет, где такие компьютерные средства как: электронные пособия, интерактивные карты и атласы, электронные энциклопедии и справочники, тренажеры и программы тестирования, учебно-исследовательские работы и проекты, интерактивные доски, применяются на всех типах  урока: изучения и первичного закрепления новых знаний, закрепления новых знаний, практических умений и навыков, обобщения и систематизации изученного материала, проверки, оценки и коррекции полученных знаний и  на всех этапах урока.

Создание ИКОС способствует использованию разработанного мультимедийного сопровождения уроков со звуковыми файлами, анимированными фрагментами для поддержки учебного процесса, обучающих и демонстрационных программ, интерактивных карт, компьютерного контроля знаний различного уровня, ресурсов медиатеки для организации самостоятельной работы обучающихся, электронных практикумов, поисковой работы в сети Интернет.

Чрезвычайно интересной для уроков географии является серия «Золотой глобус», где на дисках дается полная, содержательная информация о странах мира, а также различные энциклопедии (Кирилла и Мефодия, Страны мира, Большая энциклопедия географических карт), электронные справочники (приложение 1). Электронные носители содержат географические и экономические данные об изучаемых странах, знакомят учащихся с культурными традициями, дают возможность осуществлять виртуальные путешествия по ним, например, презентация урока по теме «Япония» содержит  видеофрагменты из серии «Золотой глобус», которые  были смонтированы с помощью программы Movie Maker (приложение 2).

Компьютерная лекция, разработанная средствами Power Point, - это тематически и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая на экране или мониторе. В ходе лекции используются различные информационные объекты: изображения, звуковые и видеофрагменты. Изображения - это рисунки, фотографии, графики, схемы, диаграммы. Видеофрагменты - это фильмы, включённые в презентацию целиком или частично. Звуковые фрагменты - дикторский текст, музыкальные или иные записи, сопровождающие демонстрацию слайдов. Сочетание комментариев преподавателя с видеоинформацией или анимацией значительно активизирует внимание учащихся к содержанию излагаемого учебного материала и повышает интерес к новой теме, эффективно использует время урока, сосредоточив внимание на обсуждении наиболее сложных моментов учебного материала. Примером служат уроки по теме «Современная политическая карта мира», «Китай. Пути экономического и социального преобразования», «Япония». Презентация на данных уроках становится своеобразным планом урока, его логической структурой, а подбор материала экономит учебное время и дает возможность дифференцированного подхода к учащимся и расширения их кругозора. Страницы таких презентаций можно листать вперед и назад, демонстрируя определенные этапы урока, позволяя сфокусировать внимание на отдельных фрагментах. При использовании интерактивной доски применение так называемого «эффекта шторки» эффективно при различных видах опроса, при проверке решения заданий, состоящих из нескольких этапов. При изучении темы «Природные ресурсы мира» «эффект шторки» используется для проверки заполнения схемы «Классификация  ресурсов», где указываются основные виды ресурсов по происхождению и использованию. Движением руки картинки с видами ресурсов соотносятся с тем видом, к которому они принадлежат, результат  проверяется с эталоном ответа.

Используя широкие возможности экранного меню интерактивной доски, преподаватель управляет любой компьютерной демонстрацией: текстом, картой, схемой или рисунком. Демонстрационные программы, к которым кроме картин, видеофрагментов, фотографий можно отнести интерактивные карты, компьютерные лекции, разработаны при  помощи Power Point и Movie Maker.

        Информация, полученная через различные сенсорные пути: видео, графику, звук, усваивается лучше и сохраняется дольше, вызывает определенное эмоциональное состояние у обучающихся.

        Ясная, эффективная и динамичная подача материала способствует более глубокому пониманию обучающимися изучаемого материала, мотивирует их на творческий подход и повышает уверенность учащихся в своих знаниях,  способствует развитию коммуникабельных навыков учащихся, глубины мышления, помогает формировать ряд компетентностей: социальную, поликультурную, коммуникативную, деловую, информационную. Активизируются все виды памяти, учебный материал воспринимается глубже, следовательно, обучающийся будет воспринимать предмет в другом ракурсе, в мировоззренческой позиции – «Мне это необходимо знать», «Это для меня очень важно».

Интерактивные карты — новый тип интерактивных средств обучения географии, которые обладают свойствами географической карты, то есть являются уменьшенным в масштабе изображением земной поверхности с использованием особого языка - условных знаков, в то же время, у них появляется новое свойство, приближающее их к геоинформационным системам — возможность изменения содержания карты. Такие карты имеются в наличии на дисках готового мультимедийного ресурса, они не требуют большого пространства для их размещения, каждая тема представлена необходимым комплектом карт.

Существует три основных вида работы с электронной картой:

  • работа со слоями карты;
  • работа с дополнительным материалом;
  • использование дополнительных возможностей программы (выполнение рисунков, надписей и др.).

Наиболее полезной функцией электронных карт является возможность комбинирования их слоев. Это позволяет выявлять причинно-следственные связи и закономерности. Прием наложения карт актуален при изучении отраслей хозяйства. Сопоставляя карты «Электроэнергетика России», «Топливные ресурсы» и «Плотность населения», обучающиеся выявляют закономерности размещения электростанций разных типов по территории нашей страны.

        Комбинируя слои карты, во-первых, можно снимать с нее информацию, которая неактуальна на данном уроке. Во-вторых, с помощью разного сочетания слоев на основе базовой карты можно создать целый набор специализированных карт, например, карты без названий (для организации индивидуальных ответов у доски и проведения географических диктантов); частично подписанные карты (например, с названиями только объектов суши); контурные карты.

Интерактивная карта может быть полезной и для организации различных видов контроля: первичного, текущего, итогового. Например, при  проведении географического диктанта осуществляется самопроверка – средство формирования адекватной самооценки учащегося.

Функция рисования значительно расширяет область применения электронных карт на уроке, увеличивает их наглядность. Появляется возможность выделять объект или группу объектов, на которые необходимо обратить внимание, добавлять на карту информацию (например, о направлениях экспорта и импорта для объяснения схемы транспортных перевозок) и т. д.

Возможность наносить на карту названия объектов облегчает процедуру организации географических диктантов (работ, посвященных проверке знания номенклатуры), позволяет ставить перед обучающимися задания на классификацию или сортировку объектов (например, расположить страны в порядке уменьшения их численности населения).

Выполнение практических работ занимает определенную часть уроков географии и является неотъемлемой частью программного материала по предмету. Например, при выполнении практических работ «Динамика численности населения», «Сравнительная характеристика стран», без использования доски и мела на интерактивной доске, учащиеся строят графики годового роста населения, диаграммы экспорта и импорта продукции государств.

При закреплении знаний эффективной формой является применение программ обучающего тестирования, которые составляются и используются с целью детального изучения, освоения темы и подготовки к итоговому контролю знаний. Для контроля и оценки знаний используются  программы Test Tern (приложение 3). Оценки результатов тестирования выходят после окончания работы и сохраняются в памяти компьютера у каждого обучающегося. Все это облегчает работу преподавателя по ведению мониторинга уровня усвоения знаний.

Тестовые компьютерные программы готовят учащихся к внешнему независимому тестированию, дают возможность проверить знания, навыки, умения учащихся с помощью различных видов и типов заданий, наборов тематических и итоговых тестов с использованием иллюстраций, схем, диаграмм, графиков, карт.

С помощью программ Microsoft Word учащимися выполняются творческие проекты, исследования, доклады для конференций в интересной, визуально привлекательной форме. Так,  на  научно – практическую конференцию «Шаг в будущее - 2015», посвященную формированию здорового образа жизни, была представлена учебно – исследовательская работа по теме «Пивной алкоголизм»,  при подготовке которой был использован фильм «Алкоголизм среди подростков» из проекта «Общее дело».

Уроки с использованием ИКТ кроме учебных целей по предметам формируют  информационную грамотность обучающихся:

• получение знаний, позволяющих перерабатывать, осмысливать, оценивать большие потоки современной информации и умение пользоваться и управлять ею для различных практических целей;

• овладение современными информационно-коммуникационными технологиями как инструментом профессиональной деятельности и общей культуры человека.

Таким образом, электронные образовательные ресурсы и формируемая на их базе новая информационно-коммуникационная образовательная среда имеют немалый потенциал для повышения качества обучения, позволяют обеспечить переход к качественно новому уровню педагогической деятельности, значительно увеличивая ее дидактические, информационные, методические и технологические возможности, что в целом способствует повышению качества подготовки рабочих кадров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование творческих способностей обучающихся на основе информационно- коммуникационных технологий на уроках географии

Используя возможности ИКТ можно показать ученикам весь мир, дать почувствовать шорох джунглей, и холод Антарктиды, и зной пустыни, увидеть заснеженные горы Памира и бескрайние просторы Тихого океана...

Использование информационно коммуникационных технологий на уроках географии

Используя ИКТ на уроках географии в течение трех лет,  я получила подтверждение тому, что аудиовизуальные и интерактивные средства обучения, направленные на адекватное восприятие географиче...

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках географии

Справочно-информационные сведения об опытеТема опыта: «Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках географии».Автор опыта: Миронов Владимир ВикторовичДолжность автора: учитель гео...

Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках географии

Модернизация образования предъявляет особые требования к формированию и развитию ИКТ-компетентности школьников, а именно способностей к сотрудничеству и коммуникации, к самостоятельному приобретению, ...

"Информационно-коммуникационные технологии на уроках географии"

Проблема интереса в обучении не нова. Она состоит в том, чтобы приблизить ученика к учению, “зацепить” его так, чтобы учение для ученика стало желанным, потребностью, без удовлетворения которой немысл...

Формирование ключевых компетенций у обучающихся через применение информационно - коммуникационных технологий на уроках географии

Социально-экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь системы образования. Новые задачи, поставленные сегодня перед школьным ...

Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках географии как средство формирования универсальных учебных действии.

Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках географии как средство формирования универсальных учебных действии....