Конспект урока 9 класса по теме: "Металлургическая промышленность. Характеристика черной металлургии России".
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

Разработка урока по теме:"Металлургическая промышленность. Характеристика черной металлургии России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metallurgiya_rossii.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Металлургическая промышленность. Характеристика черной металлургии России.

Цели:

Обучающие:

  • Продолжить формирование представлений об отраслях промышленности России,
  • Дать характеристику отрасли черной металлургии,
  • Систематизировать знания учащихся об  рудных полезных ископаемых на территории России, их месторождениях и принципах размещения.

Развивающие:

  • Совершенствовать умения и навыки работы с картой, учебником, дополнительными источниками литературы
  • Продолжить формировать умение анализировать картографический материал, находить причинно-следственные связи. Формировать  и делать выводы.
  • Развивать умение создавать образ объекта, развивать познавательный интерес учащихся, межпредметные связи с другими науками.

Воспитательные:

  • продолжить формирование научного мировоззрения
  • воспитывать экологическую культуру и бережное отношение к природе и к Родине
  • умение рационального природопользования.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: (по классификации Голанта Е.Я., Перовского Е.В., Лордкипанидзе Д.О.):

словесные (рассказ и объяснение учителя, беседа, работа с книгой, учебным текстом);

практические (работа с картой);

наглядные (работа с наглядностью);

опережающего изучения (работа с дополнительными источниками),

метод незаконченных предложений

Оборудование: учебники,  атласы, слайды с изображением процессов черной металлургии, карта «Черная и цветная металлургия России», карта «Экологические проблемы России»

Программное обеспечение: мультимедийная презентация учителя мультимедийный проектор и экран.

Опорные понятия: металлургический комплекс, черная металлургия

Структура урока

1.Оргнизиционный момент -1 минута

2. Актуализация опорных ЗУНов -2  мин

3. Постановка цели и зада урока -2  мин

    Мотивация учебной деятельности

4.Изучение нового материала   минут-25 мин

5.Физкультминутка- 1 мин.

6.Закрепление изученного материала – 7  мин

7.Рефлексия - 2  мин

8.Итог урока, выставление оценок учащимся - 2  мин

9.Домашнее задание- 3  мин

Организационный момент (1 мин, приветствие, проверка готовности к уроку): Здравствуйте ребята! Какая сегодня хорошая погода! Я надеюсь у вас тоже сегодня хорошее настроение и вы настроились на урок. Приготовьте для урока следующие пособия и положите их на край стола: учебник, атлас и рабочую тетрадь.

Актуализация опорных ЗУНов

Мы продолжаем изучать крупный раздел  географии России под названием «Хозяйство».

Вспомните ребята, какие отрасли хозяйства мы уже изучили? По какому плану мы изучаем отрасли?

Постановка темы и целей урока. Мотивация (слайд)

Внимание на доску, я вам предлагаю просмотреть серию слайдов и подумать над тем, какая тема нашего урока. Ответы учащихся.

Ответы учащихся.

Открываем тетради и записываем число классная работа и тема……

А какие вы цели ставите для себя, что вы хотите узнать?

Внимание на доску. Из предложенных слов сформулируйте цели урока.

(слова изучить охарактеризовать узнать, …)

Сегодня мы познакомимся с одной из старейших отраслей России - металлургической промышленностью.

Изучение нового материала

Вас ждёт плодотворная работа на этом уроке. Изучение темы строиться по плану.

План изучения отрасли.

  1. Значении отрасли
  2. Сырьевая база, принципы размещения
  3. Отраслевая структура
  4. География основных отраслей
  5. Проблемы и перспективы развития

Задание: прослушайте внимательно определение металлургической промышленности и выделите две отрасли, из которых состоит металлургическая промышленность.

Металлургическая промышленность – это совокупность отраслей черной и цветной металлургии, включающей процессы от добычи сырья до выпуска готовой продукции.

 Какие две отрасли входят в состав металлургии? Какая из отраслей получила наибольшее развитие на территории России? Ответить на это вопрос вам поможет карта атласа  на стр. 17 «Черная и цветная металлургия»

Откройте атлас на странице 17 карта «Черная и цветная металлургия» и  ответьте мне на вопрос, какой теме посвящена данная карта. Какими способами изображена информация  на данной карте?

Ответ: черная и цветная металлургия

На протяжении урока мы еще будем работать с данной картой.

Черная металлургия играет важную роль в хозяйстве России, без ее продукции – чугуна и стали, невозможно произвести трактор или локомотив.

Где лучше всего разместить  предприятия черной металлургии? Ответить на данный вопрос вам поможет следующей текст.

Послушайте ребята описание: «Это материалоемкая отрасль: для выплавки 1 т чугуна требуется примерно 3 т железной руды, 1,1 т кокса, 20 т воды, а также марганцевая руда, известняк, флюсы и др.»

Вопрос: как вы думаете, где будут размещаться предприятия черной металлургии? Какой это принцип размещения (сырьевой)

Поэтому предприятия черной металлургии размещаются возле источников сырья или топлива или между ними.

На размещение металлургических предприятий влияют:        

Сырьевой

Топливный

 Потребительский

Водный

Транспортный

Экологический факторы.

Перед вами схема «Сырьевая база черной металлургии» Ваша задача заполнить данную схему по ходу сообщений ваших одноклассников (слайд)

                                   (Напишите месторождения полезных ископаемых)

Вывод:________________________________________________________

Сообщения учащихся с использование дополнительного материала. Показ месторождений полезных ископаемых используя значки.

Проверка выполнения задания.

Проверьте правильность заполнения схемы (внимание на слайд)

Задание: Посмотрите на карту и сделайте вывод о том, где на территории России сформировалась сырьевая база для развития черной металлургии.

Вопрос: Ребята, ответьте мне на вопрос. Из того что вы услышали, где на территории России сформировалась база для развития черной металлургии.

Как же происходит сам процесс превращения руды в готовое изделие?

Процесс превращения руды в  железо  достаточно сложный.

Схема +сообщение о типах предприятий.

В составе черной металлургии выделяются следующие типы предприятий:

• металлургические заводы полного цикла, то есть такие, что выработаю чугун, сталь и прокат (иногда в их состав входит и предприятие по добыче железной руды);

• сталеплавильные и сталепрокатные заводы («передельная металургия »);

• производство ферросплавов - сплавов железа с хромом, марганцем, кремнием и другими элементами; эти сплавы в дальнейшем используются для предоставления стали необходимых свойств.

Работа в парах составление отраслевой структуры.

Составление отраслевой структуры, используя атлас стр.17 с указанием географических центров.

Задание: используя карту атласа стр. 17 заполните отраслевую схему черной металлургии, включая основные центры (двое учащихся заполняют у доски, остальные работают на своих местах) (слайд)

Отраслевая структура черной металлургии

                                                                     

                                                            Производство

                                                             Выплавка

Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание: Сравните карту полезных ископаемых с расположение центров металлургии и кажите, в каких регионах наблюдается концентрация предприятий черной металлургии. Сделайте вывод.

Вывод: В России сформировалось 3 района развития черной металлургии: Центральный, Уральский, Сибирский. Черная  металлургия имеет сложную отраслевую структуру.

Россия  имеет для развития отрасли значительные запасы железных и марганцевых руд, коксующихся угля, флюсовых и огнеупорных материалов. Их месторождениям  очень удачно сочетаются - преимущественно в Уральском и Центральном районах.

Физкультминутка-лабиринт (слайд)-лабиринт

Закрепление изученного материала (приложение № 2)

Работа в группах - анализ ситуаций, выявление причинно-следственных связей, предложение мероприятий по улучшению окружающей среды.

Вывод: какое влияние оказывает черная металлургия на природу России?

Рефлексия (слайд)

Я узнал, я хочу узнать

Итоги урока

Домашнее задание параграф  читать + обратить внимание размещение центров черной металлургии

Опережающее домашнее задание - подготовка сообщения о месторождениях цветных руд на территории России


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок география - химия по теме "Черная металлургия России""

Интегрированный урок география - химия по теме "Черная металлургия России"...

Разработка урока "Черная металлургия России".

Учебная презентация для уроков географии в 9 классе....

урок географии "Черная металлургия России"

урок геогрфии с использоанием ИКТ...

Конспект урока географии по теме «Металлургический комплекс. Черная металлургия» 9 класс

Тип урока: комбинированный Форма урока: урок с использованием ИКТ и ЛОС Цель урока: -дать знания о составе металлургического комплекса; -выявить значение и роль ...

Черная металлургия России 9 класс

Материал  по теме  географии России 9 класса представлен в технологии  РКЧТ в стратегии "Зигзаг"...

Презентация "Черная металлургия России" 9 класс

Металлургический комплекс. Черная металлургия России. - изучение новой темы...

Технологическая карта урока на тему "Черная металлургия России"

Технологическая карта ориентирована на учебник А.А. Лобжанидзе. География России: природа, население, хозяйство - УМК "Сферы".Содержит постановку цели и задач урока; планируемые образователь...