Технологическая карта по географии по ФГОС
методическая разработка по географии (6 класс) на тему

Жданова Галина

Урок  географии. 6 класс. Тема: «Мировой океан. Части Мирового океана» 

Тип урока: урок изучения нового материала  и первичного закрепления новых знаний.

Цель урока:      создать условия  для  выполнения обучающимися практикоориентированного задания по составлению схемы «Части Мирового океана» и выполнению практической работы «Описание географического положения моря».

Задачи урока:

Обучающие:

·      Сформировать понятия: «Мировой океан, «Мировой круговорот воды»,  “Океан”, “Море”, “Залив”, “Пролив”.

·      Начать формирование знаний об особенностях Мирового океана и его частей.

·      Формировать представление о типах морей.

·      Создать условия для формирования умений добывать знания из различных источников географической информации.

Развивающие:

·      Продолжить формирование умений работать с различными видами карт (читать, анализировать, обобщать информацию).  текстом учебника; применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций; развивать географическое мышление и устную речь;

·       формировать умения применять полученные знания при решении практических задач, выделять главное из прочитанного, увиденного и услышанного, заполнять кластеры-схемы.

·      Развивать умение определять географическое положение моря или другого водного объекта.

·      Способствовать развитию интереса к географическим исследованиям, развивать у обучающихся стремление расширять свой кругозор.

Воспитывающие:

·      Воспитывать у обучающихся чувство товарищества, умение работать в группе, выслушивать ответы одноклассников, анализировать и оценивать их, объективно оценивать свои знания.

·      Показать значимость Мирового океана для окружающей среды и человека. 

·      Воспитывать чувство бережного и ответственного отношения к природе, способствовать формированию у обучающихся правильного экологического поведения.

Планируемые результаты освоения темы.

Личностные:

·      Осознанно относиться  к обучению темы, проявлять интерес к теме урока.

·      Проявлять творчество при выполнении заданий. Осознавать успешность своей деятельности..

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение

дополнительного педагогического профессионального образования

Центр повышения квалификации специалистов Васильеостровского

 района Санкт-Петербурга «Информационно-методический центр»

Зачётная работа по курсу

«Введение  ФГОС в деятельность образовательного учреждения»

Исполнитель:  Жданова Г.П.

Учитель географии СОШ № 660

ЗЦДЮТ «Зеркальный»

Санкт-Петербург

2016

Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения.

Урок  географии. 6 класс. Тема: «Мировой океан. Части Мирового океана»  

Тип урока: урок изучения нового материала  и первичного закрепления новых знаний.

Цель урока:      создать условия  для  выполнения обучающимися практикоориентированного задания по составлению схемы «Части Мирового океана» и выполнению практической работы «Описание географического положения моря».

Задачи урока:

Обучающие:

  • Сформировать понятия: «Мировой океан, «Мировой круговорот воды»,  “Океан”, “Море”, “Залив”, “Пролив”.
  • Начать формирование знаний об особенностях Мирового океана и его частей.
  • Формировать представление о типах морей.
  • Создать условия для формирования умений добывать знания из различных источников географической информации.

Развивающие:

  • Продолжить формирование умений работать с различными видами карт (читать, анализировать, обобщать информацию).  текстом учебника; применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций; развивать географическое мышление и устную речь;
  •  формировать умения применять полученные знания при решении практических задач, выделять главное из прочитанного, увиденного и услышанного, заполнять кластеры-схемы.
  • Развивать умение определять географическое положение моря или другого водного объекта.
  • Способствовать развитию интереса к географическим исследованиям, развивать у обучающихся стремление расширять свой кругозор.

Воспитывающие:

  • Воспитывать у обучающихся чувство товарищества, умение работать в группе, выслушивать ответы одноклассников, анализировать и оценивать их, объективно оценивать свои знания.
  • Показать значимость Мирового океана для окружающей среды и человека.  
  • Воспитывать чувство бережного и ответственного отношения к природе, способствовать формированию у обучающихся правильного экологического поведения.

Планируемые результаты освоения темы. 

Личностные:

  • Осознанно относиться  к обучению темы, проявлять интерес к теме урока.
  • Проявлять творчество при выполнении заданий. Осознавать успешность своей деятельности..

Метапредметные умения.

  • Познавательные – осуществлять поиски извлечение информации в соответствии с учебным заданием, определять значение и смысл терминов; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать информацию; переводить информацию в разные формы предъявления.
  • Регулятивные – принимать и сохранять учебное задание; определять лично значимую цель в рамках учебной темы; устанавливать  последовательность действий по выполнению задания.
  • Коммуникативные – адекватно отвечать  на поставленные вопросы; работать в паре; принимать участие в диалоге, отстаивать своё мнение. 

Предметные:

  • Освоение обучаемыми терминов по теме урока.
  • Умение обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать  выводы;
  • Освоение приёмов определения географического  положения моря, или другого водного объекта..
  • Умение работать с картами атласа и контурными картами, с настенной картой (знание и умение показать на настенной карте водные объекты).

Подход к обучению: развивающий.

Методы обучения: словесный, наглядно-иллюстративный, объяснительно – иллюстративный, проблемный, частично поисковый, анализ рисунков учебника, схем, карт атласа, практическая работа.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная.

Средства обучения.

Вербальные – речь учителя; визуальные – иллюстрации учебника, настенные карты и карты атласа, презентация учителя, учебник. ТСО – компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Образовательные ресурсы: Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. 5-6 классы: учеб. Для общеобразоват. Учреждений / А.А.Лобжанидзе. – 6-е изд. –М, Просвещение, 2016. – 159  

Средства активизации: слово  учителя, беседа, учебные задании, самостоятельная работа индивидуальная и в парах, практическая работа.

Методы контроля: визуальный, устный, письменный.

Межпредметные связи: физика, история, экология.

Основные понятия и термины: гидросфера, Мировой океан, море, залив, пролив, понятие о географическом положении моря.

Технологическая карта урока

Этап технологии развивающего обучения

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Умения

Организаци -

онный момент

Приветствие. Создание благоприятной обстановки для дальнейшей работы. Проверка  готовности учащихся к уроку.

Приветствие учителю.  Готовность рабочего места. Включение в работу.

1. Естественное действие

1.Актуализация знаний

Учитель просит раскрыть понятие гидросфера. Вспомнить, что дети знают о гидросфере. Предлагает рассмотреть фото Земли из космоса в географическом атласе и ответить на вопрос «Почему космонавты называют Землю «Голубой планетой». Формулирует тему урока: «Мировой океан. Части Мирового океана».

Предлагают свои варианты ответов.

Л:  проявлять интерес к теме.

Пр: знать термин «Гидросфера».  К: адекватно отвечать на поставленный вопрос.

Р: преодолевать затруднения.

2. Самоопределе-ние к деятельности

Предлагает обучающимся проблемную ситуацию: «В чём проявляется единство Мирового океана?». Формулирует практикоориентиро-ванное задание: «В 16 веке мореходами всё больше овладевала идея совершить кругосветное путешествие на кораблях. Первым эту попытку предпринял Фернан Магеллан. Магеллан был убит в стычке с туземцами на одном из Филиппинских островов». Опишите по карте атласа подробно  путь его 5 кораблей и открытые им новые географические объекты. Где находится Филиппинское море?  Какие знания вам потребуются?

Отвечают на вопросы учителя.          В ходе беседы усваивают дополнитель -   ную информацию учителя. Формулируют цель и задачи урока для себя, определив границы знания и незнания.   Составляют план достижения цели и определяют алгоритм действий.          

Л:  определять потребности в освоении учебной темы. Проявлять готовность к сотрудничеству.                

П: создавать самостоятель-ные способы решения практикоориен-тированного задания. 

К: участвовать в диалоге , с достаточной полнотой выражать свои мысли.

Р: принимать и сохранять учебное задание. Определять лично значимую цель в рамках учебной темы.

2.Освоение информации по проблеме.

1. Учебно-познаватель-ная деятельность (обучение)

1. Части Мирового океана.      Организует парную самостоятельную работу обучающихся с текстом учебника. «Найдите выделенные слова в тексте учебника на с.84-85 и составьте схему «Части Мирового океана». Ответьте на вопрос «Каковы отличия частей Мирового океана? Обсудите в парах свой ответ». Визуальный контроль за ходом выполнения задания. Организует работу с рисунком учебника «Площади океанов». Формулирует задание: «Сравните площади океанов и ответьте на вопрос: 1) Какой океан самый большой по площади, а какой самый маленький»?

Работают с текстом учебника. Составляют схему «Части Мирового океана», дополняют её из рассказа учителя. Обсуждают в парах варианты ответов и представляют ответы учителю и классу.

Анализируют схему-рисунок и отвечают на вопрос.

Л: проявлять интерес к учебной теме и готовность к сотрудничеству.

П: осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием.  Определять значение и смысл терминов. Предъявлять информацию в различных формах.

К: адекватно отвечать на поставленный вопрос. Работать в паре. Внимательно слушать и слышать партнёра.

Р: принимать и сохранять учебное задание. Устанавливать последовательность действий. Преодолевать затруднения.

2.  Изучение терминов.

Формулирует задание: «Прочтите текст на с. 84-85, найдите определения терминам и запишите их в тетрадь». Устный контроль результатов выполнения задания. Корректирует ответы учащихся.

Формулируют определения к терминам «море», «залив», «пролив», «канал». Записывают их в тетрадь. Представляют ответы учителю и классу.

3. Свойства вод океана.

Предлагает информацию  к размышлению: « Вы купались в Чёрном море,  в ваш рот случайно попала морская вода. Какой вкус вы почувствовали? Почему у морской воды такой вкус»?

Организует самостоятельную индивидуальную работу с текстом учебника (с. 85), с записью термина в тетрадь. Предлагает подумать и сформулировать ответ на вопрос: «От чего зависит солёность воды»?

Формулируют термин и записывают его в тетрадь.

Обсуждают в парах варианты ответов на вопрос и представляют свои ответы учителю и классу.

2. Учебно-познаватель-ная деятельность (диагностика освоения содержания темы)

Предлагает обучающимся задание на установление соответствия между терминами и определениями. См. Приложение 1.

Выполняют задание. Предоставляют учителю результаты своей работы.

П: предъявлять информацию. 

Р: принимать  и сохранять учебное задание.

3. Улучшенное действие.

1. Интеллекту-ально-преобразова-тельная деятельность.

Предлагает обучающимся выполнить практикоориентиро-ванное задание в парах, полученное в начале урока, используя составленную детьми схему «Части Мирового океана», а также знание терминов. (Задание устное)

Предлагает (устную) практическую работу по описанию географического положения моря по плану. См. Приложение 2.

Корректирует результаты. Систематизирует и обобщает материал по теме урока.

Выполняют задания, предъявляют свои варианты ответов.

Л: проявлять творчество при выполнении заданий и готовность к сотрудничеству.

П: анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать информацию. Создавать самостоятельно способы решения практикоориен-тированного задания.

ПР: знать основные термины и понятия. Понимать значение единства Мирового океана. Использовать полученные знания при сравнении разных водных объектов.

К: работать в парах, слушать и слышать друг друга, уважительно взаимодействовать, отстаивать своё мнение, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Р: Устанавливать последовательность действий по выполнению задания. Преодолевать затруднения.

Рефлексивная деятельность.

1.Рефлексия

Подведение итогов. Организация рефлексии: предлагает обучающимся ответить на вопросы. 1) Я оцениваю свою работу на уроке…, потому что…  .

2)  Было ли интересно работать на уроке? Понравилась ли работа в парах? Какие затруднения у вас возникли во время работы? Довольны ли вы результатом работы?

Подводит итоги, выставляет оценки.

Оценивают свою работу. Отвечают на вопросы. Формулируют затруднения. Адекватно воспринимают предложения учителя и одноклассников по исправлению допущенных ошибок.

Л: проявлять желание к самооценке, осознавать успешность своей деятельности.

К: с достаточной полнотой выражать свои мысли. Адекватно отвечать на поставленные вопросы, высказывать свою точку зрения.

Р: адекватно оценивать действия по выполнению заданий и планировать дальнейшее развитие.

Домашнее задание.

Формулирует домашнее задание.

Параграф 32. Устно ответить на вопросы с. 85.

Формулирует практикоориентиро-ванное задание в тетрадях: «Описать по плану географическое положение моря. (По выбору учащегося) Знать и уметь показать на карте части Мирового океана.

Творческое задание: «Составить кроссворд по теме урока»

Воспринимают и уточняют домашнее задание

Р: принимать учебную задачу для самостоятельного выполнения. Оценивать результат деятельности и планировать дальнейшее развитие.

Приложение 1. Установите соответствие между терминами и определениями.

  1. Часть моря или океана, глубоко                        а) Окраинное море.

 вдающаяся в сушу.

  1. Искусственные проливы, созданные людьми.        Б) Внутреннее  море.
  2. Часть океана, глубоко вдающаяся в сушу,                в) Пролив.

сообщающаяся с океаном проливом.

  1. Узкое водное пространство, разделяющее         г) Море.

участки суши и соединяющее водные объекты.        Д) Залив.

  1. Часть океана, отделяемая от него островами         е) Канал.

Или подводными поднятиями.

Приложение 2. План описания географического положения моря.

  1. Название моря.
  2. Частью какого океана является море.
  3. Внутренне море или окраинное.
  4. Чем связано с океаном (чем отделяется от океана).
  5. Какой материк (остров) омывает, с какой стороны.
  6. Между какими параллелями и меридианами находится море.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Моделирование технологической карты урока географии с учетом требований ФГОС основного общего образования"

Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов о...

Технологическая карта урока географии 5 класс (ФГОС)

Технологическая карта урока географии в 5 классе. Тема урока "Земля-часть Солнечной системы"...

Технологическая карта урока географии в 6 классе по теме «Мировой океан и его части» в условиях введения ФГОС

Второй урок в теме "Гидросфера".Содержит электронные образовательные ресурсы, способствующие глубокому изучению и усвоению материала....

Технологическая карта урока географии 5 кл. ФГОС От плоской Земли к земному шару

География(рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы по географии Е.М. Домогацких и ориентирована...

технологическая карта урока географии "Транспорт мира" в соответствии с ФГОС

Данная технологическая карта урока географии по теме "Транспорт мира" составлена в соответствии с требованиями ФГОС.Задания для групп помогут организовать разнообразную деятельность учащихся на уроке:...

Педагогический проект "Технологическая карта урока географии в соответствии с требованиями ФГОС"

Технологическая карта урока  составлена на основе урока -путешествия в 7 классе по южным материкам, соответствует всем требованиям ФГОС....

Технологическая карта урока географии в 6 классе по ФГОС по теме "Человек - часть биосферы"

Данная разработка урока демонстрирует возможности современных педагогических технологий и применения школьных цифровых лабораторий на уроках географии....