Каталог географических игр по дидактическим целям
методическая разработка по географии на тему

Малькова Елена Игоревна

Педагогические игры разделяю в зависимости от дидактических целей.

·        Игры на воспроизведение знаний и умений, опыта творческой и оценочной деятельности

·        Игры на получение новых знаний, умений, опыта творческой и оценочной деятельности

·        Игры на обобщение знаний и умений

Дидактические игры направлены на: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение знаний, умений, навыков в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков. 

В результате анализа теоретических исследований, методических разработок различных видов дидактических  игр и обобщения собственного педагогического опыта мною была создана системная классификация дидактических игр. «Каталог игр по дидактическим целям», который помогает в планировании учебной работы по географии и придает использованию игр системный характер, а также  может быть использован другими учителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл katalog_igr_po_didakticheskim_tselyam.docx42.95 КБ

Предварительный просмотр:

Каталог географических игр по дидактическим целям

Игры на воспроизведение знаний и умений, опыта творческой и оценочной деятельности

Направлены на актуализацию содержания, в основном представлены настольными играми, которые развивают воображение и наблюдательность, учат быстро и логично рассуждать. Главная их цель проверить и закрепить уже имеющиеся знания и умения учащихся.

«Знакомые силуэты»

Ученик или команда учащихся получает фрагмент контурной карты одного из материков (это могут быть фрагменты разных материков). Участники должны распознать как можно больше географических объектов на своём фрагменте. Баллы начисляются по количеству правильно названных объектов.

«Найди ошибку»

Деется текст с описанием определённых географических объектов. В описании умышленно сделаны ошибки. За 2 минуты игроки должны определить и объяснить, какие ошибки в нём были допущены.

Текст 1.

 Горы Анды расположены в восточной части Северной Америки. Это очень старые и разрушенные горы, т.к. они образовались ещё во время байкальской и герцинской складчатости. Горы имеют сглаженные вершины и поросли лесом. Здесь уже давно прекратился процесс горообразования, отсутствуют вулканы и землетрясения. Самая высокая вершина - гора Тубкаль (8848 м). На западе горы выходят к Атлантическому океану, а на востоке граничат с Великими равнинами. Средние высоты в Андах не превышает 1500 м

ИЛИ  Самостоятельная поисковая деятельность

Ребятам предлагается составить небольшой рассказ (по 5-6 предложений), в которых будут допущены ошибки. Задача участников исправить эти ошибки

Кроссворды

Отвечая на вопросы кроссвордов, учащиеся лучше усваивают научные термины и запоминают географические объекты. Учащиеся при решении кроссвордов проводят мысленно сложную поисковую работу через создание образа карты, воспроизведение по памяти географических понятий. Для активизации познавательной деятельности учитель предлагает школьникам кроссворд, позднее школьники сами составляют их

«Путешествие вслепую»

Команда учащихся получает контурную карту одного из материков с нанесенным на неё маршрутом. Например, карту Южной Америки с таким маршрутом: Каракас – Манаус – Ла-Пас – Рио-де-Жанейро – Сантьяго – Лима. Через две минуты команда (или капитан) сообщает, какие природные зоны, климатические пояса и важнейшие географические объекты можно встретить на этом маршруте.

«Дешифратор»

                При изучении темы  «Географические координаты» можно зашифровать какое-либо слово с помощью координат. Учащимся, предстоит сначала определить, какие города соответствую данным координатам, а потом определить заданное слово.

  1. 59 с.ш. 11 в.д.                  Осло
  2. 35 с.ш. 51 в.д.                  Тегеран
  3. 13 ю.ш.  76 з.д                 Лима
  4. 52 с.ш. 105 в.д.                 Иркутск
  5. с.ш.  115 в.д.                     Чита
  6.  42 с.ш 78 з.д.                   Нью-Йорк
  7. 46 с.ш. 75 з.д.                    Оттава

Такое задание можно давать учащимся на дом. Они могут зашифровать свое имя, фамилию или любое другое слово, которое на следующем уроке будут отгадывать его одноклассники.

«Казаки-разбойники»

Эта игра используется при изучении географических координат, с целью отработки навыков определения их на географической карте. Класс делится на две команды «разбойники» - прячутся на географической карте, а «казаки» по сообщениям (координатам) определяют места, где укрылись «разбойники». Здесь можно добавить не только поиск объектов, но и их описание. 

«Пароль»

Данную игру можно использовать как  в начале урока, так и при его завершении. Прежде чем сесть на свои места учащиеся должны назвать «пароль». В зависимости от пройденных тем это могут быть республики РФ и их столицы, страны мира и их столицы, названия морей, островов и т.д. По окончании урока учащиеся должны назвать «пароль», чтобы выйти из класса

«Третий лишний» или «Белая ворона»

Учитель называет 3 – 4 слова, относящихся, кроме одного, к какой-нибудь теме. Учащиеся должны определить это слово и доказать свой выбор.

Например.  Коала,  утконос, ягуар, ехидна. (животные Австралии)

Сыктывкар, Архангельск, Петрозаводск, Якутск. (столицы республик РФ). Может использоваться на всех этапах урока.

«Да и нет»

Учитель (или ведущий ученик) загадывает какой-нибудь географический объект и дает небольшую подсказку. Например, что  «это» находится в Азии. Игроки должны отгадать этот объект, задавая вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет».

« Что-то новенькое»

Удобно проводить в качестве закрепления. Каждый ряд получает листок, на котором в конце игры должны появиться изученные на уроке термины и понятия, географические названия, имена путешественников. Листок получаю учащиеся, сидящие на последних партах. Ученик пишет термин или понятие и передаёт листок впереди сидящему. Игра идёт 1-2 минуты, если кто-то не справляется ряд, получает штраф. 

«Кто такой? Что такое?»

игровая серия может использоваться на этапах повторения, обобщения знаний. От учащихся требуются тишь краткие ответы по определению программных географических названий, характерных представителей растительного и животного мира материка, народов, его населяющих, отдельных объектов и явлений.

Карточка № 1                    Карточка № 2                    Карточка № 3

Намиб                                    Гондвана                               Баобаб

Гепард                                    Окапи                                    Танганьика

Папирус                                 Атлас                                     Туарег

Чад                                          Оазис                                     Леопард

Зулус                                       Сомали                                 Ахаггар

«Великие географы»

  Всем участникам раздаются листы, на которых имена известных географов и путешественников даны

   вперемешку. Цель игры: в установленное время определить, с именем кого связано то или иное событие

   в географии.

Географическое лото

  Повторение  и закрепление физико- географических, картографических, социальных,

 экологических знаний ; освоение путей применение знаний в разнообразных ситуациях;

 формирование у школьников социальных, коммуникативных, географических

 компетенций.

Для игры требуется поля лото (количество по желанию), разделенные на шесть секторов, каждый сектор содержит какие-либо географические объекты, понятия, термины и т.п.  (Приложение 1)

Необходимо подготовить карточки лото, которые содержат описание географических объектов или какие – либо определения.  Ученикам раздаются поля лото. Учитель или ученик берут  карточки  лото и читают задания. Учащиеся должны найти ответ на своих полях лото.  Выигрывает тот ученик, который закроет все сектора на своем поле.

«Логические цепочки»

Расположить понятия в правильной логической последовательности. Цель строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей. Поисковая деятельность учащихся, проявление элементов самостоятельной работы.

На первых этапах игру разрабатывает учитель, далее учащиеся  увлекаются самостоятельным составлением.

  • Осадочные полезные ископаемые                 Магматические полезные ископаемые
  • Платформы                                                        Складчатые области
  • Прогибы земной коры                                      Горы
  • Низменности                                                                 Медные руды

«Географическая ревизия в домашнем холодильнике» 8 кл. Тема «Пищевая промышленность России»

  Произвести «ревизию в домашнем холодильнике», подобрать этикетки от продуктов питания. Определить

  к  каким отраслям пищевой промышленности они относятся. Распределить отрасли по факторам

  размещения. Применение полученных знаний и умений. Игровые ситуации используются как

  закрепление, повторение, обобщение материала, контроль знаний, домашнее задание. 

 

Урок - игра «Страны Африки»

  Урок - игра «Страны Африки» обучает учащихся примеру составления характеристики

     государства по типовому плану. Происходит деление класса на группы (по количеству

  изучаемых стран),  каждая группа является туристическим агентством, должна составить

  рекламный проект одной из заданных стран, пользуясь типовым планом описания страны.

«Карта острова сокровищ»

Начертить остров. Проложить маршрут движения (10 пунктов), в масштабе, описать путь движения. Формирование умений  работать с условными знаками, масштабом, азимутом.

Компьютерные тренажеры

Компьютерные игры

  Способность компьютера осуществлять обратную связь с учащимися, быть их собеседником, реагировать на их

    действия, оценивать ответы школьников. 

     

Игры на получение новых знаний, умений, опыта творческой и оценочной деятельности

Игры на получение знаний и умений предусматривают поисковую деятельность учащихся, проявление элементов самостоятельной работы

Имитационные игры

Занимают часть урока или целый урок.

Виды разыгрывания ролей:

  • Представление в лицах (инсценировка) идеи какой либо истории;
  • Выход за пределы реально происходящей истории (Например: «Как изменилась бы природа Австралии, если перенести Большой Водораздельный хребет на запад материка?»).
  • Разыгрывание действия по определенному сценарию, который может быть связан перипетиями решения вопроса (Например:«Создание острова сокровищ», «Создание национального парка», «Использовании территории как места массового туризма»)
  • Перенос в современную ситуацию (Например, заседание компетентной комиссии, которая должна бала бы в современных условиях решать вопрос «Нужны ли нам трудовые мигранты?»)

«Путешествие вокруг Африки или на восток от Гибралтара»

        Знакомство с очертаниями береговой линии Африки, заполнение контурной карты.  Эта игра универсальная может использоваться как при изучении нового материала, так и в начале урока для актуализации содержания.

«Путешествие по ….. параллели»

Сравнение природных особенностей, природных зон и материков, расположенных на этой параллели

«Пролетая над…, я видел (продолжи)»

Например: «Пролетая над Сахарой, я видел (продолжи)- это описательный рассказ от лица учащегося, содержащий материал о путешествии по Сахаре.

«Найди меня»

Цель игры обучение приему определения географического положения какого-либо географического объекта. Одна группа учащихся дает последовательно описание географического положения объекта, а другая группа ребят должна отгадать, что это такое. В этой игре отрабатывается также умение работать с картой.

«Правильно отбери»

Ребята получают открытки, рисунки и т.д. (допустим представители растительного и животного мира). Необходимо правильно разобрать их по природным зонам. 
Круг предлагаемых понятий может быть разным. Главное карточки-задания должны быть правильно отобраны и положены в конверт с правильным адресом. 

«Кластеры»

На этапе актуализации  знаний, например при изучении темы «Растительный и животный мир саванн Африки», учащимся предлагается заполнить на  доске (или карточке) кластер.

Животные саванн

                        Птицы                       ?                          Копытные

       ?                страус           ?    ?        ?        лев      ?          зебра      жираф

Или сами составить кластер по изучаемой теме.

«Что изображено на картине?»

Или 2 вариант «Получаем информацию изучая фотографии»

Данная игра позволяет сформировать представление об объекте или явлении. Учащиеся должны  выделить наиболее характерные черты объекта или явления, изображенного на картине, и в итоге составить определение.

Получаем информацию, изучая фотографии. Зрительная информация, которую дают фотографии, очень часто содержат не меньше новых сведений, чем текст. Для того чтобы уметь ей воспользоваться. Нужно научиться правильно смотреть и видеть.

Создай образ района

Создай образ Поволжья по следующему алгоритму:

  1.   Из рубрики «Что мы знаем о Поволжье» (с. 132 учебника) выберите географический объект, который мог бы стать символом района (возможно, вы продолжите данную рубрику, «вписав» в неё необходимые, на ваш взгляд, объекты, и выберите символ из нового списка)
  2. Из § 32-34 учебника выпишите ключевые слова к выбранному вами символу;
  3. В знаковой форме (в виде рисунка или схемы ) отобразите выбранный вами символ;
  4. Используя ключевые слова, придумайте к символу слоган.

Ролевые игры (деловые игры)

Условное воспроизведение практической деятельности людей, как реальной так и «искаженной», перенесенной несуществующие в действительности условия (климатолог, эколог, гидролог и т.п.) Предполагается коллективная выработка решений в рамках выбранных ролей, многоальтернативность решения. Изучение нового материала, закрепление, систематизация знаний. Например урок- конференция.

Игры на обобщение знаний и умений

В этих играх осуществляется контроль над усвоением знаний и применению умений, закрепление и систематизация знаний.

Игры- состязания.

«Лучшая команда», турнир, викторина.

Закрепление, обобщение, систематизация знаний по значительному блоку материала.

Географический марафон «Путешествие по России»

(вариант игры-состязания)

Мероприятие ориентировано на учащихся 8 классов. В данной игре могут участвовать малые группы одного класса (по 4 человек). В помещении школы  выделяются несколько пунктов-станций, на которых подготовлены задания. Двигаясь по помещению, группы учащихся подходят к пунктам и выполняют задания. По результатам каждой из групп ставится определенное количество баллов, по сумме которых определяется победитель. В качестве судей на пунктах могут быть учащиеся старших классов или учителя.

  1. Станция  картографическая «Немая карта» Определить объекты на контурной карте.
  2. Станция «Их именами славится Россия» определить о каком первопроходце идет речь.
  3. Станция  «Гидропутаница»

В водных просторах России – переполох. Реки текут в другие моря, моря потеряли свои океаны. Участникам игры нужно навести порядок и вернуть реки и моря в свои океаны. Водный объект, нашедший своё место, принесет команде один балл

  1. Станция «Самые, самые, самые» (Верный ответ – 1 балл. Например,  Самый большой полуостров в России)
  2. Станция «Природные зоны» - собери природную зону. Вслепую выбирает команда,  какую она будет собирать природную зону:( тундра, тайга, степь, пустыня). Собираем, из перемешанных карточек, по схеме: облик природной зоны (фото) - почвы -растения- животные – занятость человека в природной зоне
  3. Станция «Рельеф России» Пример задания- Горы, разделяющие две обширные равнины, протянувшиеся с севера на юг почти на 2 тысячи км …
  4. Станция « Сообразилия» Прочитайте текст и ответьте на вопрос. Пример задания:

Не приметен ничем, не широк –
По просторам Валдайского края
Еле слышно течет ручеек,
К морю Каспию убегая.

  1. Станция «Назови одним словом» Пример задания: 1.Байкал, Онежское, Эльтон …

2.Карское, Белое, Черное…

Ролевые игры (деловые игры)

Условное воспроизведение практической деятельности людей, как реальной так и «искаженной», перенесенной несуществующие в действительности условия. Предполагается коллективная выработка решений в рамках выбранных ролей, многоальтернативность решения. Изучение нового материала, закрепление, систематизация знаний.

Схема этапов ролевой игры: подготовительный этап (планирование ролевой игры); организационный этап (формулируется цель игры и дается необходимая информация); самостоятельная работа учащихся в малых группах (подготовка доклада); заключительный этап игры- это межгрупповая дискуссия. Совместное заседание групп. Представление докладов, в рамках своей ролевой должности. Принятие решений. Публичное обсуждение принятого решения.

«Дневники несостоявшихся путешествий»

Описательный рассказ от лица учащегося, содержащий материал о путешествии по материку. Здесь развивается фантазия, творчество и поисковые навыки.

 «Герб материка»

«Герб региона»

На обобщающих уроках могут быть использованы игровые ситуации, цель которых научить отбирать главное из общего. Отобразить  на гербе главные особенности материка, региона.

 

«Визитная карточка материка, региона, страны»- компьютерная презентация

В презентации отобразить главные особенности страны.

     

«Живой журнал»

Предполагается коллективная выработка решений в рамках выбранных ролей, многоальтернативность  решения. Может проводиться при изучении субрегионов и стран мира. 

Реализация: групповая или парная форма работы. Дать характеристику страны в необычной форме («журнал»), с последующей презентацией. Учащиеся исполняют роль журналистов.

Примерные страницы журнала: 1. ГП, флаг, столица страны; 2. Интересные факты страны; 3.Туристическая тропа; 4. ОБЖ в стране (стихийные бедствия); 5.Национальные особенности (кухня, традиции, праздники и т.п.); 6. Бренды страны.

«Памятка отправляющемуся в Австралию»

Завершающему уроку по изучению Австралии учащимся предлагается составить «Памятку отправляющемуся в Австралию», в 10 пунктах которой кратко изложить необходимые сведения о материке. Памятку можно составлять по странам мира, регионам России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Каталог географических ресурсов

Дана подбрка Интернет ресурсов- материалы, сайты по разделам географии. Материал возможно использовать как во время подготовки к уроку, так и при наличии возможности выхода в Интернет в режиме прямого...

Каталог наглядного и дидактического материала по музыке 1 - 9 классы.

В данном каталоге собраны основные блоки дидактических наработок, сгруппипрованные по темам и по классам....

Дидактические цели урока

К каждому урока учитель определяет дидактические цели урока....

Урок по курсу "Крымоведения" в 7 классе на тему: "Предмет, цели и задачи курса, источники знаний. Географическое положение и величина территории."

Цель: сформулировать цель и определить задачи изучения курса «Крымоведения» в 7 классе; выделить источники знаний, необходимые для изучения курса; определить положительные и отрицательные ...

Метод проектов как способ достижения дидактической цели на уроках истории и обществознания

Метод проектов привлекает себя: самостоятельной, поисковой, исследовательской, творческой деятельностью учащихся, совместной или индивидуальной формами работы.  Начинать работу над проектами уже ...

План конспект библиотечного урока в 8 кл на тему " Библиотечные каталоги,цели и задачи"

Библиотечнй урок для 8 кл по теме : " Библиотечные каталоги,  цели и задачи ". Чтобы стать грамотным читателем  ребят нужно научить находить необходимую литературу по каталогам и к...