РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.11 География программа подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01 Дошкольное образование
рабочая программа по географии на тему

Васюткина Екатерина Александровна
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.11 География разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее –ФГОС) среднего общего образования, федерального государственного стандарта среднего профессионального образования (далее – СПО) по специальности 44.02.01 Дошкольное образование ,рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности или профессии среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), программы учебной дисциплины ОУД.11 География для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (далее – ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное  бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Самарской области

 «Отрадненский нефтяной техникум»

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

по УМР

___________ /Светлышева Г.В./

     (подпись)                       (Ф.И.О.)

«__» ____________20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.11 География

программа подготовки  специалистов среднего звена по специальности  44.02.01 Дошкольное образование

г.о. Отрадный

2016 г.

ОДОБРЕНА

Предметной (цикловой)

комиссией ____________

Протокол № от «___» _____ 20     г.

Председатель ПЦК  

___________ / Иванова Д.В. /

        (подпись)             (Ф.И.О.)        

 

Автор

___________ /Васюткина Е.А./

        (подпись)                    (Ф.И.О.)

«___» ______ 20     г.

Эксперт

_________ /_______________/

    (подпись)                    (Ф.И.О.)

___________________________

(ученая степень или звание, должность, наименование организации, научное звание)


Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.11 География

 разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее –ФГОС) среднего общего образования,

федерального государственного стандарта среднего профессионального образования (далее – СПО) по специальности 44.02.01 Дошкольное образование , рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности или профессии среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), программы учебной дисциплины ОУД.11 География для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (далее – ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.


СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

1.1. Область программы учебной дисциплины

5

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

      5

1.3. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины

6

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины

7

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

     8

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

8

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

2.3. Содержание профильной составляющей 

9

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

3.2. Информационное обеспечение

17

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

     18

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

22

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

23

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

28

ПРИЛОЖЕНИЕ 4                                                                                                               29


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  ОУД.11 География

1.1 Область применения программы учебной дисциплины

Программа учебной дисциплины ОУД.11 География является частью профессионального цикла образовательной программы СПО – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее –ППССЗ среднего звена по профессии: 44.02.01 Дошкольное образование гуманитарного профиля профессионального образования.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре ППССЗ

Учебная дисциплина является дисциплиной общеобразовательного учебного цикла в соответствии с гуманитарным  профилем профессионального образования.

Уровень освоения учебной дисциплины в соответствии с ФГОС среднего общего образования профильный.

Реализация содержания учебной дисциплины предполагает соблюдение принципа строгой преемственности по отношению к содержанию курса география на ступени основного общего образования.

В то же время учебная дисциплина ОУД.11 География для профессиональных образовательных организаций обладает самостоятельностью и цельностью.

        Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.11 География имеет межпредметную связь с общеобразовательными учебными дисциплинамиОУД.13 Экология, ОДБ.07  Биология. Изучение учебной дисциплины ОУД.11 География завершается промежуточной аттестацией в форме дифференциального зачета в рамках освоения ППССЗ на базе основного общего образования.

1.3. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины

Планируемые результаты освоения учебной дисциплины:

личностные результаты:

  • сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики;

  • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

  • сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

  • сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы;

  • критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
  • креативность мышления, инициативность и находчивость;

метапредметные результаты: 

  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

  • умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

  • умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

  • осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;

- -умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы;

  • представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира;

  • понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии;

предметные результаты:

  • владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;

  • владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;

сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;

  • владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

  • владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

  • владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;

  • владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;

  • сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.

Освоение сдержания учебной дисциплины ОУД.11 География обеспечивает формирование и развитие универсальных учебных действий в контексте преемственности формирования общих компетенций.

Виды универсальных учебных действий

Общие компетенции

(в соответствии с ФГОС СПО по специальности/профессии)

Личностные

(обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях)

ОК1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии.

OK3 Оценивать риски и принимать решения в  нестандартных ситуациях. ОК8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Регулятивные

(обеспечивают организацию обучающимися своей учебной деятельности) целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль (коррекция), саморегуляция, оценка

ОК2 Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

OK3 Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях

Познавательные

(обеспечивают исследовательскую компетентность, умение работать с информацией)

OK4 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой   для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

OK5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК9  Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

Коммуникативные

(обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми)

ОК6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК7 Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса


1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины

Максимальная учебная нагрузка обучающегося 108 часа, в том числе:

- обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 72 часов;

- самостоятельная работа обучающегося 36 часов.

В том числе часов вариативной части учебных циклов ППКРС/ППССЗ:  не предусмотрено.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

108

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

72

в том числе:

     лабораторные занятия

-

     практические занятия

9

     контрольные работы

6

     Индивидуальный проект (если предусмотрено)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

36

в том числе:

   Составление схем, опорных конспектов, реферат, домашняя работа

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД.11 География

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

География как наука. Ее роль и значение в системе наук. Цели и задачи географии при освоении профессий СПО и специальностей СПО

1

Раздел 1. Источники географической информации 2ч.

Тема 1.1.

Источники географической информации

Содержание учебного материала

2

1

Традиционные и новые методы географических исследований. Источники географической информации. Географические карты различной тематики и их практическое использование. Статистические материалы. Геоинформационные системы. Международные сравнения.

1

2

Практические занятия №1

Ознакомление с географическими картами различной тематики.

Нанесение основных географических объектов на контурную карту.

Составление карт (картосхем), отражающих различные географические явления и процессы.

1

1

Контрольная работа

-

Внеаудиторная (самостоятельная работа) обучающихся

Подготовка доклада «Новейшие изменения политической карты мира»

Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов.

Использование статистических материалов и геоинформационных систем.

1

3

2

Раздел 2.Политическое устройство мира 4ч.

Тема 2.1.

Политическое устройство мира

Содержание учебного материала

4

2

Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и современные особенности. Суверенные государства и несамоуправляющиеся государственные образования. Группировка стран по площади территории и численности населения. Формы правления, типы государственного устройства и формы государственного режима.

2

Тема 2.2. Типология стран

 Типология стран по уровню социально-экономического развития. Условия и особенности социально-экономического развития развитых и развивающихся стран и их типы.

1

Практические занятия №2

Ознакомление с политической картой мира.

Составление карт (картосхем), характеризующих государственное устройство стран мира, географию современных международных и региональных конфликтов.

Нанесение на контурную карту стран мира, крупнейших по площади территории и численности населения.

1

1

Контрольная работа

-

-

Внеаудиторная (самостоятельная работа) обучающихся

Нанесение на контурную карту стран мира, крупнейших по площади территории и численности населения.

Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира».

1

2

2

Раздел 3. География мировых природных ресурсов 5ч.

Тема 3.1.

География мировых природных ресурсов

Содержание учебного материала

5

2

Взаимодействие человеческого общества и природной среды, его особенности на современном этапе. Экологизация хозяйственной деятельности человека. Географическая среда. Различные типы природопользования. Антропогенные природные комплексы. Геоэкологические проблемы.

2

Тема 3.2. Природные условия и природные ресурсы

Природные условия и природные ресурсы. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Размещение различных видов природных ресурсов на территории мировой суши. Ресурсы Мирового океана. Территориальные сочетания природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал.

2

Практические занятия №3

Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов.

Выявление наиболее типичных экологических проблем, возникающих при использовании различных видов природных ресурсов. Поиск возможных путей их решения.

Экономическая оценка использования различных видов природных ресурсов.

1

Контрольная работа

-

Внеаудиторная (самостоятельная работа) обучающихся

Подготовка доклада «Особенности распределения различных видов минеральных ресурсов по регионам и странам мира».

2

1

Раздел 4. География населения мира 6ч.

Тема 4.1. География населения мира

Тема 4.2. Качество жизни населения

Содержание учебного материала

6

2

Численность населения мира и ее динамика. Наиболее населенные регионы и страны мира. Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика. Половая и возрастная структура населения.

Качество жизни населения. Территориальные различия в средней продолжительности жизни населения, обеспеченности чистой питьевой водой, уровне заболеваемости, младенческой смертности и грамотности населения. Индекс человеческого развития.

1

1

Тема 4.3. Трудовые ресурсы

Трудовые ресурсы и занятость населения. Экономически активное и самодеятельное население. Социальная структура общества. Качество рабочей силы в различных странах мира.

1

Тема 4.4. Религиозный состав населения

Расовый, этнолингвистический и религиозный состав населения.

1

Тема 4.5. Размещение населения

Размещение населения по территории земного шара. Средняя плотность населения в регионах и странах мира. Миграции населения и их основные направления.

1

Тема 4.6. Урбанизация

Урбанизация. «Ложная» урбанизация, субурбанизация, рурбанизация.

Масштабы и темпы урбанизации в различных регионах и странах мира. Города-миллионеры, «сверхгорода» и мегалополисы.

Практические занятия

-

Контрольная работа «география населения мира»        

1

1

Внеаудиторная (самостоятельная работа) обучающихся

Составление характеристики основных центров современного мирового хозяйства, типологической схемы территориальной структуры хозяйства экономически развитой

и развивающейся страны.

Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил.

Подготовка доклада «Особенности современного воспроизводства мирового населения»,

«Демографическая политика в Китае и Индии: цели, методы, результаты»,

«Качество жизни населения в различных странах и регионах мира», « Языки народов мира».

2

2

4

Раздел 5. Мировое хозяйство ч.

Тема 5.1.

Современные особенности развития мирового хозяйства

Содержание учебного материала

1

Мировая экономика, исторические этапы ее развития. Международное географическое разделение труда. Международная специализация и кооперирование. Научно-технический прогресс и его современные особенности.

Современные особенности развития мирового хозяйства. Интернационализация производства и глобализация мировой экономики. Региональная интеграция. Основные показатели, характеризующие место и роль стран в мировой экономике.

Отраслевая структура мирового хозяйства. Исторические этапы развития мирового промышленного производства. Территориальная структура мирового хозяйства, исторические этапы ее развития. Ведущие регионы и страны мира по уровню экономического развития. «Мировые» города. 

Практические занятия

-

Контрольная работа

-

Внеаудиторная (самостоятельная работа) обучающихся

-

Тема 5.2

География отраслей первичной сферы мирового хозяйства

Содержание учебного материала

3

2

Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее основные направления. Агропромышленный комплекс. География мирового растениеводства и животноводства. Лесное хозяйство и лесозаготовка.

Горнодобывающая промышленность. Географические аспекты добычи различных видов полезных ископаемых.

Тема 5.3

География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства

Содержание учебного материала

6

2

Географические особенности мирового потребления минерального топлива, развития мировой электроэнергетики, черной и цветной металлургии, машиностроения, химической, лесной (перерабатывающие отрасли) и легкой промышленности.

Внеаудиторная (самостоятельная работа) обучающихся

Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей (по выбору) промышленности мира.

Определение стран – экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха.

2

2

Тема 5.4

География отраслей третичной сферы мирового хозяйства

Содержание учебного материала

6

2

Транспортный комплекс и его современная структура. Географические особенности развития различных видов мирового транспорта. Крупнейшие мировые морские торговые порты и аэропорты. Связь и ее современные виды.

Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских, образовательных, туристских, деловых и информационных услуг. Современные особенности международной торговли товарами.

Практические занятия №4

Определение особенностей размещения различных отраслей мирового хозяйства.

Определение хозяйственной специализации стран и регионов мира.

2

1

Контрольная работа «География отраслей мирового хозяйства»

1

2

Внеаудиторная (самостоятельная работа) обучающихся

Определение основных направлений международной торговли товарами и факторов, формирующих международную хозяйственную специализацию стран и регионов мира.

2

1

Раздел 6.Регионы мира 6+7+4+4+

Тема 6.1.

География населения и хозяйства Зарубежной Европы

Содержание учебного материала

5

2

Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства.

Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.

Практические занятия

-

Контрольная работа «География Зарубежной Европы»

1

1

Тема 6.2.

География населения и хозяйства Зарубежной Азии

Содержание учебного материала

7

2

Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки.

Япония, Китай и Индия как ведущие страны Зарубежной Азии. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.

Практические занятия

-

Контрольная работа «География Зарубежной Азии»

1

1

Внеаудиторная (самостоятельная работа) обучающихся

-

Тема 6.3.

География населения и хозяйства Африки

Содержание учебного материала

4

2

Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки.

Практические занятия

-

Контрольная работа

-

Внеаудиторная (самостоятельная работа) обучающихся

Сравнительная характеристика развивающихся стран Азии,  Африки, Латинской Америки (по выбору)

2

1

Тема 6.4.

География населения и хозяйства Северной Америки

Содержание учебного материала

3

2

Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации.

США. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и экономические районы.

Практические занятия

-

Контрольная работа

-

Внеаудиторная (самостоятельная работа) обучающихся

-

Тема 6.5.

География населения и хозяйства Латинской Америки

Содержание учебного материала

4

2

Место и роль Латинской Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки.

Бразилия и Мексика как ведущие страны Латинской Америки. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.

Практические занятия

-

Контрольная работа

-

Внеаудиторная (самостоятельная работа) обучающихся

-

Тема 6.6.

География населения и хозяйства Австралии и Океании

Содержание учебного материала

2

2

Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Особенности природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отраслевая и территориальная структура хозяйства Австралии и Новой Зеландии.

Практические занятия№5

Установление взаимосвязей между природно-ресурсным потенциалом различных территорий и размещением населения и хозяйства.

Составление комплексной экономико-географической характеристики стран и регионов мира.

2

1

Контрольная работа «География населения и хозяйства Африки, Америки, Австралии и Океании»

1

1

Внеаудиторная (самостоятельная работа) обучающихся

-

Раздел 7.Россия в современном мире 3ч.

Тема 7.1

Россия в современном мире

Содержание учебного материала

4

2

Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического и геоэкономического положения России на рубеже XX—XXI веков. Характеристика современного этапа социально-экономического развития.

2

Тема 7.2. Место России в мировом хозяйстве

Место России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. Ее участие в международной торговле товарами и других формах внешнеэкономических связей. Особенности территориальной структуры хозяйства. География отраслей международной специализации.

1

Практические занятия

-

Контрольная работа

-

Внеаудиторная (самостоятельная работа) обучающихся

Подготовка доклада «Особенности современного экономико-географического положения России»,  «Внешняя торговля товарами России».

1

Раздел 8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества

Тема 8.1

Географические аспекты современных глобальных проблем человечества

Содержание учебного материала

3

2

Глобальные проблемы человечества. Сырьевая, энергетическая, демографическая, продовольственная и экологическая проблемы как особо приоритетные, возможные пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

1

Практические занятия№6

Использование географических карт для выявления регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества.

Выявление и оценка важнейших международных событий и ситуаций, связанных с глобальными проблемами человечества.

2

1

Контрольная работа

-

Внеаудиторная (самостоятельная работа) обучающихся

Подготовка доклада «Глобальная проблема изменения климата». 

2

Дифференцированный зачет

1

Итого

72

Максимальная учебная нагрузка - 108

Обязательная аудиторная учебная нагрузка - 72

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся - 36


2.3. Содержание профильной составляющей 

№ занятий

Наименование разделов и тем

Количество часов

Раздел 1.  Источники географической информации

1.

География как наука. Ее роль и значение в системе наук.

1

Раздел 2. Политическое устройство мира

2.

Группировка стран по площади территории и численности населения.

1

Раздел 3. География мировых природных ресурсов

3.

Взаимодействие человеческого общества и природной среды, его особенности на современном этапе. Географическая среда.

1

4.

Антропогенные природные комплексы. Геоэкологические проблемы.

1

Раздел 4. География населения мира

5.

Численность населения мира и ее динамика

1

6.

Трудовые ресурсы и занятость населения.

1

Раздел 5. Мировое хозяйство

7.

География мирового растениеводства и животноводства. Лесное хозяйство и лесозаготовка.

1

Раздел 6. Регионы мира

8.

География населения и хозяйства Зарубежной Европы.

1

9.

География населения и хозяйства Зарубежной Азии

1

10.

География населения и хозяйства Африки

1

11.

География населения и хозяйства Северной Америки

1

Итого:

11


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета: 

  • доска для писания;
  • посадочные места по количеству студентов;
  • рабочее место преподавателя;
  • политическая карта

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: нет

Технические средства обучения: нет

3.2. Информационное обеспечение

Информационное обеспечение обучения содержит перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники

1.Е.В.Баранчиков «География»,2013г

2.В.П.Максаковский «География»,2012 г

3.О.А.Петрусюк «География для профессий и специальностей социально-экономического профиля: Методические рекомендации», 2014г

Дополнительные источники

1.А.П.Олейник «География. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы»,2014 г

2.А.Е.Фромбер «Экономическая и социальная география»,2011 г

3. Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География (базовый уровень). 10 класс,2014г

Перечень Интернет-ресурсов

1.www.wikipedia.org (сайт Общедоступной мультиязычной универсальной интернет-энцикло-педии).

2.www.faostat3.fao.org (сайт Международной сельскохозяйственной и продовольственной организации при ООН (ФАО).

3.www.minerals.usgs.gov/minerals/pubs/county (сайт Геологической службы США). www.school-collection.edu.ru («Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов»).

4. www.simvolika.rsl.ru (сайт «Гербы городов Российской Федерации»).

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, лабораторных работ, тестирования, а также в результате выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения раскрываются через усвоенные знания и приобретенные умения, направленные на приобретение общих компетенций.

Результаты обучения (предметные)

на уровне учебных действий

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен  уметь:

- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных и социально-экономических         объектов, процессов и явлений;

- слушать лекцию, уметь отражать ее отдельные положения в виде конспекта;  наносить на контурную карту упомянутые в лекции географические название

оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира различными видами минеральных ресурсов, производить расчет такой обеспеченности,

  - применять показатели воспроизводства, состава населения, уровней и темпов урбанизации для характеристики мира, отдельных регионов  и стран.

 - читать и анализировать возрастно-половую пирамиду населения

-  давать характеристику НТР и мирового хозяйства, сопровождая ее четкими определениями общих понятий;

-  составлять таблицы различного типа на основе разнообразных источников;

-  составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира;

- давать характеристику природных предпосылок для развития промышленности страны (региона);

-  применять различные источники знаний для доказательства, сравнения, для построения таблиц, графиков, проведения расчетов;

- сопоставлять географические карты различной тематики;

-  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

-  находить и применять  географическую информацию, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета;

- давать оценку важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

-  давать характеристику глобальных проблем человечества, устанавливать взаимосвязь между ними;

           

Тестирование

 

тестирование

Устный опрос

практическое занятие

практическое занятие

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен  знать:

          Основные географические понятия и термины;       традиционные и новые методы географических исследований; типы стран, основные формы правления и АТУ стран мира;

         особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания;

          численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

           понятие о НТР, о мировом хозяйстве, о международном географическом разделении труда

           географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально- экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; 

           характерные черты ЭГП, географии природных ресурсов и населения изучаемых регионов (Зарубежная Европа, Зарубежная Азия, Африка, Австралия, Северная Америка, Латинская Америка), черты структуры и размещения ведущих  отраслей промышленности

           географические аспекты глобальных проблем человечества, их сущность, причины возникновения и пути решении;

            особенности современного геополитического и геоэкономического  положения России, ее роль в международном географическом разделении труда 

         

Итоговая  аттестация

усвоенных знаний и освоенных умений

тестирование

практическое занятие

тестирование

Устный опрос

беседа

Дифференцированный  зачет


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

п/п

Тема учебного занятия

Кол-во часов

Активные и интерактивные формы и методы обучения

Формируемые универсальные учебные действия

 Современная политическая карта мира

1

Проблемное обучение

регулятивные

География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды.

2

Групповая работа с иллюстративным материалом

регулятивные

География населения мира

3

Составление и инсценировка диалогов

коммуникативные

4.

Научно-техническая революция и мировое хозяйство

1

Проблемное обучение

регулятивные

5

Мировое хозяйство

2

Ролевая игра

коммуникативные

6

Региональная характеристика мира

4

Метод проектов

познавательные

7

Современные глобальные проблемы человечества

2

Проблемное обучение

регулятивные

Всего

15

Максимальная нагрузка

108

Аудиторная нагрузка

72

% использования активных и интерактивных форм и методов обучения

21%

Приложение 2

Тематика индивидуальных учебных проектов

№ п/п

Ф И О студента

Шифр группы

Тема проекта

Срок выполнения

1.

16 ДО

Новейшие изменения политической карты мира.

Декабрь 2016

2.

16 ДО

Особенности распределения различных видов минеральных ресурсов по регионам и странам мира.

Декабрь 2016

3.

16 ДО

Типы природопользования в различных регионах и странах мира.

Декабрь 2016

4.

16 ДО

Особенности современного воспроизводства мирового населения.

Декабрь 2016

5.

16 ДО

Демографическая политика в Китае и Индии: цели, методы, результаты.

Декабрь 2016

6.

16 ДО

Качество жизни населения в различных странах и регионах мира.

Декабрь 2016

7.

16 ДО

Языки народов мира.

Декабрь 2016

8.

16 ДО

Современные международные миграции населения.

Декабрь 2016

9.

16 ДО

Особенности урбанизации в развивающихся странах.

Декабрь 2016

10.

16 ДО

Размещение «сверхгородов» по регионам и странам мира.

Декабрь 2016

11.

16 ДО

Ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки.

Декабрь 2016

12.

16 ДО

Изменение территориальной структуры мировой добычи нефти и природного газа.

Декабрь 2016

13.

16 ДО

Современный географический рисунок мирового морского портового хозяйства.

       

Декабрь 2016

14.

16 ДО

Международный туризм в различных странах и регионах мира.

Декабрь 2016

15.

16 ДО

Крупнейшие автомобилестроительные компании мира.

Декабрь 2016

16.

16 ДО

«Горячие точки» на карте Зарубежной Европы.

Декабрь 2016

17.

16 ДО

Этнолингвистический и религиозный состав населения субрегионов Зарубежной Азии.

Декабрь 2016

18.

16 ДО

Экономические реформы в Японии, Южной Корее и Китае.

Декабрь 2016

19.

16 ДО

Американская нация: от «плавильного котла» к «миске с салатом».

Декабрь 2016

20.

16 ДО

Расово-этнический состав населения стран Латинской Америки.

Декабрь 2016

21.

16 ДО

Особенности современного экономико-географического положения России.

Декабрь 2016

22.

16 ДО

Отрасли международной хозяйственной специализации Австралии.

Декабрь 2016

23.

16 ДО

Особенности современного экономико-географического положения России.

Декабрь 2016

24.

16 ДО

Внешняя торговля товарами России.

Декабрь 2016

25.

16 ДО

Глобальная проблема изменения климата.

Декабрь 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины. История для среднего профессионального образования.

Программа расчитана на 117 часов, обязательной аудиторной учебной нагрузки....

Рабочие программы по технологии для классов среднего звена общеобразовательных школ

В представленный материал включены рабочие программы по технологии для учащихся (девочек) 5-8 классов общеобразовательных школ. Программы расчитаны на 2-х часовое и 1-но часовое преподавание...

Рабочие программы по технологии для классов среднего звена общеобразовательных школ

В представленный материал включены рабочие программы по технологии для учащихся (девочек) 5-8 классов общеобразовательных школ. Программы расчитаны на 2-х часовое и 1-но часовое преподавание...

Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" среднего общего образования (авторы:А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова)

Рабочая программа предмета "РУсский язык" для среднего общего образования. Предназначена для учителей русского языка, работающих  на 3 ступени образования....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 6 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год

Рабочая программа используется к УМК автора В.В. Пасечника. Составлена в соответствии с планированием автора....