Элективный курс "Влияние географического положения на экономику России"
учебно-методический материал по географии (9 класс) на тему

Элективный курс «Влияние географического положения на экономику России» является предпрофильным курсом и предназначен для учеников 9 класса независимо от профиля обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_geograficheskogo_polozheniya_na_ekonomiku_rossi.docx38.34 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Элективный курс «Влияние географического положения на экономику России» является предпрофильным курсом и предназначен для учеников 9 класса независимо от профиля обучения. Элективный курс рассчитан на изучение в течение 16 учебных часов. Программа курса разработана на основе программы «Географическое положение России», автор-составитель Н. В. Болотникова. – Волгоград: Учитель, 2006.- 72с. В существующих учебных программах географическому положению уделяется по 2-3 часа, что является явно недостаточно для определения уникальности географическое положение России, в основном рассматривают только положительные черты географического положения страны, но  есть необходимость изучения отрицательных черт географического положения самого крупного государства мира. Трактовка темы «Географическое положение России» должна быть разносторонней, что поможет разобраться учащимся: как географическое положение оказывает влияние на развитие хозяйства страны, особенности размещения промышленных предприятий, развитие транспортной системы страны, особенностей развития сельского хозяйства России и т. д.

Изменения, внесённые в авторскую программу:

Разработаны следующие темы: Влияние географического положения России на развитие сельского хозяйства; Влияние географического положения России на транспортную систему РФ; Влияние географического положения России на развитие промышленности страны.

УМК, используемый при изучении элективного курса «Влияние географического положения на экономику России»:

  1.  В.П. Дронов, В.Я. Ром. География России: население и хозяйство. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, 17 издание, стереотипное. М.: Дрофа, 2010.
  2. В.П. Максаковский. Географическая картина мира (в 2 книгах). М.: Дрофа, 2003.
  3. Атлас. География 8 класс. М.: Дрофа, 2011.
  4. Атлас. География 9 класс. М.: Дрофа, 2011.

Целью данной программы является:

  1. Развитие способностей учащихся не только усваивать раз и навсегда предполагаемые постулаты из учебников, а, применяя деятельностный (компетентностный) подход, извлекать для себя новое, неизведанное в мире давно знакомых вещей и явлений.
  2. Развивать умение анализировать и сопоставлять полученную информацию.
  3. Формирование у учеников интереса к изучению географии, умения самостоятельно приобретать и применять на практике полученные знания.
  4. Развитие у учащихся коммуникативных навыков: умение работать в группах, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа); наглядных (иллюстрационных и демонстрационных); практических; проблемно-поисковых.
  2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных и деловых игр, практических работ.
  3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: тестирование, работа с контурной картой, индивидуального и фронтального опроса.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:

- наблюдать и описывать явления, анализируя данные различных карт;

- выдвигать гипотезы и доказывать (или опровергать) их;

- выполнять необходимые измерения и использовать метод наложения карт одну на другую;

- делать выводы.

Перечисленные умения формируются на основе знаний об особенностях географического положения России, о влиянии географического положения на природу, быт и хозяйственную деятельность человека, о влиянии природы, размеров территории на уровень развития экономики страны. Необходимо развивать творческий потенциал учеников, их умения преодолевать границы известного, традиционного, готовить будущих активных и неравнодушных членов нашего общества.

Содержание программы.

Тема 1. Введение. Особенности географического положения России. Оценка географического положения, территории, природы, развития; протяженность, крайние точки, отрицательные и положительные черты географического положения. Противоположность оценок географического положения. Пр.р.№1 «Нанести на контурную карту основные особенности Г.П.».

Тема 2. Соседское положение РФ. Выявление соседского положения на суше, через моря и океаны, работа с картами атласа для 10 класса «Плотность населения». Выявление закономерностей размещения населения в соседних странах вдоль границ с Россией, расположение их столиц. Выявление соседства разного порядка, составление диаграммы «Пограничные государства 1, 2, и т.д. порядка, уровень их экономического развития, степень влияния на РФ», пр. р №2.  Выявление особенностей влияния степени соседства на характер российско-соседских отношений.

Тема 3. Влияние зимних изотерм на расселение. Определение распространения январских и июльских изотерм, выявление причин, влияющих на меридиональное распространение зимних изотерм, появление «полюса холода» именно в Якутии. Сопоставление карты январских изотерм с политической картой мира, пр. р.№3 «Вслед за январскими температурами».

Тема 4. История заселения России – путь на восток. История развития древних цивилизаций (речные цивилизации). История освоения новых территорий (Америка, поиск пути в Индию). Движение за теплом и пищей – великие переселения народов.

Тема 5. Закрытость территории России: горные стены. Влияние природных объектов на формирование границ, границы природные и условные, опасность горных границ, истоки терроризма; пр.р.№4 «Определение природных рубежей по которым проходит сухопутная граница РФ».

Тема 6. Закрытые моря. «Закрытые моря» бассейна Северного Ледовитого океана и внутренние моря бассейна Атлантического океана, пр. р.№5 «Определение навигационного режима морей и нанесение на карту основных транспортных магистралей».

Тема 7. Реки-тупики. Многочисленность рек России, их меридиональное расположение. Торговые речные пути. Реки Сибири. Волга. Амур. Влияние большой протяжённости рек в меридиональном направлении на весенние половодья, пр. р.№6 «Выявление зависимости режима рек от географического положения».

Тема 8. Геостратегия России. Современная трактовка понятия «геополитика». Геополитические связи России во времени. Влияние России  на политические и экономические события в мире. Преимущества и сложности географического положения России для развития её экономики. География внешней торговли России.

Тема 9. Влияние географического положения на развитие сельского хозяйства. Влияние особенностей географического положения на развитие растениеводства и животноводства, зональность сельского хозяйства, зоны «рискованного земледелия», пр. р. №7 «Выявите причины продовольственной зависимости России от других стран».

Тема 10. Влияние географического положения на размещение и развитие транспорта. Влияние особенностей географического положения на развитие и размещение основных видов транспортной системы, перспективы дальнейшего развития транспорта, пр.р.№8 «Объясните, почему в азиатской части России не нужна столь развитая транспортная схема в отличие от европейской части страны».

Тема 11. Влияние географического положения на развитие промышленности страны. Влияние особенностей географического положения на развитие и размещение основных промышленных комплексов по территории страны, пр. р.№9 «Установить основные причины неравномерного распределения промышленных комплексов по территории РФ».

Тема 12. Влияние географического положения страны на развитие экологической ситуации. Влияние особенностей географического положения на развитие экологической ситуации. Основные районы острых экологических ситуаций на территории России. Прогноз дальнейшего развития в отдельных районах.

 Учебно-тематический план:

№ темы

Наименование тем

Кол – во часов

Практические работы

1

Введение. Особенности географического положения России.

1

1

2

Соседское положение РФ

1

1

3

Влияние зимних изотерм на расселение.

1

1

4

История заселения России – путь на восток.

2

-

5

Закрытость территории России: горные стены.

1

1

6

Закрытые моря.

1

1

7

Реки-тупики.

1

1

8

Геостратегия России.

1

-        

9

Влияние географического положения на развитие сельского хозяйства.

2

1

10

Влияние географического положения на размещение и развитие транспорта.

2

1

11

Влияние географического положения на развитие промышленности страны.

2

1

12

Влияние географического положения страны на развитие экологической ситуации.

1

-

Итого:

16

9

Требования к уровню подготовки (Результаты обучения):

        В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать:

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
  2. географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
  3. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь:

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
  1. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  1. определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. чтения карт различного содержания;
  1. проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

         Называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
  • географические районы, их территориальный состав;

          Описывать:  

  • периоды формирования хозяйства России;

         Объяснять:

  • различия в освоении территории;
  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
  • размещение главных центров производства;
  • сельскохозяйственную специализацию территории;
  • структуру ввоза и вывоза;
  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

          Прогнозировать:

возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов. 

Литература:

  1. Гладкий Ю.Н., Доброскок В,А., Семенов В.П. Экономическая география России. М.: Гардарика, 1999.
  2. Задачи по географии: Учебно-методическое пособие / Под ред. А.С. Наумова. - М.: МИРОС, 1993.
  3. География России. 8-9 классы. Методическое пособие Автор: И. И. Баринова, В. Я. Ром.
    М.:Дрофа, 2005.

4. Географический энциклопедический словарь: Географические названия / Гл. ред. А.Ф. Трешников. - М.: Советская энциклопедия, 1983

5.  География в цифрах. 6 - 10 кл.: Справочное пособие. Авт.-сост. В.В. Климанов, О.А. Климанова. - М.: Дрофа, 2005.  

 

Календарно-тематическое планирование.

Тема урока.

Кол-во часов

Тип урока

Содержание учебного материала

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Формы контроля

Д/з

Дата

Дата проведения

 1

Введение. Особенности географического положения России, пр.р.№1 «Нанести на контурную карту основные особенности Г.П.».

1

Л, П.

Оценка географического положения, площадь территории, протяженность, крайние точки, отрицательные и положительные черты

Уметь составлять характеристику Г.П., знать крайние точки, размеры и протяжённость территории.

Контурная карта, тест

Стр. 9 - 19

…..

.

2

Соседское положение РФ, пр. р.№2 «Пограничные страны и столицы, уровень их экономического развития».

1

П.

Пограничные государства 1, 2, и т.д. порядка, уровень их экономического развития, степень влияния на РФ.

Знать политическую карту мира, типы границ, уметь выявлять особенности влияния соседских отношений.

Фронтальный опрос

Стр. 11

3

Влияние зимних изотерм на расселение, пр. р.№3 «Вслед за январскими температурами».

1

К.Б.,П.

Определение влияния январских и июльских изотерм, выявление причин, влияющих на меридиональное распространение зимних изотерм, появление «полюса холода» в Якутии.

Уметь сопоставлять карты.

тест

К.к.,сообщения

4-5

История заселения России – путь на восток.

2

С., КБ.

История освоения и формирования государства РФ, основные направления и имена.

Знать основные этапы формирования государства.

сообщения

Стр. 22 -25

6

Закрытость территории России: горные стены, пр.р.№4 «Определение природных рубежей по которым проходит сухопутная граница РФ».

1

П.

Влияние природных объектов на формирование границ, опасность горных границ, истоки терроризма.

Знать особенности сухопутных границ РФ, уметь сопоставлять карты.

Контурная карта.

К.к.

7

Закрытые моря, пр. р.№5 «Определение навигационного режима морей и нанесение на карту основных транспортных магистралей».

1

КБ, П.

«Закрытые моря» бассейна Северного Ледовитого океана и внутренние моря бассейна Атлантического океана.

Знать номенклатуру по теме «Гидрография России», уметь сопоставлять и анализировать карты.

тест

Стр. 15 - 20

8

Реки-тупики, пр. р.№6 «Выявление зависимости режима рек от географического положения».

1

КБ, П.

Меридиональное расположение важнейших рек России, объяснение причин почему основные реки России являются тупиковыми.

Знать особенности режима и питания рек, номенклатура рек по бассейнам океанов.

Контурная карта.

К.К.

9

Геостратегия России.

1

КБ.

Современная трактовка понятия «геополитика», изменение геополитических связей России во времени, современные тенденции. Роль РФ на политической и экономической арене.

Знать политическую карту мира, типы границ, уметь выявлять особенности влияния соседских отношений и уметь прогнозировать ситуацию.

Фронтальный опрос.

10-11

Влияние географического положения на развитие сельского хозяйства, пр. р. №7 «Выявите причины продовольственной зависимости России от других стран».

2

КБ, П.

Влияние особенностей географического положения на развитие растениеводства и животноводства, зональность сельского хозяйства, зоны «рискованного земледелия».

Знать понятия: зона Севера, типы мелиорации, особенности отраслевого состава растениеводства и животноводства. Уметь сопоставлять карты.

Фронтальный опрос.

Стр. 117 - 124

12-13

Влияние географического положения на размещение и развитие транспорта, пр.р.№8 «Объясните, почему в азиатской части России не нужна столь развитая транспортная схема в отличие от европейской части страны».

2

КБ, П.

Влияние особенностей географического положения на развитие и размещение основных видов транспортной системы, перспективы дальнейшего развития транспорта.

Знать состав транспортного комплекса, роль основных видов транспорта в народном хозяйстве.

Контурная карта.

Стр. 133 - 149

14-15

Влияние географического положения на развитие промышленности страны, пр. р.№9 «Установить основные причины неравномерного распределения промышленных комплексов по территории РФ».

2

 КБ, П.

Влияние особенностей географического положения на развитие и размещение основных промышленных комплексов по территории страны.

Знать состав промышленных комплексов, роль ведущих отраслей промышленности и особенности размещения предприятий.

Фронтальный опрос.

Стр. 48 -63

16

Влияние географического положения страны на развитие экологической ситуации.

1

КБ.

Влияние особенностей географического положения на развитие экологической ситуации.

Умение анализировать и прогнозировать ситуацию.

Фронтальный опрос.

Стр. 271

.

Тип урока: КБ – комбинированный, П. – практикум, Л – лекция, С – семинар.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовые задания для проверки знаний по теме "Экономико-географическое положение России" 9 класс

Тестовые задания включают вопросы разных уровней сложности. Задания 1-6 оцениваются в 1 балл, задание 7,8,9 каждый правильный ответ - 0, 5 баллов. 10 задание - 2 балла. Максимально возможн6ое количест...

Урок элективного курса "Экономико-географическое положение Кунашакского района"

Урок посвящен определению экономико-географического положения на основе карт Кунашакского района и Челябинской области. Выполняют практическую работу, анализируют причины изменений территории Кунашакс...

элективный курс "Географическое положение России"

Представлена презентация элективного курса "Географическое положение России" для учащихся 9 класса...

Проверочная работа 8 класс по темам: "Географическое положение и население России".

Данная диагностическая работа позволяет проверить большой объем теоретического материала и знания карты. Составлена в 2 вариантах. Работа может быть использована учителями географии, работающими по УМ...

"Центральная Россия. Состав, экономико-географическое положение, природные ресурсы"

"Центральная Россия. Состав, экономико-географическое положение, природные ресурсы"...

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ГРАНИЦЫ РОССИИ.

Знакомство учеников с особенностями географического  положения страны....

Контрольная работа по теме"Географическое положение,рельеф, климат России", география, 8 класс.

Контрольная работа составлена по трём темам, включает вопросы  по теме:Географическое положение",  " Рельеф и полезные ископаемые", а также по теме "Климат России". ...