План - конспект урока " Степи, лесостепи, полупустыни, пустыни"
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Соловьёва Елена Геннадьевна

План - конспект урока географии с использованием ЭОР в 8 классе . Тема урока "Лесостепи, степи, полупустыни, пустыни". Это 4-й урок в теме "Природно-хозяйственное районирование". В приложении содержится описание ЭУМ, их краткое содержание и гиперссылки на ЭОР. Самоанализ урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_3.docx31.16 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

                                Степи, лесостепи, полупустыни, пустыни

ФИО автора

Соловьёва Елена Геннадьевна

Место работы

МОУ Покрово – Ситская СОШ Брейтовского МР

Должность

учитель

Предмет

география

Класс

8

Тема и номер урока в теме

Природно – хозяйственное районирование, № 4

Базовый учебник

География России: Природа. Население. Хозяйство. 8кл.: В.П.Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром, А.А. Лобжанидзе/ под ред. В.П.Дронова. – М.:Дрофа, 2010

  1. Цель  урока: Освоение знаний о специфических особенностях природных зон лесостепи, степи, полупустыни, пустыни, о влиянии хозяйственной деятельности человека на природу природных зон юга России. Развитие умений самостоятельного приобретения знаний, умений работать с  электронными образовательными ресурсами,  картой природных зон.

9. Задачи

- обучающие:  формировать  умения определять особенности природных зон юга России, степень воздействия хозяйственной деятельности человека на природу;

-развивающие: развивать навыки работы с УЭМ,  картами атласа, уметь составлять характеристику природной зоны по предложенному плану.

-воспитательные: воспитывать чувство любви и бережного отношения к природе, умение видеть красоту окружающего мира, воспитывать экологическую культуру.

Тип урока комбинированный, урок – самостоятельная работа учащихся .

  1. Формы организации учебной деятельности - фронтальная, индивидуальная, коллективная (в группах).
  2. Необходимое техническое оборудование – компьютерный класс, компьютер, мультимедийный проектор, экран.

  1. Планируемые результаты.
  • Предметные

Знать понятия и термины природно – хозяйственная зона, природно – территориальный комплекс, широтная зональность, зональные природные комплексы; характеризовать географическое положение степей и лесостепей, пустынь и полупустынь России, выделять и приводить примеры влияния хозяйственной деятельности человека на природу степей и лесостепей, на основе составленной характеристики сравнивать природу безлесных зон.

  • Познавательные УУД

Уметь получать знания из различных источников информации: УЭМ, текста учебника,

 географических карт «Физическая карта России», «Природные зоны России», уметь составлять описание природной зоны  по плану, представлять ее

  • Регулятивные УУД

Ставить учебную задачу под руководством учителя;

Планировать свою деятельность под руководством учителя;

Работать в соответствии с предложенным планом;

Адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы;

  • Коммуникативные УУД

Иметь навыки продуктивного сотрудничества со сверстниками в образовательной и учебной  деятельности.

Таблица 1.                               СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(мин.)

1

2

3

5

6

7

1

2

Организация учебной деятельности, мотивация учащихся на  урок, постановка задач

Целеполагание

1

Сообщает тему и тип урока, организует обсуждение:

-что необходимо узнать

-для чего необходимы эти знания

-какие ранее полученные знания могут потребоваться

Создает готовность к предстоящей деятельности,

Помогает сформулировать цель. (Какие природные зоны мы изучили? Какие будем изучать? Чем природные зоны отличаются друг от друга? Предлагает вспомнить план характеристики природных зон)

Обсуждают поставленные задачи, воспроизводят ранее полученные знания и умения, необходимые для открытия нового знания;

Определяют, каких знаний нам не хватает, где их добывать (открыть)

Формулируют цели урока, вспоминают план характеристики природной зоны

5

3

3

Знакомство с природными зонами юга России, описание природной зоны степей, пустынь по плану

2, 3, 4

Проводит эвристическую  беседу, побуждает учащихся к поисковой деятельности.  

Знакомит с УЭМ.

Дает инструкции о порядке выполнения заданий.

 Организует работу в группах. По плану вместе с учениками составляет характеристику природной зоны степей

Работают в парах за компьютерами.

Фиксируют результаты.

Работают с УЭМ, по заданиям карточек. Задания для «географов», «климатологов», «почвоведов», «биологов», «экологов».

Фиксируют на УЭМ свои «открытия».

Обобщают результаты работы и представляют результаты коллективной работы в виде общей характеристики.

Отвечают на вопросы представителей других групп.

15

4

Динамическая пауза

Объясняет правила игры «Верю – не верю». Если суждения верны, нужно встать и сразу сесть, если не верны, оставаться на месте

Участвуют в игре, вспоминают изученный ранее материал, активно двигаются.

3

5

Закрепление знаний и проверка знаний

5, 6, 7

Ставит задачи о необходимости проверки знаний по природным зонам, изученным учащимся, знакомит с УЭМ, нацеливает на работу

Отвечают на вопросы учителя.

Какое значение имеют природные зоны в жизни человека?

Зачем их нужно изучать?

Когда и где могут пригодиться знания, полученные на уроке?

Работают индивидуально с УЭМ, сохраняют результаты для проверки.

7

«Географическая реставрация»

Предлагает выполнить задания, способствующие закреплению знаний по деятельности человека в различных природных зонах. По предложенному предмету определить, к какой природной зоне он относится, какие виды деятельности человек там осуществляет?

Выполняют предложенные задания индивидуально по выбору, класс отмечает правильность ответов.

3

6

Подведение итогов урока, обобщение. Рефлексия, домашнее задание

Организует обсуждение результатов работы на уроке и подводит итоги. Предлагает заполнить лист самооценки, дополнив предложение:

  1. На уроке я узнал…
  2. Теперь я могу…
  3. Я научился…
  4. Мне очень понравилось…
  5. Мне не понравилось…
  6. Я бы хотел изменить…
  7. Все ли поставленные задачи мы выполнили?

Определяют уровень достижений своих результатов. Заполняют лист самооценки. Выражают свое отношение к уроку, что изучили, чему научились.

3

Задает домашнее задание: ответить на вопросы и выполнить задания к параграфу 35, на контурных картах обозначить

границы природных зон. По желанию составить презентацию или буклет об одной из изученных на уроке природных зон .

Записывают домашнее задание.

2

                                                 

Приложение к плану-конспекту урока

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

«Природные зоны России»

Фильм содержит карту природных зон, видео фото с краткой характеристикой природных зон России

видеофильм

https://www.youtube.com/watch?v=p0eHwTSC1L8

2

ФЦИОР

Природно-хозяйственное районирование. Лесостепи, степи, полупустыни. И1

В данном ЭУМ содержится комплексная характеристика лесостепей, степей и полупустынь России.

http://fcior.edu.ru/card/4386/prirodno-hozyaystvennoe-rayonirovanie-lesostepi-stepi-polupustyni-i1.html

3

ФЦИОР

Разнообразие типов наземных экосистем. Степь (детализированное представление)

Модуль предназначен для изучения материала по теме «Разнообразие типов наземных экосистем. Степь» для учеников, затрудняющихся в освоении предмета на базовом уровне (с более детализированным представлением предметного содержания)

http://fcior.edu.ru/card/22355/raznoobrazie-tipov-nazemnyh-ekosistem-step-detalizirovannoe-predstavlenie.html

4

ФЦИОР

Разнообразие типов наземных экосистем. Степь (углубленное изучение)

Модуль предназначен для изучения материала по теме «Разнообразие типов наземных экосистем. Степь» для углубленного изучения предмета.

http://fcior.edu.ru/card/22541/raznoobrazie-tipov-nazemnyh-ekosistem-step-uglublennoe-izuchenie.html

5

ФЦИОР

К. Природно-хозяйственное районирование. Природно-хозяйственные зоны. Контрольные задания (со специальными возможностями для слабовидящих)

Электронный учебный модуль «Природно-хозяйственное районирование. Природно-хозяйственные зоны. Контрольные задания». Модуль предназначен для использования в общеобразовательных учреждениях на уроках географии на этапе контроля полученных знаний. Данный модуль оснащён специальными возможностями для слабовидящих. Модуль предполагает оценку знаний по некоторыми вопросам в рамках рассматриваемой темы, а именно: «Районы лесозаготовок», «Сельское хозяйство» и «Особенности природно-хозяйственных зон».

тест

http://fcior.edu.ru/card/22417/prirodno-hozyaystvennoe-rayonirovanie-prirodno-hozyaystvennye-zony-kontrolnye-zadaniya-so-specialnymi-vozmozhnostyami-dlya-slabovidyashchih.html

6

ФЦИОР

Контроль. Крупные природные районы России. ч.2 (упрощенный вариант)

Данный модуль содержит тестовые задания для проверки знаний о природных зонах России, их характерных особенностях, их расположении. Тестовые задания позволяют оценить степень усвоения материала учащимися. Модуль поможет и учителю, завершающему изучение данной темы в классе, и учащемуся при самопроверке полученных знаний.

тест

http://fcior.edu.ru/card/11404/kontrol-krupnye-prirodnye-rayony-rossii-ch-2-uproshchennyy-variant.html

7

ФЦИОР

Контроль. Крупные природные районы России. ч.1 (упрощенный вариант)

Данный модуль содержит тестовые задания для проверки знаний о природных зонах России, их характеристик и особенностей. Тестовые задания позволяют оценить степень усвоения материала учащимися. Модуль поможет и учителю, завершающему изучение данной темы в классе, и учащемуся при самопроверке полученных знаний.

тест

http://fcior.edu.ru/card/5838/kontrol-krupnye-prirodnye-rayony-rossii-ch-1-uproshchennyy-variant.html

Самоанализ урока

Урок географии в 8 классе по теме «Лесостепи, степи, полупустыни, пустыни», 4-й в теме «Природно-хозяйственное районирование», раздел «Природа России».

На уроке продолжает формироваться представление об особенностях природных зон, о влиянии хозяйственной деятельности человека на природу, развиваются умения самостоятельного приобретения знаний, умения работы с электронными образовательными ресурсами, картами атласа, текстом учебника и другими источниками знаний. Продолжается формирование понятий: природно-территориальный комплекс, антропогенный комплекс, природная зона, природная зональность.

В связи с целями урока были поставлены следующие задачи: развивать навыки работы с УЭМ, картами атласа, уметь составлять характеристику природной зоны по плану, определять особенности природных зон юга России, степень воздействия деятельности человека на природу.

Тип урока- комбинированный, урок – самостоятельной работы учащихся.

Формы организации учебной деятельности – фронтальная, индивидуальная , групповая.

Этапы урока: 1- актуализация знаний, 2 – целеполагание, 3 – изучение нового учебного материала, 4- динамическая пауза, 5 – закрепление и проверка знаний, задание «Географическая реставрация, 6 – рефлексия,7 – домашнее задание.

На третьем этапе учащиеся работали самостоятельно по карточкам-заданиям, в группах. Задания для групп изменялись, при описании каждой природной зоны давался другой пункт плана. На пятом этапе также осуществлялась самостоятельная работа, в ходе которой учащиеся работали индивидуально с УЭМ, выбирая задания в соответствии со своими возможностями. В ходе урока постоянно менялись виды деятельности, сохранялась высокая скорость и плотность. Учитель выполнял роль наставника, дети добывали новые знания, помогали друг другу в решении учебной задачи. Оценивали правильность ответов, дополняя и исправляя неточности.

Для проведения урока были использованы электронные образовательные модули (УЭМ) сайта ФЦИОР. Урок проводился к компьютерном классе, с использованием компьютеров с выходом в интернет, мультимедийного проектора, экрана. Использовались  учебники, атласы, листы для индивидуальной работы, карточки-задания, гербарный материал, предметы, принадлежность которых нужно было отнести к той или иной природной зоне.

Урок проходил по плану, особых отклонений не наблюдалось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План-конспект урока Тема урока: «Южные безлесные природные зоны России. Зона степей»

Это интегрированный урок географии и литературы.   На этом уроке дети самостоятельно научаться описать природную зону России, узнают о географическом положении, изучат почвенные и климатичес...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...

План-конспект урока географии в 8 классе "Южные безлесные зоны: степи, полупустыни и пустыни"

Цель: Способствовать продолжению формирования представлений и знаний об особенностях и главных чертах природных зон России. Уметь называть отличительные особенности степей и полупустынь, объяснять изм...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Б...

Конспект урока "Степи и пустыни" 8 класс

Конспект составлен по требованиям ФГОС по географии для 8 класса....