Урок "Западная Сибирь. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые"
методическая разработка по географии (8 класс) на тему

Дунайцева Антонина Владимировна

Урок с элементами ФГОС (системно-деятельностный подход), с межпредметными связями (литература)

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Калиновская средняя общеобразовательная школа»

Разработка урока

8 класс

«Западная Сибирь: геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые»

Учитель географии:

Дунайцева А.В.,

высшая квалификационная категория

20016 г.

Тема урока. Западная Сибирь: геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые.

Тип урока: урок актуализации знаний и умений.

Цель: начать формировать представление о Западно-Сибирской равнине как крупном ПТК

Задачи урока:

Образовательные:

 - выделить главные особенности географического положения Западной Сибири

-  определить связи между геологической историей развития территории, рельефом и полезными ископаемыми

Развивающие:

- развивать умение обобщать, классифицировать, делать выводы;

- развивать познавательный интерес к предмету географии;

- совершенствовать коммуникативные навыки и навыки работы с географическими источниками.

Воспитательные:  

- воспитывать эстетическое восприятие природы.

Методы обучения: системно-деятельностный, поисковый.

Наглядность и оборудование: мультимедиакомплекс, мультимедийная презентация "Западная Сибирь";  карты в атласе: физическая России, карты Западной Сибири, тектоническая России, рабочие тетради на печатной основе.

Ход урока:

1. Организационный момент.

приветствие;

проверка готовности к уроку;

2. Изучение нового материала.

Слайд №2

- На сегодняшнем уроке мы продолжим знакомство с природными районами нашей страны.

Девиз нашего урока: "Природа - единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания" (И.В. Гёте)

- Какие же страницы этой книги мы уже изучили?

(Восточно-Европейскую равнину, Кавказ, Урал)

- Послушайте слова поэта А.Твардовского из поэмы «За далью-даль».

3.  Формулирование темы

Слайд №3

 Урал! Невольною печалью

Я отдаю прощанью дань:

А за Уралом - Зауралье,

А там своя, иная даль...

-  А о какой  дали писал  Александр Твардовский?  (Сибирь)

Учитель: Сибирь – с китайского " Западное захолустье", на картах Азии в 13 веке - показана страна Ибир или Сибир расположенная между Енисеем и Нижней Тунгуской. От монгольского Сибирь – " дремучий лес".

Слайд №4

- Начнём мы знакомство с Сибирью с природного района Западная Сибирь.

Запишите тему урока в тетрадь: Западная Сибирь. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые.

4.  Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности:

- Итак, какие задачи мы должны решить в ходе урока?

(Определить ГП, изучить геологическую историю развития территории, рельеф и полезные ископаемые.)

5.  Планирование

- Какими способами мы можем решить эти задачи?

(Используя физическую, тектоническу, геологическую карты и материал учебника)

6.  Практическая деятельность. Определение ГП Западной Сибири

- Познакомимся с географическим положением Западной Сибири.  

Слайд №5

- Западно-Сибирская равнина вторая по величине равнина Евразии и России, третья в мире после Амазонской низменности.

Площадь Западно-Сибирской равнины 2 745 тыс.кв.км.

Работа в парах, выяснение главных особенностей ГП

(Учащиеся зачитывают)

 

- Главные особенности запишем в тетрадь:

1) Огромные размеры

Большая протяженность равнины по широте и долготе.  С запада на восток простирается она от Урала до Енисея на 1000-2000 км, расширяясь к югу, с севера на юг - на 2500 км.

2) Расположение в умеренных и частично в полярных широтах.

3) Удаленность от Атлантического и Тихого океанов.

«Открытость» к Северному Ледовитому океану

4) Наличие отчетливо выраженных естественных рубежей:

на севере - береговая линия Карского моря;

на юге - подножия Казахского мелкосопочника, Алтая, Салаира и Кузнецкого Алатау;

на западе - восточные предгорья Урала;

на востоке - долина р. Енисей.

Вывод: Все эти особенности ГП сказываются на формировании ее природных условий, в первую очередь на климатические условия.

Работа с контурной картой:  отметить природные рубежи Западной Сибири.  Взаимопроверка

Гимнастика для глаз:

1. Посмотреть на контур Западно-Сибирской равнины. Закрыть глаза, начертить его в воздухе носом.

2. Обвести контур по часовой стрелке, а затем – против.

7.   Особенности рельефа.

Слайд № 6

Равнина. Равнина.

Ни яра, ни пади,

Равнина на север,

Равнина на юг

Как будто гористую землю разгладил

Какой-то гигантский утюг.

Так охарактеризовал рельеф Западно-Сибирской равнины поэт И. Фролов.

Работа с картой (индивидуальная)

-  Определите преобладающие высоты равнины, максимальную отметку высоты.    Слайд № 7

- Покажите на карте.

Западно-Сибирская равнина – это плоская равнина с приподнятыми краями, с преобладающими высотами 100-200 м и мах высотой 286 м.

Нигде в мире не найти такого огромного пространства со столь плоским рельефом, как бы понижающимся к центру. Северную и Центральную части представляют низменности, располагающиеся на высоте до 100 м над уровнем моря, южную низменности и равнины, поднимающиеся до 150 км.

- Что может являться следствием такого рельефа?

 (Рельеф способствует заболоченности территории)   Слайд №8

На территории Сибири находится самое большое болото мира - Васюганское болото. Его площадь сравнима с площадью некоторых европейских государств.

 Через Западную Сибирь от Оби до Енисея в широтном направлении на 900 км протянулась система мореных возвышенностей - Сибирские Увалы с максимальной высотой 286 м.  Слайд №9

Физкультминутка

- Каким образом мы можем объяснить особенности рельефа Западной Сибири?

( Объясним особенности рельефа, используя тектоническую и геологическую карты).

- Территория Западно-Сибирской равнины совпадает с Западно-Сибирской плитой. В чем особенность данной тектонической структуры, что отличает ее от платформы?

(Более молодой фундамент, более мощный осадочный чехол)  

- Это результат не только внутренних, но и внешних факторов,  каких? (Затопление морем, четвертичное оледенение)   Слайд №10 

И в настоящее время процесс рельефообразования не завершен.

Определите по карте атласа новейшие тектонические изменения:

(прогиб территории в северных и южных частях, остальная территория испытывает медленные поднятия 1 см за 100 лет)

Т.е. если уровень мирового океана увеличится, то произойдет очередное затопление равнины.

8.  Полезные ископаемые 

Задание: Такое геологическое развитие территории способствовало накоплению осадочных пород. Каких?  Рис .177 в учебнике.  (В первую очередь углеводородного сырья).  

Слайд №11

-И ныне Западная Сибирь это крупнейший нефнегазоностный район и России и мира.

Отметим крупнейшие месторождения нефти и газа на к/к.  На к/к отметьте месторождения нефти: Самотлорское, Усть-Балыкское, Мегионское, Стрежневое, Мамонтовское

месторождения газа: Уренгойское, Ямбургское, Медвежье, Губкинское, Заполярное.

Взаимопроверка

Сообщения учащихся о первых месторождениях (подготовленные из интернета):

 21 июня  1960 открыто Шаимское месторождение, первое нефтяное месторождение в Тюменской области.  

1953. г. в селе Березово Ханты-Мансийского национального округа Тюменской области в песчаных отложениях юрского возраста на глубине 1305,75—1309 м открыта залежь горючего газа с ориентировочным дебитом в несколько сотен тысяч кубических метров в сутки.

- Какими еще топливными ресурсами обеспечен регион? ( торф, т.к Западная Сибирь самая заболоченная часть России)

Болота содержат огромные запасы торфа и противодействуют парниковому эффекту, связывая углерод. Разведанные запасы торфа составляют более 1 млрд тонн, средняя глубина залегания — 2,4 м, максимальная — 10 м.

Люди издавна используют торф как топливо и удобрение. Торф – это сырьё для промышленности. Из него получают древесный спирт, карболовую кислоту, пластмассы, воск, парафин, изоляционные ленты и др. материалы.

9. Закрепление изученной темы. 

1) Используя текст параграфа учебника, составьте по одному вопросу для класса.

2) Работа с магнитной доской: используя карточки с ключевыми словами составить краткую характеристику Западной Сибири (несколько учеников по желанию)

Выводы:

Западная Сибирь – это молодая платформа с мощным осадочным чехлом;

плоская равнина; сильно заболоченная территория; территория, богатая природными ресурсами, особенно топливно-энергетическими такими, как нефть и газ, торф.

11. Подведение итогов урока. Рефлексия

Урок:

  • Привлёк меня тем…
  • Показался интересным…
  • Взволновал…
  • Заставил задуматься…
  • Навёл на размышления…
  • Что на вас произвело наибольшее впечатление?
  • Пригодятся ли вам знания, приобретённые на этом уроке, в дальнейшей жизни?
  • Что нового вы узнали на уроке?
  • Что вы считаете нужным запомнить?
  • Над чем ещё надо поработать?

Оценивание

12.  Инструктаж по домашнему заданию.

Параграф 40, вопросы на стр.227 (простые и более сложные)

Учитель: Всем спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый урок по теме "Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России"

Итоговый урок по теме "Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России", 8 класс с презентацией...

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России. Урок в 8 классе.

Урок « Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России»  по курсу географии 8 класса. Учебник: география России. Природа, население, хозяйство. Авторы: В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я...

Тест "Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России".

Разноуровневый тест по географии в 8 классе по теме "Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России"....

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Белгородской области

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Белгородской области (интегрированный урок по географии и биологии в 8 классе)...

Итоговый тест: "Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России".

Итоговый тест:"Геологическое строение,рельеф и полезные ископаемые России"...

План-конспект урока по теме "Горы Южной Сибири: геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые"

План урока на областной этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства "Мой лучший урок"...