Природные и природно-хозяйственные зоны России. Северные безлесные зоны
план-конспект урока по географии (8 класс)

План-коспект урока для учащихся 8-го класса. В ходе урока дети должны научиться давать физико-географическую характеристику природным зонам России. Научатся выявлять связи между компонентами природных комплексов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                             

Тема: Природные и природно-хозяйственные зоны России. Северные безлесные зоны

Цель: Актуализировать знания учеников о природных зонах, факторах формирования природных зон, выявить зональные и азональные факторы. Проследить как они влияют на формирование зональных и азональных природных комплексов.  Дать  понятия «природная зона» и «природно-хозяйственная зона». Рассказать о занятия людей в различных природных зонах. Изучить  северные безлесные зоны России -  арктические  пустыни, тундру, лесотундру.  Дать им физико-географическую характеристику.  Проследить как природные условия влияют на зональную  специализацию  сельского хозяйства.

Ход работы

  1. Организационный момент

II.  Актуализация опорных знаний

     - ученические проекты: «Моря России»;

     -  работа с карточками

III.  Мотивация учебной деятельности

     Причиной формирования ландшафтов (природных зон, природно-хозяйственных  зон), факторами, выступают природные компоненты. Все ландшафтообразующие факторы принято подразделять на зональные (климат, почвы, растительность, животный мир) и азональные (рельеф, геологическое строение, горные породы, полезные ископаемые):

  1. Изучение нового материала

1.   Природные комплексы  - это взаимное сочетание природных компонентов на определённой территории.

Природно-хозяйственная зона – это природные комплексы, протянувшиеся в широтном направлении, имеющие одинаковые условия, в которых развита хозяйственная деятельность человека: добыча полезных ископаемых, развита промышленность  и сельское хозяйство, проложены различные транспортные пути, ЛЭП.  Климатический фактор оказывает существенное влияние на формирование природных компонентов, комплексов и зон, также этот фактор влияет на  зональную  специализацию  сельского хозяйства. Так в северных безлесных природных зонах России не будут занимать растениеводством. В арктических пустынях вообще не будет развито сельское хозяйство, в тундре и лесотундре -  оленеводство.

2. характеристика природных зон (см.приложение)

V.   Закрепление новой темы

Что такое Русская Арктика?

Чем заняты коренные жители тундры?

Какие экологические проблемы встают перед жителями тундры и лесотундры?

Какие представители флоры и фауны, характерны для тундры, для лесотундры?

На каком острове Северного Ледовитого океана заповедуют белого медведя, овцебыка? Чем знаменит ещё этот остров?

- работа с атласами, картами учебника.

VI.   Домашнее задание

- выучить конспект, §32

Приложение 1.

Характеристика северных безлесных зон России

Название природной зоны

местонахождение

климат

почвы

Растительный мир

Животный мир

Использование человеком

Зона арктических пустынь

Ос-ва Франца-Иосифа, Северный остров Новой  Земли,  Северная Земля, Новосибирские острова, северная оконечность пол-ова Таймыр.

Угол <40º, О= 100-400мм, t= (-28º)…+1º, полярная ночь до 150 суток.

Отсутствует, лишь по долинам рек – каменистые.

Мхи, лишайники, цветковые(снежный лютик, полярный мак, камнеломки).

Полярная и арктическая ива,  карликовая берёза – на юге зоны.

Белый медведь, песец, лемминг, белая куропатка, полярная  сова. Тюлень, морж,.

Промыслы на тюленя, моржа. Сбор гагачьего пуха.

Зона тундры

Вдоль побережья Северного ледовитого океана, южная часть Новой Земли, о-ва Колгуев, Вайгач, Врангеля.

Климат изменяется с запада на восток:

tя = -8…-10; tи = +12..+5. О=600-100мм. С декабря по февраль -полярная  ночь. Сильные ветры

 Тундрово-глеевые

Лишайник ягель, осока, пушица, брусника, клюква, верески, карликовая берёза (5см)

Северный олень, песец, лемминг, полевки, волки. Белая сова, белая куропатка.

Оленеводство, добыча полезных ископаемых – природный газ, алмазы, золото.

Зона лесотундры

Южнее тундры, переходная зона к тайге

Тундрово-глеевые

Лишайник ягель, осока, пушица, брусника, клюква, верески, карликовая берёза (5см) + леса из лиственницы, ели, берёзы (по долинам рек)

Северный олень, песец, лемминг, полевки, волки. Белая сова, белая куропатка.

Оленеводство, добыча полезных ископаемых – природный газ, алмазы, золото.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Природно-хозяйственные зоны России"

В работе представлена подборка  фотографий, иллюстрирующих типичные ландшафты на территории России....

Урок географии в 8 классе по теме: "Природно- хозяйственные зоны России"

Урок обобщения и систематизации по теме "Природно-хозяйственные зоны России"...

Проект урока «Природно - хозяйственные зоны России»

Проект урока«Природно - хозяйственные зоны    России»    Выполнила: учитель географииМБОУ СОШ № 154Плетнева Е. А.      Нижний Новгород2...

Природно-хозяйственные зоны России. Презентация. 8 класс

Данная презентация содержит тестовые задания для проверки знаний учащихся по теме "Природно-хозяйственные зоны России"...

Природно-хозяйственные зоны России

В данном конспекте интересным будет представленное музыкальное сопровождение. Оно безусловно активирует учащихся и откладывается в памяти яркими воспоминаниями по теме....

План конспект-урока "Природно-хозяйственные зоны России"

План конспект-урока "Природно-хозяйственные зоны России" по географии в 8 классе...

Технологическая карта урока "Природно-хозяйственные зона России"

Технологическая карта урока "Природно-хозяйственные зона России" по географии в 8 классе...