Рабочая программа по географии для 10-11 класса на 2015-2016учебный год
рабочая программа по географии (10 класс) на тему

Арефьева Елена Васильевна

Рабочая программа

по   географии

для 10-11 класса  на 2015-2016учебный год составлена с требованиями ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10-11_klass.docx59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 2 им. А.Жаркова г.Яранска

Кировской области

                                                                                                                                                                                  Утверждаю:

Директор                  (М. М. Ванчугов)                                                                                 Приказ №80  от 02 .09.2015 г.

Рабочая программа

по   географии

для 10-11 класса  на 2015-2016учебный год

                                                                                                                                                       

                                                                                                                                                   

Учитель: Арефьева Елена Васильевна

2014

Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень.

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;

примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта: Сиротин В.И. География. Программы для общеобразоват. учреждений. 6-11 кл. – М.: Дрофа, 2004.

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.

Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования -приказ - №253 от 31.03.2014.

Курс «Экономическая и социальная география  мира» в старших классах средней школы занимает особое место, он завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у учащихся представление об окружающем мире,  понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара.

Курс по географии мира на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

Данный курс занимает важное место в системе географического образования школьников, формируя широкие представления о социально-экономической составляющей географической картины мира и развивая географическое мышление.

Этот курс обобщает географические знания, полученные учащимися в основной школе, и рассматривает географические аспекты важнейших проблем современности как в общем, глобальном масштабе, так и на региональном уровне.

Программа предназначена в основном для учащихся, не планирующих в дальнейшем специализироваться в области географии и связывать свою будущую жизнь с географической наукой.  

Цели и задачи курса:

Главной целью курса является формирование у школьников законченных широких представлений о социально-экономической составляющей географической картины мира.

Указанная цель раскрывается в основных задачах курса:

  • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
  • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
  • сформировать систему знаний об экономических и социальных проблемах современного мира для целостного осмысления единства природы и общества на планетарном и региональном уровнях;
  • развить у школьников познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
  • формировать географическую культуру и географическое мышление учащихся, воспитывать чувство патриотизма;
  • вооружить учащихся специальными и общеучебными умениями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу;
  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
  • воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде.

Курс завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Таким образом, предлагаемый курс географии можно назвать курсом географии для всех, вне зависимости от выбранного профиля обучения.  

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Содержание учебного материала охватывает все аспекты содержания школьной географии основной школы и предлагает их на новом качественном уровне в условиях среднего (полного) общего образования.

В процессе изучения курса важно опираться на исторический, типологический, дифференцированный подходы, проблемное обучение и самостоятельную работу учащихся с источниками географической информации.  Знания и практические умения, приобретенные учащимися при  изучении курса, могут быть использованы во всех сферах будущей деятельности.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 70 часов за два года обучения в старшей школе, т. е. в 10-м и 11-м классах (1 час в неделю).

Структура курса следует логике учебного предмета, все разделы преемственны, каждый раздел выстроен с учетом закономерностей при познании географических объектов, с постепенным введением обобщений и на их основе – теоретических знаний и приемов самостоятельной работы. Курс состоит из 9 разделов: «Современные методы географических исследований», «Современная политическая карта мира», «Природа и человек в современном мире», «Население мира», «НТР и мировое хозяйство», «География мирового хозяйства», «Регионы и страны мира»,  «Современные глобальные проблемы человечества».

Учебно-тематический план:

№ раздела

Наименование разделов

Всего часов

10 класс

1.

Современные методы географических исследований.

2

2.

Современная политическая карта мира.

6

3.

Природа и человек в современном мире.

6

4.

Население мира

5

5.

НТР и мировое хозяйство

4

6.

География мирового хозяйства

10

ИТОГО:

33+1резерв

11 класс

7.

Основные страны и регионы мира

28

8.

Россия в современном мире

3

9.

Современные глобальные  проблемы человечества.

3

ИТОГО:

34

Итого:

68

В программу внесены следующие изменения:

  1. Раздел  «Современные методы географических исследований. Источники географической информации»  сокращён до 2-х часов (вместо 4), так как данная тема является повторением пройденного материала  в  предыдущие годы изучения географии (7, 8, 9 класс).
  2. В соответствии с методическими рекомендациями автора учебника В.П. Максаковского в рабочей программе выделен раздел «Современная политическая карта мира» в начале курса, а не в составе раздела  «Регионы и страны мира» (6 часов). Это является наиболее целесообразным, так как знание ПКМ необходимо учащимся при изучении общей характеристики населения и хозяйства мира.
  3. В рабочую программу включена тема, предусмотренная  Стандартом, но не входящая в примерную программу по географии: «Научно-техническая революция»; данный материал позволяет понять особенности мирового хозяйства, поэтому на ее изучение в календарно-тематическом планировании отводится 4 часа.
  4. За счет резервного времени увеличено количество часов на изучение раздела «Основные страны и регионы мира» - на 8 часов, в связи с повышенным интересом учащихся при изучении данного раздела, всего по календарно-тематическому планированию – 28 часов.
  5. Сокращен до 3 часов раздел «Россия в современном мире». Это связано с тем, что данные о России приводятся во всех темах общей характеристики мира, включая текстовые карты и статистические материалы в таблицах «Приложений». Таким образом, место России в современном мире изучается на протяжении разделов № 2 – 7 и отдельно в разделе 8 «Россия в современном мире» (3 часа).
  6. Раздел «»Географические аспекты современных глобальных проблем человечества» сокращён до 3-х часов, так как некоторые аспекты данного раздела рассматриваются в разделах №3-6 и обобщаются эти знания непосредственно в разделе 9.

Практические (оценочные) работы, отражённые в планировании, рассчитаны на то, что они будут выполняться учащимися  на уроке, получая необходимые консультации учителя. Практические работы обучающего характера, а также требующие дополнительных источников информации для выполнения, в планировании не указаны.

Основное содержание программы отражено в примерной программе по географии (базовый уровень).

В результате изучения курса «Экономическая и социальная география мира» учащиеся должны приобрести знания, умения и навыки, которые отражены в примерной программе по географии (базовый уровень)

УМК по данному курсу включает в себя:

  • Рабочая программа по преподаванию курса «Экономическая и социальная география мира»
  • Учебник В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира. М. :Просвещение, 2008г
  •  Атлас для 10 класса
  • Рабочая тетрадь для 10 -11 класса.

Тематическое планирование

Общее распределение тем в 10 классе.

1.        Современные методы географических исследований.        2

2.        Современная политическая карта мира.        6

3.        Природа и человек в современном мире.        6

4.        Население мира        5

5.        НТР и мировое хозяйство        4

6.        География мирового хозяйства        10

        ИТОГО:        33+1 резерв

Общее распределение тем11 класс

.

7.        Основные страны и регионы мира        28

8.        Россия в современном мире        3

9.        Современные глобальные  проблемы человечества.        3

        ИТОГО:        34

Практические работы.

 практических работ – 12; из них оценочных – 5 (в 10 классе);

практических работ  - 11; из них оценочных – 5 (в 11 классе).

Оценочные практические работы в 10 классе:

  1. Характеристика ПГП страны.
  2. Оценка обеспеченности человечества основными видами природных ресурсов Анализ карт с целью выявления районов острых геоэкологических ситуаций.
  3.  Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения. Анализ карт населения
  4. Анализ экономических карт. Выявление неравномерности хозяйственного освоения территорий.

      5.   Определение международной специализации стран и регионов мира. Установление взаимосвязей между размещением  населения, хозяйства и природными условиями.

Оценочные практические работы в 11 классе:

  1. Составление сравнительной экономико – географической характеристики двух стран «большой семёрки».
  2. Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии.
  3. Составление прогноза экономического развития стран Африки на базе эффективного и рационального

использования их природных ресурсов. Страны, имеющие наибольшие перспективы успешного развития.

  1. Составление картосхемы районов загрязнения окружающей среды США, выявление источников загрязнений,

предложение путей решения экологических проблем.

     5. Составление сравнительной характеристики Бразилии, Аргентины и Мексики.

Календарно-тематическое планирование 10класс.

Раздел 1. Современные методы географических исследований. Источники географической информации.- 2ч.

  1. 1

География как наука. Традиционные и новые методы географической науки.

вводный

С.5-7

  1. 2

Виды географ. информации, ее роль и использование в жизни людей. Геоинформационные  системы.

Изуч. нового материала

Раздел 2. Современная политическая карта мира- 6ч.

  1. 2

1. Современная политическая карта мира. Этапы формирования. Международные отношения и изменения в политической  карте мира.

Изуч. нового материала

С.13-16

  1. 3

2. Разнообразие стран. Типология стран мира.

Изуч. нового материала

С.9-13, з. 1

  1. 4

3. Государственный строй. Формы правления и административно-территориальное  устройства стран.

Изуч. нового материала

С.16-18,

  1. 5

4.Влияние международных отношений на ПКМ. Политическая география и геополитика

Изуч. нового материала

С. 13-16, 18-19,

  1. 6

5. Практ. раб. №1 «Характеристика ПГП страны»

Комплексного применения знаний

С.18-19

6. Зачёт по теме «Современная политическая карта мира»

Урок контроля  и коррекции знаний

Раздел 3.  Природа и человек в современном мире-6ч.

1. Взаимодействие общества и природы. Изменение окружающей среды в прошлом и настоящем.

Изуч. нового материала

С.23-25

2.Основные виды ресурсов, их размещение. Минеральные ресурсы,  крупнейшие месторождения и территориальные сочетания.

Изуч. нового материала

С.26-29

3. Основные виды ресурсов, их размещение.

Конференция

С.22-32,

26-37

4. Практ. раб. №2 « Оценка обеспеченности человечества основными видами природных ресурсов».

 Комплексного применения знаний

С.43-45

5.Рациональное и нерациональное природопользование. Практ. раб. №2 «Анализ карт с целью выявления районов острых геоэкологических ситуаций»

Комплексного применения знаний

С.38-45,з.10

6. Зачёт по теме « Природа и человек в современном мире»

Урок контроля и систематизации знаний

Раздел 4. Население мира- 5ч.

1. Постоянный рост населения мира, его последствия и причины. Типы воспроизводства. Демографическая политика

Изуч. нового материала

С. 51-60,

2. Состав  (структура ) населения мира. Национальный и религиозный состав. Основные очаги  этнических и конфессиональных конфликтов.

Изуч. нового материала

С. 60-67

3.Основные типы миграций. Геогр. особенности  размещение. Формы расселения населения.Урбанизация.

Комплексного применения знаний

С.67-73

4. Практ. раб №3 «Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения. Анализ карт населения»

Комплексного применения знаний

5. Зачёт по теме «Население мира»

Урок контроля и систематизации знаний

Раздел 4. География мирового хозяйства.

1. НТР. Характерные черты и составные части

 Изуч. нового материала

С. 83-88

2. Мировое хозяйство, основные этапы его развития.

Изуч. нового материала

С. 88-92

3. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства.

 Изуч. нового материала

С. 92-99

4. Факторы размещения производительных сил. Практ. раб. №4 Анализ экономических карт. Выявление неравномерности хозяйственного освоения территорий

Изуч. нового материала

С.103-105

С.108-109

5.География основных отраслей производственной сферы. Топливно – энергетический комплекс мира. Топливная промышленность.

Изуч. нового материала

С.111-112

6. Электроэнергетика.

Изуч. нового материала

С.112-117

7. Горнодобывающая промышленность. Металлургия.

Изуч. нового материала

С. 117-119

8. Машиностроение. Химическая промышленность.

Изуч. нового материала

С. 119-121

9. Лесная, легкая, пищевая отрасли.

Изуч. нового материала

С.121-125

10. Сельское хозяйство.  Рыболовство мира.

Изуч. нового материала

С.121-126

11. Отрасли непроизводственной сферы. Мировая торговля и туризм.

Конференция

С. 126-136

12. Основные транспортные магистрали и узлы. Международная специализация стран и регионов. Отрас. и регион. союзы.

Изуч. нового материала

С.136-143

13. . География мировых валютно- финансовых отношений. Страны экспортеры.

 

Комплексного применения знаний

С. 143-145

14. Практ.раб. №5.Определение международной специализации стран и регионов мира. Установление взаимосвязей между размещением  населения, хозяйства и природными условиями.

Изуч. нового материала Записи в тетради

15.Зачет по  теме «География мирового хозяйства»

Урок контроля и систематизации знаний    

Календарно-тематическое планирование в 11 классе

№ урока

Неделя

Тема урока

Тип урока

Дом. задание

Раздел 7. Основные страны и регионы мира- 28ч

04.09.

Зарубежная Европа-6ч

1. Географическое положение и природно-ресурсный потенциал Зарубежной Европы.

Изуч. нового материала

С. 161-163,з.2

11.09.

2. Население Зарубежной Европы.

Изуч. нового материала

С.163-167,з.6

18.09.

3. Промышленность Зарубежной Европы.

Изуч. нового материала

С.167-173

25.09.

4. Сельское хозяйство. Транспорт. Культура. Туризм.

Изуч. нового материала

С. 173-177

02.10.

5. Географический рисунок расселения и хозяйства Основные проблемы развития региона.

Изуч. нового материала

С.177-181

16.10.

6 . Практ. работа №1 «Составление ЭГХ страны»

Комплексного применения знаний

С.181-188

23.10.

Зарубежная Азия – 9ч.

1. Географическое положение и природно-ресурсный потенциал Зарубежной Азии.

Изуч. нового материала

С. 201-203,з.1

30.10.

2.Население и хозяйство Зарубежной Азии.

Изуч. нового материала

С.203-210

06.11.

3. Япония: географическое положение, история открытия и освоения, население.

Изуч. нового материала

С.216-224

13.11.

4.Природно-ресурсный потенциал, хозяйство, культура  Японии.

Изуч. нового материала

С.219-224

27.11.

5. Китай. Пути экономического и социального преобразования.

Конференция

С. 211-216,з.8

04.12.

5. Индия – «ключевая страна» Зарубежной Азии.

Комплексного применения знаний

С. 224-230

11.12.

6. Новые индустриальные страны Азии.

Изуч. нового материала

Зап.в тетр.

18.12.

8. Практ. раб. №2 «Сравнение субрегионов Азии. Проблемы развития стран Азии».

Урок контроля

25.12.

9. Австралия и Океания на политической карте мира.

Комплексного применения знаний

С.230-231

Северная Америка -4ч

1. США: географическое положение, история открытия и освоения, население.

Изуч. нового материала

С.261-267, п.и. на к/к

2. Природно-ресурсный потенциал, хозяйство, культура  США. Макрорегионы и проблемы их развития.

Обобщения и систематизации

С. 276-281

4. Природно-ресурсный потенциал, хозяйство, культура  Канады.

Изуч. нового материала

С.281-282, з.13(1)

5.Практ. раб.№3 «Сравнительная характеристика Канады и Австралии».

Комплексного применения знаний

 Латинская Америка-2ч

1. Географическое положение и природно-ресурсный потенциал Латинской Америки.

Изуч.нов. материала

С. 293-300,з.1

2.  Хозяйство Латинской Америки.  Современные проблемы развития Бразилии.

Изуч.нов. материала

С.300-302,

Африка- 4ч.

1. Общая характеристика Африки. Географическое положение, история открытия и освоения.

Изуч. нового материала

С.243-247,з.2

2. Природно-ресурсный потенциал, хозяйство стран Африки. Культура стран Африки. Проблемы преодоления отсталости развивающихся стран.

Изуч. нового материала

С.247-250

4. Тропическая Африка. ЮАР: природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство.

Комплексного применения знаний

Зап.в тетр.

Пр. работа№4: Анализ политической и  экономической карт. Специализация разных типов стран и регионов мира, их участие в МГРТ.

Урок контроля

Раздел 8. Россия в современном мире-6ч.

  1. 1.Россия на политической карте мира, в мировом хозяйстве, системе международных финансово- экономических и политических отношений.

Изуч. нового материала.

индивид.задания-сообщения

  1. 2. Особенности географии экономических, политических и культурных связей России.

Изуч. нового материала.

  1. 3.Пр. работа №5: Анализ и оъяснение особенностей современного геоэкономического и геополитического положения России

Урок контроля

Записи в тетр.

4.Отрасли международной специализации России.  Крупнейшие торговые партнеры России.

Изуч. нового материала.

Записи в тетр.

5.Географические аспекты социально- экономических проблем России.

Комплексного применения знаний

Записи в тетр.

6. Пр.работа№6:Определение основных направлений внешних экономических связей России с наиболее развитыми странами мира.

Урок обобщения и систематизации знаний

Раздел 9. Глобальные проблемы человечества- 3ч.

1.Глобальные проблемы человечества, их географическое содержание в прошлом и настоящем. Географические аспекты качества жизни населения.

 Комплексного применения знаний

С 311-322

2.Сырьевая,демографическая,продовольственная и геоэкологическая проблемы, пути их решения. Роль географии в решении глобальных проблем.

Лекция

С.322-329

3.Пр. работа№7: Географические взаимосвязи приоритетных глобальных проблем человечества  (составление таблицы, схемы, картосхемы).

Урок контроля


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии для 7 го класса.

Рабочая программа по учебнику География материков и океанов...

Рабочая программа по географии для учащихся 6 классов специального (коррекционного) класса VIII вида

      География как учебный предмет в специальной (коррекционной) школе VIII вида имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию. И...

Рабочая программа по географии России для 8 класса к учебнику И.И.Бариновой "География. Природа России" 2014 года издания

Рабочая программа по географии России для 8 класса к учебнику И.И.Бариновой "География. Природа России" 2014 года издания ( издательство "Дрофа") представляет собой пояснительную записку и календарное...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии для 5-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2021 г.ФГОС

Рабочая программа по географии для 5-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2021 г....