РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «География» ФГОС 5-9 класс
рабочая программа по географии (5, 6 класс) на тему

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «География»  ФГОС 5-9 класс составлена с учетом требований ФГОС. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_geografii_fgos.doc137.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение  

  Матреногезовская средняя   общеобразовательная школа

Алексеевского района Белгородской области

«Рассмотрено»

Руководитель МО учителей

естественно-математического цикла  Бутенко О.В.

____________

Протокол № ___

от «___»______________201 г

«Согласовано»

Заместитель директора  

Слюсарь И.И.

______________

«___»_______________201 г.

«Рассмотрено»

На заседании педагогического совета

протокол № ____

от «____»______________201  г

«Утверждаю»

Директор МОУ Матрёногезовская СОШ

____________А.И. Заика

Приказ №____

от «____»_______________201 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «География»  ФГОС

5-9 класс

                                                                                                                  Составитель:

                                                                                                                              учитель географии  

                                                                                                                                                МОУ Матреногезовская СОШ

                                                                                                                            Кравченко Н. А.

Календарно – тематическое планирование уроков  географии в  6 классе                    (Приложение 1)

п/п

Наименование раздела и

тем. Содержание.

Часы учебного времени

 Дата по плану

 Дата фактич.

Характеристика основной деятельности ученика

Примечание

 Введение - 1ч

1.

 Введение.

1

 Формирование у учащихся умений построения новых знаний (понятий, способов действий): изучение содержания параграфа учебника, работа с  текстом, с биологическими терминами, схемами иллюстрациями; индивидуальная работа с текстом параграфа  

 

Раздел 5 Атмосфера. (11 часов)

2.

Из чего состоит атмосфера и как она устроена. Что такое атмосфера. Состав атмосферы и ее роль в жизни Земли. Строение атмосферы.

Практическая работа № 1. Строение атмосферы.

1

  Формирование у учащихся умений построения новых знаний, (понятий, способов действий): изучение содержания параграфа учебника, работа с  текстом, с биологическими терминами, схемами иллюстрациями. Развитие у учащихся навыков исследовательской деятельности: парное выполнение заданий учителя с опорой на теоретический материал при консультативной помощи учителя с последующей самопроверкой

3.

Нагревание воздуха и его температура. Как нагреваются земная поверхность и атмосфера. Различия в нагревании воздуха в течение суток и года. Показатели изменений температуры.

  Входное тестирование

1

  Формирование у учащихся умений построения новых знаний (понятий, способов действий): изучение содержания параграфа учебника, работа с  текстом, с биологическими терминами, схемами иллюстрациями.

Развитие у учащихся  умений давать определения понятий, выделять в тексте главное, составлять схемы: индивидуальная

4.

Зависимость температуры воздуха от географической широты Географическое распределение температуры воздуха. Пояса освещенности.

 Практическая работа  № 2. Зависимость нагревания земной поверхности от угла падения солнечных лучей.

1

Выявление на основе анализа карт закономерности уменьшения средних температур в зависимости от географической широты. Сравнение средних температур воздуха на разных географических широтах

5

Влага в атмосфере. Практическая работа  № 4 Наблюдение процесса конденсации водяного пара. 

1

Измерение относительной влажности воздуха с помощью гигрометра. Решение задач по расчету абсолютной и относительной влажности на основе имеющихся данных. Наблюдение за облаками, составление описания их облика, определение степени облачности, анализ данных показателей облачности в дневниках наблюдений за погодой.

6

Атмосферные осадки.

Что такое влажность воздуха. Во что превращается водяной пар. Как образуются облака.

Практическая работа  № 5 Анализ диаграмм количества осадков. 

1

Построение и анализ по имеющимся данным диаграммы распределения годовых осадков по месяцам. Решение задач по расчету годового количества осадков на основе имеющихся данных. Определение способов отображения видов осадков и их количества на картах погоды и климатических картах. Объяснение причин различий в количестве осадков в разных

7

Давление атмосферы.

Почему атмосфера давит на земную поверхность. Как измеряют атмосферное давление. Как и почему изменяется давление. Распределение давления на поверхности Земли.

1

Измерение атмосферного давления с помощью барометра. Решение задач по расчету величины атмосферного давления на разной высоте в тропосфере. Объяснение причин различий в величине атмосферного давления в разных широтных поясах Земли. Определение способов отображения величины атмосферного давления на картах.

8

Ветры

Что такое ветер. Какими бывают ветры. Значение ветров.

1

Определение направления и скорости ветра с помощью флюгера (анемометра). Определение направления ветров по картам. Построение розы ветров на основе имеющихся данных (в том числе дневника наблюдений за погодой). Объяснение различий в скорости и силе ветра, причин изменения направления ветров.

9

Погода

Что такое погода. Почему погода разнообразна и изменчива. Как изучают и предсказывают погоду.

1

Характеристика погоды. Описание погоды своей местности за день, неделю, месяц и в разные сезоны года. Установление взаимосвязи между элементами погоды. Чтение карты погоды, описание по карте погоды количественных и качественных показателей состояния атмосферы (метеоэлементов). Обобщение итогов наблюдений за погодой в виде графиков, диаграмм, схем.

10

Климат 

Что такое климат. Как изображают климат на картах.

1

Чтение климатических карт, характеристика климатических показателей по климатической карте. Сопоставление карты поясов освещенности и климатических поясов, формулирование выводов.

11

Человек и атмосфера.

Как атмосфера влияет на человека.

Как человек воздействует на атмосферу.

1

Поиск дополнительной информации (в Интернете, других источниках) о неблагоприятных атмосферных явлениях, правилах поведения, обеспечивающих личную безопасность человека. Составление таблицы «Положительные и отрицательные примеры воздействия человека на атмосферу»

12

Итоговый урок по разделу «Атмосфера»

1

Работа с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Атмосфера» и с заданиями из рабочей тетради.

Раздел 6. Гидросфера. (12 часов)

13

Вода на Земле. Круговорот воды в природе.

 Что такое гидросфера. Круговорот воды в природе. Значение гидросферы в жизни Земли.

1

Равнение соотношения отдельных частей гидросферы по диаграмме. Выявление взаимосвязи между составными частями гидросферы по схеме «Круговорот воды в природе». Объяснение значения круговорота воды для природы Земли, доказательства единства гидросферы. Описание значения воды для жизни на планете.

14

Мировой океан – основная часть гидросферы. 

Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Как и зачем изучают Мировой океан.

 Рубежное тестирование

1

Определение и описание по карте географического положения, глубины, размеров океанов, морей, заливов, проливов, островов. Определение черт сходства и различия океанов Земли. Обозначение на контурной карте границы океанов и их названий, заливов, проливов, окраинных и внутренних морей.

15

Свойства океанических вод. Цвет и прозрачность. Температура воды. Соленость.

1

Выявление с помощью карт географических закономерностей в изменении температур и солености поверхностных вод Мирового океана. Построение графиков изменения температуры и солености поверхностных вод в зависимости от географической широты.

16

Движение воды в океане.  

 Что такое волны. Ветровые волны. Приливные волны (приливы).

1

Определение по картам высоты приливов на побережьях морей и океанов; географического положения районов, подвергающихся цунами.

17

Течения. Многообразие течений. Причины возникновения течений. Значение течений.

1

Определение по картам крупнейших теплых и холодных течений Мирового океана. Сравнение карты и выявление зависимости направления поверхностных течений от направления господствующих ветров. Обозначение на контурной карте холодных и теплых течений

18

Реки.

Что такое река. Что такое речная система и речной бассейн.

1

Определение по карте истока и устья, притоков реки, ее водосборного бассейна, водораздела. Обозначение на контурной карте крупнейших рек мира, их водосборных бассейнов и водоразделов.

19

Жизнь реки.

Как земная кора влияет на работу рек. Роль климата в жизни рек.

1

Составление характеристики равнинной (горной) реки по плану на основе анализа карт. Сравнение горных и равнинных рек по разным признакам.

20

Озера и болота.

Что такое озеро. Какими бывают озерные котловины. Какой бывает озерная вода. Болота.

1

Определение по карте географического положения и размеров крупнейших озер, заболоченных территорий мира. Обозначение на контурной карте крупнейших озер мира. Составление и анализ схемы различия озер по происхождению котловин.

21

Подземные воды. 

Как образуются подземные воды. Какими бывают подземные воды.

       .

1

Анализ моделей (иллюстраций) «Подземные воды», «Артезианские воды». Поиск дополнительной информации (в Интернете, других источниках) о значении разных видов подземных вод и минеральных источников для человека.

22

Ледники. Многолетняя мерзлота.

Где и как образуются ледники. Покровные и горные ледники. Многолетняя мерзлота

1

Выявление причин образования и закономерностей распространения ледников и многолетней мерзлоты. Обозначение на контурной карте областей распространения современных покровных ледников, определение их географического положения. Поиск информации и подготовка сообщения (презентации) об особенностях хозяйственной деятельности в условиях многолетней мерзлоты.

23

Человек и гидросфера. Стихийные явления в гидросфере.

Как человек использует гидросферу. Как человек воздействует на гидросферу.

1

Определение по карте географического положения и размеров крупнейших водохранилищ мира, обозначение их на контурной карте. Поиск информации и подготовка сообщения (презентации): о редких и исчезающих обитателях Мирового океана; об особо охраняемых акваториях и других объектах гидросферы; о наводнениях и способах борьбы с ними.

24

Итоговый урок по разделу «Гидросфера»

1

Работа с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Гидросфера» и с заданиями из рабочей тетради.

Раздел 7. Биосфера. (7часов)

25

Что такое биосфера и как она устроена. Роль биосферы в природе. Что такое биосфера. Границы современной биосферы. Биологический круговорот. Биосфера и жизнь Земли. Распределение живого вещества в биосфере

1

Сопоставление границ биосферы с границами других оболочек Земли. Обоснование проведения границ биосферы. Анализ схемы биологического круговорота и выявление роли разных групп организмов в переносе веществ. Составление (дополнение) схемы биологического круговорота веществ. Обоснование с помощью конкретных примеров участия живых организмов в преобразовании земных оболочек.

26

Особенности жизни в океане. Разнообразие морских организмов. Особенности жизни в воде.

               

1

Сравнение приспособительных особенностей отдельных групп морских организмов к среде обитания. Определение по картам районов распространения отдельных представителей органического мира океанов. Анализ тематических карт и поиск доказательств изменения органического мира Мирового океана в зависимости от широты. Объяснение причин неравномерного распространения живых организмов в океане.Поиск информации (в Интернете, других источниках) о значении органического мира Мирового океана для человека.

27

Распространение жизни в океане. Распространение организмов в зависимости от глубины. Распространение организмов в зависимости от  климата. Распространение организмов в зависимости от удаленности берегов.

1

Выявление причин изменения животного мира суши от экватора к полюсам и от подножий гор к вершинам на основе анализа и сравнения карт, иллюстраций, моделей. Определение по картам географического положения лесных зон на разных материках. Установление соответствия между типами лесов и основными представителями их растительного и животного мира. Поиск информации (в Интернете, других источниках), подготовка и обсуждение сообщений о хозяйственной деятельности людей в лесных зонах, экологических проблемах, обусловленных этой деятельностью.

28

      Жизнь на поверхности суши. Леса. Особенности распространения организмов на суше. Леса.

1

Определение по картам географического положения безлесных равнин на разных материках. Установление соответствия между типами безлесных пространств и основными представителями их растительного и животного мира. Поиск информации (в Интернете, других источниках), подготовка и обсуждение сообщений о хозяйственной деятельности людей в саваннах, степях, пустынях, тундрах, об экологических проблемах, обусловленных этой деятельностью.

29

Жизнь в безлесных пространствах. Характеристика степей, пустынь и полупустынь, тундры.

1

Выявление причин разной степени плодородия используемых человеком почв. Сравнение по иллюстрациям (моделям) строения профиля подзолистой почвы и чернозема. Определение по почвенной карте областей распространения основных типов почв. Изучение образцов почв своей местности, выявление их свойств.

30

Почва. Почва и ее состав. Условия образования почв. Отчего зависит плодородие почв. Строение почв.

1

Наблюдение за растительностью и животным миром своей местности для определения качества окружающей среды. Описание мер, направленных на охрану биосферы. Высказывание мнения о воздействии человека на биосферу в своем крае. Поиск информации (в Интернете, других источниках), подготовка и обсуждение презентации по проблемам антропогенного изменения биосферы и ее охраны.

31

Человек и биосфера.

Человек — часть биосферы. Воздействие человека на биосферу.

1

Работа с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Биосфера» в учебнике. Подготовка на основе дополнительных источников информации (в том числе сайтов Интернета) обсуждения проблем антропогенного изменения биосферы и ее охраны (в том числе на территории своего края).

Раздел 8. Географическая оболочка. (3 часа)

32

Из чего состоит географическая оболочка. Что такое географическая оболочка. Границы географической оболочки.

            .

1

Объяснение взаимодействия внешних оболочек Земли в пределах географической оболочки. Выявление на конкретных примерах причинно- следственных связей процессов, протекающих в географической оболочке. Анализ тематических карт.

33

Особенности географической оболочки.

Географическая оболочка— прошлое и настоящее. Уникальность географической оболочки.

 Итоговое тестирование

1

Анализ схем для выявления причинно-следственных взаимосвязей между компонентами в природном комплексе. Анализ тематических карт для выявления причинно- следственных взаимосвязей между компонентами в природной зоне. Обозначение на контурной карте границ природных зон и их качественных характеристик. Поиск информации (в Интернете, других источниках), подготовка и обсуждение презентации по проблемам антропогенного изменения природных комплексов. Высказывание мнения о сохранении равновесия в природных комплексах и путях его восстановления после нарушений, вызванных деятельностью человека.

34

Территориальные комплексы.

 Что такое территориальный комплекс. Разнообразие территориальных комплексов Итоговый урок по разделу «Географическая оболочка»

1

Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником и атласом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса на 2014 – 2015 учебный год. Б.М. Неменский (М.: Просвещение, 2010).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа – нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.Рабочая программа по курсу «Изобразительное искус...

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 6 класса на 2014 – 2015 учебный год. Б.М. Неменский (М.: Просвещение, 2010).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа – нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.Рабочая программа по курсу «Изобразительное искус...

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 7 класса на 2014 – 2015 учебный год. Б.М. Неменский (М.: Просвещение, 2010).

7 КЛАССРАБОЧАЯ ПРОГРАММАПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа – нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.    Рабоча...

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 8 класса на 2014 – 2015 учебный год. Б.М. Неменский (М.: Просвещение, 2010).

8 КЛАССРАБОЧАЯ ПРОГРАММАПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа – нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.    Рабоча...

Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» (10-11 классы) на 2018 учебный год.

Объем рабочей программы по учебному предмету «Физическая культура» составляет 207 часов (105 часов в 10 классе и 102 часа в 11 классе) и  реализуется в течение  2-х лет, из расче...

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» для 5-8 классов срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...

Рабочая программа по учебному предмету «ОБЖ» для 7-9 классов срок реализации программы: 2022-2023 учебный год

Рабочая программа по ОБЖ для 7-9 класса составлена в соответствии с комплексной программой для общеобразовательного учреждения  «Основы безопасности жизнедеятельности », А.Т. Смирнов,...