Конспект урока географии в 5 классе по ФГОС "Изучение Земли в средние века".
план-конспект урока по географии (5 класс)

Шиляева Мария Васильевна

Технологическая карта урока географии в 5 классе, разработана в соответствии с требованиями ФГОС. Способствует формированию предметных, метапредметных и личностных результатов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по теме «  Изучение Земли в Средние века»

Класс: 5

Предмет: география. (учебник Лобжанидзе А. А.География. Планета Земля. 5-6 классы)

Дидактическая цель урока:  создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии критического мышления.

Тип урока:  изучение нового материала и первичного закрепления.

Планируемые  результаты: знания о развитии географии в Средние века

Предметные: (знания, умения, представления) расширение географического кругозора в средние века; открытия викингов; торговые пути в Азию; географические достижения на Арабском востоке.

Метапредметные: (познавательные, регулятивные,  коммуникативные УУД): умение взаимодействовать с другими людьми, развитие умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование; составлять план действий, осознавать, как трудно создавалась карта мира, представлять информацию в соответствии с учебной задачей, совершенствовать рефлексивные  умения  учащихся.

Личностные: (личностные УУД): учитывать разные мнения; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров, осознание ценность  географических знаний как важного компонента культуры.

Образовательная цель: продолжить формирование знаний о состоянии науки география в Средние века, путешествиях и географических открытиях.

Развивающая цель: продолжить обучение приемом работы с картами, текстом учебника, решать групповые задачи.

Воспитательная цель: стимулировать формирование нравственного опыта школьников на примерах истинного служения Родине и науке путешественников.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности:  фронтальная, групповая

Средства обучения:  1) учебник Лобжанидзе А. А.География. Планета Земля. 5-6 классы. Сферы. М.: изд-во «Просвещение»

                                    2) географический атлас 5-6 класс. Сферы. М.: изд-во «Просвещение»

                                    3) презентация учителя.

                                     

                                                                                      Этапы урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые УУД

Познавательные

Личностные

Коммуникативные

Регулятивные

1

Организационный момент

Приветствует класс, проверяет готовность рабочих мест.

Приветствуют учителя.

2

Актуализация

Проводит беседу с целью воспроизведения опорных знаний.

- Какую тему мы начали  изучать на предыдущем занятии?

- Чем отличаются карты мира, составленные по представлениям Эратосфена и Птолемея, от современной карты мира?

- Каких путешественников-первооткрывателей вы знаете? Когда ими были открыты материки?

Отвечают на вопросы учителя

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

- взаимодействие с учителем во время опроса, высказывать своё мнение, умение слушать собеседника

- определять уровень успешности, самоконтроль

3

Целеполагание, мотивация

Стадия вызова

- Итак, получается, что изучение Земли интенсивно шло в 1-3 и 15-20 веках. А что же было с наукой географией  и путешественниками-первооткрывателями в средние века? Попробуем понять, знаем – ли мы что-нибудь об этом.

Приём «Верные-неверные утверждения» см. прил. №1.

По вопросам, на которые вы отвечали, сформулируем тему урока.

Прием ЗХУ:

- предлагает заполнить колонки, ЗНАЮ и ХОЧУ УЗНАТЬ

 - на основе предложений из 2 колонки предлагает сформулировать цели урока.

Отвечают в тетрадях на вопросы

Заполняют первую и вторую колонку

Выводят цели урока

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

- формирование ценностных ориентиров учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.

- сознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира

- слушать и понимать речь других,

- формулировать и аргументировать своё мнение.

- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно

4

Первичное усвоение

Стадия осмысления

Предлагает поработать в группах, заполняя совместно рабочие листы по 3 главным вопросам

- География в Азии. Арабские путешествия.

- Освоение Азии. Путешествие А.Никитина и Марко Поло

- География в Европе.

Походы викингов и португальских мореплавателей.

Работают в группах. Заполняют рабочие листы.

- умение  вести поиск информации и понимание прочитанного текста

- анализ объектов с целью выделения признаков

- формирование чувства сопричастности своей Родине, народу и истории, гордости за них

- осознание ценности географических знаний как важного компонента культуры

- умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.

- понимать позицию других, учебное сотрудничество

- эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества

- умение договариваться

- сверять свои действия с целью, дополнить и исправить свои ошибки

5

Осознание и осмысление

- предлагает выступить группам по проделанной работе

Отчитываются о проделанной работе.

структурирование знаний

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

- формирование мотива, реализующего потребность в социально оцениваемой деятельности

- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

6

Первичное закрепление

Как вы считаете, является  ли значение географии в Средние века предпосылками Великих географических открытий. Каковы эти предпосылки? (развитие торговли, поиск новых рынков сбыта и совершенствование морских судов, т.е. возможность больших путешествий, появление книг о сказочных странах, появление новых карт у европейцев и арабов).

Выдвигают предположения

-установление причинно следственных связей, построение логической цепочки рассуждений

- формирование единого образа мира при разнообразии национальностей, уважение истории и культуры всех народов.

- учет разных мнений и умение обосновать собственное.

Выделение и освоение учащимися того, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению.

7

Домашнее задание

1)Изучить П.5.

2) Мои географические исследования.

3)Доклад о Ермаке или русских поморах

8

Рефлексия

- Проверка и коррекция знаний.

 Прием «Возвращение» Верные-неверные утверждения

- Прием ЗХУ – колонка УЗНАЛ

- Просит составить синквейн по теме урока

Выполняют тест. Оценивают результаты.

Заполнят 3 колонку.

Составляют синквейн.

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

- формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия

Выделение и освоение учащимися того, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению.

Приложения

                                                                                Приложение №1

Прием:  Верные – неверные утверждения

  1.  Путешествовать по морям и океанам заставляла викингов необходимость.
  2. «Книга Марко Поло» - это приключенческий роман.
  3. Афанасий Никитин  -  первый ученый-географ Руси.
  4.  Первым достиг Америки  Лейв Счастливый.
  5. Уже в 9 веке арабы достигли острова Мадагаскар и проложили древние караванные пути через Сахару.
  6. В 15 веке лидером в мореплавании стала Португалия.                                                                    
  7. Открытия и путешествия в средние века стали предпосылками Эпохи Великих Географических открытий.

                                                                       

                                                                       

                                                                      Приложение №2.

                                                                       Рабочий лист учащихся.

                                                           Тема: «Изучение Земли в Средние века». (Средние века – это период с5 по15 века.)

Прием:  Верные – неверные утверждения (Возвращение)

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Прием ЗХУ:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Работа в группах:

1 блок: География в Азии. Арабские путешествия. Задание для 1 группы: Распределите работу в группе, изучите материал, обсудите и сравните результаты. С помощью учебника на с. 18-19ответьте на вопросы и заполните пропуски.

Государство Арабский халифат включало в себя территории:

Что знали и умели арабы в 8-9 веках?

Где путешествовали арабы?

Итог путешествий Абу Абдаллаха Ибн Баттута.

2 блок: Освоение Азии. Путешествие А.Никитина и Марко Поло. Задание для 2 группы: Распределите работу в группе, изучите материал, обсудите и сравните результаты.  С помощью учебника на с. 19и 21 и карты ответьте на вопросы и заполните пропуски.

Жителями каких стран проходило освоение Азии

Кто такой А.Никитин и зачем он отправился в Индию? Какие три моря в своем путешествии пересек А.Никитин и как назывались его путевые записки.

Куда путешествовал в течение 24 лет Венецианский купец Марко Поло и о чем говорится в книге Марко Поло.

C:\Users\Мария\Pictures\80330603_nikitin.gif

3 блок: География в Европе. Походы викингов и португальских мореплавателей. Задание для 3 группы: Распределите работу в группе, изучите материал, обсудите и сравните результаты. С помощью учебника на с. 20 и 21, а также дополнительной литературы ответьте на вопросы и заполните пропуски.

Каким было состояние географии в Европе.

Кто такие викинги и какие географические открытия они совершили.

Кто первым из викингов достигал восточного побережья С.Америки

Почему в 15 веке Португалия стала лидером в мореплавании.

   

                                                                                 Приложение №3

             Дополнительная литература для 3 группы.

                                                                   Викинги. Эйрик Рыжий. Лейф Счастливый.

    Викинги- морские жители Скандинавского полуострова. В 9 веке достигли Исландии и поселились там. В 10 веке викинг по имени Эйрик Рыжий открыл о. Гренландия и викинги заселили его побережье. Жизнь в Гренландии была скудная. Почти весь остров был покрыт льдом. Викинги надеялись, что к югу от Гренландии должна быть более благодатная земля, и даже несколько раз пытались ее достичь. Но посчастливилось только одному, сыну Эрика Рыжего, звали которого Лейв. Со своими товарищами он нашел обширную землю. Там не было сильных морозов и трава оставалась зеленой. В реках было много рыбы. Рос даже дикий виноград, и Лейв назвал эту землю Винланд, что означает Виноградная Земля. Там Лейв провел год, и вернувшись домой получил прозвище - Счастливый. Все эти события были записаны в «Сагу о гренландцах». Где находится Винланд, в саге не говорилось. Современные ученые предполагают, что Лейв Счастливый открыл восточные берега Америки, опередив Колумба на 500 лет. Недавно в Америке были обнаружены останки их поселений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока географии 6 класс по теме : "Движения Земли"

План - конспект урока по географии по теме: "Движения Земли" Урок с использованием презентации....

Конспект урока географии 5 класс "Оболочки Земли"

Класс: 5Тема урока: §28. «Оболочки Земли»  (урок № ___в теме «Природа Земли»)Базовый учебник:  Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в географию». 5 класс...

Конспект урока географии, 8 класс - Урок-викторина "К неведомым землям"

Материалы  викторины "К неведомым землям" могут быть использованы  как для проведения урока в рамках изучения темы "Географическое положение России" в курсе географии 8 класса "География Рос...

Конспект урока географии по теме:Численность населения Земли. расы. 6 класс

Конспект урока географии по теме: " Численность населения" 6 класс...

Конспект урока географии 7 класс "Рельеф Земли"

Сведения об автореПьянкова Светлана Викторовна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель географии,  МБСКОУ школа-интернат № 4 Предмет, класс География, 7 кл...

Конспект урока географии 5 класс. Тема "Земля - планета Солнечной системы"

конспект урока географии в 5 классе. используется учебник Летягин А.А. География: начальный курс: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений....