Методическая разработка раздела программы «Внутренние воды и водные ресурсы.»
методическая разработка по географии на тему

Девяткина Мария Владимировна

Программа курса «География России» разработана на основе содержания Стандарта основного общего образования. Кроме основного содержательного блока, представленного в Стандарте разделом «География России», в данную программу были частично включены знания из других разделов: «Источники географической информации», «Природопользование и геоэкология».

Содержание курса построено в соответствии с идеями гуманизации и усиления социальных аспектов содержания, принципов комплексности, экологизации, историзма. Важнейшим принципом построения курса является интеграция, которая проявляется в попытках объединения в единую систему физико-географических и социально-экономических составляющих. В реализации этого принципа особое место принадлежит комплексным природно-хозяйственным регионам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodrazrabotka_razdela_programmy_po_geografii_vnu.doc180 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования, по делам молодежи и спорта

 администрации Сеченовского муниципального района

Методическая разработка раздела  программы

«Внутренние воды и водные ресурсы.»

                                                                                           Работу выполнил(а):

                                                                                 учитель филиала МБОУ

                                                                                 Верхне-Талызинской

                                                                                 СОШ

                                                                                 Алферьевской ООШ

                                                                Девяткина Мария

                                                          Владимировна

                                                              Сеченово

2013

Содержание

  1. Пояснительная записка……………………………………………… 3
  2. Цели и задачи раздела………………………………………………. 6
  3. Психолого-педагогическое  объяснение специфики восприятия

 и освоения учебного материала учащимися в соответствии  с

возрастными  особенностями………………………………………..6

  1. Ожидаемые результаты………………………………………………8
  2. Обоснование используемых в образовательном  процессе  по

разделу    программы образовательных технологий, методов,

 форм организации деятельности обучающихся…………………..9

  1. Результаты применения методик и технологий……………………13
  2. Календарно-тематическое планирование по разделу

 «Внутренние воды России.»………………………………………   15

  1. Разработка урока……………………………………………………..16

Список литературы………………………………………………………31

     Приложение………………………………………………………………32

1.Пояснительная записка

Программа курса «География России» разработана на основе содержания Стандарта основного общего образования. Кроме основного содержательного блока, представленного в Стандарте разделом «География России», в данную программу были частично включены знания из других разделов: «Источники географической информации», «Природопользование и геоэкология».

Содержание курса построено в соответствии с идеями гуманизации и усиления социальных аспектов содержания, принципов комплексности, экологизации, историзма. Важнейшим принципом построения курса является интеграция, которая проявляется в попытках объединения в единую систему физико-географических и социально-экономических составляющих. В реализации этого принципа особое место принадлежит комплексным природно-хозяйственным регионам.

Курс «География России» занимает важное место в структуре школьных курсов географии, С одной стороны, он завершает базовое географическое образование школьников. С другой стороны, в данном курсе формируются знания и умения, которые служат основой для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира». Особая роль курса определяется его большим мировоззренческим значением и тесными связями изучаемого содержания с современностью и личным опытом учащихся.

Тематическое планирование по курсу «Природа  России» в 8 классе  составлено в соответствии со стандартом основного общего образования и стандартом среднего (полного) общего образования по географии: программа  6-11 классы общеобразовательных учреждений  под редакцией Л.И.Алексеева, М., «Просвещение», 2008г.  и учебника «География. Россия. 8 класс», М., «Просвещение», 2008г.

Актуальность раздела

Раздел «Внутренние воды и водные ресурсы» изучается после разделов о рельефе и климате России. Главное преимущество России в «постнефтяной» период - водные ресурсы, по запасам которых она занимает второе место в мире. В современном мире необходимо знать не только зависимость водных ресурсов от рельефа и климата, но также определить потребности населения и промышленности в водных ресурсах.

  Изучение географии России в 8 классах направлено в первую очередь на формирование личностных качеств учащихся:

           -  любви к Родине;

             - уважения   к  населяющим   её   пародам,   их  культуре   и      

                национальным особенностям;

            - овладение географической информацией и понимание её

              значимости в современной жизни.

    Особенности внутренних вод рассматриваются как условия жизни, быта и хозяйственной деятельности. Внутренние воды России следует рассматривать как общественно-территориальные системы, где равнозначны знания природного и социально-экономического компонентов. Географические знания лежат в основе формирования эмоционально - ценностного отношения учащихся к природе, социально - культурному окружению, другим людям, понимания себя в географическом пространстве.

Важнейшими знаниями раздела являются знания о месте внутренних вод в современном мире:

  • представления об их особенностях;
  • изменение вод вследствие антропогенных воздействий;
  • пути решения проблем связанных с антропогенным   воздействием   на внутренние воды России,

Значение темы в курсе географии

Водные ресурсы занимают одно из важнейших мест среди природных богатств России. Основной объем вод составляют их вековые запасы, заключенные в ледниках, подземных водах, озерах и водохранилищах, которые остаются неизменными на протяжении многих столетий. Большие запасы воды содержатся в озерах, среди которых особенно выделяются уникальное озеро Байкал и крупнейшее в Европе Ладожское озеро.

Однако важнейшим источником удовлетворения разнообразных
потребностей человека в водных ресурсах являются не вековые запасы, а ежегодно возобновляемые поверхностные пресные воды, в существенно меньших размерах подземные пресны воды, используемы преимущественно для коммунально-бытового и питьевого водоснабжения и частично — в промышленности (пищевой и медицинской), а также в сельском хозяйстве.

Реки, озера, искусственные водоемы используются для рыбоводства и рыборазведения, для рекреационных целей. Таким образом, значение внутренних вод велико и разнообразно.

Изучение темы «Внутренние воды и водные ресурсы» способствует:

  • формированию целостного мировоззрения учащихся;
  • развитию географических умений и навыков;
  • имеет огромное воспитательное влияние;
  • готовит учащихся к ГИА и Е

2.Цели и задачи раздела

Цель: освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования.

Задачи:

Образовательная: сформировать представление об особенностях внутренних вод на территории России; объяснять зависимость объекта от рельефа и климата

Развивающая: учить анализировать, уметь самостоятельно делать выводы, учить строить аналогию, развитие творческого воображения, самостоятельное обоснование учащихся удобства использования презентаций и работы с контурными картами.

Воспитательная: формировать научное мировоззрение, воспитывать чувство гордости за природу России, экологическое воспитание, формирование навыков работы в группе, стабилизация само и взаимооценки.

3.Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия

и освоения учебного материала учащимися в соответствии  с возрастными особенностями

Учащиеся школы  - вполне сформировавшиеся взрослые люди со своим мировоззрением, жизненными ценностями. Житейские принципы значительной части осужденных просты: «освободился - украл - сел» и т.д. Уровень развития большинства из них достаточно низкий, а многие вообще педагогически запущенны. Причины этого следует искать, прежде всего, в нашем обществе, так как зона является зеркальным его отражением. Побудительные причины, толкнувшие этих людей на преступление, следует искать не только в обществе, но и в семье, школе, окружающей действительности. У большинства учащихся реакция на свою родную школу явно негативная, чаще всего вспоминается самое плохое (вызов к директору, исключение из школы и т. д.).

Значительный отпечаток на психологическое состояние учащихся оказывает сама зона строгого режима. Это проявляется в отсутствии у значительной части учеников взаимопонимания внутри класса, невысокая работоспособность и активность, связанная с учебным процессом в вечернее время. Часть учащихся – бывшие ученики вспомогательной школы. По уровню мотивации, развития памяти, мышления учащихся в классе можно разделить на две группы:

1-я группа - средний уровень развития (2-3 человека в классе);

2-я группа - низкий уровень развития (2-3 человека  в классе).

Учащиеся первой группы осознают необходимость учебы и получения образования, но их познавательный интерес не стабилен. Они изучают материал тех предметов, которые считают интересными и  важными для себя. Преобладает механическая память. Испытывают затруднения при анализе причинно - следственных связей. Способность их к абстрагированию небольшая. Они трудолюбивы и дисциплинированы, но не всегда.

Учащиеся второй группы почти не имеют познавательных мотивов. Преобладает кратковременная механическая память (запоминают яркие исторические события, и факты). Репродуктивный уровень мышления. Мало работоспособны. Речь устная и письменная плохо развита. Испытывают затруднения в изложении собственных мыслей.

Основной задачей учителя при работе с учащимися является  создание психологического климата и  настроя на учебу в классе, стимулирование учебной деятельности. Немаловажную роль играет здесь и воспитательный аспект педагогической деятельности учителя. Ведь недаром Л. Толстой сказал: «И воспитание, и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знаний, всякое же знание действует воспитательно».

Значительную роль в процессе обучения играет личность учителя, его педагогические убеждения, мировоззрение, отношение к компьютерным технологиям.

4.Ожидаемые результаты

   В  результате   изучения   темы  «Внутренние   воды  и   водные  ресурсы»      

   Ученик должен: знать/понимать

  • содержание основных понятий и терминов: «болото», «губа», «густота речной    сети»,    «ледник»,    «многолетняя    мерзлота»,    «наводнение», «падение и уклон реки», «питание реки», «подземные воды», «режим реки», «речной бассейн», «речная долина», «снеговая линия», «снежная лавина»;
  • состав внутренних вод на территории страны;
  • главные особенности крупных рек и озер России, их зависимость от рельефа и климата;
  • образование и распространение многолетней мерзлоты и ее влияние на природу и хозяйственную деятельность человека;

уметь:

  • называть и показывать по карте крупнейшие водные объекты России, районы распространения горного и покровного оледенений, многолетней мерзлоты:
  • определять   по   картам   и   другим   источникам   падение   и   уклон  рек, особенности питания, режим, замерзаемость, величину годового стока;
  • с   помощью   различных   источников   информации   составлять   краткую географическую характеристику водных объектов;
  • приводить примеры опасных природных явлений, связанных с водами, мероприятий    по    охране   и   рациональному    использованию   водных ресурсов;
  • использовать     приобретенные     знания     и     умения     в     практической деятельности и повседневной жизни
  • для  самостоятельного  поиска  географической  информации     водных объектах России
  • для адекватного поведения в экстремальных ситуациях,  связанных с водными объектами
  • для оценки водных ресурсов своей местности в различных целях.

5. Обоснование используемых в образовательном  процессе  по разделу    программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике использую как традиционные, так и нетрадиционные подходы в преподавании географии, активно использую новые информационные технологии.

Применяю  основные формы работы с ИКТ на уроках географии, их непосредственное применение в учебном процессе. Компьютер становится ученику и учителю верным помощником, ведь из окна даже самых лучших учебников мы видим лишь верхушку айсберга называемого Землей. Компьютер позволяет накапливать и сохранять дидактическую базу, решать проблему наглядности.

Собираю нужные документы (фотографии, статьи, рисунки) по конкретным темам в папки, я использую их для составления компьютерных сценариев уроков, для контроля знаний учащихся,  выполненных в программе для создания презентаций Power Point. Презентации с помощью данной программы, при необходимости можно изменять и дополнять.

Приведу пример использования программы Power Point при изучении темы «Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота». В ходе урока ученики должны получить представления об основных видах внутренних вод, их особенностях и проблемах. Программа позволила мне в нужной последовательности составить план урока, используя материал учебника, ресурсы Интернет, мультимедийное пособие - виртуальная школа «Кирилла и Мефодия». Программа позволяет не повторять заданные вопросы учащимся, они выделены на слайдах, что экономит время урока. Кроме этого, она помогает слабым учащимся увидеть ответ на экране, прочитать, записать, а это психологически облегчает процесс усвоения. Все это сопровождается, по возможности, фотографиями, что позволяет получить представление о конкретных водных объектах. Да и сам процесс работы на уроке ускоряется, учащиеся быстрее ориентируются в тексте, с интересом ищут ответы, анализируют, высказывают свое мнение.

В результате - при правильном распределении внимания учащихся, задействуются три механизма восприятия:

  1. зрительно-образное, связанное с фотографиями,
  2. слуховое сознательное, связанное с пониманием того, что говорю,
  3. дополнительное зрительное сознательное, связанное с одновременным чтением дополнительного материала. Таким образом, все перечисленные функции соответствуют целям образовательного процесса и способствуют формированию верных географических представлений.

Информационно-коммуникативных средств, которые можно использовать в общеобразовательной школе, достаточно много.

Я использую на уроках  мультимедийные учебники по географии для 6-9 классов, электронную энциклопедию и коллекцию мультимедийных уроков Кирилла и Мефодия. Диски содержат большое количество информации по предмету, делая процесс обучения еще более эффективным. Компьютерные образовательные программы содержат в себе различные видеосюжеты, фотографии, биографии исторических личностей, словарные статьи, иллюстрации. Информация в них помещена в файлах стандартных форматов, так что учебные материалы с этих дисков можно использовать и независимо от программы.

Вторая форма работы - это применение ИКТ для организации самостоятельной работы, проектной и исследовательской деятельности учащихся по географии.

Также провожу уроки с использованием Интернет, т.е. с непосредственным выходом в сеть. С применением Интернет на уроках можно расширить кругозор учеников и повысить их интерес к любому предмету школьной программы, в том числе и к географии, особенно это касается материала, изучаемого в старших классах, так как ученики открывают для себя мир в целом и каждой страны в отдельности.

Большое внимание в своей педагогической деятельности я уделяю учебно-исследовательской и реферативной работе с учащимися.

Исследовательский метод выступает как обязательный при реализации краеведческого принципа обучения географии и актуален при изучении региональной географии.

        Этапами исследовательской деятельности является:

  • Знакомство со статистическими данными переписи населения.
  • Обсуждение социальных проблем.
  • Обработка полученных результатов и их анализ. Построение  

     графиков в программе Excel.

  • Составление компьютерной презентации.
  • Самостоятельное  представление  результатов  исследования   работы   на конференции.

Итак, компьютерные технологии помогают мне сделать работу на уроке интересней, повышают мотивацию учеников, ускоряют подготовку к уроку и приносят удовлетворение своей работой. По моему убеждению,  внедрение новых информационных технологий и компьютерной техники в образовательный процесс позволяет изменять традиционную систему образования. Это относится и к географии, в которой наряду с традиционными формами, методами и средствами обучения, заложены огромные возможности для применения компьютерных технологий мультимедийных средств.

Следует отметить, что использование ИКТ дает мне широкие возможности планировать свой урок, составлять конспект занятия, использовать кинофрагменты, электронные презентации и осуществлять контроль усвоения знаний.

Ученики  становятся более активными, заинтересованными, равноправными участниками процесса обучения. Они отходят от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, повышается мотивация к обучению. При сочетании ИКТ с традиционными и нетрадиционными методами и приемами обучения  развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование такого подхода в преподавании географии является важным средством для  формирования у учащихся  гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития.

6.Результаты применения методик и технологий

Уроки географии развивают ум и логическое мышление, высоконравственное поведение и ответственное отношение к жизни. На уроках много внимания уделяю формированию у учащихся положительной мотивации к процессу обучения, учитывая возрастные особенности, стимулирую познавательную деятельность учащихся. Стараюсь не допускать перегрузки учеников, добиваться благоприятного психологического климата..Анализ уровня учебных достижений учащихся за последние 3 года остается стабильным по такому показателю, как «успеваемость» - 100%. Позитивная динамика качества знаний подтверждается повышением мотивации учащихся к учению и своевременным устранением пробелов в знаниях путем индивидуального подхода на уроках.

Современные учащиеся должны быть коммуникабельными в различных социальных группах, уметь работать в коллективе, работать над развитием  собственной  личности. Формирование такой личности возможно  через совершенствование деятельности учащихся. Для развития познавательной деятельности   использую приёмы игровых технологий, широко использую ИКТ. Основной формой выработки творческого мышления считаю постановку проблемных вопросов и умения  устанавливать учащимися причинно-следственные связи.   Наблюдения показывают, что решение проблемного задания даются  многим учащимся нелегко, поэтому  знакомлю их  с этапами решения проблем.

При изучении темы «Где спрятана вода» предлагаю учащимся решить проблемную ситуацию(проблема чистой воды в России) и результат изобразить в виде презентации.

Для создания более яркого образа внутренних вод и водных ресурсов, учащиеся готовят доклады, презентации и здесь также выявляются их умения правильно проанализировать материал, выделить главную мысль. Выступая, учащиеся учатся логически выстраивать свою речь, отвечать на вопросы. Решение проблемных вопросов способствует развитию умений дискутировать.

При оценивании учащихся использую метод суммарной оценки, складывающейся из самооценки, оценки одноклассников и учителя.

   В ходе работы над этим разделом программы были получены следующие

 результаты.

Результат изучения  раздела по годам

7. Календарно-тематическое планирование  по разделу

«Внутренние воды России»

урока

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Урок 24

Наши реки

1

комбинированный

Урок 25

Где спрятана вода

1

комбинированный

Урок 26

Водные дороги и перекрестки

1

комбинированный

Урок 27

Внутренние воды Нижегородской области

1

комбинированный


8. Разработка урока.

ТЕМА: Наши реки

Цель урока: сформировать представление об особенностях рек России

Задачи:

1)Образовательные:

  • Углубить знания учащихся о российских реках
  • Раскрыть понятия «режим реки», «расход воды»,  «годовой сток», «падение реки», «угол реки»
  • Показать влияние климата и рельефа на реки
  • Формировать умение определения уклона и падения рек

2)Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к природе

3)Развивающие:

  • Способствовать развитию логического мышления, умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы

Основное содержание:  питание и режим реки.  Расход воды. Годовой сток.  Падение реки.   Уклон реки.  Особенности российских рек. Крупнейшие реки России.  Использование рек в хозяйственной деятельности. Охрана речных вод.

Учебная деятельность учащихся:

  1. Актуализация опорных знаний: состав внутренних вод. Строение  

    реки.

  1. Беседа с использованием презентации «Наши реки»
  2. Выполнение заданий учебника и презентации «Наши реки»

Практикум:

  1. Обозначение на контурной  карте крупнейших рек России
  2. Определение падения и уклона одной из российских рек (по выбору)
  3. Описание одной из российских рек с использованием тематических карт на с.115-117
  4. Разработка маршрута речной «кругосветки» по водным путям России

Ценностный компонент урока: значение рек для хозяйства России и  человека

Оборудование:   физическая карта России,  компьютер, проектор, атласы,  контурные карты, тетради, учебник.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала

Стихотворение зачитывает учащийся  (Приложение, слайд 1,2,3)

Течет река издалека...

Течет река..., течет река...

Как хорошо, когда река

И широка, и глубока!

Над ней - пышнее облака,

Свежей дыханье ветерка,

Стройней и выше лес над ней,

И луг прибрежный зеленей. (Борис Заходер)

Вступительное слово учителя:

- Как вы догадались, поговорим мы сегодня о реках. Тема нашего урока «Наши реки» (Приложение 1, слайд 4)

- Сегодня на уроке мы вспомним, что такое внутренние воды, из каких частей состоит река, поговорим о том,  как влияет климат и рельеф на характер рек, познакомимся с основными показателями жизни рек  
и выясним, как используются речные воды в хозяйственной деятельности человека.

  • Вода - один из важнейших видов ресурсов. Без воды нет жизни. Человек не может прожить  без  воды  более  8  дней.  Именно   8  дней  имеют  в  запасе горноспасатели, которые ведут спасение шахтеров, оказавшихся отрезанными от выхода при обвале.
  • В хозяйстве человек использует главным образом пресную воду. По запасам пресной воды Россия уступает только Дании, т. к. к ней относится остров Гренландия.
  • Основные источники пресной воды - внутренние воды, или воды суши.

-        Давайте вспомним, какие внутренние воды вы уже знаете? (После устного ответа показать слайды 5,6 7, 8, 9)

-  Какие из них созданы человеком? (Пруды, водохранилища, каналы)
         -          Главными компонентами, влияющими на воды, являются
рельеф и климат  (приложение, слайд 10,)

- от климата зависят питание и режим рек, густота речной сети, установление ледового покрова

- Питание реки обеспечивают дожди, тающие снега и ледники, а так же подземные воды (приложение, слайд 11)

-  Режим реки – изменение во времени состояние реки: уровня воды, скорости течения, расхода воды (объема стока в единицу времени), весеннее

половодье, замерзание, паводковый режим, твердый сток  все это характеристики режима реки (приложение, слайд 12, 13).

-  Скорость течения реки и особенности горных пород, слагающих территорию по которой протекает река, определяет величину твердого стока реки

Твердый сток – это переносимый водами реки твердый материал, есть у рек и химический сток, и биологический сток (приложение, слайд 14)

- Как можно измерить реку, каковы основные показатели рек?

- водоносность – количество воды  в реке за определенный период времени. Водоносность зависит от увлажнения территории – соотношения количества осадков и испаряемости, а также от площади речного бассейна.

- Расход воды – количество воды, проходящее через поперечное сечение русла за единицу времени.

- Годовой сток  – объем воды, который проходит в реке за год


         -  Россия  -  страна   многочисленных   рек.   Длина   рек   измеряется   тысячами километров, площадь бассейна - миллионами квадратных километров.

- Каковы особенности российских рек?

- Все реки  относятся  к  бассейну  трех  океанов  и  внутренней  бессточной области. (Приложение, слайд 15 – работа с картой, стр.117 учебника)

  • Посмотрите на физическую карту России и скажите,  как ограничиваются водоразделами эти бассейны (работа с атласом)
  • Большая часть рек впадает в Северный Ледовитый океан. Он занимает 65% территории   страны.    Сюда   относится   самая   длинная   река   Лена,   самая полноводная река Енисей и река с крупнейшим по площади бассейном - Обь
  • Назовите еще  реки, которые относятся к бассейну Северного Ледовитого  океана (работа с картой)
  • Многие поэты посвящали свои стихи рекам, в них подчеркивается красота и могущество реки, влияние рек на эмоциональное состояние человека. (Приложение, слайды 16, 17, 18)

Коварная, лихая, сумасбродная,

Родная дочь Байкала - старика,

Ты по тайге меж гор течешь, свободная,

Могучая сибирская река. (Молчанов-Сибирский об Ангаре)

Обь родная - как еще теплее

О тебе в стихах сказать смогу?

Бьешься ты сквозь топи, сквозь тайгу,

Летом - вся блестя, зимой белея,

В твердом льду и в дымчатом снегу.

Лишь с весной освободятся воды,

Ты подъемлешь баржи, теплоходы,

Островами движутся плоты...

Города, поселки и заводы

На себе на север тащишь ты… (Пономаренко про Обь)

У тебя, краса - река,

Женское обличье,

Даже имя у тебя

Нежное, девичье.

Ласковым тебя не зря

Окрестили словом,

Несмотря что родилась

Ты в краю суровом (Л.Попов оЛене)

  • Почему крупнейшие реки текут на север? (Большая территория. России имеет уклон к северу)
  • Какие еще особенности имеет бассейн Северного ледовитого океана (работа с текстом учебника, стр.118)
  • К бассейну Тихого океана относится крупная река Амур, по которой проходит граница страны, а также река Анадырь (приложение, слайд 19)
  • Назовите еще  реки, которые относятся к бассейну Тихого океана (работа с картой)

  • Почему крупных рек на востоке России не так много, как на севере? (На побережье   Тихого   океана   горные   хребты,   реки   короткие,   стекаюшие   с восточных склонов хребтов.)
  • Какие еще особенности имеет бассейн Тихого  океана  (работа с текстом учебника, стр.118)
  • Реки  бассейна Каспийского моря относятся к областям внутреннего стока. Это  великая русская река Волга, Терек, Урал (приложение, слайд 20, 21, 22) Много стихов написано о великой русской реке Волге:

Не приметен ничем, не широк,

По просторам Валдайского края

Еле слышно журчит ручеек,

Меж каменьями путь выбирая.

То он моет прибрежный песок,

То внезапно в кустах пропадает,

И не знает еше ручеек,

Что его впереди ожидает.

Сколько верст ему надо пройти,

Сквозь какие преграды пробиться,

Сколько рек с ним сольется в пути,

Сколько чаек над ним закружится.

Сколько долгих минует годов,

Сколько волн разойдется кругами,

Сколько встанет больших городов

Над крутыми его берегами (Якушев Н.)

  • Что характерно для рек,  относящихся к областям внутреннего стока (работа с текстом учебника, стр.119)
  • Назовите еще  реки, которые относятся к бассейну внутреннего стока (работа с картой)

К бассейну Атлантического океана относятся Дон. Кубань, Нева (приложение, слайд 23, 24, 25)

Откуда Дон берет начало,

Где скрыта вечная струя.

Что вниз по руслу величаво

Уходит в дальние края?

Под невысокою березкой

Начало Дон свое берет;

Из-под травы земли Московской.

Ивана-озера берет.(А.Софронов о Доне)

  • Назовите еще  реки, которые относятся к бассейну Атлантического  океана (работа с картой)
  • Итак, мы можем сделать вывод – от  рельефа  зависит направление и характер течения реки. Речные воды текут в соответствии с особенностями рельефа, прокладывая русла в разных горных породах
  • Каждая отдельно взятая река уникальна. Но у них всех есть общее - это части реки, назовите их (главное русло, исток, устье, приток)

  • В зависимости от рельефа реки делятся на 2 типа: горные и равнинные (Приложение, слайд 26)
  • Равнинных  рек  больше.  Почему?  (Большая часть  территории России - равнина)
  • Равнинная река имеет широкие долины, спокойное течение. Горные реки имеют  узкие   долины   и   бурное   течение.   В   горах   встречаются   пороги   и водопады. Они мало пригодны для судоходства.
  • Примером одной из горных рек является река Терек. Вот как описывает в своем стихотворении Терек М. Ю. Лермонтов:

«Терек воет, дик и злобен,

Меж утесистых громад,

Буре плач его подобен,

Слезы брызгами летят».

-  Рельеф влияет еще на две величины: падение и уклон реки, знание которых очень важно для использования речных вод в хозяйстве

- Падение реки – превышение истока над устьем, выраженное в метрах

- Уклон реки – величина отношения падения реки к ее длине

- Падение   -   это   разница   высот   между   истоком   и   устьем   в   метрах  Н = HI - Н2, где HI - абсолютная высота истока Н2 - абсолютная высота устья.

- Реки, впадающие в море, имеют высоту устья Ом. Если река впадает в озеро, то уровень  поверхности  воды  в  озере  является  высотой  устья.  Если  река вытекает из озера, то уровень поверхности воды является высотой истока реки.
         
Решение задач на определение падения реки  (Карточки с индивидуальным заданием на определение  падения реки,  уклона реки )
        Учащиеся используют для определения раздаточный материал «Реки России». После выполнения задания проводится самопроверка.

Карточка №1

Определить падение реки Волги.

Исток - Валдайская возвышенность - 300 м

Устье - Каспийское море - (- 28 м)

300 - (- 28) = 328 м.

Карточка №2

Определить падение реки Ангары.

Исток - озеро Байкал - 456 м

Устье - река Енисей - 76 м

456-76 = 380 м.

Капрточка №3

Определить падение реки Невы.

Исток - Ладожское озеро -4м

Устье - Финский залив - 0 м.

4 - 0 - 4 м

Карточка №4

Определить падение реки Лены.

Исток - Байкальский хребет - 930 м

Устье - море Лаптевых - 0 м

930-0 = 930 м

- Величина падения реки влияет на другую важную характеристику: уклон реки

уклон  - отношение падения реки (в см) к ее длине (в км) I = Н : L, где I - уклон; Н - падение; L - длина.

Решение задач на определение уклона рек Учащиеся используют для определения раздаточный материал «Реки России». ». После выполнения задания проводится самопроверка.

Задание  №1

Определить уклон реки Ангары.

Падение = 380 м = 38000 см

Длина реки 1826 км

Уклон = 38000 : 1826 = 20,8 см/км

Задание  №2

Определить уклон Волги.

Падение = 328 м = 32800 см

Длина реки = 3531 км

Уклон = 32800 : 3531 =93 см/км

Задание №3

Определить уклон Невы.

Падение = 4 м = 400см

Длина = 74 км

Уклон = 400 : 74 = 5,4 см/км

Задание №4

Определить уклон реки Лены.

Падение = 930 м - 93000 см

Длина реки = 4400

Уклон = 93 000 : 4400 = 21,1 см/км

  • Уклон реки  в свою очередь, влияет на скорость течения реки. Чем больше уклон, тем больше скорость реки.
  • Как вы считаете, может ли измениться уклон реки?
  • Однажды так случилось, что уклон реки в определил судьбу епископа Иоанна.

Зачитывается отрывок из летописи: В одной из новгородских летописей описано интересное событие, происшедшее в 12в. Население старинного Новгорода, не довольное неблаговидным поведением епископа  Иоанна, решило изгнать его из своего города. Плот с Иоанном пустили вниз по течению реки Волхов, которая берет начало в озере Ильмень, а впадает в Ладожское озеро. Но плот понесло в обратную сторону, в озеро Ильмень, т. к. река потекла в противоположном направлении. Новгородцы восприняли это «чудо» как «знаменье Господне», и епископ Иоанн с почестями вернулся на свой престол. Объясняется это явление просто. Оказывается уклон поверхности, по которой протекает Волхов, очень небольшой. Когда в нижнем течении Волхова выпадают дожди, уровень воды в низовьях становится выше, чем в верховьях, и Волхов течет в обратном направлении.

-  А теперь поработаем с атласами и контурными картами

Задание: нанести на контурную карту крупные реки нашей страны: Волга, Ангара,  Обь,  Дон,  Лена,  Печора,  Ока,  Северная  Двина,  Иртыш,  Енисей, Подкаменная Тунгуска, Нижняя Тунгуска, Яна, Вилюй, Алдан, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур, Шилка, Аргунь, Зея, Бурея, Нева, Терек, Кубань, Урал.

III. Закрепление изученного материала:

- Установите соответствие:

Количество воды, проходящее через поперечное сечение русла за единицу времени

Годовой сток

Количество воды, которое протекает за год

Падение

Отношение падения реки к  ее длине

Расход воды

Превышение истока над устьем, выраженное в метрах

Уклон реки

- Проверим ваши ответы (Приложение, слайд 27)

- (Если останется время) Используя карты атласа, давайте дадим   географическую характеристику реки Лены по плану:

  1. Географическое положение,
  2. Длина, высота истока и устья
  3. Питание и режим
  4. Неблагоприятные явления на реке и их причины
  5. Хозяйственное использование

В заключение мне хочется показать вам еще несколько слайдов, которые свидетельствуют о красоте и неповторимости рек. Каждая река уникальна и неповторима (приложение, слайд 28, 29, 30, 31, 32)

- Давайте вспомним, что нового мы узнали сегодня на уроке (приложение, слайд 33):

Речные реки текут в соответствии с особенностями рельефа, от рельефа зависит направление и характер течения

От климата зависят питание и режим рек, густота речной сети, установление ледового покрова.

Важные характеристики рек – расход воды, годовой сток, падение, уклон.

Расход воды – количество воды , проходящее через поперечное сечение русла за единицу времени.

Годовой сток – объем воды, который проходит в реке за год.

Падение реки  - превышение истока над устьем, выраженное в метрах.

Уклон реки – величина отношения падения реки к ее длин.

Наши реки обладают значительными запасами воды, но неравномерным по сезонам стоком, неравномерно размещены по территориям, и большинство из них замерзает в зимний период.

Список литературы

1. И.И. Баринова, В.Я Ром. География России. Методическое пособие 8-9классы.

2.. География «Конструктор» текущего контроля. 8 класс: пособие для учителя     (Е.Е.Гусева,  М.,  Просвещение, 2012г.)

3. География. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителя  (В.В.Николина, М., Просвещение, 2009г.)

4 .Ю.К. Ефремов. Природа моей страны,  М.,  Мысль, 2002 г.

5. Л.П. Каплева. Природные комплексы Таймыра, М., «Школьная пресса» 2004г.

6.   Н. Н. Петрова, Д. В. Новенко. Настольная книга учителя географии. 6-11 класс М., Эксмо, 2008г.

7.   Программы общеобразовательных учреждений по географии. Авторы: А.И.Алексеев,   Е.К.Липкина,  В.В.Николина,  М.,  Просвещение, 2008г.

8. А.В. Румянцев. «Север Русской равнины», М., «Школьная пресса» 2004г.

9.  А.Г. Стадник.  «Современный урок географии» - М: Просвещение, 2001г.


                                                   Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии на тему:"Внутренние воды и водные ресурсы"

Обобщить полученные знания по теме, показать большое значение внутренних вод в жизни всего живого на Земле, используя знания по географии....

Урок географии на тему:"Внутренние воды и водные ресурсы"

Обобщить полученные знания по теме, показать большое значение внутренних вод в жизни всего живого на Земле, используя знания по географии....

Конспект урока по теме:"Внутренние воды и водные ресурсы" 8 класс

Урок разработан с использованием электронно образовательных ресурсов....

Урок обобщения и систематизации знаний. Тема урока: «Внутренние воды и водные ресурсы России» 8 КЛАСС

Реки – в России насчитывается 2,5 млн. рек, почти столько же озер, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота, искусственные водохранилища, каналы...

Компьютерная презентация методической разработки раздела «Внутренние воды и водные ресурсы» образовательной программы «География», 8 класс

Данная работа посвящена методической разработке раздела «Внутренние воды и водные ресурсы» (4 часа), относящегося к теме «Природа» курса география России, изучаемого в 8 классе...

География 8 класс.Раздел:" Внутренние воды и водные ресурсы России" Тест: " Воды России"

География  8 класс .Итоговый тест по теме :" Воды России" ....