Экологическое воспитание школьников на уроках географии и внеурочной деятельности
статья по экологии по теме

Камалова Гаянэ Левоновна

Основные направления и результат работы с обучающимися по экологическому воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie_shkolnikov.docx23.1 КБ

Предварительный просмотр:

 «Экологическое воспитание школьников

на уроках географии и во внеурочной деятельности»

Камалова Г.Л., учитель географии МБОУ «Первомайская ООШ»

        Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества.

        В Конституции Российской Федерации обязанность граждан беречь природу и охранять ее богатства впервые приняла характер требования. Чтобы это требование превратилось в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за окружающую природу. Это чувство формируется в системе всех форм и методов воспитания личности.

        Сегодня экологическая культура становится важным проявлением социальной активности и гражданской зрелости выпускника общеобразовательной школы. Именно  школа призвана развивать у молодежи ответственное отношение к природе.         Выразительным показателем экологической культуры школьников является их реальная деятельность: недопущение действий, наносящих ущерб природной среде, посильный вклад в преодоление негативных воздействий на природу, разъяснение и пропаганда законов об охране окружающей среды.

        Экологическое образование - одно из направлений реализации программы ФГОС, где Экологическому образованию учащихся уделяется большое внимание. Оно осуществляется на основе взаимосвязи учебной, внеурочной внеклассной деятельности.

        На уроках географии и внеурочной, внеклассной работе по предмету предусматривается формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф, умений и навыков безопасного поведения в окружающей среде.

        В начальном курсе физической географии (5 класс), на изучение которого выделен всего 1 час в неделю, дети знакомятся  с понятием «экология».

В 6 классе при изучении оболочек Земли: литосфера, гидросфера, атмосфера обязательными вопросами является рассмотрения экологических проблем и охрана природных объектов: рек, озёр, морей, океанов, воздуха, почвы, природных ресурсов. На своих уроках я использую игровую и изобразительную деятельность, которые позволяют отразить эмоциональные переживания ребенка, связанные с восприятием и пониманием себя, природы и других людей.

        География материков и океанов (7 класс) – предполагает дальнейшее изучение экологической науки, чтобы продолжить формирование у детей значимости экологических знаний. При изучении материка или океана рассматриваются экологические проблемы этого комплекса. Например, при знакомстве с природой Африки я выясняю, почему Сахара значительно расширила свою площадь, а площадь влажных экваториальных лесов и саванн сократилась, почему сократилась численность некоторых видов животных, а отдельные виды совсем исчезли с лица Земли. При изучении природы океанов, рассматриваем вопрос о деятельности человека в океане, выделяем проблемы, связанные с морским грузовым и пассажирским транспортом, зонами рекреации, центрами добычи природных ресурсов, определяем роль международного сотрудничества в деле охраны природы Мирового океана. Изучая природу северных материков, обращаю внимание детей на проявление экологических проблем в природных зонах тундры, тайги, смешанных лесов и их специфику. Здесь решается проблема вырубки лесов в сибирской тайге, сведения широколиственных лесов в Европе.

Изучая в 7 классе тему «Типы климата», ученики знакомятся с антропогенным влиянием на глобальные и региональные климатические процессы.

        На уроках географии в 8 классе «Природа России» при изучении каждой темы: «Рельеф и полезные ископаемые»,  «Климат и климатические ресурсы», «Внутренние воды и водные ресурсы», «Почвы и почвенные ресурсы», «Растительный и животный мир», а также при изучении природных комплексов России заключительной темой урока по каждому разделу являются «Охрана почв, растительного и животного мира» и т.д.

        В курсе «География России. Население и хозяйство» в 9 классе при изучении межотраслевых комплексов России и их географии, а также географии крупных регионов России рассматриваются вопросы хозяйственного воздействия на природу и её охрана.

        Во всех классах дети с удовольствием смотрят видеофильмы о природе.

Экологическое образование и воспитание продолжает рассматриваться во внеклассной работе.

Ежегодно проводятся  недели географии и экологии.

В рамках недели географии в школе были проведены:

Географические игры, викторины, конкурсы рисунков и другие виды работы  

В рамках недели экологии в школе прошли следующие мероприятия:

Просмотр видеофильмов                                    

Создание и демонстрация презентаций об уникальных уголках Алтайского края.

Проведение экологической викторины              

Выпуск стенгазеты «Земля защиты просит у людей!»

Результаты работы

Участие в районном заочном конкурсе социальных проектов

«Твори добро на благо людям»

Цель проекта - повышение у подрастающего поколения экологической культуры.

Результат:

Команда учащихся МБОУ «Первомайская основная общеобразовательная школа»  заняла 3 место в районном конкурсе социальных проектов

 «Твори добро на благо людям»

Экологическая анкета для учащихся МБОУ «Первомайская ООШ»

В рамках исследования экологической культуры учащихся нашей школы участники проекта «Сохранить природу – сохранить жизнь!» проводят исследование среди учащихся, связанное с проблемами экологии. Просим тебя ответить на все вопросы анкеты. Твои ответы будут обработаны и использованы в обобщенном виде. Фамилию и имя указывать не нужно.

Результаты анкетирования:

Анкетирование проводилось в 5 – 9 классах. Количество опрошенных  – 64 человека. На вопрос «Как вы относитесь к природе?» большая часть учащихся выбрали ответы: бережно, ответственно. Однако 20 % учащихся относятся неопределённо,  10 % безразлично. Все учащиеся считают своим долгом заниматься охраной природы. Главным фактором загрязнения окружающей среды участники анкеты считают: 20% -транспорт, 35 % - промышленность и сельское хозяйство, 5% -атомные электростанции, 45% - деятельность человека. Правила поведения в природе знают – 75 % опрошенных, 25 %- затрудняются ответить. Экологическая ситуация в селе – хорошая (20%), плохая (50%), остальные затрудняются ответить. Все учащиеся любят чистоту, зная правила поведения в природе, когда-то бросали мусор на улице. 90% учащимся родители делают замечания, если они мусорят на улице, в лесу, природе. Детям следует прививать любовь к чистоте, с детства учить заботиться о природе, учить сортировать мусор – считает 96 % учащихся.

Мероприятия по защите природы, которые можно провести в нашей школе, предложенные детьми: проводить беседы о правилах поведения и защиты окружающей среды; организация сбора мусора в лесу, по улицам; организовать посадку деревьев, цветов; проводить различные мероприятия: экологический КВН, конкурсы рисунков, стихов, фотографий о природе; организовать экологический кружок или клуб. Также был ответ, что научить уже ничему нельзя, так как все уже привыкли мусорить и загрязнять природу, улицы села и т.д.  Ребята также предложили ряд мероприятий по улучшению экологической ситуации в селе.

Участники проекта, проанализировав анкеты, пришли к выводу, что большинство учащихся знают правила поведения в природе, считают необходимым защищать природу, учиться необходимо этому с детства, но практически все нарушают эти правила. Работу в школе по экологическому воспитанию необходимо проводить, уделять больше внимания.

Тест «Экологическая культура учащихся»

Результаты тестирования:

Тестирование проводилось в 7 – 9 классах.

Общая оценка уровня экологической культуры учащихся школы:

Высокий уровень- 20% опрошенных.

Средний уровень- 50 % опрошенных.

Низкий уровень- 30% опрошенных.

МОЯ ТОЧКА НА КАРТЕ краевой конкурс. 

http://perwoosckola.ucoz.ru/_nw/13/36779516.jpg

Его цель - формирование у школьников активного интереса к родному краю, бережного отношения к его природе.
             Авторами данного проекта выступили Алтайское краевое отделение Русского географического общества и Барнаульский зоопарк «Лесная сказка». В конкурсе приняли участие учащиеся школ города Барнаула и Алтайского края – всего более 200 человек. Ребята  в своих работах описывали любимые места края, исследовали малоизвестные, но интересные, особо охраняемые или нуждающиеся в охране территории, а также объекты Алтайского края, связанные с именами известных  людей. Авторы пяти лучших работ, отобранных конкурсной комиссией, получили денежные премии в размере 5 тыс. рублей каждая от Барнаульского зоопарка.
             Учащиеся нашей школы приняли участие в данном конкурсе:
Коновалов Артур, Чепуряева Валерия (презентация географического объекта - Денисова пещера.pptx) – в номинации «Калейдоскоп», Подколзина Рената – Исследовательская работа.docx в номинации «Магнит науки».

Ребята получили сертификаты участников конкурса, значки, сувенирные магниты, кружку с логотипом Алтайского краевого отделения РГО, буклет «Алтайский край – жемчужина России» и др. сувенирную продукцию.

         На праздник (17 мая в Барнаульском зоопарке) приглашались участники проекта, а также и другие учащиеся школы. Для всех участников мероприятия была подготовлена развлекательная программа и чаепитие. Также дети получили удовольствие от посещения зоопарка и парка отдыха «Лесная сказка».

Репортаж телекомпании ВЕСТИ22 о празднике подведения итогов конкурса проекта "Моя точка на карте" от 17 мая 2016 года.  Источник материала - сайт компании ГРТК "ВЕСТИ22

«Нарисуй-ка потатуйку!»

             Члены кружка «Творческая мастерская» приняли участие в творческом конкурсе «Нарисуй-ка потатуйку!», одном из этапов Межрегионального марафона «Птицы родного края», который проходит с января по декабрь 2016 года. В 2016 году Союзом охраны птиц России птицей года выбран удод (потатуйка - одно из названий удода). На конкурс представлены рисунки, аппликации, в том числе и объёмные со стилизованным изображением птицы года в электронном виде.

Окружной конкурс экологических плакатов «Будь природе другом!»

 Учащиеся нашей школы приняли участие в окружном конкурсе экологических плакатов под девизом «Будь природе другом!», посвящённом Всемирному Дню Земли. Организатором конкурса является МБОУ ДОД «Городская станция юных натуралистов» г. Барнаула. Окружной конкурс экологического плаката способствовал формированию экологической культуры и творческих способностей обучающихся, был направлен на формирование активной жизненной позиции школьников, развитие гражданской ответственности за состояние природы родного края. В этом конкурсе приняли участие  98 школьников в возрасте от 7 до 17 лет.
     Участники конкурса награждены сертификатами. Победители и призёры конкурса были приглашены на торжественное награждение, которое состоялось 20 мая на базе Барнаульской городской станции юных натуралистов. 

  1. Номинация экологический плакат «Будь природе другом!»

среди учащихся 12 - 14 лет: 2 место – Шашнина Анастасия, Плетнёва Юлия, 7 класс

  1. Номинация тематический плакат «Вместе сохраним лес от пожаров!»

среди учащихся 9 - 11 лет: 1 место – Шашнина Софья, 5 класс. Ребята были награждены Грамотами и памятными книгами о природе, растениях и животных нашей планеты. Мероприятие завершилось групповым фотографированием - на память и посещением зооуголка.

«Во имя сохранения природы: Красная книга Алтайского края»

Наши ребята приняли участие в краевом детско-юношеском конкурсе художественных работ «Во имя сохранения природы: Красная книга Алтайского края», который проводится по инициативе Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая в преддверии «Года экологии в России». На конкурс представлены детские работы с изображением растений, животных, насекомых, птиц из «Красной книги Алтайского края». Работы учащихся:  Подколзиной Р., Авдеевой Е., Чихир С. признаны лучшими,  приняли участие в итоговой выставке Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание школьников на уроках географии

Школьный курс географии обладает исключительными возможностями для эффективного экологического образования и воспитания школьников. ...

Из опыта работы:"Экологическое воспитание учащихся на уроках и во внеурочной деятельности"

Экология стала важнейшей проблемой для каждого из нас, для всего человечества в целом. Нет необходимости говорить о том, как важно заинтересовать этой темой школьников, научить их бережно относи...

«Патриотическое воспитание школьников на уроках и во внеурочной деятельности по предмету «Музыка» в контексте творчества поэта М.А. Дудина»

Методическая разработка включает в себя музыкальные игры на уроках музыки и внеурочной деятельности, модели патриотического воспитания в контексте популиризации творчества поэта земляка М.А. Дуди...

«Патриотическое воспитание школьников на уроках и во внеурочной деятельности по предмету «Музыка» в контексте творчества поэта М.А. Дудина»

Методическая разработка включает в себя музыкальные игры на уроках музыки и внеурочной деятельности, модели патриотического воспитания в контексте популиризации творчества поэта земляка М.А. Дуди...

Система духовно - нравственного воспитания школьников на уроках и во внеурочной деятельности

Приводится обобщение опыта по системе духовно - нравственного воспитания школьников на уроках и во внеурочной деятельности...

Формы и методы экологического воспитания школьников на уроках биологии и во внеурочной деятельности

Отношение к своему краю во многом определяется впечатлениями, полученными детьми от общения с природой. Природа является источником духовного существования человека. В процессе освоения природы обязат...

Духовно-нравственное воспитание школьника через уроки ОРКСЭ и внеурочную деятельность

Духовно - нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет им найти свое место в жи...