Статья "Место топонимики в школьном курсе географии"
статья по географии по теме

Кузнецова Мария Васильевна

Статья о важности топонимики на уроках географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mesto_toponimiki_v_shkolnom_kurse_geografii.docx20.46 КБ

Предварительный просмотр:

МЕСТО ТОПОНИМИКИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ

М.В. Кузнецова

Топонимика – это интегральная научная дисциплина, возникшая на стыке трех областей знаний: географии, истории и лингвистики. Она изучает географические названия, их происхождение, развитие, современное состояние, написание и произношение [2].

Являясь своеобразным «языком земли», топонимы сохраняют культурное наследие народов современным поколениям. Они отражают национальную самобытность народа, его историю, условия его жизни, психический уклад, который отражен в традициях, обычаях, фольклоре, материальной и духовной культуре. Топонимы синтезируют богатейшую культуру и психологию народа, неповторимый способ его образного мышления [1].

Топонимы как особые слова, имеют огромную информационную и культурную ценность, так как они интересны историей своего появления. Они позволяют проследить исторические события той или иной местности, существование древних языков на конкретной территории [1]. Учитывая роль топонимов как средства, влияющего на развитие человека, формирование его общей культуры, сохранение истории своей Родины, исследование топонимов представляется крайне желательным в курсе географии любого образовательного учреждения. О значимости и важности внедрения топонимических сведений в учебный процесс писали многие известные географы: Э.М. Мурзаев, В.П. Максаковский, В.А. Жучкевич, Е.М. Поспелов.

Кроме того, топонимика оказывает существенную помощь в изучении географических карт. Учащиеся с трудом запоминают непонятные иноязычные или редко используемые в современном родном языке названия. В результате номенклатура карты остается не усвоенной, что не способствует формированию пространственных представлений. Легче запоминаются номенклатура карты или названия географических объектов в тексте географических характеристик, когда раскрыт смысл топонимов и еще лучше, если смысл связан с географическими реалиями. Методически этот вопрос выстраивается в соответствии со следующей ассоциативной цепочкой: название – его происхождение  - смысловое значение – привязка к территории – запоминание [3].  

Изучение топонимики в курсе географии средней школы возможно практически на всех уроках. Но особое внимание географическим названиям, их истории, происхождению следует уделять при изучении географии родного края, так как топонимика служит прекрасным средством стимулирования интереса к изучению прошлого и настоящего края путем поиска связей между географическими условиями местности и отражением их в географических названиях [4]. В 8 или 9 классе возможно введение в учебный план школы за счет часов компонента образовательного учреждения курса «География Санкт-Петербурга и Ленинградской области» или же спецкурса по топонимике родного края.

Изучение географических названий не должно ограничиваться только педагогическими целями, не менее важен и исследовательский аспект [5]. Работа учеников на уроках должна сопровождаться практическими занятиями, должна носить поисковый характер.  В связи с этим,  в ходе изучения своей малой Родины учащимся может быть предложена работа по созданию проектов по темам:

  1. Топонимика Санкт-Петербурга.
  2. О чем говорят улицы моего города?
  3. Топонимы, получившие названия по гидрониму.
  4. Крепости Ленинградской области и др.

Подводя итог, отметим, что изучение топонимики в школьном курсе географии играет большую роль для каждого ребенка. Материал топонимики дает широкие возможности для развития познавательного интереса учащихся, а, следовательно, и их мышления; способствует воспитанию бережного отношения к культурному наследию, прививает чувство любви и уважения к своей Родине; служит главным инструментом быстрого запоминания географической номенклатуры. Изучение и использование в речи топонимов – это один из путей осознанного восприятия родного края, природы, культуры и традиций [6].

Литература

[1] Альбекова А.Ш., Омарова Г.Т., Алдабергенова А.С. Топонимы как один из способов передачи культурного наследия народов современным поколениям // Наука и мир. - 2014. – №2 (6).

[2] Мурзаев Э.М. География в названиях. - М.: Наука, 1979.

[3] Поспелов Е. М. Топонимика в школьной географии. - М.: Просвещение, 1988.

[4] Соломина Е.В. Методика изучения топонимических данных в школьном курсе географии // Ученые записки Орловского государственного университета. – 2012. - № 5.

[5] Суслов В.Г. Актуальные вопросы школьного географического образования // Современные тенденции в науке и образовании: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: В 6 частях. - М.: ООО "Ар-Консалт". -  2014. - С. 61-62.

[6] Сухоруков В.Д., Суслов В.Г. Проблема развития человека и географическое образование // География в школе. - 2014. - № 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы ТРИЗ в школьном курсе географии.

Методический сборник "Методы ТРИЗ в школьном курсе географии. В данном сборнике описаны приемы ТРИЗ-технологии, которые можно использовать на уроках географии, представлены разработки интегрированных ...

РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ИЗУЧЕНИИ ШКОЛЬНОГО КУРСА ГЕОГРАФИИ

«Важная цель образования – это не знания, а действия». Герберт Спенсер...

Краеведческая основа школьного курса географии

Опыт применения краеведческого материала на уроках географии....

Формирование экологической культуры при изучении школьного курса географии

В начале XXI века проблема сохранения окружающей среды является наиболее актуальной. Проблема заключается в культуре взаимоотношений человека с природой,его поведения в природе. Формирование экологиче...

Формирование у школьников практических умений и навыков при изучении школьного курса «Географии»

Статья  «Формирование у школьников практических умений и навыков при изучении школьного курса «Географии» актуальна, т.к. учитель  современной школы должен научить выпускника школы сам...

Значение межпредметных связей в формировании знаний в школьном курсе географии

Отличительной чертой нашего времени следует считать взаимопроникновение идей и методов различных наук. Их интеграция, комплексный подход необходимы для решения экологических, экономических и социальны...