Программа внеурочной деятельности для учащихся 8 класса "Элементарная топография"
рабочая программа по географии (8 класс) на тему

Попова Алла Витальевна

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности в 8 класса "Элементарная топография".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elementarnaya_topografiya.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

«Муниципальное   общеобразовательное  учреждение средняя  общеобразовательная  школа  №  18  имени  Н.В. Менчинского Павлово-Посадского  муниципального  района  Московской  области»

(МОУ  СОШ  №  18)

142500,  Московская  область,                                                         ppschool18@mail.ru

г. Павловский Посад, ул. Мира, д. 1                                                тел. 8(49643)21524

                                                                                                    «Утверждаю»

                                                Директор  МОУ  СОШ  №  18

                                                ___________ /Дяченко  С.В. /

Приказ    № _______

                               «_____» __________ 2017 г.

Рабочие материалы  учителя

внеурочной деятельности по курсу

«Элементарная топография»

для 8-А класса

общеинтеллектуальное направление

Составитель:   Попова Алла Витальевна

Павловский  Посад,  2017   г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка ………………………………………………………………3

2. Планируемые результаты освоения  курса……….…………….……………..….4

3. Содержание учебного курса…………………………………………………..….…..6

4. Календарно-тематическое планирование………………………………………….8

Пояснительная записка

       

Рабочие  материалы  учителя внеурочной деятельности по курсу «Элементарная топография» для 8-А класса МОУ СОШ №18   разработаны  на основе   следующих  нормативных  документов:

1) Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016);

2) Приказ Министерства образования и науки  Российской  Федерации от 17.12.2010г. №1897 "Об утверждении  и  введении  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"  (в  ред.  Приказа  Минобрнауки  России  от  29.12.2014  №  1644);

3) Приказ  Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об  утверждении  федерального  перечня  учебников,  рекомендованных  к  использованию  при  реализации  имеющих  государственную  аккредитацию  образовательных  программ  начального  общего,  основного  общего  и  среднего  общего  образования»;

4) Приказ  Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.01.2016 № 38 «О  внесении  изменений  в  федеральный  перечень  учебников,  рекомендуемых  к  использованию  при  реализации  имеющих  государственную  аккредитацию  образовательных  программ  начального  общего,  основного  общего,  среднего  общего  образования,  утвержденного  приказом  Министерства  образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253»;

5) Основная  образовательная  программа основного  общего  образования  МОУ СОШ № 18;

6) Годовой календарный учебный график МОУ СОШ №18 на 2017-2018 учебный год;

7) Учебный  план внеурочной деятельности  МОУ СОШ №  18  на 2017-2018 учебный год.

Данные рабочие материалы представляют собой экспериментальную разработку курса  внеурочной деятельности «Элементарная топография». Особенность данного курса заключается в том, что он реализуется  с использованием ресурса инновационного компонента школьной образовательной среды – школьной мультипредметной лаборатории.  Основная цель данной разработки – повышение качества образования по предметам естественно-математического цикла путем интеграции урочной и внеурочной деятельности в пространстве школьной мультипредметной лаборатории.

Данные   Рабочие  материалы  учителя  предназначены  для  изучения  курса внеурочной деятельности «Элементарная топография»  в  8-А  классе  МОУ  СОШ  №  18 в рамках первого года обучения,  составлены  в  соответствии  с  требованиями    Федерального    государственного  образовательного    стандарта  основного  общего  образования с  учетом  концепции  духовно-нравственного  воспитания  и  планируемых  результатов  освоения  основной  образовательной  программы.

Данная программа предназначена для учащихся 8-го класса, и рассчитана на 35 часов.

Основная цель курса «Элементарная топография» - научить элементарным приемам измерений на местности, применять полученные навыки в жизни, работать в команде и самостоятельно.

Задачи:

- обучать специальным знаниям, необходимым для проведения  самостоятельных измерений на местности;

 - формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска, включающего работу с различными источниками географической  информации;

 - развивать познавательные потребности и способности, креативность.

 

Планируемые результаты освоения курса

Личностные результаты:

- Овладение на уровне общего образования систем географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

- Сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

 Метапредметными результатами изучения курса является формирование УУД (универсальные учебные действия):

Личностные УУД:

Готовность следовать этническим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности

- Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

-  Умение оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-  Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

-  Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране.

Регулятивные УУД:

-  Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;

-  Умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

 Познавательные УУД:

-  Формирование и развитие по средствам географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

-  Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу  и презентацию с помощью технических средств и информации.

 Коммуникативные УУД:

-  Самостоятельно формировать общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников, участвовать в коллективном обсуждении проблем и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Предметные результаты:

-   Усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, знаний, умений, навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей.

Предметные результаты освоения курса:

- основные географические понятия: абрис, схема, рисунок,  план местности, карта, азимут, масштаб,  абсолютная и относительная высота, съемка местности, топография, ориентирование;

- различия абриса, схемы, плана и карты;

- определять на местности, плане и карте расстояния, направления и высоты точек; местоположение объектов;

- применять приборы и инструменты для маршрутной и полярной съемок местности;

- представлять результаты измерений в разной форме;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для ориентирования на местности и проведения съемок ее участков;

- чтения карт различного содержания;

- для составления  абрисов, планов и карт;

- для расчета площадей сложных геометрических фигур.

Содержание программы

п/п

Наименование разделов                

Количество часов

1

Местность. Топографические предметы местности, их характеристика (на примере природы Павловского Посада)

7

2

Топография. Карта и схема.

3

3

Топографическая съемка местности (на примере пространства школьной мультипредметной лаборатории

25

ИТОГО

35 часов

Раздел 1. Местность. Топографические элементы местности, их характеристика (на примере природы Павловского Посада) (7 часов) Местность. Основные понятия и определения. Орографические элементы местности. Их обозначение на карте. Важнейшие орографические объекты Павловского Посада. Гидрографические объекты местности. Их изображение на карте. Характеристика рек, на которых стоит Павловский Посад. Почвенно-растительный покров. Его отображение на карте. Знакомство с природой родного края. Отображение на карте объектов хозяйственного значения. Главные хозяйственные объекты Павловского Посада. Разновидности местности. Составление характеристики окружающей местности.

Занятия данного раздела проводятся в формате экскурсии по прилегающей к школе местности. Включают в себя знакомство с примечательными орографическими, гидрологическими, хозяйственными, культурными объектами микрорайона. .Для проведения занятий можно использовать фотоаппараты, блокноты.

Раздел 2. Топография. Карта и схема (3 часа) Карта и схема. Многообразие карт. Масштаб. Выбор масштаба для топографической съемки местности. Изучение картографического материала Павлово-Посадского района.

Введение в топографию, знакомство с различными картами целесообразно проводить в аудитории. Для занятий необходимо использовать ресурсы Интернет, наглядный картографический материал.

Раздел 3. Топографическая съемка местности (на примере пространства школьной мультипредметной лаборатории) (25 часов) Сущность и классификация топографических съемок. Простейшие виды съемки местности. Маршрутная съемка местности. Глазомерная съемка. Понятие «абрис». Инструменты, используемые в глазомерной съемке. Буссольная съемка местности. Специфика, инструментарий. Измерение расстояний шагами. Определение расстояний по угловой величине предмета. Определение местоположения объекта методом засечек. Составление плана пришкольной территории. Камеральная обработка результатов топографической съемки пришкольного участка. Вычерчивание, оформление плана пришкольного участка. Расчет площади участка путем разложения на простые геометрические фигуры. Расчет площади участка при помощи палетки. Самостоятельная практическая работа – разработка маршрута для игры-квеста по географии на территории пришкольного участка.

Раздел состоит из занятий-практикумов, которые проводятся в пространстве школьной мультипредметной лаборатории. В ходе занятий изучаются приборы и устройства для проведения топографической съемки, которые имеются в лаборатории под открытым небом: модель местного меридиана, забор-шагомер, 50-метровая рулетка, колышки для обозначения точек стояния при съемке, дальномер, угломер, компас, буссоль. Ребята получают практические навыки топографической съемки местности, математических расчетов, составления и оформления карты (плана).В качестве итоговой работы обучающиеся самостоятельно разрабатывают маршрут по пришкольной территории для проведения школьной игры-квеста по географии.

Соотношение теоретических и практических занятий по курсу

№ пп

Название раздела

Общее количество учебных часов

В т.ч.

Теоретических занятий

Практических занятий

1

Раздел 1. Местность. Топографические элементы местности, их характеристика (на примере природы Павловского Посада)

         7

          2

           5

2

Раздел 2. Топография. Карта и схема

          3

          3  

           3

3

Раздел 3. Топографическая съемка местности (на примере пространства школьной мультипредметной лаборатории)

          25

        10

          15

ИТОГО

          35

          15

         20

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАВНИЕ

     

№ уроков

Наименование  разделов и тем

Плановые сроки прохождения темы

Скорректированные  сроки  прохождения темы

Раздел 1. Местность. Топографические элементы местности, их характеристика (на примере природы Павловского Посада) (7 часов)

1

Местность. Основные понятия и определения.

1-8 сентября

2

Орографические элементы местности. Их обозначение на карте. Важнейшие орографические объекты Павловского Посада.

11-15 сентября

3

Гидрографические объекты местности. Их изображение на карте. Характеристика рек, на которых стоит Павловский Посад.

18-22 сентября

4

Почвенно-растительный покров. Его отображение на карте. Знакомство с природой родного края.

25-29 сентября

5

Отображение на карте объектов хозяйственного значения. Главные хозяйственные объекты Павловского Посада.

2-6 октября

6

Разновидности местности.

9-13 октября

7

Составление характеристики окружающей местности.

16-20 октября

Раздел 2. Топография. Карта и схема (3 часа)

8

Карта и схема. Многообразие карт.

23-27 октября

9

Масштаб. Выбор масштаба для топографической съемки местности.

30 октября – 3 ноября

10

Изучение картографического материала Павлово-Посадского района.

13-17 ноября

Раздел 3. Топографическая съемка местности (на примере пространства школьной мультипредметной лаборатории) (25 часов)

11

Сущность и классификация топографических съемок. Простейшие виды съемки местности.

20-24 ноября

12

Маршрутная съемка местности.

27 ноября – 1 декабря

13

Глазомерная съемка. Понятие «абрис». Инструменты, используемые в глазомерной съемке.

4-8 декабря

14

Буссольная съемка местности. Специфика, инструментарий.

11-15 декабря

15

Измерение расстояний шагами.

18-22 декабря

16

Определение расстояний по угловой величине предмета.

25 декабря-12января

17

Определение местоположения объекта методом засечек.

15-19 января

18-23

Составление плана пришкольной территории.

22января –

2 марта

24

Камеральная обработка результатов топографической съемки пришкольного участка.

5-9 марта

25-27

Вычерчивание, оформление плана пришкольного участка.

12 марта –

6 апреля

28

Расчет площади участка путем разложения на простые геометрические фигуры.

9-13 апреля

29

Расчет площади участка при помощи палетки.

16-20 апреля, 23-27 апреля

30-35

Самостоятельная практическая работа – разработка маршрута для игры-квеста по географии на территории пришкольного участка.

30 апреля – 31 мая

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания ШМО

учителей естественно-математического цикла

от 24 августа 2017 г. № 1

СОГЛАСОВАНО

Педагог-организатор,

ответственный за внеурочную деятельность

____________ Е.В. Борисова

«_____» ___________ 2017 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности для учащихся 5-8 классов

Система социализации иностранных учащихся из Франции на этапе адаптации к образовательному учреждению общего среднего образования (средняя ступень)В настоящий момент с появлением совместноых предприят...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается преимущественно как деятел...

Программа внеурочной деятельности для учащихся 5-7 классов "Традиции и обряды русского народа: начало начал"

Изучение программы курса "Традиции и обряды русского народа: начало начал" дает возможность приоткрыть завесу времени и рассказать об истории происхождения славян, их характере, культуре, обычаях, тра...

Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 8 класса ОУ "СО А-школы им.Д.И.Менделеева" на 2014 – 2015 уч.год

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе.Программа рассчитана на 165 часов и п...

Программа внеурочной деятельности для учащихся первых классов «Психологическая мозаика»

Программа внеурочной деятельности  для учащихся первых классов...

Программа внеурочной деятельности для учащихся третьих классов «Психологическая мозаика»

Программа внеурочной деятельности  для учащихся третьих  классов...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по географии «Юные топографы» для 5 - 6 классов

Кадетство выбрано одним из направлений в патриотическом воспитании обучающихся  нашей школы. Ученики принимают активное участие в различных мероприятиях, проводимых по военно-патриотическому восп...