Урок географии для 8 класса по теме «Факторы, влияющие на климат в России».
методическая разработка по географии (8 класс) на тему

Жданова Галина

Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения. Урок географии для 8 класса по теме «Факторы, влияющие на климат в России».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения.

Урок географии для 8 класса по теме «Факторы, влияющие на климат в России».

Жданова Г.П., учитель географии школы № 660

ГБ НОУ «СПБ ГДТЮ» ЗЦДТЮ «Зеркальный»

Тип урока: комбинированный

Цель урока: создать условия для выполнения обучающимися практикоориентированного задания по составлению схемы «Климатообразующие факторы».

Задачи:

- обучающие: познакомить обучающихся с факторами, влияющими на климат России: географическим положением, солнечной радиацией, циркуляцией воздушных масс;

Способствовать  обучению в работе с климатическими картами и картосхемами;

- развивающие: дальнейшее формирование у учеников метапредметных умений (см. Планируемые результаты);

- воспитывающие: формировать дружеские отношения в коллективе;

Воспитывать бережное отношение к природе; способствовать воспитанию чувства патриотизма, ответственного отношения к окружающей среде.

Планируемые результаты освоения темы:

- личностные: оценить роль климата в жизни человека; уметь проявлять познавательный интерес к учебной деятельности;

- метапредметные умения:

* познавательные – осуществлять поиск и извлечение информации в соответствии с учебным заданием; определять значение и смысл термина ; сравнивать, классифицировать и обобщать информацию;

* регулятивные – принимать и сохранять учебное задание; определять лично значимую цель в рамках учебной темы;

* коммуникативные – адекватно отвечать на поставленный вопрос, участвовать в диалоге.

- предметные  - знать и уметь объяснять основные понятия и термины по теме урока. Использовать полеченные знания в различных ситуациях.

Подход к обучению: развивающий.

Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, частично поисковый.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Средства обучения: вербальные – речь учителя; визуальные – иллюстрации и картосхемы учебника, карты атласа, таблицы.

Образовательные ресурсы: География России. В 2 книгах. Кн.1: Природа и население. 8 кл.: учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений/под ред. А.И.Алексеева. – М.: Дрофа, 2005. – 319 с.: ил., карт.  ; климатические карты в атласе.

Средства активизации: слово учителя, беседа, учебные задания, самостоятельная работа индивидуальная и в парах.

Методы контроля: визуальный, устный, письменный.

Межпредметные связи: физика, астрономия.

Основные понятия и термины: климатообразующие факторы, солнечная радиация, подстилающая поверхность, циркуляция воздушных масс, географическая широта.

Технологическая карта урока

Этап технологии развивающего обучения

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Умения

Организационный момент

Приветствие учащихся. Проверка готовности класса к уроку.

Приветствие учителя. Готовность рабочего места. Включение в работу.

1.

Естествен-ное действие

1.

Актуализация знаний.

Предлагает детям вспомнить, что такое климат, какое место в природе занимает климат. Формулирует тему урока: «Факторы, влияющие на климат России».

Предлагают свои варианты ответов.

Пр: знать термин «Климат»

2.

Самоопре-деление к деятельности

Предлагает обучающимся проблемную ситуации: «Посмотрите на климатическую карту. Обратите внимание на сколько разнообразны климатические условия России. Как же формируется климат нашей страны?» Организует обсуждение проблемы. Формулирует практикоориентированное задание: «Составить схему факторов, образующих климат».

Обсуждают проблему, предлагают свои варианты решения. Осознают недостаточность своих знаний по теме. Формулируют цель изучения темы для себя.

Л: осознают познаватель-ный вопрос как основную проблему изучения всей темы. Проявляют готовность к сотрудниче-ству.

П: осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием.

К: участвовать в диалоге. С достаточной полнотой выражать свои мысли.

Р: принимать и сохранять учебное задание. Определять лично значимую цель  в рамках учебной темы.

2.

Освоение информа-ции по проблеме.

1.

Учебно-познава-тельная деятельность(обучение)

1.Солнечная радиация.

Ввод новых терминов «Солнечная радиация», «Радиационный баланс». Рассказ по таблице о видах солнечной радиации. Предлагает школьникам по ходу рассказа учителя  и анализа рисунков 40 и 41 в учебнике (с.72) составить схемы «Виды солнечной радиации» и «Влияние различных факторов на суммарную радиацию». (См. Приложение 1 и 2), записать термины в тетрадь.

Предлагает рассмотреть  карту в атласе «Солнечная радиация» и ответить на познавательный вопрос: «Как, в каком направлении и почему изменяется солнечная радиация на территории России?»

Предлагает рассмотреть картосхему в учебнике «Радиационный баланс» и ответить на познавательный вопрос: «Как и в каком направлении изменяется радиационный баланс на территории России?», «Что влияет на радиационный баланс?»

Визуальный контроль за ходом выполнения задания. Устный контроль результатов выполнения задания. Корректирует ответы учащихся.

2.Циркуляция воздушных масс.

Предлагает вспомнить материал, изученный в 6 и 7 классах и ответить на вопросы: «Что такое воздушная масса?», «Какие воздушные массы действуют на территории России?»,«Как свойства воздушных масс зависят от подстилающей поверхности?», «Какое влияние оказывают те или иные воздушные массы на климатические особенности различных территорий?» (Привести примеры), «Почему с Северного Ледовитого океана приходит зимой арктический континентальный воздух, а не морской?», «Какие ветры господствуют в умеренных широтах?». Организует самостоятельную работу учащихся с текстом учебника. Формулирует задание: Изучите текст на с.  73     учебника и запишите в тетради «Что такое трансформация воздушных масс?».

Устный контроль за результатом выполнения задания. Корректирует ответы учащихся.

3. Рельеф.

Даёт задание: рассмотреть климатическую карту в атласе и ответить на проблемный вопрос: «Как сказывается на климате России отсутствие гор на севере и западе?».

Корректирует ответы учащихся.

4. Близость или удалённость океанов».

Объясняет материал по таблице «Влияние океанов на климат».

Предлагает ответить на вопрос: «Какой океан и почему оказывает большее влияние на климат России?»

«Почему в Сибири образуется область континентального климата?»

Корректирует ответы учащихся.

Воспринимают объяснение учителя, рассматривают и анализируют рисунки в учебнике, составляют схемы, записывают термины в тетради.

Рассматривают карты в атласе и картосхемы в учебнике. Обсуждают в парах варианты ответов на вопросы учителя, представляют свои ответы учителю и классу.

Обсуждают в парах варианты ответов. Представляют свои ответы учителю и классу. Записывают в тетрадях определение термина «Трансформация воздушных масс».

Анализируют климатическую карту, обсуждают в парах варианты ответов и предлагают их учителю и классу.

Воспринимают рассказ учителя, обсуждают в парах варианты ответов и предлагают их учителю и классу.

Пр:

Знать и уметь объяснять понятия и термины. Уметь извлекать нужную информа-цию,анализировать картосхемы и делать выводы.

Л:

Проявлять интерес к учебной теме и готовность к  сотрудни-честву.

П: осуществлять поиск информации в соответ-ствии с учебным заданием. Устанавли-вать причин-но-следс-твенные связи, строить рассуждения.Предъявлять информации. В различных формах.

К: адекватно отвечать на поставленные вопросы. Работать в паре. Внимательно слушать и слышать партнёра.

Р: принимать и сохранять учебное действие. Преодоле

вать затруднения.

2.Учебно-познавательная деятельность

(диагностика освоения содержания темы)

Диагностика освоения содержания темы.  

Предлагает обучающимся  выполнить индивидуальное тестовое задание (См.  Приложение 3.)

Визуальный контроль  за ходом выполнения задания.

Письменный контроль освоения содержания темы.

Выполняют тестовое задание. Предъявляют учителю результаты своей работы для проверки.

П: предъявлять информацию в различных формах.

Р: принимать и сохранять учебное задание.

3.Улучшенное действие

1.Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Предлагает обучающимся выполнить практикоориентированное задание: «Составить схему факторов, образующих климат», полученное в начале урока.

(См. Приложение 4)

Визуальный контроль за ходом выполнения задания. Оказывает помощь ученикам, у которых возникли трудности с выполнением задания. Корректирует результаты. Систематизирует и обобщает материал по теме урока.

Выполняют практикоориентированное задание. Предъявляют и обосновывают свои варианты решении я.

ПР:

Знать основные термины по теме. Понимать значение климатообразующих факторов . Использовать полученные знания в ситуациях, требующих сравнения климатических особенностей разных территорий.

П:анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать информацию. Создавать самостоятельно способы решения практикоориентированного задания.

К:с достаточной полнотой выражать свои мысли. Слышать партнёра, участвовать в диалоге.

Р:оценивать собственные возможности для выполнения задания. Преодолевать затруднения.

Рефлексивная деятельность

1.Рефлексия

Подведение итогов. Организация рефлексии: предлагает обучающимся ответить на вопрос: «После изучения темы сможете ли вы дать характеристику климатических условий своей местности с помощью составленной вами схемы?»

Самоанализ, самооценка (оценивают свою работу, высказывают своё отношение к уроку).

Л:проявлять желание к самооценке, осознавать успешность своей деятельностиК: с достаточной полнотой выражать свои мысли.

Р: принимать учебную задачу для самостоятельного выполнения. Оценивать результат своей деятельности и планировать дальнейшее своё развитие.

Домашнее задание.

Формулирует домашнее задание: «Изучить параграф  10, Ответить на вопросы после параграфа  устно. Учитель формулирует практикоориентированное письменное задание, : « (См. Приложение 5)

Литература:

  • Учебник. География России. В 2 кн. КН 1: природа и население. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ под ред. А.И.Алексеева. – М.: Дрофа, 2005. – 319 с.: ил., карт.
  • Грушина С.Н. Поурочные разработки по географии России: 8 класс: к учебнику под  ред. В,П, Дронова «География России: 6-9 классы (1 и 2 части) – М.: Издательство «Экзамен», 2008.- 302 с.
  • Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: Природа России: 8 класс.- М.: «Вако», 2004, 352 с.
  • Матвеева Т.Е. Педагогические технологии для реализации ФГОС: учебно-методическое пособие к курсу повышения квалификации.  – СПБ.: ЛЕМА, 2016. – 55 с.
  • Понурова Г.А. Проблемный поход в обучении географии в средней школе. – М.: Просвещение, 1991. – 192 с.

Приложение 1. Схема «Виды солнечной радиации»

Солнечная радиация

        ?                        ?                    ?                     ?                        ?

(прямая)                (рассеянная)             (поглощённая)              (отражённая)                (суммарная)

Приложение 2.  Схема 2. «Влияние различных факторов на суммарную радиацию»

Суммарная радиация

                ?                                       ?                                        ?

(Географическая широта)                (состояние атмосферы)        (характер подстилающей

Угол падения солн.  лучей                облачность, запылённость        поверхности )

Приложение 4. Схема «Факторы, образующие климат»

Климатообразующие факторы

-----------------------------------        ----------------------------------------------        ------------------------------------

----------------------------------        ------------------                ----------------        -----------------        -----------------------                

                                                

---------------------------------

Климатообразующие факторы

Географическая широта        подстилающая поверхность                циркуляция воздушных масс

Солнечная радиация                рельеф                характер подстила-        воздушные        постоянные

                                                ющей поверхности        массы                ветры

Температура воздуха

Приложение 3.  Тестовые задания.

  1. Общее количество радиации, достигающей  поверхности  Земли, называется:

А) солнечная радиация;

Б) радиационный баланс;

В) суммарная радиация.

2. Самый большой показатель отражённой радиации имеет:

        А) песок;

        Б) лес;

        В) чернозём;

        Г) снег.

3.  Над Россией зимой перемещаются воздушные массы:

        А) арктические;

        Б) умеренные;

        В) тропические;

        Г) экваториальные.

4. Роль западного переноса воздушных масс усиливается на большей части России:

        А) летом;

        Б) зимой;

        В) осенью.

5. Самый большой показатель солнечной суммарной радиации в России имеет:

        А) юг Сибири;

        Б) Северный Кавказ;

        В) юг Дальнего Востока.

6. Разница между суммарной  и отражённой радиацией и тепловым излучением называется:

        А) поглощённой радиацией;

        Б) радиационным балансом.

7. При движении с севера на юг величина суммарной солнечной радиации:

        А) уменьшается;

        Б) увеличивается;

        В) не изменяется.

Приложение 5.  Практикоориентируемое  домашнее задание.

        «Используя  составленную вами на уроке схему,  климатическую карту атласа и картосхемы учебника (параграф 10) письменно в тетради ответьте на вопрос: какие факторы и как оказывают влияние на  климат Ленинградской области»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока в 8 классе на тему "Условия, влияющие на скорость химических реакций""

На уроке используется проблемно-исследовательскай технология. Проводится лабораторная работа....

Урок географии 8 класс по теме "Волга - главная река России"

Цели: Познакомить со значением Волги в истории России.Показать разнообразие ландшафтов Волжского бассейна.Донесение информации о важности экологического сознания в  России.Установить взаимо...

Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.

ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями,  развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...

Урок географии 8 класс по теме "Рельеф России"

Приемы технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо) как средство формирования  универсальных учебных действий на уроках географии...

Технологическая карта урока географии 8 класса по теме "Охрана природы и ООПТ России"

Технологическая карта урока географии 8 класса по теме "Охрана природы и ООПТ России"....

Методическая разработка урока географии 8 класс на тему "Внутренние воды России. Реки"

Методическая разработка урока географии 8 класс по учебнику И.И.Баринова издательство Дрофа 2018 год ( соответствует ФГОС )....