Круглый стол «Здоровье человека, его зависимость от состояния природной среды в Амурской области» для 9 классов
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему

Пластинина Юлия Львовна
  • Показать на примере Амурской области зависимость состояния здоровья населения от уровня экологической культуры;
  • Актуализировать знания о компонентах природной среды и выяснить степень загрязнения в Амурской области;
  • Формировать бережное отношение к здоровью как к главной ценности человека 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruglyy_stol_9_kl.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол «Здоровье человека, его зависимость от состояния природной среды в Амурской области» для 9кл.

Задачи: 

  • показать на примере Амурской области зависимость состояния здоровья населения от уровня экологической культуры;
  • актуализировать знания о компонентах природной среды и выяснить степень загрязнения в Амурской области;
  • формировать бережное отношение к здоровью как к главной ценности человека;
  • воспитывать убежденность в необходимости соблюдения санитарных норм и правил гигиены;
  • расширять биологический кругозор;
  • развивать интерес к предмету, творческие способности;
  • воспитывать навыки групповой и индивидуальной работы.

Оборудование: компьютерный проектор, экран, презентации учащихся, карта «Комплексное районирование территории России по экологической и социально-экономической ситуации», таблицы.

Методические рекомендации:

  1. 9 «а», «б», «г». Ребята поделены  на три группы
  2. Домашнее задание: “Народные средства по борьбе с гриппом”. Ролик-реклама.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1. Звучит спокойная музыка

Слайд 1. - картинка «Здоровье»

Биолог: “Здравствуйте!” Так принято приветствовать друг друга у русских, украинцев, белорусов и других народов славянского корня.

Географ: “Здравствуйте!” Говорим мы ежедневно, улыбаясь, излучая радость от встречи. И получается, что с этим словом “здравствуйте” мы передаем друг другу частичку собственного благополучия - здоровья, радости, счастья. Мы как бы подзаряжаем друг друга на расстоянии энергией жизни. Духом жизни.

Биолог: И что не менее важно, прощаясь, мы говорим: “Будь здоров!” Видимо не зря мы произносим в течение тысячелетий, каждый день “Здравствуй”, “Здорово” или “Будь здоров”. Эти слова можно понимать однозначно, быть здоровым физически и психически всегда, жить полнокровной жизнью в своих мыслях и делах.

Слайд 2.  - эпиграф

Географ: “Здравствуй человек – живи и наслаждайся всем, что тебе дарит жизнь, природа. Наслаждайся солнечным лучом после темноты, прохладой желанных капель дождя после жаркого солнца, голубизною чистого неба и зеленью трав и деревьев, шелестом листьев и свежестью ветерка, безбрежным простором степи и очарованием причудливых гор. Наслаждайся ароматами земли, цветов! Пей живительную влагу земли! И живи, живи, живи!

Слайд 3. – тема круглого стола

Биолог: Тема нашего круглого стола «Здоровье человека, его зависимость от состояния природной среды в Амурской области». Сегодня мы должны выяснить, существует ли зависимость состояния окружающей среды и здоровья человека от общей культуры людей. Для решения данной проблемы нам пригодятся знания, полученные не только на биологии, но и по географии, информатике, экологии, краеведению.

Слайд 4. – карта Амурской области

Географ: Ребята вспомните, каково географическое положение Амурской области? Можно ли считать местоположение нашей области благоприятными природными условиями? Почему вы так думаете?

Слайд 5. – здоровье включает…

Биолог: Что такое здоровье? Кто считает себя здоровым человеком? Объясните, почему? (здоровье включает в себя сохранение и развитие биохимических, физиологических и психических процессов, продуктивности труда и социальной активности, максимальной продолжительности жизни). 

Какие факторы влияют на здоровье человека? (наследственность дается нам от родителей и др).

Влияет ли на него уровень образованности, воспитанности человека, его культура?

Географ: Таким образом, в современном мире одним из показателей высокой культуры людей является благоприятная окружающая среда. Эта зависимость определяется тем, что человек - один из компонентов природы, на который оказывают воздействие другие компоненты.

Слайд 6. – Схема «Компоненты природной среды»

Биолог: Человек без еды может прожить десятки дней, без воды несколько суток, а без воздуха не проживет и несколько минут. Не случайно на схеме показано взаимосвязь человека с атмосферой.

Географ: Мы живем в эпоху индустриализации, когда происходит интенсивное загрязнение атмосферы промышленными предприятиями и транспортными средствами. Какие примеси попадают в атмосферу в результате х/деятельности человека?

(взвеси, к которым относится графитная, кремнизийная, металлическая пыль, углеводороды, угарный газ – это не только выбросы промышленных предприятий, но и результат сжигания в костре пленок, старых автомобильных шин, опавшей листвы. Оксиды серы, оксиды азота, свинец и другие тяжелые металлы, серная и азотная кислоты, озон- это все типичные загрязнители атмосферного воздуха).  

Биолог: Важным компонентом природной среды выступает вода. Для нормальной жизнедеятельности современному человеку необходимо 300—400 л воды в сутки. В Благовещенске на одного человека в сутки приходится 434 л  воды. Почему человеку необходимо такое количество воды?

Географ: Одним из показателей общей культуры человека являются санитарно-гигиенические условия, в которых он проживает. Для того чтобы их поддерживать на высоком уровне, необходимо большое количество воды. Активное использование воды для нужд населения в хозяйственной и промышленной сферах приводит к ее значительному загрязнению, к возникновению различных заболеваний.

Биолог: Наряду с водой источником возникновения различных заболеваний являются и продукты питания. Даже в давние времена, не зная слова «экология», люди понимали, что качество продуктов зависит от состояния почвы, и в своем устном народном творчестве выражали отношение к этой проблеме, например поговорки «Репу да горох не сей подле дорог» и т.д.

Географ: Мы предлагаем поработать в группах, выявить влияние загрязнения компонентов окружающей среды на состояние здоровья человека в нашей области.  

У нас 3 группы. Мы напоминаем правила работы круглого стола.

Слайд 7. – правила

Слайд 8. – задания

Задание группе №1. Как влияет загрязнение атмосферного воздуха на уровень заболеваемости населения Амурской области. Выполнив задания на контуре Амурской области, мы с вами увидим, в каких районах воздух загрязнен сильно, а в каких он остается чистым. Для того, чтобы справиться с заданием, вам необходимо воспользоваться данными таблицы и с помощью фоновой окраски показать районы с различным уровнем загрязнения атмосферного воздуха. Для этого мы предлагаем воспользоваться электронной картой в ноутбуке.

Задание 1. Откройте файл изображения, находящийся на рабочем столе, контур Амурской области. Пользуясь палитрой цветов и инструментом «заливка», выполните раскраску административных районов согласно условным обозначениям.

Задание группе №2. Выявите основные причины загрязнения воды в Амурской области, какое влияние оно оказывает на здоровье населения.

Задание группе №3.  Как влияет загрязнение почвы на уровень заболеваемости населения Амурской области.

На работу отводится 7-10 мин, затем будет проведена защита ваших ответов.

2. Звучит спокойная музыка

Ответ на задание 1. (высокий риск онкологических заболеваний у населения, органов дыхания. Отсюда можно сделать вывод о том, что районы с сильным загрязнением атмосферного воздуха являются самыми неблагополучными по заболеваемости населения. Тесную связь с факторами загрязнения атмосферного воздуха имеют острые респираторные инфекции, бронхит, пневмония, бронхиальная астма). 

Географ: Сравните результаты работы с правильным вариантом, который вы можете видеть на экране. Сохраните файл в личной папке под именем «Результаты работы №1». Закройте файл.

Слайд 9. – карта районов с наибольшей загрязненностью

Биолог: Канцерогенные вещества, содержащиеся в атмосфере города, вызывают злокачественные опухоли.

Сравните, как выглядят здоровые и больные бронхи.

Слайд 10. – опухоль

Слайд 11. –реки (данные)

Ответ на задание 2.  (основными причинами несоответствия качества воды требуемым стандартам являются повышенное содержание в воде нитратов, железа, жесткость. В области актуален сброс сточных вод в поверхностные водоемы. Основными загрязняющими веществами рек являются нитраты, соли аммония, нефтепродукты, органические соединения. У нас в городе применяют в основном методы биологической?  очистки. Но они не всегда достаточны для полного обеззараживания, и остается реальная опасность распространения кишечных инфекций: дизентерии, бактериозов и т.д. В питьевой воде Амурской области отмечается недостаточное содержание фтора и йода, что является одной из причин повышенного уровня заболеваемости кариесом и заболеваний щитовидной железы).

Слайд 12. – источники загрязнения почвы

Ответ на задание 3. С продуктами питания, особенно овощами (салат, щавель, морковь, капуста), нитраты и нитриты попадают в организм человека и взаимодействуют с гемоглобином……

Биолог: Мы рассмотрели состояние некоторых компонентов природной среды Амурской области. Выяснили, что загрязнение окружающей среды оказывает огромное влияние на состояние здоровья человека.

Географ: В школе был проведен социологический опрос жителей микрорайона. Если мы посмотрим на картосхему г. Благовещенска, то увидим, что школа №11 занимает центральное положение в нашем микрорайоне.

Слайд 13 –соцопрос микрорайон

При проведении опроса были заданы три вопроса.

Слайд 14 – вопросы

Мы предлагаем вам, обработать результаты социологического опроса и узнать, каково мнение о чистоте и комфортности нашего города людей, проживающих в его культурном центре. С помощью расширенных возможностей электронной таблицы Microsoft Excel сделайте графическую обработку результатов вашего социологического опроса. Создайте новый файл электронной таблицы Microsoft Excel. По имеющимся данным социологического опроса жителей постройте таблицу и соответствующую столбчатую диаграмму. На эту работу отводится 5 мин. По окончанию работы, данные, вы предоставляете нашей помощнице, которая выведет на экран результаты. Сохраните файл в личной папке под именем «Результаты опроса». Закройте файл.

  1. Звучит спокойная музыка

Учащиеся обрабатывают результаты социологического опроса, проверяют выполнение работы с помощью демонстрационного слайда.

Слайд 15 – результаты социологического опроса

Биолог:  Сделаем вывод, используя результаты вашей работы. Большинство людей считают наш город, область грязная, но в то же время комфортная для проживания. Это свидетельствует о том, что не все понимают соответствие понятий «чистота» и «комфортность», что, в свою очередь, демонстрирует недостаточность общей культуры жителей. Тем не менее, большинство понимает, что состояние окружающей среды зависит от общей культуры населения, но, видимо, здесь сказывается недостаточность понимания того, что культура - это не только знания, но и поведение, соответствующее этическим нормам.

Географ: Обратимся к стихотворению Р. Рождественского и попытаемся определить смысл вопроса, поставленного автором.

Слайд 16- стихотворение (зачитать наизусть) -Рита

Биолог: Как вы думаете, что хотел показать автор, поместив человека на «вершине древа жизни»? Почему в стихотворении фраза «человек разумный» взята в кавычки? Какую проблему обозначил поэт, поставив вопрос о «тупиковой ветви природы»?

( здоровье человека зависит от состояния окружающей среды, а состояние окружающей среды - от общей культуры людей).

Географ: Чтобы состояние природной среды не ухудшалось, давайте до всех доведем нормы экологической морали.

Слайд 17 – нормы

Нормы экологической морали:

  • каждый человек имеет право на благоприятную среду жизни;
  • в больной природе нельзя оставаться здоровым;
  • не делай того, последствия чего для природы не знаешь.

Слайд 18 - у нас всегда есть выбор

Биолог: Каждый человек должен заботься о своем здоровье. Какие же способы сохранения своего здоровья нужно знать? (правильное питание, спорт, здоровый образ жизни, здоровый сон, активный отдых (прогулки), прогулки на свежем воздухе, движение, положительные эмоции, солнечные ванны, водные процедуры, соблюдение правил личной гигиены).

Слайд 19-способы сохранения здоровья

Географ: Подводя итог, хотелось бы, чтобы вы заполнили анкету, так как ваше мнение для нас очень важно.

Слайд 20 - анкета

АНКЕТА

  1. Я чувствовал себя сегодня...
  2. Мне понравилось...
  3. Что нового я узнал на круглом столе...
  4. Я хочу всем пожелать...

Мы предлагаем вам, сделать подборку материалов периодической печати, в которых отражена зависимость состояния окружающей среды и здоровья человека, корой можно будет воспользоваться при проведении классных часов на тему «ЗОЖ». Благодарим за внимание!

Слайд 21 – стих

Слайд 22 – спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол "Здоровым быть здорово!"

Круглый стол "Здоровым быть здорово!" разработан для учащихся 8-х классов. Содержит сценарий проведения данного мероприятия....

Технологическая карта урока ОБЖ 8 класс по теме " Состояние природной среды и жизнедеятельность человека".

Технологическая карта урока по ОБЖ 8 класс. Тема урока "Состояние природной среды и жизнедеятельность человека"....

Презентация к уроку 8 класс ОБЖ "Состояние природной среды и жизнедеятельность человека»

Презентация к уроку обж 8 класс "Состояние природной среды и жизнедеятельность человека"...

Встреча за круглым столом «Права человека»

Встреча за круглым столом «Права человека»...

Круглый стол "Здоровье каждого - здоровье нации"

Круглый стол для обучающихся 9 класса...

Круглый стол для родителей «Воспитать патриота. Семья как специфическая среда воспитания»

как специфическая среда патриотического воспитания ребенка».Цель: Вовлечь родителей, учащихся в общее дело класса – воспитание патриотических чувств.Задачи:Осветить необходимость форм...

9 класс, Состояние природной среды и жизнедеятельности человека

Презентация "Природная среда и жизнедеятельность человека"...