Использование электронных образовательных ресурсов на уроках географии
методическая разработка по географии на тему

Басова Галина Константиновна
Методическая разработка предназначена для учителей географии. Автор  затрагивает  тему использования  IT- технологии в учебном процессе, которые способствуют обеспечению нового качества образования, повышению его доступности и эффективности.  В статье приведен пример собственного урока с применением ЭОР, а также сделаны ссылки на интернет-ресурсы. 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Г.К.Басова,  учитель географии                                                                                             МОУ «Кукмаринская основная общеобразовательная школа»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных и мультимедийных технологий. Сочетание традиционных и компьютерных технологий  позволяет достичь максимального уровня в обучении географии.

Внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу и освоение знаний, позволяет повысить качество обучения. Умение использовать информационные средства дает возможность получать необходимые знания по цифровым источникам.   География, возможно, в большей степени, чем любой другой предмет, имеет основание реализовывать принцип наглядности. Можно выделить несколько основных направлений использования компьютерных технологий в преподавании географии: демонстрация материалов, наглядных пособий и карт; показ географических процессов; геоинформационное обучение; проверка знаний; самостоятельная работа обучающихся [1,7].

В настоящее время имеется большое количество специально разработанных цифровых и электронных образовательных ресурсов, которые  находятся в открытом доступе. В своей деятельности я использую ресурсы  следующих  коллекций: 

-Федеральный центр информационно – образовательных ресурсов  (ФЦИОР) (http://fcior.edu.ru);

-Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕК)

(http://school-collection.edu.ru).

Мультимедийные образовательные ресурсы представляют учебные объекты с помощью фотографий, видеофрагментов, статических и динамических моделей, объектов виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографических материалов, звукозаписи, символьных объектов и деловой графики, текстовых документов и иных учебных материалов. Все представляемые объекты связаны логически, подчинены определенной дидактической идее.

К основным инновационным качествам мультимедийных образовательных ресурсов относятся:

  1. Комплексность. Возможность обеспечения всех компонентов образовательного процесса: получение информации; практические занятия; аттестация (контроль учебных достижений).
  2. Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение возможностей самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения.
  3. Возможность более полноценного обучения вне аудитории, в том числе дистанционно [1,15].

Интерактивные средства обучения я использую в различных типах уроков географии: урок – изучение нового материала; урок-путешествие; урок закрепления знаний и формирования умений; урок применения изученного материала на разном уровне продуктивности, также применяю на разных этапах урока.

Выделяют три типа электронных образовательных ресурсов (ЭОР):

1. Модуль получения информации (И-тип). И-модули  содержат теоретический материал по предмету, используются для объяснения нового материала и нацеливают учащихся на активную познавательную деятельность с использованием мультимедийных учебных материалов различной степени интерактивности.

2. Модуль практических занятий (П-тип). П-модули предоставляют учащимся возможности и средства для применения полученных знаний на практике, для закрепления этих знаний, а также выработки на их основе умений и навыков (виртуальные лабораторные работы, тренинги, практикумы по решению задач).

3. Модуль контроля (в общем случае – аттестации) (К-тип). К-модули предоставляют возможности для проверки уровня усвоения знаний при работе учеников под руководством учителя или в самостоятельном режиме (тесты, контрольные работы, исследовательские проекты). [1,17].

Важным моментом использования ЭОР является возможность осуществления на уроках индивидуального и дифференцированного подхода. При этом каждый ученик может работать в индивидуальном ритме, выполнять задания выбранного уровня сложности и видеть результат своих действий.

Считаю, что при использовании мультимедийных образовательных ресурсов изменяется роль учителя: устанавливаются партнерские отношения между субъектами учебного процесса, учитель растет профессионально, апробируя новую модель урока. Повышение эффективности урока – вот главная задача, которая стоит сейчас перед учителем. Успех ее решения во многом зависит от методики обучения, позволяющей вооружить школьников глубокими и прочными знаниями, научить их трудиться с интересом и самостоятельно [3, 62].

Курс географии материков и океанов является одним из самых информационно насыщенных. При изучении этого курса учащиеся знакомятся с множеством понятий и определений и тематическими картами; осваивают большое количество номенклатуры; учатся работать с дополнительным материалом, давать комплексную характеристику стран. Успешность учащихся в изучении географии тесно связана с уровнем владения картографических умений. В 7 классе продолжается формирование одного из основополагающих базовых умений - определения географического положения территории, установления его следствий.

Применение новых информационных и телекоммуникационных технологий позволяет  разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия. Использование ЦОР в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты. Возможности использования материалов из коллекций цифровых и электронных образовательных ресурсов представляю в разработке урока географии в 7 классе по теме «Северная Америка: географическое положение, исследование материка».

Методическое содержание и описание последовательности ЭОР, заданные в 7 классе по теме «Северная Америка: географическое положение, исследование материка».

Цель изучения темы: сформировать представление о географическом положении Северной Америки.

Задачи:

- обучающие: изучить особенности географического положения Северной Америки; формировать умения устанавливать причинно-следственные связи;

- развивающие:  развивать умения сравнивать и обобщать изучаемый материал;

совершенствовать навыки работы с общегеографической картой;

- воспитательные: формировать умения оценивать уровень своих знаний; воспитывать умения самостоятельной работы.

Тип урока:  изучение нового материала с использованием ЭОР. 

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная. 

Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, экран, персональный компьютер с доступом к  сети Интернет.

Таблица 1.

Структура и ход  урока

Этап урока

Название

 используемых ЭОР

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР,)

Деятельность ученика

Время

1

2

3

5

6

7

1

Организационный момент

-

Проверка готовности учащихся к уроку.

Подготовка к уроку.

1

 мин

2

Актуализация ЗУН

-

Проведение фронтального опроса учащихся

Устные ответы на вопросы

2

мин

3

Мотивация на изучение нового материала

Слайды «Северная Америка. Самые-самые» (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия) [4].

Показ слайдов. Сообщение об организации  учебной деятельности в ходе урока.

Формулировка учащимися темы урока.

Выведение цели, задач урока.

3

мин

4

Изучение нового материала

№ 1 И-типа

Северная Америка - континент меж трёх океанов. Природа материка.

В данном ЭУМ содержится общая характеристика природы Северной Америки. Часть 1 «Географическое положение» [5].

Постановка проблемы.

Демонстрация

ЭОР.

Объяснение нового материала с использованием ЭОР, учебника, карты.

Запись в тетради темы урока.

Восприятие учащимися информации и конспектирование

Работа с учебником, картами атласа.

28

мин

5

Закрепление

нового материала

№ 2  П-типа

Контурная карта Северной Америки для нанесения учениками дополнительных объектов

В данном ЭУМ содержатся практические задания. [6].

Демонстрация

ЭОР.

Координация работы учащихся. Анализ результатов выполнения практических заданий.

Выполнение практической работы по группам.

Формулировка и фиксация выводов

в тетради.

8

мин

6

Рефлексия

№ 3 К-типа

Северная Америка - континент меж трёх океанов. Природа материка.

Тестовые задания для проверки знаний о ГП материка. [7].

Демонстрация

ЭОР.

Оценка деятельности учащихся.

Выполнение тестов с выставлением оценки.

Самооценка степени усвоения материала.

2

мин

7

Домашнее задание

Инструктаж по составлению синквейна [2, 77].

Запись домашнего задания.

1

мин

Список литературы

1. Абатурова В.В. Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе. География: конспект лекций.- Академия Ай-Ти. 2012.

2. Галеева Н.Л. , Мельничук Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках географии:  методическое пособие.- М., 2007.

3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок.  Проблемные уроки. - Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2006.

4. Уроки географии. 7 класс. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. 2008.

5. http://www.fcior.edu.ru/card/2844/severnaya-amerika-kontinent-mezh-treh-okeanov-priroda-materika-i1.html

6. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/4f14bac2-8726-4317-b1c7-f8b11ff46256

7. http://www.fcior.edu.ru/card/2905/severnaya-amerika-kontinent-mezh-treh-okeanov-priroda-materika-k1.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновации в образовании. Использование электронных образовательных ресурсов на уроках русского языка в 5 классе.

В представленном материале я даю понятие о том, что такое инновацонная деятельность в школе. Далее представлен фрагмент проблемного урока русского языка в 5 классе, где я использую технологические кар...

Эссе “Использование электронных образовательных ресурсов на уроках информатики, как одно из решений задач модернизации образования”

В настоящее время основное внимание  в области информатизации образования фоку­си­руется на проблемах создания эффективных электронных образовательных ресурсов (ЭОР). На смену ставшим уже традици...

Методическая разработка "Использование электронных образовательных ресурсов на уроках математики"

В методической разрабоке описана организация учебной деятельности на уроках математики с помощью электронный образовательных ресурсов....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Использование компьютера позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению английского языка....

Использование электронных образовательных ресурсов на уроках математики

В наше время учитель должен не только научить школьника учиться, но и воспитать личность, ориентированную на саморазвитие. Успешно учиться и учить в современной школе помогают электронные образователь...

Использование электронных образовательных ресурсов на уроках географии

Конспект урока по географии в 8 классе «Циркуляция воздушных масс» составлен с использованием ЭОР. Данный урок позволяет сформировать у учащихся представление о закономерностях движения воздушных масс...