Интегрированный урок по теме: "Органический мир Австралии и Океании"
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Урок-путешествие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по географии и биологии

в 7 классе по теме: «Органический мир

Австралии и Океании.

Питание животных». 


2015 г.

«Органический мир Австралии и Океании.

 Питание животных». 


Цель урока: 
- проверить уровень усвоения знаний, умений, навыков и способов самостоятельной деятельности, развивать умение применять их в комплексе, осуществлять  перенос в нестандартные условия; углубить знания по данной теме, формировать бережное отношение к природе.
 
Задачи урока: 
Образовательные:
- научить применять полученные знания об этих процессах в повседневной жизни, других областях знаний;
- обобщить и систематизировать знания об уникальности животного и растительного мира Австралии и Океании, реализуя межпредметные связи курсов география и биология;
- определить уровень усвоения темы;

-расширить кругозор в рамках темы.
Развивающие: 
- развитие логического мышления;
- продолжить формирование умений сравнивать объекты, работать с текстом учебника и его рисунками;
- развивать практические навыки и умение делать выводы;   - создание на уроке ситуации интеллектуального затруднения, использование нестандартных вопросов и проблемных задач;
- научить анализировать и систематизировать информацию, творчески ее перерабатывать.
Воспитательные: 
- развитие интереса к знаниям, культуры умственного труда;
- развитие культуры общения и рефлексивных качеств личности;
- показать значимость географических знаний;
- развитие познавательной активности и самостоятельной деятельности учащихся;
- формирование информационной и экологической культуры;
- формирование коммуникативной компетентности и толерантности;
- создание психологически комфортной среды: ощущения учащимися радости и творчества и удовольствия от интеллектуального напряжения.

Оборудование: 
1. физическая карта Австралии;
2. папка « Животный и растительный мир Австралии»;
3. презентации;
4. хрестоматии, справочники, энциклопедии;
Форма проведения урока: 

игра «Научная экспедиция в Австралию и Океанию»
Виды деятельности учащихся:
 
1. Самопроверка.
2. Групповая работа.
3. Творческая работа учащихся.
4. Самостоятельная работа.  

Ход урока: 
Организационный этап:
1. Взаимное приветствие учителя и учащихся, фиксация отсутствующих, проверка внешнего состояния классного помещения, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания: внутренняя готовность, психологическая организация внимания.
2. Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока.
3. Запись темы урока.
 
Этап актуализации знаний учащихся по теме проводится в форме дифференцированных заданий (карточки, тесты)

Учитель: Ребята! На наших уроках мы с вами много путешествуем, проводим защиты своих работ, презентаций. А сегодня нам предстоит отправиться в экспедицию и побывать в роли учёных. Найти ответы на вопросы «Почему так уникален органический мир Австралии и Океании? Чем отличается органический мир Австралии от органического мира Океании?». Но прежде, чем отправиться в экспедицию, нам необходимо пройти испытания, проверив свои знания, определить степень готовности. Я надеюсь, что вы сумеете все их преодолеть, используя все знания, полученные на уроках.

Я предлагаю вам задания

На оценку “отлично” - карточки с вопросами: 

1)Птица – символ Новой Зеландии?
2)Как называются заросли колючих кустарников?                                                 3)Как называются организмы, у которых область распространения весьма ограничена?                                                                                             4)К какой группе млекопитающих относятся кенгуру, коала, опоссум?                             5)Птица-зверь,  живёт в норах, кладёт яйца, кормит детёнышей молоком, кормит червями, жуками, личинками. Отлично плавает, с утиным клювом, перепонками на лапах, хвост – бобра.                                                    6)Что такое «крики»?

На оценку “хорошо” - тесты

1. Самой высокой точкой материка является гора:

а) Брус, б) Либиг, в) Косцюшко, в) Орд;

2. Большой Барьерный риф тянется вдоль …………берегов Австралии:

а) западных, б) восточных, в) северных, г) южных;

3. Какая пустыня расположена на северо-западе Австралии?

а) Большая Песчаная, б) Большая пустыня Виктория, в) Намиб, г) Гибсон.

4. В Океании растет:                                                                                  а) камнемолка, б) гевея, в) бамбук

5. В Австралии преобладают:                                                                              а) леса, б) саванны, в) пустыни.

6. Острова западной части Океании это:                                                                          а) области древней складчатости, б) продолжение тихоокеанских островных дуг.

По окончании работы – самооценка знаний.

Ответы:

  1. Карточка                                                                                1. киви                                                                                2. скрэб                                                                                3. эндемики                                                                                4.сумчатые                                                                                5.утконос                                                                                6. временно пересыхающие реки                                                                                        
  2. Тесты:                                                                                1. в); 2 б); 3 а); 4 в); 5в); 6 б).

Учитель: Вы успешно справились с заданиями, а теперь пора в дорогу. Итак – «В путь!»

4. Проведение игры

Класс делится на 3 группы. Ученики распределяют роли ученых: географов, биологов и др. (звучит музыка)

Шаг №1.

Командиры каждой группы получают закрытые пакеты, в которых указаны маршруты следования.

1 группа – 140юш 1250вд

2 группа – 120юш 1430вд

3 группа –  40юш 1370вд

Учитель: Мы находимся в водах Индийского океана. Наши координаты 70юш 1350вд (ученики работают по карте).    Дальше ваши путешествия продолжатся на небольших суднах-шлюпках. Просьба командиров вскрыть конверты. Следуйте по указанным маршрутам. По прибытии на место отправьте телеграммы о месте, куда вы попали и первых впечатлениях.

(приколоть значок на карте)

Шаг №2

Учитель: используя все знания, хрестоматии, справочные материалы учёным-географам необходимо составить отчёт о растительном и животном мире:

1 группа – зона пустынь и полупустынь

2 группа – зона влажных лесов (от п-ова Кейп-Йорк)

3 группа – о. Новая Гвинея

Учащиеся, используя справочные материалы, составляют отчёты.

Шаг №3

Презентация

Учитель: в каждой группе есть журналист, который сейчас информирует нас о событиях, происходящих в местах столь отдалённых.        

Учащиеся, выполнившие  заранее задания – составили презентации, представляют работы:

1 группа об органическом мире пустынь Австралии

2 группа об органическом мире лесов Австралии

3 группа об органическом мире о. Новая Гвинея

Шаг №4

Учитель:

Облик ландшафтов Австралии в основном определяется обширными монотонными равнинами и плато, а также топкими долинами рек, которые часто совсем пересыхают. В результате геологического развития  Австралия оказалась разделена на 3 части.

Австралийский материк долгое время, начиная с мелового периода (около 135 млн. лет назад), находился в изоляции от других материков планеты. Поэтому здесь сохранились растения, которые можно увидеть только в Австралии. Их более 9 тысяч. Это  и эвкалипты, возраст которых более 300 лет, бутылочные деревья, заросли акации, казуарина, древовидная ксанторея, саговник и другие.                                                                                          Удивителен, уникальный мир животных Австралии. Встречаются такие редкости, как утконос, ехидна, кенгуру, коала, страус-эму. Лирохвосты и другие.

Шаг №5

Учитель биологии: учёные-биологи обнаружили и изучили отдельные виды представителей животного мира Австралайзии. Мы видим, что каждой природной зоне характерен определённый набор животных. Поскольку условия в природных зонах разные. Поэтому способы питания, характер обмена веществ и превращения энергии тоже будут различаться. Давайте попробуем установить связи между этими явлениями на примере представителей животного мира.               Прошу каждого ученого доложить нам о своих открытиях.

Выступление учёных-биологов о питании животных      (защита творческих работ)

Учитель: Ну вот мы и проследили взаимосвязь условий обитания. Питания и особенности обмена на примере животного мира. Мы увидели с вами, что условия обитания формируют типы питания и особенности строения пищеварительной системы животных.

Шаг №6

Возвращение домой.

Учитель: Нам пора возвращаться

5. Закрепление

«Географическая почта»

Учитель: Только что мне передали три письма. Каждой группе необходимо выбрать конверт, вскрыть его и выполнить задание.

(Группа выбирает конверт с надписью природной зоны, в которой не находилась, выполняет задание, заключающееся в том, чтобы проверить соответствует ли содержимое данной природной зоне).

6. Подведение итогов урока. 
Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. Самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся.

Учитель: Сегодня мы услышали много нового и интересного о растительном и животном мире этого необычайного региона. Пришла пора подвести итоги и дать ответ на вопрос, поставленный в начале урока: Так в чём же состоит уникальность органического мира Австралии и Океании?

Учитель задает ученикам вопросы:
Довольны ли вы результатом своей работы?
Сегодня я узнал . . .
Сегодня я научился . . .
Учащимся предлагается закончить предложение:
«А я и не знал, что . . .»
Выставление оценок и их аргументация.

7. Домашнее задание

Учитель: В ходе нашего путешествия мы столкнулись с экологическими проблемами данного региона. Дома вам надо подумать, как помочь природе Австралии и Океании. Разработать рекламный проспект на тему         «Австралия – уникальный природный заповедник»

1)Птица – символ Новой Зеландии?
2)Как называются заросли колючих кустарников?                                                 3)Как называются организмы, у которых область распространения весьма ограничена?                                                                                                                               4)К какой группе млекопитающих относятся кенгуру, коала, опоссум?                             5)Птица-зверь,  живёт в норах, кладёт яйца, кормит детёнышей молоком, кормит червями, жуками, личинками. Отлично плавает, с утиным клювом, перепонками на лапах, хвост – бобра.                                                    6)Что такое «крики»?

---------------------------------------------------------------------------------------------

1)Птица – символ Новой Зеландии?
2)Как называются заросли колючих кустарников?                                                 3)Как называются организмы, у которых область распространения весьма ограничена?                                                                                                              4)К какой группе млекопитающих относятся кенгуру, коала, опоссум?                             5)Птица-зверь,  живёт в норах, кладёт яйца, кормит детёнышей молоком, кормит червями, жуками, личинками. Отлично плавает, с утиным клювом, перепонками на лапах, хвост – бобра.                                                    6)Что такое «крики»?

----------------------------------------------------------------------------------------------

1)Птица – символ Новой Зеландии?
2)Как называются заросли колючих кустарников?                                                 3)Как называются организмы, у которых область распространения весьма ограничена?                                                                                                                     4)К какой группе млекопитающих относятся кенгуру, коала, опоссум?                             5)Птица-зверь,  живёт в норах, кладёт яйца, кормит детёнышей молоком, кормит червями, жуками, личинками. Отлично плавает, с утиным клювом, перепонками на лапах, хвост – бобра.                                                    6)Что такое «крики»?

-----------------------------------------------------------------------------------------------

1)Птица – символ Новой Зеландии?
2)Как называются заросли колючих кустарников?                                                 3)Как называются организмы, у которых область распространения весьма ограничена?                                                                                                               4)К какой группе млекопитающих относятся кенгуру, коала, опоссум?                             5)Птица-зверь,  живёт в норах, кладёт яйца, кормит детёнышей молоком, кормит червями, жуками, личинками. Отлично плавает, с утиным клювом, перепонками на лапах, хвост – бобра.                                                    6)Что такое «крики»?

1. Самой высокой точкой материка является гора:

а) Брус, б) Либиг, в) Косцюшко, в) Орд;

2. Большой Барьерный риф тянется вдоль …………берегов Австралии:

а) западных, б) восточных, в) северных, г) южных;

3. Какая пустыня расположена на северо-западе Австралии?

а) Большая Песчаная, б) Большая пустыня Виктория, в) Намиб, г) Гибсон.

4. В Океании растет:                                                                                  а) камнемолка, б) гевея, в) бамбук

5. В Австралии преобладают:                                                                              а) леса, б) саванны, в) пустыни.

6. Острова западной части Океании это:                                                                           а) области древней складчатости, б) продолжение тихоокеанских островных дуг.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------

1. Самой высокой точкой материка является гора:

а) Брус, б) Либиг, в) Косцюшко, в) Орд;

2. Большой Барьерный риф тянется вдоль …………берегов Австралии:

а) западных, б) восточных, в) северных, г) южных;

3. Какая пустыня расположена на северо-западе Австралии?

а) Большая Песчаная, б) Большая пустыня Виктория, в) Намиб, г) Гибсон.

4. В Океании растет:                                                                                  а) камнемолка, б) гевея, в) бамбук

5. В Австралии преобладают:                                                                              а) леса, б) саванны, в) пустыни.

6. Острова западной части Океании это:                                                                           а) области древней складчатости, б) продолжение тихоокеанских островных дуг.

Телеграмма

куда_________________________ кому__________________________________________________________________________________________________________

------------------------------------------

Телеграмма

куда_________________________ кому__________________________________________________________________________________________________________

Телеграмма

куда_________________________ кому__________________________________________________________________________________________________________

1 группа – 140юш 1250вд

Движение на юг

2 группа – 120юш 1430вд

Движение на юг

3 группа –  40юш 1370вд

Движение на восток,северо-восток

Вывод:

  1. материк находился долгое время. Начиная с мелового периода, в изоляции от других материков планеты. Поэтому здесь много растений и животных эндемиков
  2. Австралия – материк реликтов – растения и животные сохранившиеся от прошлых геологических эпох, так как долгое время она не имела сухопутных связей с другими континентами.

Вывод:

  1. материк находился долгое время. Начиная с мелового периода, в изоляции от других материков планеты. Поэтому здесь много растений и животных эндемиков
  2. Австралия – материк реликтов – растения и животные сохранившиеся от прошлых геологических эпох, так как долгое время она не имела сухопутных связей с другими континентами.

Вывод:

  1. материк находился долгое время. Начиная с мелового периода, в изоляции от других материков планеты. Поэтому здесь много растений и животных эндемиков
  2. Австралия – материк реликтов – растения и животные сохранившиеся от прошлых геологических эпох, так как долгое время она не имела сухопутных связей с другими континентами.

Вывод:

  1. материк находился долгое время. Начиная с мелового периода, в изоляции от других материков планеты. Поэтому здесь много растений и животных эндемиков
  2. Австралия – материк реликтов – растения и животные сохранившиеся от прошлых геологических эпох, так как долгое время она не имела сухопутных связей с другими континентами.


Географическое положение

Экологические проблемы

Тип климата

Выводы

Природная зона

Растения

Животные

Географическая почта

Пустыни и полупустыни

Влажные экваториальные леса

Саванны и редколесья

Проверочная работа. 
Найти соответствие

1.Крупные сумчатые животные, рожающие

а) коаладетенышей размером с грецкий орех.

2.Яйцекладущие млекопитающие, похожие на ежа.

б) ехидна

3.Листья этого дерева повернуты ребром к солнцу и дают мало тени.

в) лирохвост

4.Единственный хищник.

г) скрэб

5.Очень привередливый в еде медведь.

д) утконос

6.Хвост этой птицы похож на музыкальный инструмент

е) динго

7.Крупный страус.

ж) эвкалипт

8.Яйцекладущее млекопитающее, как бы собранное из частей разных животных.

з) страус эму

9.Заросли колючего кустарника.

и) кенгуру

10.Эти птицы в Австралии очень разнообразны и многочисленны.

к) попугай


Взаимопроверка учащихся в парах.
(Правильный вариант ответа проецируется на экране). 
1 –и, 2 – б, 3 – ж, 4 – е, 5 – а, 6 – в, 7 – з, 8 – д, 9 – г, 10 – к.
Проверочная работа «Верно – неверно».
Учащимся предлагается ряд утверждений. На правильные утверждения они поднимают руку, а на неверные не реагируют.
1.Коала – сумчатый медведь, живущий на деревьях,
2.Киви – временные пересыхающие реки.
3.Ехидна и утконос – примитивные млекопитающие, обитающие только в Австралии.
4.Кенгуру – редкое сумчатое животное острова Тасмания.
5.Собака динго – единственный крупный хищник Австралии.
6.Большой Барьерный риф – самое большое скопление в мире коралловых островов у восточного побережья Австралии.
7.Скрэбы – это пустыни на западе Австралии.
8.Сумчатые – животные, запасающие пищу в складке на животе.
9.Эвкалипт – самое высокое и быстрорастущее дерево в мире.
Проверка творческих домашних заданий. Обращаем внимание ребят на оформленную доску, где помещены работы детей.
Сообщение о кроликах.
Учитель задает вопрос:
« Почему в 19 веке был принят закон о запрете ввоза в Австралию растений и животных с других материков?». 
Вывод об охране уникальной природы Австралии.
Подведение итогов урока. 
Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. Самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся. Учитель задает ученикам вопросы:
Довольны ли вы результатом своей работы?
Сегодня я узнал . . .
Сегодня я научился . . .
 
Учащимся предлагается закончить предложение:
«А я и не знал, что . . .» 
Выставление оценок и их аргументация.

Приложение

Пустыня

Плащеносная ящерица

Злаки

Коала

Кайман

Низкорослые кустарники

Эвкалипт

Варан

Пустынный горошек

Леса

Пальма

Коала

Злаки

Панданусы

Опоссум

Варан

Эвкалипт

Утконос

Саванны и редколесья

Кенгуру

Бутылочное дерево  

Полынь

Страус Эму

Акация

Манго

Казуарина

Кокосовая пальма


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработки модульных уроков по теме органические соединения 9 класс - 9 класс. Учебник О.С. Габриеляна.

Симбиоз ИКТ и модульной технологии на уроках химииНовые ФГОСы на ступени основного общего образования планируют следующие результаты освоения междисциплинарных учебных программ — «Формирование универс...

Разработка урока и анализ урока с точки зрения УУД "Австралия и Океания"

Данный урок является заключительным в теме Австралия. Цель урока: Обучающая: Обобщить,  систематизировать, закрепить знания учащихся по данной теме.Развивающая:Сформировать у ребят...

Обобщающий урок по теме: "Органические и неорганические кислоты" 11 класс 02.04.2013

Показано обобщение и углубление знаний  в сравнении химических свойств органических и неорганических кислот....

Интегрированный урок в 7 классе на тему "Тихий океан"

Интегрированный урок география-биология. Позволяет увидеть межпредметную связь географии и биологии.   ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (ГЕОГРАФИЯ+БИОЛОГИЯ)в 7 классе ТЕМА: ТИХИЙ ОКЕАНЦели и задачи...

Разработка урока по теме "Органические и неорганические кислоты"

      Предлагаемые задания помогут обобщить и систематизировать знания учащихся о кислотах. ( урок рассчитан на 90 минут учебного времени)...

Конспект открытого урока на тему "!Органические вещества, входящие в состав клетки" (9 класс)

Планируемые результаты: учащиеся углубляют знания о нуклеиновых кислотах и их роли в организме.Личностная значимость изучаемого материала: по ДНК можно определить родственные отношения людей (растений...

Конспект урока по географии на тему: Австралия и Океания, 11 класс

Цели: изучая Австралию, показать её привлекательность и неповторимость, её красоту и величие;- выявить причины экономического и политического лидерства страны на мировом уровне;- развивать геогра...