Конспект урока географии в 5 классе "Мир звезд"
план-конспект урока по географии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Бородынкина Светлана Ивановна

Сценарии уроков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока «Мир звезд» в 5 классе

Цель:

дать представление о многообразии звезд, созвездиях, о размерах и природе Солнца.

Задачи:

- дать представление о многообразии звезд  по размерам и цвету, об особенностях Солнца как ближайшей к нам звезде;

- продолжать  формировать умения искать и отбирать необходимый материал в учебниках и справочниках

- развитие интереса к предмету, коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Планируемые результаты:

Предметные:

- формирование представлений о  многообразии звезд, созвездиях, о размерах и природе Солнца

Метапредметные:

- формирование навыков выделять главное,  работать с текстом и нетекстовыми компонентами, оценивать свою работу и работу одноклассников.

Личностные:

- развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности,

- повышение собственной самооценки по результатам работы на уроке,

- расширение кругозора

Структура урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний и умений. Постановка цели и задач урока.

3. Изучение нового материала.

4. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

5. Рефлексия.

Технологии, применяемые на уроке:

-проблемного обучения

-игрового обучения,

-здоровьесберегающая,

-ИКТ

Используемые ресурсы:

-Учебник И.И. Баринова, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин «География .5 класс» М, Дрофа, 2015;

- Рабочая тетрадь и атлас к учебнику И.И. Бариновой, А.А.Плешакова, Н.И.Сонина «География .5 класс» М, Дрофа, 2015;

- Компьютер;

- Дополнительная литература

ХОД УРОКА:

 

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Друзья мои! Я очень рада!

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Внимание ваших умных глаз.

Я знаю, в классе каждый гений,

Но без труда талант не впрок,

Скрестите шпаги ваших мнений-

Мы вместе сочиним урок.

  1. Актуализация опорных знаний и умений. Постановка цели и задач урока

(8 минут).

Мы изучаем тему «Земля во Вселенной».

С какими небесными телами вы познакомились?

 Вот сейчас мы и проверим, как хорошо вы усвоили материал.

           Игра  «Третий лишний»

  1. Комета, Венера, Марс.
  2. Церера, Веста, Венера
  3. Луна, Деймос, Меркурий.
  4. Нептун, Уран, Метеорит

Определение темы урока.

Подходит к концу наше виртуальное путешествие по космосу. Но чего-то явно не хватает в нашем багаже знаний о небесных телах.

Давайте попробуем определить небесное тело, которое станет объектом  изучения сегодня.

 Давайте посмотрим  видеофрагмент

-Какие космические странники  попадали в орбиту вашего  внимания.

- Вы совершенно правильно догадались, о чем пойдет речь на уроке.

Тема урока «Мир звезд»

- Как вы думаете, если я сейчас попросила бы вас составить рассказ о звездах, хватит ли вам имеющихся знаний об этих небесных телах, чтобы ваш рассказ  получился грамотным, красивым?

-Что вы хотели бы узнать о звёздах?

- Какие источники информации мы будем использовать?

 Какова же цель нашего урока?  

3. РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ.

1) Однажды мне в руки попалось стихотворение маленького мальчика о звездах. Я предлагаю его вашему вниманию.

Что такое звезды?

Если спросят вас

Отвечайте смело-

       Они- замерзший газ.

А еще запомните

Дети навсегда

Маленькая очень

Каждая звезда.

- Найдите  ошибки в стихотворении и исправьте их (в парах). 

Во время работы используйте  материал учебника с.66.

Попробуем исправить стихотворение вместе .

Что такое звезды?

Если спросят вас

Отвечайте смело-

Раскаленный газ.

А еще запомните

Дети навсегда

Что большая очень

Каждая звезда.

Звезды- …………..ОГРОМНЫЕ, ……….РАСКАЛЕННЫЕ,…………… ГАЗОВЫЕ шары. 

Запишите в тетрадь (стр.34 )

       Ребята, в 1 половине 20 века французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери написал повесть «Маленький принц». Вы читали эту сказку? О чем это произведение?

     Эта повесть о мальчике - Маленьком Принце. Он жил на планете, у которой не было названия, а только номер.   И этот мальчик всегда задавал один-единственный вопрос: «Если звезды зажигают – значит, это кому-нибудь нужно?»

Самостоятельная работа с информацией

        Звезды рождаются и умирают. Но только жизненный путь звезды длится несколько миллиардов лет. И, конечно же, человек в течение только своей жизни не в состоянии проследить за звездой - от рождения и до ее конца.

В  далеком холодном космическом пространстве, в течение многих миллионов лет частицы пыли и газа, притягиваясь друг к другу и находясь в постоянном движении, образовали пылегазовые облака. Постепенно они уплотнялись, сжимались и начинали вращаться быстрее, и в итоге происходило рождение новой звезды. Звезда «умирает», когда «выгорает» весь водород – топливо. Большие звезды  могут взорваться, а мелкие сжаться.

«Аргументы и факты»

      Человека издавна притягивало таинственное звездное небо.

А как вы думаете, какая из звезд изучена человеком лучше других? (Солнце). Почему? (Оно ближе всего к Земле).

Как и все звезды Солнце- огромное, массивное, раскаленное небесное тело.

Докажите конкретными фактами, что это действительно так. 

Вам поможет учебник с.67.

  1. Солнце- огромное.       Факт- в 400 раз больше Луны и в 109 раз больше Земли.
  2. Солнце- массивное.     Факт- в 750 раз тяжелее всех планет Солнечной системы.
  3. Солнце- раскаленное. Факт- температура внутри него 15 млн. градусов

Значение Солнца

                           Недавно мне приснился страшный сон,

                           О том ,что Солнце навсегда пропало

                           Затих и ураган  устало

                           И шепот моря превратился в стон.

            Исчезло всё -деревья ,звери ,люди,

            Нет ветра, не шумят ручьи

            Сплошная тьма

            Исчезло наше главное светило

            Нет ничего лишь море пустоты

                              Проснулась оттого,

                              Что яркий свет ворвался в окна,

                              Открыв глаза, я подошла к окну

                              И улыбаясь, протянула руки

                              К нему, что дарит ЖИЗНЬ всему.

                                                                 

 О чем это стихотворение?  А почему вы так решили?

             Какими строчками стихотворения вы можете подтвердить значение Солнца для нашей планеты 

Мир звезд необычайно разнообразен. Трудно найти две абсолютно  похожие. Я предлагаю вам поработать с макетами звезд.

- Разложите звезды по порядку начиная с самой холодной , используя информацию в атласе на стр.14(в парах)

 ( Ригель, Сириус, Солнце ,Арктур, Бетельгейзе)

Люди обычно краснеют, когда им жарко, и белеют, когда холодно. А вот у звезд все наоборот: чем горячее звезда, тем она белее, а чем холоднее, тем краснее! 

Посмотрите на макеты, чем еще различаются звезды? (размерами)

Разложите их по порядку начиная с самой   маленькой .      

Солнце, Сириус, Арктур, Ригель, Бетельгейзе

- Что еще нового вы узнали о Солнце? К какой группе по величине оно относится (Солнце- карлик)   

ФИЗМИНУТКА           

Созвездия  

     Наблюдая за звездным небом, люди обратили внимание, что звезды образуют на небе какие-то фигуры. Человек объединил некоторые из них в созвездия и дал им названия.

-Как называются такие фигуры? Созвездия.

Какие созвездия вы знаете?

        Названия очень многих созвездий пришло к нам из Древней Греции,

связаны они с персонажами различных мифов и легенд.

       Греческий миф повествует, что Зевс превратил прекрасную девушку по имени Каллисто в Медведицу, чтобы спасти её от мести богини Геры. Служанку превратил в  Малую Медведицу.  С тех пор служанка все время сопровождает свою госпожу. Поэтому на небе Малая Медведица всегда находится рядом с Большой Медведицей.

Наша милая планета

(Ты, конечно, знаешь это!)

Каждый день и каждый год

Совершает оборот. 

А с Земли при наблюдении

Создается впечатленье,

Что кружится не она,

А все звезды и Луна.

Лишь ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА

Не стремится никуда! 

    Как найти Полярную звезду на небе? Ваши наблюдения.

  «Нахождение полярной звезды»

Откройте карту звёздного неба в атласе.  Внимательно ее рассмотрите

  На небесном своде находим созвездие Большой Медведицы. Затем отрезок между  звездами «донышка ковша» мысленно продолжаем и откладываем его пять раз по  прямой. Полученная точка укажет положение Полярной звезды, которая входит в созвездие Малой Медведицы.

 А кто знает, какое направление указывает Полярная звезда.

  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА. 

Тест или творческое задание (на выбор)

Творческое задание: «Я – звезда»

Вопросы – ориентиры:

- Как меня называют?

- Где я нахожусь?

- Какая я? (форма, размеры, цвет и т.д.)

- Как я себя чувствую в космическом пространстве?

- Что меня ждёт в будущем?

5. РЕФЛЕКСИЯ

-Вспомните, какую цель поставили мы в начале урока, оцените свои результаты.

Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения.

 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Прочитать текст параграфа 13, проверить свои знания.

2. Выполнить з.2,6 в тетради

3. Для любознательных –составить презентацию о звёздах, используя дополнительную литературу, интернет – ресурсы и справочную литературу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.

ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями,  развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...

Конспект урока географии в 7 классе о теме "Как мы будем изучать географию в 7 классе".

Конспект урока географии в 7 классе " Как мы будем изучать географию в 7 классе" составлена  по учебнику А.И.Алексеева "География.  Страны и континенты. 7 класс", УМК "Полярная зве...

Конспект урока географии в 5 классе по теме "География: древняя и современная наука" в рамках УМК "Сферы"

Тип урока: Вводный урок.Общая дидактическая цель урока: Создание условий для формирования  представления о географии как о науке, раскрыть значение географических знаний для человека....

Конспект урока географии 6 класс «Биосфера – сфера жизни» Центры происхождения культурных растений (на основе системно-деятельностного подхода) Учебник: «География.5-6 класс». Авторы: А.И.Алексеев, Е.К.Липкина В.В.Николина; «Просвещение», 2012. (Полярна

Содержание школьной географии ориентировано не только на изучение, но и на преобразование изученных процессов и явлений, на самостоятельное решение географической проблемы и получение нового для учени...

план-конспект урока ЯДЕРНЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ ЗВЕЗД

Цель урока: показать, что только термоядерные реакции могут обеспечить наблюдаемую светимость звезд; найти энергию, выделяющуюся в основных ядерных реакциях на звездах....

Конспект урока географии в 8 классе "Как география изучает хозяйство"

На  конкретных примерах  учащиеся знакомятся с понятиями "условия" и "факторы размещения" предприятий. Работая в группах, применяют полученные знания при решении проблемн...

Конспект урока географии для СПО "География населения и хозяйства Африки"

Данный урок разработан в соответствии с темой и учтены возрастные особенности обучающихся. На уроке используется ИКТ, как сопровождение изучаемого материала, как средство организации самостоятельной р...