Проектная деятельность на уроках географии как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса
статья по географии на тему

Ильина Юлия Михайловна

Обобщая личный опыт работы учителем географии, можно отметить следующее: в своей педагогической деятельности наблюдается широкое использование технологии проектной деятельности, которое дает школьникам возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение определенной проблемы, интересна и значима для самих обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_na_urokah_geografii.docx16.98 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность на уроках географии как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса

Проектная, исследовательская работа школьника направлена на развитие самостоятельной деятельности обучающихся, умение работать индивидуально и в группе, умение работать с различными источниками информации. Следует отметить, что именно в процессе самостоятельной деятельности происходит формирование  ключевых компетенций. Краеведческий принцип заложен в географии как основополагающий, поэтому изучение этого предмета невозможно без опоры на местный материал (не только своего поселка или города, но и района и области).  В требованиях к уровню подготовки выпускников в Федеральном базисном плане по географии отмечено, что в результате изучения географии ученик должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности в повседневной жизни для проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных..

Наличие в лицее собственной метеорологической станции позволяет планировать проектные работы, использующие данные климатических характеристик, полученных с ее помощью

При изучении раздела «Атмосфера» обучающиеся шестых классов разрабатывают проект по теме «Температура воздуха Сергиево-Посадского района». В лицее обучаются школьники, проживающие в разных населенных пунктах  Сергиево-Посадского района. Школьники регистрируют данные температуры воздуха в своем населенном пункте, затем анализируют полученные данные и строят графики суточного хода температуры, изменения месячной температуры воздуха, сравнивают полученные графики, а также график температуры, которую регистрировала школьная метеостанция.

Большой интерес вызвал у обучающихся пятых и шестых классов проект «Народные приметы и прогноз погоды».

Цель данного проекта – сравнить степень совпадения прогноза погоды по народным приметам с реальными погодными условиями за исследуемый промежуток времени.

Сначала школьники собирали информацию о народных приметах, предсказывающих погоду, затем классифицировали собранные данные о приметах на несколько групп: отдельно были выделены приметы, связанные с растениями и животными, группа с сугубо метеорологическими приметами, а также группы примет в зависимости от длительности действия. Обучающимися был составлен и самостоятельно проиллюстрирован альбом с народными приметами. Параллельно с этим изучались данные, зафиксированные в дневниках наблюдений за погодой и школьной метеостанцией. Обучающиеся провели сравнительный анализ погоды, предсказанной народными приметами и погоды, которая наблюдалась в Сергиево-Посадском районе за определенный промежуток времени.

Использование метода проектов в рамках классно-урочной системы  затруднено в связи с возникающими сложностями организационного характера и временными ограничениями, поэтому проектная методика более приемлема во внеурочной деятельности по учебному предмету. Включение метода проектов в организацию внеклассной или воспитательной работы дает много преимуществ и показывает положительные результаты.

Одним из наиболее эффективных способов формирования экологической и географической культуры школьников является использование проектной технологии обучения географии на основе краеведческого принципа.

Ярким примером проектной работы по экологическому краеведению, выполненной моими учениками, является проект «Загорское море: история и современность». Работу над этим проектом начала группа из трех учеников, но впоследствии  к этому проекту подключились многие ученики нашего лицея.

Загорское море находится недалеко от Сергиева Посада. Этот великолепное рукотворное озеро в лесу появилось в бывшем дачном поселке Семхоз 55 лет назад. И настолько органично вписалось в местную живописную «оправу», что многие уверены – так было здесь всегда. Удивились и мои ученики, когда узнали, что это озеро создано руками человека.

Было решено изучить историю Загорского моря, оценить значение местного озера как объекта для отдыха горожан и выяснить, в каком экологическом состоянии находится водоём в настоящее время.

     Учащиеся собрали и обработали информацию о Загорском море. Но самым главным моментом стала встреча с создателями этого озера. Школьники с большим интересом послушали рассказ о создании Загорского моря, взяли интервью.

Посвятив эту проектную работу Загорскому морю и его создателям, обучающиеся хотели привлечь внимание жителей своего города и района, общественности к бедственному  положению живописнейшего уголка нашего Радонежского края. На основе материалов, представленных  в работе,  подготовлено обращение к администрации Сергиево-Посадского  муниципального района и статьи в местную газету «Вперед» и другие периодические издания  с призывом принять меры для сохранения «голубой жемчужины»  Радонежья,  вернув  его в первозданное   состояние.

Проектная работа «Загорское море: история и современность»  была представлена обучающимися МБОУ «Лицей № 24 имени Героя Советского Союза А.В.Корявина» на ежегодной региональной конференции творческих работ школьников «Перспективный проект», где получила диплом II степени среди многочисленных участников. Рассказ лицеистов о рукотворном живописном озере вызвал большой интерес у жюри и участников конференции.

Таким образом, для обучающихся участие в работе над проектами - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Участие в проектной деятельности  позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, использовать свои знания, принести пользу, продемонстрировать результат. Проектная деятельность направлена на решение интересной проблемы, сформулированной чаще всего самими школьниками в виде задачи, решение которой носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что очень важно, интересно и значимо для самих открывателей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных компьютерных технологий на уроках биологии как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса

Обобщение педагогического опыта по использованию информационных компьютерных технологий на уроках биологии как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса....

Использование модульной технологии на уроках географии как средство повышения эффективности обучения

Опыт использования модульной технологии на уроках географии линия УМК "Полярная звезда". Теоритическое обоснование технологии. Приложение: коспект урока в 6 классе по теме "Атмосферное давление", конс...

Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности

Презентация для выступления на школьном методическом объединении учителей естественно-математического цикла....

Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности

В современном мире образование играет одну из важнейших ролей. Для того, чтобы будущий выпускник соответствовал данным критериям образованного человека, необходимо создать такие условия в процессе о...