Интегрированный урок-семинар « 22 марта - ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ВОДЫ».
методическая разработка по географии (8 класс) по теме

Татьяна  Владимировна Тырнова

Тип урока: Интегрированный урок-семинар (химия + география+ биология) по теме "Вода в природе"

Вид урока: Семинар  — форма учебно-практических занятий, при которой учащиеся обсуждают сообщения, доклады и рефераты, выполненные ими по результатам учебных занятий под руководством преподавателя. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений темы семинара, подготовка к которому является обязательной. Поэтому тема семинара и основные источники обсуждения предъявляются до обсуждения для детального ознакомления, изучения.

Цель проведения урока : воспитание экологического мировоззрения подрастающего поколения и формирование у школьников и молодежи бережного отношения к воде как к жизненно важному ресурсу для здоровья и драгоценному дару природы России.Обсуждения работ учащихся направлены на формирование навыков профессиональной полемики и закрепление обсуждаемого материала.Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Вода в природе” из курсов химии, географии, биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_seminar_22_marta_tyrnovatv.docx18.59 КБ
Office presentation icon voda.ppt1.63 МБ

Предварительный просмотр:

СЕМИНАР ДЛЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

( ИЗ ПРОГРАММЫ  НЕДЕЛИ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК В ШКОЛЕ)

ТЕМА: « 22 марта - ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ВОДЫ».

Тип урока: Интегрированный урок (химия + география+ биология) по теме "Вода в природе"

Вид урока: Семинар  — форма учебно-практических занятий, при которой учащиеся обсуждают сообщения, доклады и рефераты, выполненные ими по результатам учебных занятий под руководством преподавателя. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений темы семинара, подготовка к которому является обязательной. Поэтому тема семинара и основные источники обсуждения предъявляются до обсуждения для детального ознакомления, изучения.

Цель проведения Урока : воспитание экологического мировоззрения подрастающего поколения и формирование у школьников и молодежи бережного отношения к воде как к жизненно важному ресурсу для здоровья и драгоценному дару природы России.

Обсуждения работ учащихся направлены на формирование навыков профессиональной полемики и закрепление обсуждаемого материала.

Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Вода в природе” из курсов химии, географии, биологии.

 Задачи: обобщить знания учащихся о воде, осуществить коррекцию знаний; развивать логическое мышление на основе создания проблемных ситуаций, умения осуществлять анализ и синтез учебного материала, интерес к точным наукам, познавательный интерес, творческие способности, развивать умение работать самостоятельно и в группах, навыки само- и взаимоконтроля; формировать чувство ответственности, выявить экологические проблемы.

Оборудование: ТСО: мультимедийное оборудование, компьютер. Наглядные пособия :печатная публикация –буклет (см.в ZIP-папке), видеофильм (см. в ZIP -папке),плакаты о воде подготовленные учащимися , Физическая карта мира,  минеральная вода, дистиллированная вода, презентации учащихся по основным вопросам семинара.

Действующие лица: ведущий, эксперты: врач-биолог, химик-технолог, географ-эколог.

В начале мероприятия «Фильм о воде» » http://waterforum.ru/urok.

Выступление географа-эколога (8-10 минут.)

(3 слайд)

Вода- наиболее распространенное и наиболее важное вещество на Земле. Две трети поверхности планеты занимают моря и океаны.

Представление о количестве В. р. складывается из стационарных запасов различных частей гидросферы (табл. 1) и из запасов, непрерывно возобновляемых в процессе круговорота воды.

Табл. 1. — Стационарные водные ресурсы Земли (по М. И. Львовичу комментарии по таблице). (4слайд)

В природе вода пребывает в постоянном круговороте. Она интенсивно испаряется с поверхности морей и океанов и образует облака. Потом в виде дождя вновь попадает на земную поверхность. Вода просачивается сквозь почву и образует большие запасы подземных резервуаров пресной (питьевой) воды. Из этих подземных источников берут начало реки.                                                   Большое значение для жизни на Земле имеет баланс «пресной ветви» планетарного круговорота воды. Основные ее запасы сосредоточены в снежно-ледовых образованиях и подземных водах – около 35 млн.км3, или 2,5% всего объема воды в гидросфере. Жители горных районов получают пресную воду за счет таяния снега и льда, но в мировом масштабе их использование не имеет пока практического значения. Например, арабские  шейхи готовы выкладывать деньги даже в транспортировку айсбергов из Антарктиды в районы Аравийского полуострова. В настоящее время нефтедоллары тратятся на опреснение морской воды, а это дорогие технологии.

(5 слайд )                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Важно отметить, что пресные подземные воды формируются за счет атмосферных осадков и залегают на глубине до 1500м. но это лишь 0.007% всей воды на Земле или 0,26% общего запаса пресных вод на планете. Озеро Байкал является мировым лидером по запасам пресной воды, около 23тыс.км3, столько же содержится в Великих американских озерах. На долю этих водоемов приходиться 40% мировых запасов воды. Мы, экологи все же, предостерегаем население, потому, что использование пресной воды должно быть ограничено т.к. в них замедленный водообмен. Это может привести к неблагоприятным и необратимым процессам, так понижение уровня воды в озере Севан привело к нарушению во многих экосистемах.

(6 слайд)

Оценивая запасы водных ресурсов расчеты показывают, что гидросфера Земли содержит около 1.4 млрд.км3 воды, что занимает 70% поверхности. Интересно, что общее количество воды в гидросфере постоянно, по крайней мере, в течении последнего геологического периода.              По расчетам геологов, запасы химически связанной воды в мантии Земли на порядок превосходят массу гидросферы. А также известно, что часть воды поставляется подводными вулканами, за счет дегазации мантийного вещества. Из чего следует, считать воду неистощимым и возобновляемым природным ресурсом. По данным атласа мирового баланса (1974г.) с поверхности суши ежегодно испаряется и вновь возвращается примерно 70тыс.км3 воды.

(7 слайд )

Человек использует воду для удовлетворения самых разнообразных потребностей ,большое количество воды используется промышленностью. Например, чтобы получить 1 тонну сахара, необходимо затратить 100 кубометров воды, 1 тонна бумаги -200 . 1 тонну текстильной пряжи- 1000 кубометров воды и т.д. Вода используется для охлаждения и промывания, для приготовления растворов, эмульсий, суспензий.                                                                                             Велики затраты воды в сельском хозяйстве. В засушливых районах на орошение гектара земли идет до 12000 кубометров воды. Много пресной и очищенной воды тратиться человеком каждый день.

!!!Раздаются памятки об использовании пресной воды в быту и ее экономии  в бытовых условиях.

        Список  используемой  литературы и информационные источники:

  1.  «Экономическая география мира»10 кл. Максаковский .
  2. «Вода в нашей жизни» Учебно-методическое пособие к элективному курсу для 9 класса основной школы. О.С.Габриелян,Т.Н.Попкова,Г.А.Сивкова,С.А.Сладков.
  3. Российская газета" - Спецвыпуск "Чистая вода" №5316 (237) от 20 октября 2010 г.
  4. «ВСЕРОССИЙСКИЙ УРОК ЧИСТОЙ ВОДЫ» http://waterforum.ru/urok.
  5. «Российское водное общество» http://nprvo.ru/about/targets.
  6. «Росводоканал»  http://www.rosvodokanal.ru.
  7. «Музей воды» http://www.mosvodokanal.ru/museum
  8. СМИ о водной тематике.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема : Вода в нашей жизни . Автор: Тырнова Т.В.учитель географии ГОУ СОШ №406

Слайд 2

«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются не ведая, что ты такое!» Антуан де Сент-Экзюпери

Слайд 4

Огромное значение для жизни Земли имеет баланс «пресной ветви» планетарного круговорота воды … Основные ее запасы – в снежно- ледовых образованиях и подземных водах…это 2,5 % всего объема воды в гидросфере. В озерах и реках содержится 0,26% общего запаса пресных вод на планете.

Слайд 5

Озера с пресной водой….. В самых крупных озерах Мира содержится 40% пресных вод планеты: Озеро Байкал Великие американские озера. Экологи предостерегают, что использование воды озер должно быть ограничено , т.к в них замедленный водообмен!!!!!!

Слайд 6

Запасы водных ресурсов … Общее количество воды - в гидросфере постоянно, по крайней мере в течении последнего геологического периода… Вода - относиться к неистощимым возобновляемым природным ресурсам.

Слайд 7

Человек использует воду для удовлетворения самых разных потребностей…. -Вода используется для -охлаждения и промывания, -для приготовления растворов,эмульсий,суспензий. -В засушлевых районах на орошение 1гектара земли идет до 12000 м3 воды. -Большое количество воды используется в промышленности на, 1т.бумаги -200т.воды 1т. текстильной пряжи -1000м3 воды. -За 60 лет жизни человек выпивает 50 м3 воды.(1железнодорожная цестерна )

Слайд 8

Список используемой литературы и информационные источники: «Экономическая география мира»10 кл. Максаковский . «Вода в нашей жизни» Учебно-методическое пособие к элективному курсу для 9 класса основной школы. О.С.Габриелян,Т.Н.Попкова,Г.А.Сивкова,С.А.Сладков. Российская газета" - Спецвыпуск "Чистая вода" №5316 (237) от 20 октября 2010 г. «ВСЕРОССИЙСКИЙ УРОК ЧИСТОЙ ВОДЫ» . «Российское водное общество» . «Росводоканал» . «Музей воды» СМИ о водной тематике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

22 марта - всемирный День воды

Четыре мини- презентации, которые легко трансформируются в одну. Тема - экология. Собран атериал о роли воды в жизни человека, об экологических проблемах водных ресурсов....

Презентация к вечеру о воде или к 22 марта - всемирному дню Воды

Во время проведения вечера о воде рассматриваются различные стороны воды в разных отраслях науки, где она находится, как ее можно очистить и экономить, приведены стихи о воде....

22 марта - Всемирный день воды. (Познавательно-игровая программа для старшеклассников коррекционной школы 8 вида)

Ознакомление с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе; воспитание экологического мировоззрения подрастающего поколения....

22 марта Всемирный день воды

Материалы к классному часу на тему "22 марта Всемирный день воды"...