Дидактическая разработка «Метапредметный подход к обучению на уроках географии»
материал по географии на тему

Лукшанова Ольга Александровна

Данная дидактическая разработка представляет  собой  опыт работы по реализации метапредметного подхода к обучению на уроках географии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактическая разработка

«Метапредметный подход

 к обучению на уроках географии»

 Лукшанова О.А., учитель географии

МКОУ «Ачинеровская СОШ»

класс

Текст задания

УУД (универсальные учебные действия учеников)

10

Кластер по теме «Население мира» – ввод в тему «мы начинаем изучать большую тему Населения мира. Что вас особенно интересует в данной теме?»

  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения,
  • умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,
  • умение создавать и применять знаки и символы, создавать кластеры

7

При изучении темы «Население Северной Америки» учащимся предлагается выполнить следующее задание.

Эскимосы, чукчи, коряки, ненцы имеют хорошие навыки строительства снежных изб под названием иглу. Такие жилища имеют куполообразную форму и могут выдержать массу белого медведя, который может забираться на такие жилища. Срок службы иглу 3-4 месяца, иногда полгода. в такой хижине тепло, т.к.снег не пропускает ветра, тихо т.к. снег прекрасный шумоизолятор. Самая главная задача разместить вход в избу, т.к. ветры быстро меняют свое направление и имеют большую силу. В течение 3 мин. в группах вы должны предложить  самый универсальный вход в такое жилище. ( Вход в жилище делается снизу – подкоп)

  • Моделирование, элементы проектирования,
  • умение правильно оценить учебную задачу и собственные возможности для её решения,
  • умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками

8

В 8 классе при изучении темы климат изучаются такие явления как циклоны и антициклоны. Составляется вводный кластер- группы предлагают свой ход изучения данной темы:

  • Что такое циклоны и антициклоны?
  • Какими свойствами обладают?
  • Как образуются?
  • Могут ли менять свои свойства?
  • Как  влияют на погоду?
  • Где формируются?
  • Как перемещаются, если они это делают?
  • Как влияют на человека и его здоровье и настроение?
  • Нужно ли человеку готовиться к этому явлению?
  •  Они могут быть опасными для человека?
  •  Можно ли предсказать их образование, т к. прогнозировать?

4 группы выносят на доску свой кластер и находится общий план изучения данной темы

циклон

Параметры сравнения

антициклон

Область давления

Общее направление ветра

Круговое движение воздуха

Вертикальное движение воздуха в центре

Характер погоды

Неблагоприятные явления

  • умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками
  • умение оценить правильность выполненной  учебной задачи собственные возможности её решения
  • умение  ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности
  • развивать мотивы и интересы познавательной деятельности
  • умение сравнивать (сходства и различия)
  • умение  развивать логическое рассуждение, умозаключение  мышление
  • формирование навыков элементов прогнозирования
  • устанавливать причинно-следственные связи

8

Обобщение темы «климат».

Учащимся предлагается 3 разных отрывка из стихотворных произведений  А.С.Пушкина и  Н. Рубцова задание для учащихся

  1. о каких атмосферных явлениях идет речь и привести доказательства?
  2. изобразить схему данных атмосферных явлений
  3. составить простейшую синоптическую карту для данного атмосферного явления!
  • Мороз и солнце, день чудесный!...

Под голубыми небесами,

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит!

Н. Рубцов

  •  Осень! Летит по дорогам

Осени стужа и стон,

Каркает около стога

Стая озябших ворон,

Скользкой неровной тропою

В зарослях пасмурных ив

Лошадь идет с водопоя,

Голову вниз опустив.

Мелкий, дремотный без меры,

Словно из множества сит,

Дождик знобящий и серый

Все моросит, моросит, моросит!

  • устанавливать причинно-следственные связи
  • умение создавать модели и схемы для решения учебных задач
  • принятие решений и  осуществление осознанного выбора  в учебной деятельности
  • умение сравнивать (сходства и различия)
  • смысловое чтение
  • умение развивать логическое рассуждение, умозаключение мышление
  • умение применить знания в виде конкретной синоптической карты, которая отражает данное атмосферное  явление

Н. Рубцов

Внезапно небо прорвалось

С холодным пламенем и громом

И ветер начал вкривь и вкось,

Качать сады за нашим домом.

Завеса мутная дождя

Заволокла лесные дали,

Кромсая мрак, и бороздя

На землю молнии слетали,

А туча шла гора, горой,

И все раскалывалось ввысь,

Плач раздавался колыбельный

И стрелы молний все неслись

В простор тревожный, беспредельный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Достижения личностных и метапредметных результатов обучения на уроках географии

Географические знания также способствуют социализации учащихся, т.е. формированию компетентностей в гражданско-общественной, социально-трудовой и бытовой сферах....

«Достижение личностных и метапредметных результатов в обучении путем использования личностно-ориентированного обучения на уроках географии». (сообщение)

Сообщение по теме «Достижение личностных и метапредметных результатов в обучении путем использования личностно-ориентированного обучения на уроках географии» раскрывает приемы достижения пла...

Опыт работы "Формирование метапредметных результатов обучения на уроках химии в условиях реализации ФГОС ООО через использование технологии проблемного обучения"

      Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится в...

Дидактическая разработка «Метапредметный подход к обучению на уроках географии»

Словесно-книжные пассивные методы преподавания географии не могут образовать у учеников навыков по применению географических знаний. Чтением лекций о плавании, о езде на велосипеде нельзя научить этим...

Презентация "Работа с картой как средство достижения метапредметных результатов обучения на уроке географии"

middot;География представляет собой предмет, аккумулирующий в себе огромные возможности для формирования умений прикладного характера, связывающих научные знания с человеческими потребностями.·...

Дидактические приёмы обучения на уроках географии.

Использование нетрадиционных методов обучения, на мой взгляд, ведет к активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному п...