Методические рекомендации по проведению урока-игры в 10 классе по теме " Население мира".
учебно-методический материал по географии (10 класс) на тему

Филь Марина Анатольевна

Проблема повышения эффективности урока экономической и социальной географии мира – это, прежде всего, вопрос активизации и развития творческой деятельности учащихся.

Школьная практика показывает, что большое значение в привлечении учащихся к урокам экономической географии мира имеет занимательность, которая пробуждает учащихся УК активности на уроках. Её целью должна быть не развлекательность, а пробуждение мысли, рассуждений. Занимательность увлекает школьников на раскрытие сущности географического объекта. Для этого на уроках и во внеклассной работе я применяю занимательные вопросы, задания, требующие поиска, работа с разными источниками информации.

Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии. На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цель урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в учебной и учебно-исследовательской работе.

Цели и задачи урока:

1)                 Научить учащихся применять знания в новой ситуации, делать выводы, предположения, прогноз на основе полученной информации.

2)                 Повторить, закрепить и проверить знания по основным темам раздела «Географии населения мира»;

3)                 Закрепить понятия: «естественный прирост», «естественная убыль», «демографический взрыв». «демографический кризис», «демографическая политика», «миграция», «агломерация» и др.

4)                 Содействовать формированию деятельностных, коммуникативных навыков.

5)                 Создать условия по формированию навыка самооценки на основе критерия успешной деятельности.

6)                 Воспитывать чувство долга, ответственности и коллективизма.

Планируемые результаты

·         предметные – знать/понимать основные понятия урока; основные закономерности полового  и возрастного состава населения мира; географические особенности этнического и лингвистического состава населения мира.

·         метапредметные – уметь определять, сравнивать, приводить примеры; объяснять взаимосвязь между; давать краткое описание;

·         личностные – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности при характеристике.

Методы и методические приёмы: частично-поисковый, практический, словесный и наглядный.

Оборудование: Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: учебник для 10 класса. М. «Просвещение» 2008 год; Ануфриева О.И. Поурочные планы по учебнику Максаковского В. П. Волгоград: «Учитель»; интернет ресурсы http://xreferat.ru/113/4728-2-razvitie-bezraboticy... http://pedmir.ru/; политическая карта мира, географические атласы, контурные карты, статистические материалы, изображения половозрастных пирамид, кроссворд к теме, различные виды карточек заданий.

Форма проведения урока: урок – игра

 

Накануне урока учащимся дается задание:

1)            Повторить понятия и термины по теме;

2)            Повторить основные вопросы темы;

3)            Потренироваться решать задачи по определению показателей естественного и механического движений;

4)            Провести небольшое социологическое исследование по подсчету количества детей в семье(в ряде поколений)

5)            Сформировать группы – команды для участия в игре.

 

 

Ход урока

1.                  Организационный момент: представление команд(название и приветствие). Выбор жюри, его представление. Команды были названы «Эмигранты» и «Коммунальная страна». Каждая команда представила свое название, прокомментировав его в стихах, и эмблему.

2.                  Конкурс «Разминка» - решение кроссворда по теме(его чертеж на доске)

 

image

Рисунок 1

Вопросы кроссворда:

1.                  В каком государстве наблюдается наибольшая плотность населения, исключая страны – карлики?

2.                  Один из элементов воспроизводства населения.

3.                  Как называют перемещение людей через границы, связанные с переменой места жительства

4.                  Единица измерения ЕП, рождаемости и солености воды.

5.                  Скопление крупных городов и их слияние.

6.                  Процесс роста городов, увеличение доли городского населения и распространение городского образа жизни.

7.                  Священный город, центр возникновения ислама.

8.                  Национальная религия китайцев.

9.                  Государство – лидер по числу жителей

10.              Один изтипов этнический общностей.

 

3.                  Конкурс «Что такое? Кто такой?».

От каждой команды выдвигается по 1-2 представителя – конкурсанта. Необходимо прокомментировать содержание понятий.

Таблица 1 ­– Примеры карточек.

 

Карточка№1

 

Карточка №2

Мулат

Иммигрант

«Естественный прирост»

Мекка

Ватикан

Нация

«Демографический взрыв»

Урбанизация

Православие

7 млрд.человек

 

4.                  Конкурс «Математиков»

Предлагается быстрее и правильнее решить задачу по определению показателей воспроизводства населения каждой из команд. С целью экономии времени учитель пишет условие на доске, но прикрывает его до наступления конкурса. Затем решение должно быть прокомментировано.

Условие задачи:

В начале года в городе проживало 50000 человек. Коэффициент ЕП за год составил 20 промиль, а сальдо миграции 3000 человек. Определите число жителей на конец года.

В то время как участники соревнующихся команд решают задачу, проводится игра с болельщиками «Узнай страну». По подсказкам, которые читает учитель, необходимо определить, о какой стране идет речь. С каждой новой прочитанной подсказкой количество заработанных очков уменьшается.

Таблица 2 – Варианты вопросов

СТРАНА - ?

СТРАНА - ?

1.     В древности считалась сказочной страной, славилась пряностями, богатством, чаем(5 баллов)

2.      Славится своими карнавалами
(5баллов)

3.      В возрастной структуре населения высока доля детей(4 балла)

4.      Обладает пестрым расовым составом
(4 балла)

5.      Согласно национальной религии все общество делится на касты(3 балла)

6.      Занимает 5-е место в мире по численности населения (3 балла)

7.      Занимает 2-е место в мире по численности населения(2 балла)

8.      Единственная крупная страна Латинской Америки, где государственным языком является португальский(2 балла)

9.      Большинство населения исповедуют индуизм(1 балл)

10.  Родом из этого государства является самый известный футболист -  Пеле
(1 балл)

 

5.                  Задание: провести анализ половозрастных пирамид (на доске плакат с изображением пирамид разных стран).

Первой команде предлагается определить, как отличается доля детей старших возрастов у стран различного типа воспроизводства населения, а второй – сравнить долю трудоспособного населения в разных странах, указать причины различий.

6.                  Конкурс «Если бы…» проводится на основе знаний учащихся о демографической политике, проводимой государствами с различными типами воспроизводства населения.

Задание: если бы вы стали президентом нашей страны, то какую демографическую политику следовало бы проводить? Какие меры, законы, льготы или штрафы необходимо предпринять?

Каждая команда по очереди высказывается по данной проблеме. При этом учащимися были даны самые разные варианты ответов – от дорогих подарков многодетным семьям до штрафов за наличие одного ребенка в семье. Задание активизировало внимание учащихся, заставило их творчески обдумывать вопрос и принять необходимые решения.

Завершить этот конкурс учитель может, приведя выводы демографов о семье будущего. Конечно же, их прогноз составлялся достаточно давно, но он весьма привлекателен и интересен. Так вот, семья должна быть такого состава: двое детей или не менее трех детей. Третий ребенок необходим для компенсации в случае непредвиденных потерь(детской смертности, несчастных случаев, болезней и др.). Семья будет жить в благоустроенной квартире со стереотелевизорами (с голографическим эффектом), компьютером(хранителем информации), видеотелефонной связью. Домашний труд будет облегчен различной бытовой техникой, поэтому будет доставлять только удовольствие. Все члены семьи будут заниматься любимым делом, общаться с природой. В семье будут царить любовь и уважение, семья будет счастливой.

В некоторых классах при изучении раздела «География населения мира» предлагалось написать сочинение – размышление на тему «Какой должна быть семья будущего?». На данном уроке можно зачитать выдержки самых интересных из них. Надо заметить, что  по количеству мнение учащихся и демографов почти совпадает(2-3 ребенка в семье).

7.                  Конкурс «Домашнее задание».

Командам было дано следующее домашнее задание:

1)                 Проведите социологическое исследование в своих семьях. Выясните, сколько по сравнению с нынешней семьей было детей у их бабушки, прабабушки, прапрабабушки. Постройте график, иллюстрирующий изменение числа детей в семье, проанализируйте его и сделайте выводы, выявите причины изменения количества детей в семье. Узнайте, где жили ваши предки(в городе или в селе), какое образование у ваших родителей, бабушки, прабабушки.

Учащиеся представили свои графики и сделали выводы:

1.      Количество детей в семьях по сравнению с прошлым сократилось.

2.      Причинами этого процесса явились:

а) смена сельского образа жизни на городской;

б) более высокий уровень образования;

в) повышение требований к условиям жизни;

г) ускорение темпов жизни, городская суета;

д) экономическая нестабильность и другие.

2)         Изучите, сколько детей в семьях ваших родных, знакомых, соседей, проживающих в одном районе города(для исследования достаточно 10-20 семей). Следует также учесть число детей в семьях, образованных до 1991-1992гг. (начинаяименно с них, происходит существенное снижение рождаемости). Результаты проделанной работы отобразить в столбчатых диаграммах.

Сделать выводы, ответив на следующие вопросы:

- будет ли сокращаться численность населения в районе проживания при таком количестве детей в семье?

-изменился ли тип воспроизводства населения на уровне в семьи?

Выводами по этому заданию являются:

1.   Население в районе проживания будет сокращаться, т.к. в семьях после 1992г. родился один ребенок или не было детей вообще. Это отражает диаграмма, которую учащиеся должны представить.

2.   Тип воспроизводства в семьях сменился с расширенного к суженному.

8.                  Конкурс «Веришь – не веришь».

Учитель зачитывает каждой команде по 10 утверждений(ученики должны согласиться «Да» с утверждением, если оно правильное, или опровергнуть  «Нет», если оно неправильное).

Например:

1)                 Высокий уровень рождаемости характерен для КЕНИИ(Да)

2)                 Политика государственного сдерживания рождаемости проводится в ФРГ (Нет).

3)                 К однонациональным государствам относится ШВЕЦИЯ, ЯПОНИЯ, ДАНИЯ (Да).

4)                 Буддизм распространен в НОВОЙ ЗЕЛАНДИИ (Нет).

5)                 Урбанизация – это слияние городов(Нет).

9.                 В заключении игры проводится состязание «Звездный час» для капитанов команд.

Каждый капитан получает по 10 звездочек – это задания-тесты. В одном луче звезды написан вопрос, а в трех остальных – три варианта ответов(рисунок 2), необходимо выбрать правильный ответ.

image

 

Эстония

 

  Пакистан        Какаяиз странРоссия

имеет высокий уровень

рождаемости?

 Латвия                     Франция

 

 

 

 

Рисунок 2 Географические звезды (задание внутри такой звезды)

 

Варианты вопросов и ответов к  «звездам»

1.                  Самая распространенная по числу приверженцев религия – это:

а) ислам

б) буддизм

в) христианство

2.         Наиболее многочисленная языковая семья – это:

а) Алтайская

б) Индоевропейская

в) Уральско-Юкагирская

3.         Средняя плотность населения мира составляет:

а)15 чел/кв.км

б)700 чел/кв.км

в) 49 чел/кв.км

4.         В какой стране преобладает мужское население:

а) Польша

б) США

в) Индия

5.         В каком государстве многодетность поощряется религией:

а) Саудовская Аравия

б) Швеция

в) Дания

6.         В возрастной структуре населения преобладают дети в государствах:

а) Швеция

б) Индия

в) Молдавия

7.         К индоевропейской языковой семье относятся группы:

а) китайская

б) романская
в) тюркская

8.         Переманивание специалистов высокого уровня в развитые государства называется:

а) эмиграция

б) «утечка умов»

в) иммиграция

9.         К малонаселенным территориям относятся:

а) высокогорные области

б) низменности

в) возвышенности

10.       Демографический кризис наблюдается в государствах:

а) Индии

б) России

в) Бангладеш

10.  Итог урока

В конце игры слово предоставляется жюри, которое подсчитав баллы, определяет победителя. Учитель с помощью капитанов  команд выявляет лучших игроков. Им будут выставлены отличные оценки. Все участники урока-игры

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_v_10_klasse_1.docx42.7 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока в 10 классе

 по теме «География населения мира»

Марина Анатольевна Филь, учитель географии средней школы №641 Невского районаг. Санкт – Петербурга

Проблема повышения эффективности урока экономической и социальной географии мира – это, прежде всего, вопрос активизации и развития творческой деятельности учащихся.

Школьная практика показывает, что большое значение в привлечении учащихся к урокам экономической географии мира имеет занимательность, которая пробуждает учащихся УК активности на уроках. Её целью должна быть не развлекательность, а пробуждение мысли, рассуждений. Занимательность увлекает школьников на раскрытие сущности географического объекта. Для этого на уроках и во внеклассной работе я применяю занимательные вопросы, задания, требующие поиска, работа с разными источниками информации.

Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии. На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цель урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в учебной и учебно-исследовательской работе.

Цели и задачи урока:

  1. Научить учащихся применять знания в новой ситуации, делать выводы, предположения, прогноз на основе полученной информации.
  2. Повторить, закрепить и проверить знания по основным темам раздела «Географии населения мира»;
  3. Закрепить понятия: «естественный прирост», «естественная убыль», «демографический взрыв». «демографический кризис», «демографическая политика», «миграция», «агломерация» и др.
  4. Содействовать формированию деятельностных, коммуникативных навыков.
  5. Создать условия по формированию навыка самооценки на основе критерия успешной деятельности.
  6. Воспитывать чувство долга, ответственности и коллективизма.

Планируемые результаты

  • предметные – знать/понимать основные понятия урока; основные закономерности полового  и возрастного состава населения мира; географические особенности этнического и лингвистического состава населения мира.
  • метапредметные – уметь определять, сравнивать, приводить примеры; объяснять взаимосвязь между; давать краткое описание;
  • личностные – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности при характеристике.

Методы и методические приёмы: частично-поисковый, практический, словесный и наглядный.

Оборудование: Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: учебник для 10 класса. М. «Просвещение» 2008 год; Ануфриева О.И. Поурочные планы по учебнику Максаковского В. П. Волгоград: «Учитель»; интернет ресурсы http://xreferat.ru/113/4728-2-razvitie-bezraboticy-v-respublike-belarus.html; http://pedmir.ru/; политическая карта мира, географические атласы, контурные карты, статистические материалы, изображения половозрастных пирамид, кроссворд к теме, различные виды карточек заданий.

Форма проведения урока: урок – игра

Накануне урока учащимся дается задание:

  1. Повторить понятия и термины по теме;
  2. Повторить основные вопросы темы;
  3. Потренироваться решать задачи по определению показателей естественного и механического движений;
  4. Провести небольшое социологическое исследование по подсчету количества детей в семье(в ряде поколений)
  5. Сформировать группы – команды для участия в игре.

Ход урока

  1. Организационный момент: представление команд(название и приветствие). Выбор жюри, его представление. Команды были названы «Эмигранты» и «Коммунальная страна». Каждая команда представила свое название, прокомментировав его в стихах, и эмблему.
  2. Конкурс «Разминка» - решение кроссворда по теме(его чертеж на доске)

C:\Users\Лёха\Desktop\nasele1.gif

Рисунок 1

Вопросы кроссворда:

  1. В каком государстве наблюдается наибольшая плотность населения, исключая страны – карлики?
  2. Один из элементов воспроизводства населения.
  3. Как называют перемещение людей через границы, связанные с переменой места жительства
  4. Единица измерения ЕП, рождаемости и солености воды.
  5. Скопление крупных городов и их слияние.
  6. Процесс роста городов, увеличение доли городского населения и распространение городского образа жизни.
  7. Священный город, центр возникновения ислама.
  8. Национальная религия китайцев.
  9. Государство – лидер по числу жителей
  10. Один изтипов этнический общностей.

  1. Конкурс «Что такое? Кто такой?».

От каждой команды выдвигается по 1-2 представителя – конкурсанта. Необходимо прокомментировать содержание понятий.

Таблица 1 – Примеры карточек.

Карточка№1

Карточка №2

Мулат

Иммигрант

«Естественный прирост»

Мекка

Ватикан

Нация

«Демографический взрыв»

Урбанизация

Православие

7 млрд.человек

  1. Конкурс «Математиков»

Предлагается быстрее и правильнее решить задачу по определению показателей воспроизводства населения каждой из команд. С целью экономии времени учитель пишет условие на доске, но прикрывает его до наступления конкурса. Затем решение должно быть прокомментировано.

Условие задачи:

В начале года в городе проживало 50000 человек. Коэффициент ЕП за год составил 20 промиль, а сальдо миграции 3000 человек. Определите число жителей на конец года.

В то время как участники соревнующихся команд решают задачу, проводится игра с болельщиками «Узнай страну». По подсказкам, которые читает учитель, необходимо определить, о какой стране идет речь. С каждой новой прочитанной подсказкой количество заработанных очков уменьшается.

Таблица 2 – Варианты вопросов

СТРАНА - ?

СТРАНА - ?

  1. В древности считалась сказочной страной, славилась пряностями, богатством, чаем(5 баллов)
  1. Славится своими карнавалами
    (5баллов)
  1. В возрастной структуре населения высока доля детей(4 балла)
  1. Обладает пестрым расовым составом
    (4 балла)
  1. Согласно национальной религии все общество делится на касты(3 балла)
  1. Занимает 5-е место в мире по численности населения (3 балла)
  1. Занимает 2-е место в мире по численности населения(2 балла)
  1. Единственная крупная страна Латинской Америки, где государственным языком является португальский(2 балла)
  1. Большинство населения исповедуют индуизм(1 балл)
  1. Родом из этого государства является самый известный футболист -  Пеле
    (1 балл)

  1. Задание: провести анализ половозрастных пирамид (на доске плакат с изображением пирамид разных стран).

Первой команде предлагается определить, как отличается доля детей старших возрастов у стран различного типа воспроизводства населения, а второй – сравнить долю трудоспособного населения в разных странах, указать причины различий.

  1. Конкурс «Если бы…» проводится на основе знаний учащихся о демографической политике, проводимой государствами с различными типами воспроизводства населения.

Задание: если бы вы стали президентом нашей страны, то какую демографическую политику следовало бы проводить? Какие меры, законы, льготы или штрафы необходимо предпринять?

Каждая команда по очереди высказывается по данной проблеме. При этом учащимися были даны самые разные варианты ответов – от дорогих подарков многодетным семьям до штрафов за наличие одного ребенка в семье. Задание активизировало внимание учащихся, заставило их творчески обдумывать вопрос и принять необходимые решения.

Завершить этот конкурс учитель может, приведя выводы демографов о семье будущего. Конечно же, их прогноз составлялся достаточно давно, но он весьма привлекателен и интересен. Так вот, семья должна быть такого состава: двое детей или не менее трех детей. Третий ребенок необходим для компенсации в случае непредвиденных потерь(детской смертности, несчастных случаев, болезней и др.). Семья будет жить в благоустроенной квартире со стереотелевизорами (с голографическим эффектом), компьютером(хранителем информации), видеотелефонной связью. Домашний труд будет облегчен различной бытовой техникой, поэтому будет доставлять только удовольствие. Все члены семьи будут заниматься любимым делом, общаться с природой. В семье будут царить любовь и уважение, семья будет счастливой.

В некоторых классах при изучении раздела «География населения мира» предлагалось написать сочинение – размышление на тему «Какой должна быть семья будущего?». На данном уроке можно зачитать выдержки самых интересных из них. Надо заметить, что  по количеству мнение учащихся и демографов почти совпадает(2-3 ребенка в семье).

  1. Конкурс «Домашнее задание».

Командам было дано следующее домашнее задание:

  1. Проведите социологическое исследование в своих семьях. Выясните, сколько по сравнению с нынешней семьей было детей у их бабушки, прабабушки, прапрабабушки. Постройте график, иллюстрирующий изменение числа детей в семье, проанализируйте его и сделайте выводы, выявите причины изменения количества детей в семье. Узнайте, где жили ваши предки(в городе или в селе), какое образование у ваших родителей, бабушки, прабабушки.

Учащиеся представили свои графики и сделали выводы:

  1. Количество детей в семьях по сравнению с прошлым сократилось.
  2. Причинами этого процесса явились:

а) смена сельского образа жизни на городской;

б) более высокий уровень образования;

в) повышение требований к условиям жизни;

г) ускорение темпов жизни, городская суета;

д) экономическая нестабильность и другие.

2)        Изучите, сколько детей в семьях ваших родных, знакомых, соседей, проживающих в одном районе города(для исследования достаточно 10-20 семей). Следует также учесть число детей в семьях, образованных до 1991-1992гг. (начинаяименно с них, происходит существенное снижение рождаемости). Результаты проделанной работы отобразить в столбчатых диаграммах.

Сделать выводы, ответив на следующие вопросы:

- будет ли сокращаться численность населения в районе проживания при таком количестве детей в семье?

-изменился ли тип воспроизводства населения на уровне в семьи?

Выводами по этому заданию являются:

  1. Население в районе проживания будет сокращаться, т.к. в семьях после 1992г. родился один ребенок или не было детей вообще. Это отражает диаграмма, которую учащиеся должны представить.
  2. Тип воспроизводства в семьях сменился с расширенного к суженному.
  1. Конкурс «Веришь – не веришь».

Учитель зачитывает каждой команде по 10 утверждений(ученики должны согласиться «Да» с утверждением, если оно правильное, или опровергнуть  «Нет», если оно неправильное).

Например:

  1. Высокий уровень рождаемости характерен для КЕНИИ(Да)
  2. Политика государственного сдерживания рождаемости проводится в ФРГ (Нет).
  3. К однонациональным государствам относится ШВЕЦИЯ, ЯПОНИЯ, ДАНИЯ (Да).
  4. Буддизм распространен в НОВОЙ ЗЕЛАНДИИ (Нет).
  5. Урбанизация – это слияние городов(Нет).
  1. В заключении игры проводится состязание «Звездный час» для капитанов команд.

Каждый капитан получает по 10 звездочек – это задания-тесты. В одном луче звезды написан вопрос, а в трех остальных – три варианта ответов(рисунок 2), необходимо выбрать правильный ответ.

Эстония

  Пакистан        Какаяиз странРоссия

имеет высокий уровень

рождаемости?

 Латвия                     Франция

Рисунок 2 Географические звезды (задание внутри такой звезды)

Варианты вопросов и ответов к  «звездам»

  1. Самая распространенная по числу приверженцев религия – это:

а) ислам

б) буддизм

в) христианство

2.         Наиболее многочисленная языковая семья – это:

а) Алтайская

б) Индоевропейская

в) Уральско-Юкагирская

3.        Средняя плотность населения мира составляет:

а)15 чел/кв.км

б)700 чел/кв.км

в) 49 чел/кв.км

4.         В какой стране преобладает мужское население:

а) Польша

б) США

в) Индия

5.         В каком государстве многодетность поощряется религией:

а) Саудовская Аравия

б) Швеция

в) Дания

6.         В возрастной структуре населения преобладают дети в государствах:

а) Швеция

б) Индия

в) Молдавия

7.         К индоевропейской языковой семье относятся группы:

а) китайская

б) романская
в) тюркская

8.         Переманивание специалистов высокого уровня в развитые государства называется:

а) эмиграция

б) «утечка умов»

в) иммиграция

9.         К малонаселенным территориям относятся:

а) высокогорные области

б) низменности

в) возвышенности

10.         Демографический кризис наблюдается в государствах:

а) Индии

б) России

в) Бангладеш

10.  Итог урока

В конце игры слово предоставляется жюри, которое подсчитав баллы, определяет победителя. Учитель с помощью капитанов  команд выявляет лучших игроков. Им будут выставлены отличные оценки. Все участники урока-игры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по географии 10 класс по темам: "Население мира", "Страны мира", "Природные ресурсы"

Тесты по географии 10 класс по темам: "Население мира", "Страны мира", "Природные ресурсы"...

Контрольная работа по географии 10 класс по теме :" Население мира"

Контрольная работа по географии 10 класс по теме :" Население мира"...

Задания для 10 класса по теме : Население мира

Вопросы и тесты для обучающихся в 10 классе. Тема : Население мира...

Контрольная работа в 10 классе по теме "Население мира"

Контрольная работа в виде теста позволит проверить знания обучающихся по теме "Население мира"....

Методическая разработка открытого урока по географии в 10-м классе на тему "Население мира"

Открытый урок по географии в 10-м классе на тему "Население мира"...