Конспект урока по теме "Волны в океане"
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Коликова Ольга Юрьевна

Цель урока: сформировать представление о в видах движения воды в океане, показать учащимся причины образования волн, познакомить их с понятиями "длина волны", "высота волны", "прибой", "приливы", "отливы", "цунами", зыбь", развивать интерес учащихся к урокам географии на основе материала данного урока, продолжать развивать умение их работать с учебником, заполнять таблицы, сравнивать и делать выводы. К уроку прилагается презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Волны в океане

Цели:

а) образовательные: сформировать представление о видах движения воды в океане; показать учащимся причины образования волн; познакомить с понятиями высота волны, длина волны, зыбь, прибой, цунами, приливы и отливы; формировать представление о постоянном движении воды в океане. 

б) воспитательные: расширить кругозор учащихся на основе знаний о прибоях, цунами, приливах и отливах; осуществлять связь изучаемого материала с повседневной жизнью и другими темами курса.

в) развивающие: развивать интерес учащихся к урокам географии на основе материала данного урока; продолжать развивать умение работать с учебником, сравнивать, заполнять таблицы и делать выводы.

Оборудование: видеофрагмент «Цунами», любой видеофрагмент прибоя, презентация, сделанная учителем «Волны в океане».

Ход урока:

1.  Организационный момент.

Учитель проверяет готовность к уроку, приветствует учащихся, отмечает отсутствующих.

2. Повторение и проверка домашнего задания.

Устный опрос: 1. Соленость воды. 2. Температура воды.

Географический диктант: Закончите предложение…

1. Единица измерения солености воды. (Промилле)

2. Напишите знак, которым показывается соленость воды. (‰)

3. Средняя соленость океанической воды равна... (35)

4.  Определите соленость воды, если в 1 л воды содержится 1 г соли. (1)

5.  Чем теплее вода, тем испарение... (выше)

6. Если в море впадает много крупных рек, то соленость воды... (небольшая)

7.  Где самая высокая соленость вод: в районе арктических, умеренных, тропических или экваториальных широт? (Тропических)

8. Температура вод океана понижается при удалении от экватора или при приближении к экватору? (При удалении)

9. Температура воды с глубиной... (понижается)

10.  Что медленнее нагревается и медленнее остывает: вода или суша? (Вода)

Работа с картой: Показать на карте географические объекты…

1) моря (Балтийское, Баренцево, Средиземное, Красное, Охотское, Японское, Карское);

2) заливы (Гудзонов, Бенгальский, Бискайский, Мексиканский, Финский, Большой Австралийский, Гвинейский);

3) проливы (Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка);

4) острова (Гренландия, Мадагаскар, Гавайские, Новая Гвинея, Исландия, Новая Зеландия);

5) полуострова (Аравийский, Лабрадор, Индостан, Скандинавский, Камчатка).

3.  Изучение нового материала.

Сегодня мы познакомимся с океаническими волнами. Океан никогда не бывает абсолютно спокойным. На поверхности всегда есть волны. Слабые волны моряки называют штилем, а сильное, волнение –  штормом.

– Как вы думаете, что вызывает волны? (Ветер)

Особенно сильные волны бывают не в море, а в океане, где большое пространство открытой воды.

– Как движется вода в волне?

Нам кажется, что волны перемещаются в горизонтальном направлении. Но на самом деле вода в волне колеблется вертикально. Вы сидите в лодке, а волна вас будет поднимать и опускать.

Рассмотрите рисунок 49 на странице 76.  Высота волны  это расстояние от подошвы волны до ее гребня по вертикали. Длина волны  это расстояние между гребнями. Опаснее волны с короткой длиной волны. Частицы воды совершают в волне замкнутые круги, благодаря волнам вода перемешивается.

Чем сильнее ветер, тем выше волны. Обычная высота волн до 4 метров, но при шторме волны могут достигать 12 метров. Небольшие волны без пенистых гребней называются зыбью.

При приближении к берегу движение волны тормозит дно, и гребень волны опрокидывается в сторону берега и разбивается в пену. Это прибой (рисунок 50 на странице 77). Прибой, особенно сильный во время шторма, обладает огромной силой: он может выбрасывать на берег камни весом в сотни килограммов.

Особенно опасны такие волны, как цунами (при наличии показать видеофрагмент «Цунами»). Причина цунами – подводные землетрясения. Цунами могут вызывать оползни и извержения подводных вулканов. В цунами движется вся толща воды – от поверхности до дна. Огромна скорость распространения цунами – 800 км/ч. В открытом море высота волны цунами около 1 метра, что для океанских кораблей неопасно. Но при приближении к берегу волна поднимается до 40 метров и с огромной силой обрушивается на берег. Цунами выбрасывает на берег суда, которые не успели выйти в море, разбивает постройки и уносит за собой в океан все, что успела разрушить. Спасение для людей одно: уйти подальше от берега и подняться повыше в горы. Корабли должны уйти в море, дальше от берега. Необходимо сообщить людям о приближении цунами. Специальная служба предупреждает людей об опасности за час или несколько минут.

Последнее цунами, обрушившееся на Таиланд, унесло много жизней. Особенно пострадали туристы, которые из любопытства и незнания пошли по освободившемуся дну собирать дары  моря. А это было предупреждение: когда вода уходит от берега, обнажая дно, она как бы говорит людям: «Внимание! Я скоро вернусь, берегитесь!» Цунами может повториться – за первой волной придут вторая и третья.

Еще один вид волн – это приливы и отливы.

– Что является причиной образования приливов и отливов? (Притяжение Луны)

Приливы и отливы регулярно повторяются: 6 часов длится прилив и  6 часов – отлив. Самые высокие приливы возникают в узких заливах и бухтах. В России самые высокие приливы наблюдаются в Пенжинской губе Охотского моря – до 13 метров, в Белом море они достигают высоты 10 метров, а в Черном равны всего нескольким сантиметрам. Самые высокие приливы на Земле, достигающие 18 метров, наблюдаются в заливе Фанди, у восточных берегов Северной Америки.

– Откройте карту океанов и найдите условный знак, показывающий высоту приливов. Найдите места с высокими приливами.

Энергия приливов используется для получения электроэнергии на приливных электростанциях. В России такая станция работает на Кольском полуострове в Кислой губе.

При отливах местные жители выходят на берег и собирают принесенные приливом дары моря: водоросли, крабов, креветок.

4. Закрепление изученного материала.

– Как движется вода в волне? (Движение колебательное, по кругу)

– Расстояние между двумя соседними гребнями называется… (Длиной волны)

– Чем сильнее ветер и глубже море, тем волны... (больше)

– О какой волне стихотворение Ф.И. Тютчева?

Волн неистовым прибоем

Беспрерывно вал морской

С ревом, свистом, визгом, воем

Бьет в утес береговой.

– Скажите по-японски «волна в бухте». (Цунами)

– Где кораблям можно найти безопасное место при приближении цунами? (В море, дальше от берега)

– Какой вид волн и для чего человек использует в хозяйственных целях? (Приливы, для выработки электроэнергии)

– Почему на кораблях обязательно есть таблицы приливов и отливов? (При заходе в порт, где высокие приливы и отливы, необходимо знать их расписание, чтобы во время прилива зайти в порт, а во время следующего прилива благополучно из порта выйти.)

– Лондон находится на реке Темзе. Как же в Лондонский порт заходят океанические корабли? (Корабли заходят во время прилива, когда уровень воды резко увеличивается)

– Какая сила вызывает приливы и отливы? (Изменения лунных фаз)

– Какова причина возникновения цунами? (Подводные землетрясения, оползни либо извержения подводных вулканов)

– Заполните таблицу. Поставьте знак «+» или «–».

Характеристики

Приливы

Цунами

Прибой

1. Образуются под влиянием фаз Луны

2. Периодически повторяются

3. Образуются в результате землетрясений

4. Обладают разрушительным действием (бедствие)

5. Образуются в сейсмически активных зонах

6. Образуются только у берегов

5. Домашнее задание.

Выучить параграф 27, составить по нему 5 вопросов, знать ответы на свои вопросы. Вопросы, начинающиеся со слова «почему» более ценные.

Индивидуальное задание: подготовить сообщение о течении Гольфстрим.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по географии" Мировой океан.Части мирового океана".

сформирование представления о частях Мирового океана, о единстве Мирового океана, продолжать формировать умение работать с картой....

Конспект урока "Открытие Австралии и Океании"

Урок изучения нового материала. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС.На уроке применены технологии: проблемного обучения, деятельностного типа, продуктивного чтения. Материал урока возмо...

Конспект урока по теме " Индийский океан" для 7 класса.

Подробный конспект урока по теме " Индийский океан" для 7 класса....

Конспект урока по теме "Тихий океан"

Данный урок соответствует требованиям ФГОС :развитие критического мышления посредством чтения и письма; приёмы – таблица ЗХУ, шесть шляп мышления, синквейн....

Конспект урока по географии "Тихий океан"

Цели и задачи: познакомить учащихся с физико-географическими особенностями,  происхождением берегов, рельефом дна,  познакомить с гидрологическими условиями, антропогенным воздействием,...

Конспект урока по теме "Мировой океан"

Технологическая карта урока в 6 классе по географииТема урока_ «Мировой океан и его части»...

Конспект урока Движение воды в океане

Виды движения воды в океане и их причины. Разница между волнами и океаническими теченичми...