Климатические пояса и типы климата Африки
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Лозовая Наталия Юрьевна

Конспект урока в 7 классе на тему "Климатические пояса и типы климата Африки",представлен в виде урока закрепления и изучения новых знаний.В ходе урока учащиеся повторяют материал предыдущих уроков,представляя свои проекты по географическому положению Африки,истории исследования материка,ее рельефу и полезным ископаемым,водам суши.При изучении нового материала,учащиеся в увлекательной форме изучают климатические особенности самого жаркого континента.Урок богат интересными приемами и методами работы.В конце урока учащиеся выполняют практическую работу на закрепление изученного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_geografii_v_7_klasse.docx31.57 КБ

Предварительный просмотр:

                Урок географии в 7 классе 

Тема: Климатические пояса и типы климата Африки

Тип урока: урок  закрепления и изучения новых знаний. 

Методы и приемы: информационно-рецептивный, рассказ; прием «творческая лаборатория», метод проектов.

Оборудование: учебник, атлас, контурные карты, листы-наклейки, проектор

Предметные географические компетентности, которые должны быть сформированы на уроке:

1.Знать:

Факты: Африка - материк тропических широт, расположенный в южной и северной, восточной и западной полушариях. Материк уникальный по наличию географических объектов, природных и человеческих ресурсов.

закономерности: понимание особенностей климатических условий и геолого-географической характеристики континента дает возможность определить их влияние на современный уровень социально-экономического развития стран.

2. Умения и навыки: формирование познавательного интереса и личной заинтересованности в самостоятельной исследовательской деятельности.

Прикладные: умение работать с дополнительными информационными материалами; характеризовать географические объекты, анализировать факты, закономерности.

Картографически-геоинформационные: ориентирование и использование карт различного масштаба для исследований и составления характеристик географических объектов Африки.

3. Эмоционально-целостное отношение к окружающей среде и человеческой деятельности: анализировать примеры нарушения природного равновесия на материке и пути их восстановления. Осознание значения  природных ресурсов и рационального природопользования.

4. Опыт творческой деятельности учащихся по географии: формирование суждений на основе оценки ресурсов, влияния природных условий для прогнозирования развития стран. Создание презентаций и познавательных просветительских проектов.

 

Мир вокруг меня полон тайн.

Я их открываю всю жизнь,

потому что это наиболее захватывающее дело 

В. Бианки

Ход урока

I.Организационный момент.

Дети, улыбнитесь друг другу. Я надеюсь, что мы можем создать ситуацию успеха на уроке. Чтобы наша совместная работа была успешной, работаем по известным нам правилам. Давайте вспомним их.

Правила урока

1. Вести себя спокойно.

2. Не кричать.

3. Быть терпеливым.

4. Дать возможность высказаться своим товарищам.

5. Не критиковать.

6. Уважать друг друга.

II. Актуализация знаний и умений, мотивация учебной и познавательной деятельности

 На предыдущих уроках мы познакомились с общими закономерностями формирования материков и океанов, образованием материковых и океанических впадин, их возрастом. Узнали об основных формах рельефа,  материков и океанов. Определили основные факторы, формирующие климат, познакомились и со свойствами водных масс и закономерностями перемещения. Изучили климатические пояса, типы климата Земли.

 

Интерактивное общение. Упражнение «Проверь себя» (Учащиеся демонстрируют объекты на карте)

      -     Сколько на Земле океанов?

-          Как вы понимаете понятие Мировой океан?

-          Сколько на Земле материков? Назовите их.

-          Сколько на Земле частей света? Покажите их на карте.

-          Как вы считаете, почему первым изучается материк Африка? (Рассуждения учащихся)

Каждый материк изучается по плану

            План изучения материка

1. Географическое положение.

2. Исследование и освоение.

3. Рельеф, полезные ископаемые и закономерности их размещения.

4. Климат (пояса и типы климата).

5. Воды суши.

6. Почвенно-растительный покров и животный мир.

7. Природные зоны.

8. Природные ресурсы, природоохранные территории.

9. Население и хозяйство.

10. Главные государства.

Я предлагаю вам определить уникальность материка.

 

III Проект: «Африка - уникальный континент»

Цель: формирование целостного представления о материке через коллективные формы работы создание опорной информационно-географической модели Африки.

Эта земля похожа на гигантский остров, готов отплыть в океаническую даль. Из всех сторон она омывается морями и океанами. Тысячи километров необходимо пройти от одного до противоположного берега, так она велика. Она - Родина многих народов, больших и маленьких, населяющих ее бескрайние просторы. Они любят свою землю и гордятся ею. Здесь есть все: и прекрасные пальмовые леса, и дикие непроходимые джунгли, и высокие горы, и раскаленные солнцем песчаные пустыни. Здесь встретишь большие шумные города с небоскребами, и мелкие деревни с крышами из пальмовых листьев, и просторные пляжи на берегах океана, и мощные полноводные реки. Нигде на Земле не проживает на свободе столько диких животных, как здесь. А какие богатые ее недра.

Вот такая она интересная, уникальная и загадочная Африка!

 

Представление проектов

1 (Картография)    Мини проект: «Где найти Африку?»

Цель: обобщение знаний о географическом положении материка

Практикум: прием «творческая лаборатория» (работает группа географов у доски, остальные учащиеся работают на контурных картах)

        Основные сведения о материк Африка:

1. Материк почти посередине пересекается экватором, Африка расположена в северном  и южном полушариях.

2. По отношению к начальному меридиану - расположена в восточном и западном полушариях.

3. Материк в северном полушарии пересекается северным тропиком, а в южном полушарии пересекается южным тропиком.

4. Такое географическое положение Африки вызывает большое количество солнечной энергии.

Вывод: географическое положение материка, то есть расположение на земном шаре, определяет его природные условия. А природа непосредственно влияет на особенности расселения людей, характер хозяйства.

 

Знакомство с Африкой: Кинофильм об Африке

 

2. (История открытия) Мини-проект «Кто? Что? Когда? »

 (работает группа исследователей)

 Они рассказывают об истории открытия и исследования  материка.

1. Первыми изучали Африку древние египтяне, они изучали землю к западу и к югу от своего государства. Они дали описание Ливийской пустыне и верхнего течения Нила.

2. Финикийцы изучали Средиземное море на территории современного Туниса и горную систему Атлас.

3. Арабы изучали береговую линию материка, открыли Эфиопское нагорье, озера Чад и Тана, описали Драконовы горы.

4. В Х I веке Португалия была  первой европейской страной, которая  начала изучать Африку, их цель - найти путь в Индию. В 1498 эскадра  Васко да Гамы  обогнула материк. Португальцы открыли исток Голубого Нила.

5. В Х VI - Х VIII -англичане изучали пустыню Сахара, реку Нигер. У них наряду с познавательным интересом открытия Африки, был еще один - создание колоний. Англичане  увозили рабов для работы и на продажу.

6. Успешно преодолеть все препятствия и проникнуть во внутренние районы Африки удалось английскому исследователю Дэвиду Ливингстону, который описал пустыню Калахари, реку Замбези.

 В 1853 году открыл водопад, который назвал Виктория.

7. Егор Ковалевский - наш соотечественник, путешественник, меценат и дипломат, также исследовал Африку.

 

Интерактивное общение (прием «Самый,самый)

А чем еще уникальная Африка? (Животный мир - слоны, жирафы, зебры) 1.Самое крупное в мире наземное млекопитающее - африканский слон;

2. Самая большая птица на Земле - африканский страус;

3. Самая большая человекообразная обезьяна - горилла;

4. Самое быстрое  млекопитающее - гепард;

5. Самая большая  в мире лягушка - Голиаф, живет в Камеруне;

6. Самое высокое в мире животное - жираф. Его рост около 6 метров.

7. Царица  пустыни, ее называют реликтовым деревом, растение, в которой всего два листа, которые растут на протяжении всей жизни -Вельвичия.

- Как вы можете объяснить слова «Африка пришла к нам в гости».

- А что вы знаете о вечнозеленых растения?

- Какие растения растут у нас на подоконнике, вспомните их имена? (Фикусы, пальмы, гибискусы и орхидеи)

- Можем ли мы по внешнему виду определить, из какой природной зоны это растение?

- Где эти знания мы можем применять в повседневной жизни?

 

3. (Геология) Мини-проект «Особенности рельефа»

Проблемный вопрос.

Почему о рельефе Африки говорят, что он также уникален?

(Ответ. В его основе лежит платформа и африканские разломы).

Презентация группы «Геологи»

Практикум: прием «Творческая лаборатория», практикум

(Капитан группы работает у доски, ученики - на контурных картах)

Нанесение на контурную карту – рельефа: горы- Атлас, Драконовы, Капские, вулкан  Килиманджаро, нагорье Эфиопское, Восточно-Африканское плоскогорье.

4. Мини проект «Богатства Африки»

группа «Географы»

Практикум «творческая лаборатория» Посмотрите  на таблицу и установите взаимосвязь между полезными ископаемыми и геологическим строением материка. Проанализируйте их расположение на материке. Какой вывод мы можем сделать?

Дети делают вывод и наносят полезные ископаемые на контурную карту

Группы полезных ископаемых

 

топливные

рудные

нерудные

Наиболее распространенные виды полезных ископаемых

нефть,

природный газ

Медные, урановые, кобальтовые,

марганцевые, железные руды, золото, платина

Фосфориты, слюда,

асбест, графит, алмазы

Распространение

Северная часть побережья и шельф Гвинейского залива

Восточная и Южная Африка, горы Атлас

Фосфориты на севере, алмазы - западная и южная Африка

Связь с геологическим строением

В осадочном  чехле платформы

В кристаллическом фундаменте платформы и магматических породах в зоне разломов складчатой области

Фосфориты осадочный чехол платформы. Алмазы - в магматических породах

 

5. Мини-проект «Нил - крупнейший оазис в Африке»

Самая длинная река Африки (6671 км.) Имеет два истоки Белый Нил и Голубой Нил. Питание дождевое, полноводная летом и осенью. Единственная река, текущей Сахарой. Впадая в Средиземное море, образует огромную дельту, оставляя огромный слой плодородного ила.

При строительстве своих знаменитых пирамид древние египтяне сплавляли каменные блоки с помощью плотов и галер.

В Египте Нил называется Эль-Бахр.

Интерактивное общение: прием «Географическая лаборатория» 

«Стихийные явления, экологические проблемы континента»

В Африке часто случаются такие стихийные явления:

- пыльные бури, ливни в экваториальных лесах, засухи в саваннах, нашествия саранчи ... (дети называют и объясняют)

- Какие последствия хозяйствования человека на континенте? (экологические проблемы, эрозия почв, засоление почв, уничтожение экваториальных лесов, опустынивание земель) 

IV. Изучение нового материала

Тема: «Климатические пояса и типы климата Африки».

Почему Африка  самый жаркий материк на Земле? Почему в Африке на экваторе каждый день идет дождь? Почему на севере материка расположена крупнейшая пустыня? Что нам надо знать, чтобы ответить на эти вопросы? (Ответы учащихся)

Нам надо вспомнить климатообразующие факторы.

Интерактивное общение: прием «Географическая лаборатория»                                                         

1.Количество солнечной радиации (количество солнечного тепла).

2. Атмосферная циркуляция (пассатная циркуляция).

3.Пидстильна поверхность.

4.Вплив океанических течений.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

Тема: Определение типов климата Африки по климатическим диаграммам.

Цель: сформировать знания о климатодиаграммах, научиться выявлять различия в климатических условиях между климатическими поясами с помощью климатодиаграмм.

Проблемные вопросы: Действительно Африка - самый жаркий материк Земли?

1 -большая часть материка лежит в жарком поясе, где солнце дважды в год бывает в зените;

2-среднемесячные температуры не опускаются ниже 8 градусов;

3 на материке зафиксирована самая высокая температура на Земле 58 градусов;

4 - В Африке нет зимы, само слово «Африка» переводится как безморозный.

Работа учащихся с климатодиаграмамы.

Вывод: Африка расположена в экваториальном, субэкваториальном, тропическом и субтропическом климатических поясах. Вэкваториальном, субэкваториальном климатических поясах преобладает один тип климата, а в тропическом поясе различают тропический континетальний и тропический влажный, а в субтропическом климате - средиземноморский и субтропический влажный типы климата.

V . Обобщение полученных знаний.

- В пределах каких  климатических поясов лежит территория Африки?

- Почему в тропическом и субтропическом климатических поясах формируется несколько типов климата?

- Почему область тропического пустынного климата в Северной Африке занимает большую площадь, чем в Южной?

 VI. Рефлексия

-          Сегодня я узнал ...

-          Я приобрел ...

-          Я научился ...

-          Меня удивило ...

-          Для меня было открытием то, что ...

-          Мне захотелось ...

-          Я почувствовал, что ...        

VI I. Оценка: вы сегодня получили ценный клад - знания, которые вам обязательно пригодятся в дальнейшей жизни. Вы активно и творчески работали, были внимательными и настойчивыми, и я считаю урок не прошел даром. И, как результат, вы получили следующие баллы ...

VIII. Домашнее задание:  

1.«Африка: образ материка» (обработать материал §25).

2.Составить карточку- Рекорды Африки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследование по теме "Факторы формирования климата Африки. Климатические пояса и типичные для них погоды." 7 класс

На основе материала данного урока обучающиеся смогут анализировать закономероности природы материка, климатических условий Африки. В результате индивидуальной и групповой работы смогут выбрать модель ...

Проект урока географии в 8 классе по теме "Климатические пояса и типы климатов России"

Предлагается вашему вниманию проект вместе с технологической картой урока по географии в 8 классе, который был проведён 6 декабря 2013 года в день открытых дверей в МБОУ "Верх - Обская сош имени М. С....

Климатические пояса и типы климатов в России 8 класс

Урок был разработан с учетом требований ФГОС второго поколения. Надеюсь, что получилось....