Рабочая программа (ФГОС). География. 8 класс.УМК А.И.Алексеев, В.А.Низовцева, Э.В.Ким
методическая разработка по географии (8 класс) на тему

Огородникова Елена

Рабочая программа содержит пояснительную записку, КТП, ПТП, контрольно-измерительные материалы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по географии

для учащихся 8-х классов

на 2018-2019 учебный год.

(68 часов)

Оглавление:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

1. Пояснительная записка

1.1.Цели изучения предмета

1.2.Место учебного предмета в учебном плане

1.3.Учебно-методический комплект

1.4.Планируемые результаты освоения учебного предмета

2. Содержание учебного предмета

3.  Календарно - тематическое планирование

4. Приложения

            4.1.Контрольно-измерительные материалы

            4.2.Темы творческих работ

             4.3.Темы проектов.

             4.4. Календарно-тематическое планирование по каждому классу

  1. Пояснительная записка

Исходными документами для составления рабочей программы явились:

1.Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (далее – ФГОС основного общего  образования);

3.Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253;

4.Приказ Минобрнауки России от 05.07.2017 №629 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253;

5.Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденных постановлением Главного

государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10);

6.Распоряжение Комитета по образованию от 21.03.2018 № 810-р «О формировании

календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2018/2019 учебном году»;

7.Программы основного общего образования по географии. 5-9 классы в соответствии с ФГОС ООО (второго поколения), авторы И.И. Баринова, В.П. Дронов. - М., Дрофа, 2014 год.

 

        Курс «География России» занимает центральное место в географическом образовании в школе. Содержание предлагаемого курса полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе. Все это определяет особую роль данного курса: помимо раскрытия основных знаний, формирования географических умений и навыков, он  влияет на мировоззрение учащихся, имеет огромное воспитательное значение.

           

1.1 Цели и задачи курса:

-  сформировать целостный географический образ своей Родины;

- дать представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины;

- сформировать образ нашего государства как объекта мирового сообщества, дать  

  представление о роли России в мире;

- сформировать необходимые географические умения и навыки;

- воспитывать патриотическое отношение на основе познания своего родного края, его истории, культуры; понимания его роли и места в жизни страны и всего мира в целом;

- воспитывать грамотное экологическое поведение и отношение к окружающему миру.

  В Федеральном базисном учебном плане на изучение курса «География России» отводится по 68часов в 8 и 9 классах.

1.2.Место учебного предмета в учебном плане

    География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. На изучение географии отводится в 8 классе 68 ч.(2 ч. в неделю).

     В географическом образовании школьников ведущее место принадлежит курсу «География России». Завершая географическую подготовку учащихся в основной школе, курс способствует становлению у школьников активной гражданской позиции, ответственного отношения к судьбе своей Родины, пониманию необходимости изучения географических проблем и личного участия в их решении. Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе.

   Программа выполнена с опорой на сформированный у учащихся в предшествующих классах уровень и позволяет уделить приоритетное внимание особенностям проявления на территории России общих географических закономерностей, организации социоприродного пространства с учетом существующих проблем, прогнозирования и моделирования.

 Изменения в программе:

1.3.Учебное и учебно-методическое обеспечения

  1. География. География России. Природа и население. 8 класс. А.И.Алексеев, В.А.Низовцева, Э.В. Ким. – М.: Дрофа, 2018
  2. Методическое пособие к учебникам А.И. Алексеева, В.А. Низовцева, Э.В. Ким и др. «География. География России. Природа и население. 8 класс» и «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» под ред. А.И.Алексеева / Э.В.Ким, В.И.Сиротин, А.И. Крылов. – М.: Дрофа, 2016
  3. Контрольно- измерительные материалы  8 класс/ Сост. Е.А. Жижина М: ВАКО 2016
  4. Географический атлас, 8 класс
  5.  Контурные карты по географии, 8 класс
  6.  Интернет-ресурсы:

География России: энциклопедические данные о субъектах Российской Федерацииhttp://georus.by.ru

       Гео-Тур: география стран и континентов http://geo-tur.narod.Мир карт: интерактивные карты стран и городов http://www.mirkart.ru

       Народная энциклопедия городов и регионов России "Мой Город"http://www.mojgorod.ru      и др.

1.4 Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса.

Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно- нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.

Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:

 - воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России ;

 - формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразие современного мира;

 - формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;

- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

 - формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровья людей;

 - формирование толерантности как нормы сознательного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;

 - освоение социальных норм и правил поведения в группах, и в сообществах, заданных инструментами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся;

 - формирование основ социально – критического мышления;

 - формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной , учебно – исследовательской, творческой и других видах деятельности;

 -формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

 - осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

 -развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами освоения географии являются:

  - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

 - умение овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;

 - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

 - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

 - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

 - умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;

 - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;

 - умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;

 - умение извлекать информацию из различных источников, умение свободно пользоваться справочной литературой;

 - умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирование, объяснения, решение проблем, прогнозирования;

 -и умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение;

 -формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;

 - формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определение понятиям;

 - формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умение самостоятельно оценивать свои действия и действие одноклассников.

Предметными результатами освоения географии являются:

 -формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны;

 - формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном. Многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

 - формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды;

 - овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;

 - овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из « языков» международного общения ;

 - овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.

Формирование УУД (универсальных учебных действий):

Результаты обучения

Требования к уровню подготовки направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
  1. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
  1. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
  2. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

                           

1.5. Формы контроля

Стартовый, промежуточный, итоговый мониторинг в формате тестов, контрольных работ. Текущий контроль в формате самостоятельных, проверочных работ, тестов, опроса, работы с контурными картами.

Критерии оценивания достижений обучающихся по географии

Критерии оценки устного ответа

Оценка

Критерии оценивания

5

Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если он глубоко и прочно усвоил программный материал, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, формулирует собственные выводы.

4

Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, если он твердо знает материал, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос.

3

Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, если он имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала.

2

Оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки.

Оценивание письменных работ

№п/п

Вид работы

Краткая характеристика оценочного средства

1

Реферат

Продукт самостоятельной работы обучающегося, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определенной научной (учебно-исследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.

2

Эссе

Средство, позволяющее оценить умение письменно излагать суть поставленной проблемы, самостоятельно проводить анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария соответствующей дисциплины, делать выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.

3

Тест

Система стандартизированных заданий, позволяющая автоматизировать процедуру измерения уровня знаний и умений студента.

Критерии оценивания рефератов, докладов, сообщений, эссе

Оценка

Критерии оценивания

5

Во введении четко сформулирован тезис, соответствующий теме, выполнена задача заинтересовать читателя; деление текста на введение, основную часть и заключение; в основной части логично, связно и полно доказывается выдвинутый тезис; заключение содержит выводы, логично вытекающие из содержания основной части; правильно (уместно и достаточно) используются разнообразные средства связи; демонстрирует полное понимание проблемы. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.

4

Во введении четко сформулирован тезис, соответствующий теме, в известной мере выполнена задача заинтересовать читателя; в основной части логично, связно, но недостаточно полно доказывается выдвинутый тезис; заключение содержит выводы, логично вытекающие из содержания основной части; уместно используются разнообразные средства связи; для выражения своих мыслей студент не пользуется упрощѐнно-примитивным языком.

3

Во введени тезис сформулирован нечетко или не вполне соответствует теме; в основной части выдвинутый тезис доказывается недостаточно логично (убедительно) и последовательно; заключение выводы не полностью соответствуют содержанию основной части; язык работы в целом не соответствует уровню  курса, на котором обучается студент.

2

Во введении тезис отсутствует или не соответствует теме; в основной части нет логичного последовательного раскрытия темы; выводы не вытекают из основной части; отсутствует деление текста на введение, основную часть и заключение;

Критерии оценивания теста

Оценка

% выполненных заданий

отлично

90 – 100

хорошо

70 – 90

удовлетворительно

50 – 70

неудовлетворительно

менее 50

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты ( в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.                                                                            

5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .                                

6. Не забудьте подписать работу внизу карты!                                                                                                    

  Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!

Технологии: Планируется использование следующих педагогических технологий в преподавании предмета: здоровьесберегающие, проблемного обучения, игровые, информационно-коммуникационные, развивающего обучения, проектные, дифференцированного

обучения, составления алгоритма выполнения задания, развития навыков самопроверки и самоконтроля, конструирования (моделирования).

Будут учтены психолого-педагогические особенности работы в каждом классе, вариативность направлений работы с разными группами детей:

  • Работа с одаренными детьми
  • Работа с учащимися, для которых русский язык не является родным
  • Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования
  • Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии
  • Работа с девиантными, зависимыми, социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении

 Разработаны тесты разного уровня сложности, проектные творческие задания, предназначенные для разных групп обучающихся.

  1. Содержание курса

Введение (1 час)

Изучение географии как один из способов познания окружающего мира. Главная задача географии – выяснение того, чем живут люди, как они взаимодействуют с окружающей средой и изменяют ее. Уникальность географических объектов. Разнообразие территории России. Географический взгляд на мир.

Раздел I Пространства России (7 часов)

Россия на карте мира. Доля России в населении и территории мира, Европы и  Азии.

Географическое положение и размеры территории. Крайние точки территории, ее протяженность. Административно-территориальное устройство России. Субъекты Российской Федерации.

Границы России: сухопутные и морские.  Россия на карте часовых поясов. Время поясное, декретное и летнее. Часовые пояса на территории России.

Практические работы.

1. Географическое положение России.

2. Пограничные государства

 3. Определение разницы во времени отдельных территорий.

 Раздел II. Природа и человек (35  часов)

Тема 1. Рельеф и недра (5 часов)

Строение земной коры на территории России. Значение и влияние рельефа на жизнь людей. Возраст горных пород. Геологические и тектонические карты.

Важнейшие особенности рельефа России. Их влияние на природу, хозяйство, жизнь населения.

Современное развитие рельефа. Современные внешние и внутренние факторы рельефообразования. Влияние неотектонических движений на рельеф. Влияние человеческой деятельности на рельеф Земли.

Богатства недр России. Место России в мире по запасам и добыче полезных ископаемых. Влияние добычи полезных ископаемых на окружающую среду. Рекультивация Земель.

Тема 2. Климат (6 часов)

Климат и человек. Общие особенности климата. Влияние географического положения и рельефа на количество тепла. Сезонность – главная особенность климата России. Россия – холодная страна.

Основные климатообразующие факторы. Солнечная радиация, суммарная солнечная радиация, их различия на разных  широтах.

Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны. Распределение тепла и влаги по территории страны.

Разнообразие типов климата нашей страны и разнообразие условий жизни людей.

Тема 3. Богатство внутренних вод России (4часа)

Роль воды на Земле. Реки. Значение рек в заселении и освоении России. География российских рек. Сточные области. Жизнь рек. Падение и уклон рек; скорость течения, водоносность рек.

Разнообразие и значение озер России. Происхождение озерных котловин. Грунтовые и артезианские подземные воды. Многолетняя мерзлота.

Вода в жизни человека. Водные ресурсы. Проблемы рационального использования водных ресурсов.

Тема 4. Почвы - национальное достояние страны (4 часа)

 Значение почвы для становления  человеческого общества. Почвы - особое «природное тело». Гумус – вещество, присущее только почве. География почв России.

Рациональное использование и охрана почв. Меры предупреждения и борьбы с почвенной эрозией и загрязнением почв.

Тема 5. В природе все взаимосвязано (3 часа)

ПТК. Факторы формирования  ПТК.

Зональность и азональность природных комплексов России. Практическое значение изучения свойств и размещение ПТК.

Свойства ПТК: целостность, устойчивость, значение для планирования хозяйственной деятельности.

Человек и ландшафты. Ландшафт и его компоненты – основные ресурсы жизнедеятельности людей. Культурные ландшафты – ландшафты будущего.

Тема 6. Природно-хозяйственные зоны. (10 часов)

Учение о природных зонах. В.В. Докучаев  и Л.С. Берг – основоположники учения о ландшафтно-географических зонах.

Зональная обусловленность жизнедеятельности человека. Человеческая деятельность – важнейший фактор современного облика и состояния природных зон, превращения их в природно-хозяйственные .

«Безмолвная» Арктика и чуткая Субарктика. Вечная мерзлота, полярные дни и ночи, хрупкое равновесие природы.

Таежная зона. Характерные особенности  ландшафтов. Разные виды тайги в России. Специфика жизни в таежных ландшафтах. Преобразование тайги человеком. Очаговое освоение и заселение.

Болота. Причины образования болот. Низинные и верховые болота. Торф и его свойства. Роль болот в природе.

Смешанные леса . – самая преобразованная деятельностью человека природная зона. Факторы разнообразия ее ландшафтов. Смешанные леса Восточно-Европейской равнины. Муссонные леса Дальнего Востока.

Лесостепи и степи. Освоение степных ландшафтов – история  приобретения и потерь. Значение степной зоны для народного хозяйства России.

Полупустыни и пустыни, субтропики – южная полоса России. Основные свойства природы. Жизнь в полупустынных и пустынных ландшафтах. Редкоочаговое расселение.

Многоэтажность природы гор. Различия в проявлении высотных поясов Кавказских и Уральских гор, гор Сибири и Дальнего востока.

Тема 7. Природопользование и охрана природы.  (3 часов)

Понятие о природной среде, природных условиях и природных ресурсах. Классификация природных ресурсов. Природопользование.

Охрана природы и охраняемые территории при современных масштабах хозяйственной деятельности. Роль охраняемых природных территорий. Заповедники и национальные парки, заказники и памятники природы.

Практические работы.

 4. Обозначение на к/к главных тектонических структур, наиболее крупных форм рельефа.

5.  Установление взаимосвязей тектонических скульптур, рельефа и полезных ископаемых.

6. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годовое количество осадков по территории страны

7. Обозначение на к/к крупных рек и озер.

8. Характеристика реки с точки зрения возможностей хозяйственного использования .

 9. Анализ почвенного профиля и описание  условий его формирования.

10. Выявление взаимосвязей и взаимозависимости природных зон  и условий жизни, быта людей

Раздел III. Население России (16 часов )

Тема 8. Сколько нас – Россиян? (2 часа)

Как изменялась численность населения России в 18-20 вв. Людские потери России от войн, голода, репрессий. Демографические кризисы.

Понятие о воспроизводстве населения. Типы воспроизводства.

Графики изменения численности и естественного движения населения как один из видов представления информации.

 

 Тема 9. Кто мы?  (2 часа)

Соотношение мужчин и женщин в населении. Причины повышения смертности мужчин. Факторы, влияющие на продолжительность  жизни.

Половозрастная пирамида населения России. Факторы старении населения и факторы сохранения высокой доли молодежи.

Диаграммы как источник географической информации. Их виды.

      Тема 10. Куда и зачем едут люди? (3 часа)

Виды миграций населения. Роль миграций в становлении и развитии России. Факторы миграций. Влияние миграционной  подвижности на традиции, характер и поведение людей.

Внешние миграции населения: в Россию из нее.

Территориальная подвижность населения. Суточные, недельные, годовые циклы передвижений населения.

Картограммы как вид географической информации.

Тема 11. Человек и труд. (1 час)

Экономическая оценка жизни человека, экономическая связь поколений. Трудовые ресурсы, их состав и использование. Рынок труда. География безработицы.

Тема 12. Народы и религии России.  (3 часа)

Что такое этнический состав населения? Этносы, их отличительные признаки.

Этнический состав населения России. Религии России. Роль религии в формировании Российского государства. Преобладающие религии страны, связь религиозного и этнического состава населения.

Тема 13. Где и как живут люди? (6 часов)

 Плотность населения. Сопоставление плотности населения в разных регионах России и других странах. Влияние плотности населения на хозяйство , жизнь людей, на природную среду.

Расселение людей, типы населенных пунктов. Отличие города от села. Понятие урбанизации, ее показатели.

            Практические работы.

           11. Города России.

          Раздел IV. Природа и население Санкт-Петербурга и Ленинградской области (9 часов).

Географическое положение региона. Особенности рельефа. Полезные ископаемые. Особенности климата. Внутренние воды. Ландшафты и ООПТ. Население Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

            Практические работы.

           12.Нанесение на контурную карту объектов природы региона.

Название темы

Количество часов

Количество практических работ

1

Введение

1

-

2

Раздел I. Пространства России.

7

2

3

Раздел II. Природа и человек

35

7

4

Раздел III. Население России

16

2

5.

Раздел IV. Природа и население Санкт-Петербурга и Ленинградской области

9

1

Итого:

68

12

 3. Календарно-тематическое планирование

География России. 8  класс, 2 ч в неделю, всего 68ч.

Учебник: География. География России. Природа и население. 8 класс. А.И.Алексеев, В.А.Низовцева, Э.В. Ким. – М.: Дрофа, 2018

Дата по плану (№

учебной недели)

Уро

ка

Тема урока

Планируемые результаты

Форма контроля

Практические работы

личностные

предметные

метапредметные

Введение  (1 час)

1

1

Зачем мы изучаем географию России

Осознание себя как члена общества – гражданина России

Называть основные задачи географической науки, различные источники географической информации

Отбирать нужные источники информации, оценивать и анализировать их особенности и значимость

Решение учебно-познавательных задач

Раздел I. Пространства России (7 часов)

1

2

Россия на карте мира

Представление о России как субъекте мирового географического пространства

Особенности ГП России, факторы ГП России, соседи России 1 и 2 порядка, оценка сухопутных и морских границ, сравнивать ГП стран, определять время на разных участках территории России. Понимают и объясняют задачи географии в разные исторические периоды.

Анализировать и делать выводы на основании работы с картосхемами учебника, работать с географической картой

Самостоятельная работа на  к/к

Практ. Раб. №1.Географическое положение России

2

3

 Географическое положение  России.

Работа на к/к

Практич.  раб.№2.Пограничные государства

решение учебно-практических задач

2

4

 Границы России.  Стартовый контроль.

Работа на к/к , тест

3

5

России на карте часовых поясов. Решение задач на определение поясного времени

Решение задач на определение поясного времени

Практич. раб.№3.Определение разницы во времени отдельных территорий

3

6

Формирование территории России

Решение учебно-познавательных задач

4

7

Географическое изучение территории России

Решение учебно-познавательных задач

4

8

Обобщение знаний по разделу «Пространства России»

Итоговое тестирование

Раздел II. Природа и человек (35 часов )

Тема 1. Рельеф и недра (5 часов)

5

9

Строение земной коры (литосферы) на территории России

Осознание целостности природы, гордость и любовь к своей стране

Читать и анализировать карты по теме, геохронологическую таблицу, определять возраст горных пород по геологической карте, доказывать соответствия рельефа и тектонических структур, называть важнейшие особенности рельефа России,

Планировать проектную или исследовательскую деятельность; выявлять причинно-следственные связи, владеть навыками анализа; работать с текстом и внетекстовыми компонентами учебника; представлять информацию в различных видах (тезисы, описания, презентации), кратко формулировать мысли в устной и письменной форме в логике поставленного вопроса

Решение учебно-практических задач

5

10

Особенности рельефа России

Анализ тектонической и физической карт, работа на контурной карте

Практич. раб. №4.Обозначение на к/к главных тектонических структур, наиболее крупных форм рельефа

6

11

Современное развитие рельефа

показывать на карте основные формы рельефа, приводить примеры влияния рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека, показывать на карте районы вулканизма и землетрясений, определять по карте опасные районы, называть меры безопасности при стихийных явлениях, показывать на карте наиболее крупные месторождения, высказывать доводы и приводить примеры в пользу рационального природопользования

Самоконтроль

Решение учебно-познавательных задач

6

12

Использование недр

Практич. раб. №5.Установление взаимосвязей тектонических скульптур, рельефа и полезных

7

13

Итоговый урок по теме «Рельеф и недра»

Тестирование

 Тема 2.  Климат  (6 часов)

7

14

Общая характеристика климата России

Осознание целостности природы, гордость и любовь к своей стране

Приводить примеры влияния климата на жизнь;по картам называть факты, подтверждающие влияние  ГП на климат; объяснять на примерах изменчивость климатических условий вследствие циркуляции атмосферы;

на основе анализа карт приводить примеры и объяснять особенности распределения температур и осадков на территории России; характеризовать, используя картографические источники информации, различные типы климатов; оценивать различные климатические условия с точки зрения жизни людей; высказывать оценочные суждения об особенностях климата России с точки зрения комфортности проживания людей

Климат и человек. Агроклиматические ресурсы

Работать с различными источниками информации; высказывать свои суждения, подтверждая их фактами; предоставлять информацию в различных формах

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

Решение учебно-познавательных задач

8

15

Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны

8

16

Распределение температур и осадков

Учебное исследование по картам, анализ

Решение учебно-практических задач

9

17

Типы климата нашей страны

Учебное исследование синоптической карты, анализ

Практич. раб. №6.Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годовое количество осадков по территории страны

9

18

Климат и человек

Самоконтроль

Решение учебно-познавательных задач

10

19

Итоговый урок по теме «Климат»

Тестирование

Тема 3. Богатство внутренних вод  России (4 часа)

10

20

Реки

Эмоционально-ценностное отношение к природе

Приводить доказательства в пользу утверждений: »Реки - природный ресурс», «Реки  - географический каркас территории»;

Показывать на карте крупные речные системы страны; Давать характеристику реки на основе анализа карт; отбирать необходимые карты для характеристики или описания реки;, приводить примеры значения разных видов внутренних вод как водных ресурсов; показывать на карте крупные озёра, области многолетней мерзлоты, ледников; объяснять размещение внутренних вод по территории страны; приводить доказательства необходимости рационального использования водных ресурсов; приводить примеры рационального использования объектов внутренних вод

Ставить учебные задачи и планировать свою работу, понимать разницу между описанием и характеристикой объекта; сравнивать объекты, выделяя существенные признаки; создавать собственную информацию; участвовать в совместной деятельности

Самоконтроль

Анализ физической карты, работа с к/к, Решение творческих задач

11

21

Озера, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота, ледники.

Работа в к/к

Практич. раб. №7.Обозначение на к/к крупных рек и озер

11

22

Человек и вода

 Практич. раб.№8. Характеристика реки с точки зрения возможностей хозяйственного использования

12

23

Обобщение по теме « Богатство внутренних вод России»

Тестирование.

Тема 4. Почвы – национальное достояние страны ( 4 часа)

12

24

Почвы - «особое природное тело»

Эмоционально-ценностное отношение к природе

Приводить доказательства в пользу утверждения «Почвы - зеркало рельефа и климата»; объяснять размещение основных типов почв на территории России; приводить примеры рационального использования почв

Находить, отбирать и использовать различные источники информации по теме; сравнивать объекты, выделяя существенные признаки; выявлять причинно-следственные связи

Практич. раб. №9. Анализ почвенного профиля и описание условий его формирования

13

25

География почв России

Решение учебно-практических задач

13

26

Почвы и урожай

Самоконтроль

Решение учебно-познавательных задач

14

27

Рациональное использование и охрана  почв

решение творческих задач, Тестирование

Тема 5. В природе  все взаимосвязано (3 часа)

14

28

Понятие о природном территориальном комплексе. Промежуточный контроль.

Эмоционально-ценностное отношение к природе

Приводить примеры и показывать на карте различные виды ПТК, свойств ПТК и их значения для жизни и деятельности человека; аргументированно объяснять изменения свойств ПТК под влиянием тех или иных факторов; называть отличительные особенности ПТК ; объяснять отрицательное и положительное влияние человека на окружающую среду, ландшафты; приводить примеры положительного и отрицательного воздействия на среду природных комплексов разных типов

Объяснять значение основных понятий темы; выделять существенные признаки объектов; выявлять причинно-следственные связи; работать с учебными текстами, схемами , картосхемами, статистикой, географическими картами; формировать свои мысли и выводы в устной и письменной форме, презентаций

Тест

Решение учебно-практических задач

15

29

Свойства природных территориальных комплексов

Индивидуальный опрос

15

30

Человек в ландшафте

Решение творческих задач.

Тема 6. Природно-хозяйственные зоны (10 часов)

16

31

Учение о природных зонах

Эмоционально-ценностное отношение к природе

Аргументировать проявление зональности; доказывать взаимосвязь и взаимозависимость природных компонентов в природном комплексе; приводить примеры влияния природных условий ПК на расселение населения и виды хозяйственной деятельности и экологического давления на окружающую среду в зависимости от вида ПК;

Объяснять значение основных понятий темы; представлять информацию в различных видах, кратко формулировать мысли в устной и письменной форме в логике поставленного вопроса; работать с различными источниками информации;

Обозначение на к/к границ природных зон

16

32

«Безмолвная» Арктика

Учебное исследование по картам . Решение проблемных задач

17

33

Чуткая Субарктика

Самооценка

Решение проблемных задач

17

34

Таежная зона

Тестирование,

Решение учебно-практических задач

18

35

Болота

Индивидуальный опрос

Прогнозирование изменения одного из компонентов ПТК при заданном изменении другого

18

36

Зона смешанных широколиственных лесов

  давать характеристику отдельных природно-хозяйственных комплексов

выявлять причинно-следственные связи

Решение учебно-практических задач

19

37

Лесостепи и степи

Тестирование

Решение проблемных задач

19

38

Полупустыни и пустыни, субтропики

Самостоятельная работа

20

39

«Многоэтажность» природы гор. Человек и горы

Учебное исследование по картам атласа.

20

40

Обобщение знаний по теме « природно-хозяйственные зоны»

Практическая работа

Практич. раб. №10.Выявление взаимосвязей и взаимозависимости природных зон  и условий жизни, быта людей

Тема 7. Природопользование и охрана природы (3 часа)

21

41

Природная среда, природные условия, природные ресурсы

Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования

Приводить примеры необходимости рационального использования ресурсов; аргументировать необходимые мероприятия по охране ресурсов, в зависимости от вида – исчерпаемости, неисчерпаемости, возобновляемости и т.д.;

Объяснять значение основных понятий темы; работать с разными источниками информации; отбирать информацию для аргументации своих доводов

Решение учебно-практических задач

21

42

Рациональное использование природных ресурсов

Самооценка

Решение проблемных задач

22

43

Охрана природы и охраняемые территории

приводить примеры и показывать на карте ООПТ; приводить примеры экологических проблем;, выявлять причины возникновения экологических проблем

Практическая работа

Нанесение на к/к особо охраняемых природных территорий России. Решение творческих задач

Раздел III . Население России (17 часов)

Тема 1. Сколько нас – Россиян? (2 часа)

22

44

Численность населения

Осознание себя как члена общества – гражданина России

Называть численность населения страны; сравнивать Россию с другими крупнейшими странами мира по этому показателю; объяснять изменения численности населения и естественного движения населения в историческом плане; объяснять различие между традиционным и современным типами воспроизводства

Объяснять значение основных понятий темы, выделять существенные признаки объектов; выявлять причинно-следственные связи; работать с учебными текстами, схемами , статистикой,; формировать свои мысли и выводы в устной и письменной форме, презентаций

Решение учебно-познавательных задач

23

45

Воспроизводство населения

Решение учебно-познавательных задач

Тема 2. Кто мы? (2 часа)

     23

46

Соотношение мужчин и женщин (половой  состав населения)

Осознание себя как члена общества – гражданина России

Объяснять влияние различных факторов на продолжительность жизни населения страны; строить диаграммы и графики на основе статистических материалов, читать и анализировать их, объяснять особенности половозрастного состава населения страны; объяснять причины, влияющие на численность населения ; объяснять современную демографическую ситуацию в стране

Строить диаграммы и графики, выявлять причинно-следственные связи, делать выводы; анализировать информацию; представлять результаты в различной форме

Решение проблемных вопросов

24

47

Возрастной состав населения

Самооценка

Решение учебно-практических задач

Тема 3. Куда и зачем едут люди? (3 часа)

24

48

Миграции населения России

Осознание себя как члена общества – гражданина России

Объяснять причины и основные направления миграций населения России

Объяснять значение основных понятий темы, Строить диаграммы и графики, выявлять причинно-следственные связи, делать выводы; анализировать информацию; представлять результаты в различной форме

Решение учебно-познавательных задач

25

49

Внешние миграции

Решение проблемных вопросов

25

50

Территориальная подвижность населения

Фронтальный опрос

Решение учебно-практических задач

Тема 4. Человек и труд (1 час)

26

51

География рынка труда

Готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории

Характеризовать состав и использование трудовых ресурсов страны

Объяснять значение основных понятий темы, Строить диаграммы и графики, выявлять причинно-следственные связи, делать выводы; анализировать информацию; представлять результаты в различной форме

Решение проблемных вопросов. Исследовательская работа

Тема 4. Народы и религии (3 часа)

26

52

Этнический состав населения

Осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих её народов

Показывать на карте районы проживания крупных народов; приводить примеры республик в составе России, определять по статистическим показателям долю титульной нации автономных образований; приводить примеры влияния религиозных традиций на жизнь и быт народов России

Объяснять значение основных понятий темы, Строить диаграммы и графики, выявлять причинно-следственные связи, делать выводы; анализировать информацию; представлять результаты в различной форме

Решение учебно-познавательных задач

27

53

Этническая мозаика России

Самооценка

Решение учебно-практических задач

27

54

Религии народов России

Фронтальный опрос

Творческая работа

Тема 6. Где и как живут люди? (5 часов)

28

55

Плотность населения

Осознание себя как члена общества – гражданина России

Читать графики изменения соотношения городского и сельского населения страны;

Объяснять значение основных понятий темы;

 Выделение на к/к главной полосы расселения . Решение учебно-практических задач

28

56

Расселение и урбанизация

Называть и показатели процесса урбанизации; объяснять разнообразие типов заселения территории на основе анализа текстовых источников и карт; называть и выделять на карте крупнейшие города России; называть функции городов; приводить примеры территориальных различий в условиях жизни и хозяйственной деятельности в различных типах поселений

называть способы отображения географической информации на различных видах карт; выделять, объяснять, описывать существенные признаки географических объектов и явлений; работать с различными источниками информации, интернет-ресурсами

Индивидуальный опрос

Решение учебно-познавательных задач

    29

57

Города России

самоконтроль

Практич. раб. №11.Нанесение на к/к городов – миллионеров

29

58

Сельская Россия

Моделирование возможных вариантов использования сельской местности в зоне степей, тундры, горах. Решение учебно-практических задач

   30

59

Итоговый урок по разделу «Население России»

тестирование

Раздел IV. Природа и население Санкт-Петербурга и Ленинградской области (7 часов)

   30

60

Географическое положение региона

Осознание себя как члена общества – жителя Санкт -Петербурга

Называть особенности географического положения региона; давать характеристику рельефа своей местности;

Работать с различными источниками информации; высказывать свои суждения, подтверждая их фактами;

Практич. раб. 12.Нанесение на контурную карту объектов природы региона.

   31

61

Особенности рельефа. Полезные ископаемые.

Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования

характеризовать особенности климата своей местности, типичные погоды; характеризовать особенности внутренних вод, компонентов ПТК региона, ООПТ; называть численность населения региона, миграционные процессы, оценивать демографическую ситуацию в регионе, рынок труда, национальный состав, крупные населеннее пункты

предоставлять информацию в различных формах

самооценка

Решение учебно-практических задач

   31

62

 Климат, погоды региона

Фронтальный опрос

Решение учебно-практических задач

   32

63

Внутренние воды

Практическая работа

Решение учебно-практических задач

   32

64

Ландшафты и ООПТ. Итоговый контроль

Тест

Решение учебно-практических задач

   33

65

Население Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Решение учебно-познавательных и учебно-практических задач

   33

66

Обобщающее повторение

Овладение системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях

   34

67

Обобщающее повторение

   34

68

 Итоговый урок по курсу «География России. Природа и население»

4.Приложения

4.1.Контрольно-измерительные материалы.    

1 четверть

Тема: «Пространства России»

1) Подавляющее большинство точек территории Российской Федерации имеют:

а) южную широту и восточную долготу;

б) северную широту и восточную долготу;

в) северную широту и западную долготу.

2) Крайней северной точкой России является мыс:

а) Челюскин; б) Флигели; в) Дежнѐва.

3) Крайняя восточная точка России имеет долготу:

а) западную; б) восточную; в) северную.

4) Морские границы России, по сравнению с сухопутными, имеют протяжѐнность:

а) большую; б) равную; в) меньшую.

5) Наличие трѐх климатических поясов на территории России объясняется

большой протяжѐнностью страны:

а) с севера на юг;

б) с запада на восток.

6) Моря Северного Ледовитого океана по сравнению с морями Тихого океана:

а) более глубокие;

б) такие же по глубине;

в) менее глубокие.

7) Конечными портами Северного морского пути являются:

а) Мурманск и Санкт-Петербург;

б) Санкт-Петербург и Владивосток;

в) Владивосток и Мурманск.

8) Время в границах одного часового пояса называется:

а) местным; б) поясным; в) декретным.

9) Границы часовых поясов проводятся в соответствии:

а) с параллелями;

б) меридианами;

в) горизонталями.

10) В России последними встречают Новый год жители:

а) Анадыря; б) Магадана; в) Калининграда

Тема: «Формирование территории России»

1. В XI в. западная граница отделяла Киевскую Русь от…

1) королевств Польша и Венгрия 3) Византийской империи

2) Хазарского царства 4) Волжской Булгарии

2. На территориях, вошедших в состав Российского государства в конце XVI в., были основаны города…

1) Саратов, Тюмень, Уфа 3) Березов, Витебск, Псков

2) Архангельск, Курск, Тобольск 4) Белоозеро, Гродно, Полоцк

3. В XVIII в. в связи с созданием Сибирского тракта возникли или получили толчок к развитию города…

1) Омск, Томск, Красноярск, Иркутск, Нерчинск

2) Обдорск, Березов, Тобольск, Тюмень

3) Туруханск, Енисейск, Обдорск, Томск

4) Красноярск, Иркутск, Нарым, Туруханск, Якутск

4. За одну навигацию Северный морской путь был пройден в 1932 г. экспедицией под руководством…

1) И.Д.Папанина 2) О.Ю.Шмидта 3) С.В.Обручев 4) Б.А.Вилькицкого

5. Во второй половине XV в. к Московскому княжеству были присоединены земли…

1) «Перми Великой» 3) Крымского ханства

2) «Сибирские» 4) Запорожья

6. В 1667 г. был составлен «Чертеж Сибирской земли» Петром Годуновым, который жил в…

1) Москве 2) Санкт–Петербурге 3) Казани 4) Тобольске

7. Русское географическое общество, было создано в…

1) 1724 году 2) 1733 году 3) 1845 году 4) 1914 году

8. Берега Студеного моря – Поморье – были освоены и названы…

1) ненцами 2) новгородцами 3) карелами 4) ростово–суздальцами

9. Основание Мангазейского острога, связано с таким богатством Сибири, как…

1) пушнина 2) золото 3) мед и воск 4) янтарь

10. Первая Камчатская экспедиция под руководством В.Беринга была организована по… 1) указу Петра I 2) инициативе М.В.Ломоносова

3) предложению Русского географического общества

4) инициативе шведского капиталиста О.Диксона

11. В 20-30 гг. XX в. была открыта горная система – хребет Черского. Экспедицией руководил…

1) И.Д.Папанин 2) О.Ю.Шмидт 3) С.В.Обручев 4) Б.А. Вилькицкий

12. К XVI в. сформировалось ядро Российского государства присоединением к Московскому княжеству земель…

1) Новгородской и Ярославской 3) Муромской и Мещерской

2) Псковской и Рязанской 4) Астраханской и Сибирской

13. Город Охотск возник на месте Охотского зимовья. Побережье Охотского моря было открыто…

1) В. Атласовым 2) С.Дежневым 3) И.Москвитиным 4) В.Поярковым

14. Руководителем Русского географического общества был…

1) В.В.Докучаев 3) О.Ю.Шмидт

2) Н.М.Пржевальский 4) П.П.Семенов–Тян-Шанский

Тема: «Границы России»

. Россия расположена:

A. в северном и западном полушариях; Б. в северном и восточном полушариях;

B. в северном и южном полушариях; Г. только в северном полушарии.

2. Найдите соответствие. Крайние точки России:

A. северная; 1. м. Дежнева Б. южная; 2. м. Челюскин

B. западная ; 3. м. Базардюзю

Г. восточная; 4. песчаная коса (Куршская)

3. Россия имеет только морскую границу с государствами:

А. Норвегия и Япония Б. Япония и Китай В. Япония и США.

4. Россия расположена:

А. в 11-й часовых поясах; Б. в 10-и часовых поясах; В. в 9-и часовых поясах Г. в 24-х часовых поясах.

5. В рельефе России преобладают:

А. горы; Б. равнины.

6. Самые высокие горы России это:

Л. Алтай; Б. Кавказ; В. Саяны; Г. Урал.

7. Устойчивые участки земной коры называются:

А. плиты; Б. платформы; В. складчатые области.

8. На климат России наибольшее влияние оказывает океан:

А. Тихий Б. Северный Ледовитый В. Атлантический Г. Индийский

9. Большинство рек России имеет питание:

А. дождевое Б. ледниковое В. снеговое Г. смешанное

10. Горной рекой является:

А. Терек Б. Урал В. Печера Г. Дон.

11. Основатель науки о почвах

А. М.В. Ломоносов Б. В.В. Докучаев В. В.А. Обручев

12. В тайге Русской равнины распространены леса:

А. еловые и пихтовые; Б. лиственничные; В. еловые и сосновые

13. В почвах тайги больше всего:

А. влаги Б. минеральных солей В.. воздуха Г. Гумуса

14. Климат Русской равнины:

А. морской Б. умеренно-континентальный В. континентальный

15. Русская равнина расположена:

А. на древней платформе Б. на молодой платформе В. на щит

Тема: «Часовые пояса»

1. Когда в Красноярске (VI часовой пояс) 20 часов, в Москве (II часовой пояс)…

1) 8 часов 2) 16 часов 3) 20 часов 4) 12 часов

2. Когда в Якутске (VIII часовой пояс) 22 часа, в Москве (II часовой пояс)…

1) 4 часа 2) 16 часов 3) 8 часов 4) 2 часа

3. Местное время точки зависит от ее…

1) географической широты

2) географической долготы

4. Если пересекать линию перемены дат с востока на запад, то сутки… …

 1) приобретаются 2) теряются

4. Фундамент наиболее древних платформ России имеет … возраст

1) палеозойский 2) докембрийский 3) мезозойский

5. Фундамент Сибирской платформы выходит на поверхность в виде щитов…

1) Балтийского и Анабарского 3) Алданского и Анабарского

2) Алданского и Балтийского

6. Фундамент Западно-Сибирской молодой платформы формировался одновременно с…

1) Уралом 2) Кавказом 3) Сихотэ-Алинем

7. В первой половине палеозоя протекала … складчатость

1) альпийская 2) каледонская 3) герцинская

8. На границах современных литосферных плит сформировались…

1) Корякское нагорье и горы Камчатки 3) Тиманский кряж и Урал

2) Урал и горы Таймыра

9. В мезозойскую складчатость сформировалось складчатое основание…

1) хребтов: Черского, Верхоянского, Сихотэ-Алиня

2) Кавказа, Корякского нагорья, Сахалина

3) Урала, Алтая, Саян

10. Высота гор зависит от…

1) скорости поднятий земной коры

2) скорости разрушения рельефа

3) соотношения между скоростью поднятий и скоростью разрушения

11. Кавказ выше Алтая, потому что…

1) позднее образовался

2) сложен более твердыми горными породами

3) испытывает более интенсивное поднятие

12. Овражно-балочная сеть на Восточно-Европейской равнине наиболее развита…

1) на Прикаспийской низменности 3) на Валдайской возвышенности

2) на Среднерусской возвышенности

13. Рельеф, созданный наносами рек, наиболее широко распространен…

1) на Западно-Сибирской низменности 3) на Среднесибирском плоскогорье

2) на Восточно-Европейской равнине

14. Действующие вулканы в России расположены…

1) на Кавказе

5. 14 мая судно отплыло из Владивостока и пробыло в пути 5 суток, в Сан–Франциско оно прибыло…

1) 19 мая 2) 18 мая 3) 20 мая

6. Москва и Санкт–Петербург имеют одинаковое…

1) местное время 2) поясное время

7. Границы часовых поясов в большей степени совпадают с направлением меридианов…

1) на суше 2) в океане

8. На территории России Новый год можно встретить…

1) 9 раз 2) 10 раз 3) 11 раз 4) 12 раз

9. Территория России расположена в … часовых поясах

1) 12 2) 11 3) 10 4) 9

10. В осенне-зимний период в России к поясному времени любого пункта прибавляется…

1) 1 час 2) 2 часа

11. Время населенного пункта отличается от московского на 4 часа, он находится в часовой зоне…

1) IV            3) VI

2) V             4) VIII

12.  Декретное время на территории России было принято в…

1) 1900 г. 2) 1930 г. 3) 1884 г. 4) 1981 г.

13. Решением астрономического конгресса весь земной шар был поделен на … пояса

1) 32 2) 15 3) 12 4) 24

14. Если в Костроме (45° в.д.) солнечный полдень, то в С.–Петербурге (30° в.д.) он наступит примерно…

1) на 1 час раньше 2) на 1 час позже

Тема: «Рельеф и недра»

1. Самая высокая точка России – гора Эльбрус имеет высоту…

1) 5895 м 2) 6960 м 3) 5642 м

2. Горы в России занимают около…

1) третьей части территории

2) четвертой части территории

3) половины территории

3. Наибольшую протяженность в России имеет горное сооружение

1) Кавказ 2) Сихотэ-Алинь 3) Урал

4. Фундамент наиболее древних платформ России имеет … возраст

1) палеозойский 2) докембрийский 3) мезозойский

5. Фундамент Сибирской платформы выходит на поверхность в виде щитов…

1) Балтийского и Анабарского 3) Алданского и Анабарского

2) Алданского и Балтийского

6. Фундамент Западно-Сибирской молодой платформы формировался одновременно с…

1) Уралом 2) Кавказом 3) Сихотэ-Алинем

7. В первой половине палеозоя формировалась… складчатость

1) альпийская 2) каледонская 3) герцинская

8. На границах современных литосферных плит сформировались…

1) Корякское нагорье и горы Камчатки 3) Тиманский кряж и Урал

2) Урал и горы Таймыра

9. В мезозойскую складчатость сформировалось складчатое основание…

1) хребтов: Черского, Верхоянского, Сихотэ-Алиня

2) Кавказа, Корякского нагорья, Сахалина

3) Урала, Алтая, Саян

10. Высота гор зависит от…

1) скорости поднятий земной коры

2) скорости разрушения рельефа

3) соотношения между скоростью поднятий и скоростью разрушения

11. Кавказ выше Алтая, потому что…

1) позднее образовался

2) сложен более твердыми горными породами

3) испытывает более интенсивное поднятие

12. Овражно-балочная сеть на Восточно-Европейской равнине наиболее развита…

1) на Прикаспийской низменности 3) на Валдайской возвышенности

2) на Среднерусской возвышенности

13. Рельеф, созданный наносами рек, наиболее широко распространен…

1) на Западно-Сибирской низменности 3) на Среднесибирском плоскогорье

2) на Восточно-Европейской равнине

14. Действующие вулканы в России расположены…

1) на Кавказе

2) на Урале

3) на Камчатке и Курильских островах

15. На платформах встречаются полезные ископаемые…

1) только магматического происхождения

2) магматического и осадочного происхождения

3) магматического, осадочного и метаморфического происхождения

3) горючие (нефть, газ, уголь)

Тема: « Климат»

1. Величина суммарной радиации, получаемая территорией, ниже при … погоде

1) ясной 2) пасмурной 3) облачной

2. Режим осадков на большей части территории России характеризуется…

1) зимним максимумом

2) равномерным распределением в течение года

3) летним максимумом

3. Летний максимум осадков наиболее ярко выражен в условиях … климата

1) субарктического 3) резко–континентального

2) континентального 4) муссонного

4. В умеренном климатическом поясе при движении с востока на запад…

1) средние температуры января и количество осадков увеличиваются

2) температуры января понижаются, а количество осадков возрастает

3) температуры января повышаются, а количество осадков уменьшается

4) температуры января и количество осадков уменьшаются

5. Наибольшая годовая амплитуда температуры и наименьшее количество осадков характерно для…

1) умеренно континентального типа климата 2) континентального типа климата

3) резкоконтинентального типа климата 4) муссонного типа климата

6. В бассейне реки Оби сформировался … тип климата

1) умеренно континентальный 2) континентальный

3) резкоконтинентальный 4) муссонный

7. Наибольшее влияние на климат России оказывает … океан

1) Тихий 2) Атлантический 3) Северный Ледовитый

8. Циклоны на территории России наиболее часто определяют погоду…

1) Восточно–Европейской равнины 2) Востока и Северо–Востока Сибири

3) Западной Сибири 4) Восточной Сибири

9. Отепляющее влияние Атлантического океана более значительно выражено…

1) летом 2) зимой 3) в переходные сезоны года

10. Наиболее сильные морозы наблюдаются при … погоде

1) циклональной 2) антициклональной 3) фронтальной

11. Максимальная высота снежного покрова в России характерна для…

1) западных склонов Урала 2) восточного побережья Камчатки

3) Черноморского побережья Кавказа 4) Северо-востока Сибири

12. Для хозяйственной деятельности климатические условия наиболее благоприятны в … части России

1) северо–западной 2) северо–восточной 3) юго–западной 4) юго–восточной

13. Засухи и суховеи имеют место при … погоде

1) циклональной 2) антициклональной 3) фронтальной

14. Климатические условия на территории страны неблагоприятны для развития хозяйства из-за…

1) дефицита влаги 2) дефицита тепла 3) избытка влаги 4) избытка тепла

15. Наиболее низкие темпер

атуры января зарегистрированы…

1) в Европейской части 2) в Западной Сибири

3) на Северо–Востоке Сибири 4) на Дальнем Востоке

2 четверть

Тема: «Богатство внутренних вод»

1. Наибольшая часть территории России принадлежит бассейну…

1) внутреннего стока 3) Северного Ледовитого океана

2) Тихого океана 4) Атлантического океана

2. Наибольшая доля ледникового питания характерна для реки…

1) Кубани 2) Терека 3) Катуни 4) Селенги

3. Дождевое питание является преобладающим на реках…

1) Европейской части 2) Западной Сибири

3) Восточной Сибири 4) Юга Дальнего Востока

4. Вскрываются от низовьев к верховьям реки…

1) Волга и Дон 2) Дон и Обь

3) Обь и Енисей 4) Енисей и Печора

5. Озера с ледниковым происхождением котловины расположены главным образом на северо-западе…

1) Урала 2) Сибири

3) Европейской части 4) Дальнего Востока

6. Наибольшей уникальностью и разнообразием характеризуется органический мир озера…

1) Ладожского 2) Таймыр

3) Чудско–Псковского 4) Байкал

7. Наиболее сильные и частые наводнения в России происходят на реках…

1) Европейской части 2) Урала

3) Сибири 4) Дальнего Востока

8. Горной рекой по характеру течения является…

1) Печора 2) Урал 3) Терек 4) Мезень

9. На архипелаге Новая Земля, по сравнению с Северной Землей, снеговая линия расположена…

1) выше 2) на той же высоте 3) ниже

10. Наибольшее число озер в расчете на единицу площади сосредоточено в пределах границ…

1) распространения плавучих льдов

2) распространения многолетней мерзлоты

3) распространения четвертичных оледенений

11. Наиболее сильная заболоченность в России характерна для бассейнов…

1) Ангары и Енисея 2) Волги и Камы

3) Амура и Уссури 4) Оби и Иртыша

12. Специфическими для районов многолетней мерзлоты являются озерные котловины…

1) запрудного происхождения

2) ледникового происхождения

3) термокарстового происхождения

4) карстового происхождения

13. Наибольшее количество горных ледников сосредоточены на…

1) Полярном Урале 2) Корякском нагорье

3) Алтае 4) Кавказе

14. Наиболее лавиноопасным сезоном является…

1) зима 2) весна 3) лето 4) осень

15. Степень загрязнения вод Волги в районе Волгограда по сравнению с Ярославлем…

1) выше 2) такая же 3) ниже

Тема: «Почвы»

1. Почвы образуются благодаря сложному взаимодействию…

1) гидросферы, атмосферы и биосферы

2) литосферы, гидросферы и атмосферы

3) литосферы, атмосферы и биосферы

2. Почвенный гумус в основном образуется в результате преобразования…

1) продуктов жизнедеятельности животных

2) частей растений, попадающих в почву

3) почвенных минералов

3. Плодородие почв – это их способность обеспечивать растения…

1) водой и кислородом

2) питательными веществами

3) питательными веществами, водой и кислородом

4. При прочих равных условиях более плодородные почвы образуются на…

1) глинах 2) суглинках 3) песках

5. Максимальные запасы гумуса образуются в почвах природных зон с коэффициентом увлажнения...

1) 1,5 2) 1 – 0,8 3) 0,5

6. Содержание гумуса в черноземах составляет…

1) 2 – 4% 2) 7 – 10% 3) 20 – 25%

7. Наилучшая структура почв, обеспечивающая благоприятный водный и воздушный режим:

1) ореховатая и комковатая 3) зернистая и комковатая

2) зернистая и пылеватая

8. Горизонт вымывания в почвах образуется при коэффициенте атмосферного увлажнения…

1) 1,5 – 1,2 2) 1,0 – 0,8 3) 0,5 – 0,3

9. Почвообразующая порода имеет буквенное обозначение…

1) А1 2) А2 3) С

10. Под гумусовым горизонтом черноземных пород располагается…

1) глеевый горизонт В 3) переходный горизонт В

2) горизонт вымывания А2

11. Серые лесные почвы формируются под…

1) хвойными лесами 3) широколиственными лесами

2) смешанными лесами

12. Черноземы формируются под…

1) травянистой растительностью сухих степей

2) травянистой растительностью лесостепей и степей

3) лиственными лесами с богатым травянистым покровом

13. Черноземы в основном используют под…

1) пашню 2) сенокосы 3) пастбища

14. На черноземных почвах в основном выращивают…

1) рожь и лен–долгунец 3) чай и цитрусовые

2) пшеницу, подсолнечник и сахарную свеклу

15. Экологической проблемой, связанной с орошением земель, является…

1) заболачивание и подтопление земель 3) усиление эрозии почв

2) вторичное засоление почв  

16. Обоснуйте тезис «Почвы – это зеркало ландшафта»

3 четверть

Тема: «Природно-хозяйственные зоны»

1. Большее число видов организмов характерно для…

1) животных 2) растений 3) грибов

2. Среди животных России по числу видов преобладают…

1) млекопитающие 2) рыбы 3) насекомые 4) ракообразные

3. В России по числу видов позвоночных животных преобладают…

1) млекопитающие 2) птицы 3) пресмыкающиеся 4) рыбы

4. В составе животного мира России млекопитающие по числу видов…

1) превосходят птиц и рептилий

2) превосходят птиц, но уступают рептилиям

3) уступают птицам, но превосходят рептилий

4) уступают и птицам и рептилиям

5. Уникальный состав органического мира юга Дальнего Востока обусловлен в первую очередь…

1) современными природными условиями 3) хозяйственной деятельностью человека

2) историей формирования территории

6. Основной причиной исчезновения некоторых видов животных в настоящее время является…

1) браконьерство и нерегулируемая охота

2) разрушение человеком естественных мест обитания организмов

3) глобальное потепление климата

4) появление озоновых дыр

7. На видовой состав органического мира конкретной территории определяющее влияние оказывает…

1) рельеф 2) климат 3) внутренние воды 4) особенности почвенного покрова

8. Наименьшие размеры листовой пластинки характерны для растений…

1) тундр 2) лесов 3) степей 4) болот

9. Бобры строят плотины с целью…

1) улучшения условий лова рыбы 3) расширения водного пространства для плавания

2) защиты от сухопутных хищников

10. Самым крупным из наземных хищников является –…

1) уссурийский тигр 2) белый медведь 3) снежный барс 4) полярный волк

11. Главная составная часть лесных ресурсов –…

1) древесина 2) грибы, орехи, ягоды 3) лекарственные растения

12. Бумагу изготавливают главным образом из древесины…

1) сосны 2) ели 3) березы 4) осины

13. Основной продукт, производимый из древесины осины–…

1) древесный спирт 2) фанера 3) спички 4) бумага

14. Больше всего фитонцидов продуцируют … леса

1) хвойные 2) смешанные 3) широколиственные

15. Наиболее продуктивным из кормовых угодий являются…

1) оленьи пастбища 2) пастбища для овец 3) луга

16. Наиболее богата промыслово-охотничьими ресурсами зона…

1) тундры 3) смешанных и широколиственных лесов

2) тайги 4) степей

17. Среди промысловых видов животных в России наиболее велика численность…

1) лося 2) белки 3) северного оленя 4) соболя

18. Из боровой дичи в России более всего добывают…

1) глухаря 2) тетерева 3) рябчика 4) куропатку

19. Крупнейший по площади заповедник России–…

1) Баргузинский 3) Сихоте-Алиньский

2) Астраханский 4) остров Врангеля

20.Среди хвойных пород к востоку от Енисея преобладает…

1) ель 2) сосна 3) лиственница 4) пихта

4 четверть

Тема: «Население»

1)доля городского населения в общей численности населения в России в настоящее время составляет: А)43%. Б)73%. В)53%. Г)93%

2)в России по сравнению со среднемировыми показателями наблюдается: А)высокая рождаемость и высокая смертность Б)высокая рождаемость и низкая смертность В)низкая рождаемость и высокая смертность Г)низкая рождаемость и низкая смертность 3)в каком из перечисленных субъектов РФ наблюдается естественный прирост населения? А) пермский край Б) Смоленская область В) республика Ингушетия Г) Новгородская область 4)какая из языковых семей России является наиболее крупной по численности? А) алтайская. Б) северокавказская. В) индоевропейская. Г) уральско-юкагириская 5)какой из перечисленных народов России является наиболее многочисленным? А) калмыки. Б) украинцы. В) тувинцы. Г) якуты 6)В каком из перечисленных субъектов российской федерации доля лиц в возрасте до 16 лет в общей численности населения наибольшая? А) Смоленская область Б) Омская область В) республика башкортостан Г) республика Ингушетия 7) большинство верующих какого из перечисленных народов России исповедуют ислам? А) калмыки Б) тувинцы В) буряты Г) татары 8)для какого из перечисленных субъектов российской федерации характерен миграционный прирост населения? А) республика Адыгея Б) камчатская область

В) Красноярский край Г) Мурманская область 9)какой из перечисленных городов России является наиболее крупным по численности населения? А) Архангельск Б) Новосибирск В) Мурманск Г )Владивосток 10) верны ли следующие утверждения об основной зоне рас селения России? А) в ее пределах преобладает сельское население. Б) в ее пределах средняя плотность населения достигает 50 чел./км2 ВАРИАНТЫ: Верно только А Верно только Б Оба верны Оба неверны.

 4.2.Темы творческих работ.

1.Географическое изучение территории России.

2. Климат и человек.

3. Внутренние воды России.

4.ООПТ России.

5. Народы России.

 4.3.Темы проектов.

1. Человек и вода.  

2. Человек в ландшафте.

3. Проблемы использования природных зон.  

4. География рынка труда.

5. Природа и население Санкт-Петербурга и Ленинградской области

4.4. Поурочно - тематическое планирование по курсу «География». 8 класс

2 часа в неделю, 68 часов (66 + 2 часа – резервное время)

Учебник – География. География России. Природа и население. 8 класс. А.И.Алексеев, В.А.Низовцева, Э.В. Ким. – М.: Дрофа, 2018

Тема урока. Название раздела

№ §

Дата по плану

Дата по факту

1.

Зачем мы изучаем географию России. Техника безопасности на уроках.

2.

Россия на карте мира. Практ. Раб. №1.Географическое положение России

3.

Географическое положение  России. Практич.  раб.№2.Пограничные государства

4

 Границы России.  Стартовый контроль.

5

России на карте часовых поясов. Практич. раб.№3.Определение разницы во времени отдельных территорий

6

Формирование территории России

7

Географическое изучение территории России

8

Обобщение знаний по разделу «Пространства России»

9

Строение земной коры (литосферы) на территории России

10

Особенности рельефа России. Практич.раб. № 4. Обозначение на к/к главных тектонических структур, наиболее крупных форм рельефа.

11

Современное развитие рельефа

12

Использование недр. Практич. раб. №5.Установление взаимосвязей тектонических скульптур, рельефа и полезных ископаемых

13

Итоговый урок по теме «Рельеф и недра»

14

Общая характеристика климата России

15

Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны

16

Распределение температур и осадков

17

Типы климата нашей страны. Практич. раб. №6.Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годовое количество осадков по территории страны

18

Климат и человек

19

Итоговый урок по теме «Климат»

20

Реки

21

Озера, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота, ледники. Практич. раб. №7.Обозначение на к/к крупных рек и озер.

22

Человек и вода. Практич. раб.№8. Характеристика реки с точки зрения возможностей хозяйственного использования

23

Обобщение по теме « Богатство внутренних вод России»

24

Почвы - «особое природное тело». Практич. раб. №9. Анализ почвенного профиля и описание условий его формирования

25

География почв России

26

Почвы и урожай

27

Рациональное использование и охрана  почв

28

Понятие о природном территориальном комплексе. Промежуточный контроль.

29

Свойства природных территориальных комплексов

30

Человек в ландшафте

31

Учение о природных зонах

32

«Безмолвная» Арктика

33

Чуткая Субарктика

34

Таежная зона

35

Болота

36

Зона смешанных широколиственных лесов

37

Лесостепи и степи

38

Полупустыни и пустыни, субтропики

39

«Многоэтажность» природы гор. Человек и горы

40

Обобщение знаний по теме « Природно-хозяйственные зоны». Практич. раб. №10.Выявление взаимосвязей и взаимозависимости природных зон  и условий жизни, быта людей

41

Природная среда, природные условия, природные ресурсы

42

Рациональное использование природных ресурсов

43

Охрана природы и охраняемые территории

44

Численность населения

45

Воспроизводство населения

46

Соотношение мужчин и женщин (половой  состав населения)

47

Возрастной состав населения

48

Миграции населения России

49

Внешние миграции

50

Территориальная подвижность населения

51

География рынка труда

52

Этнический состав населения

53

Этническая мозаика России

54

Религии народов России

55

Плотность населения

56

Расселение и урбанизация

57

Города России.  Практич. раб. №11.Нанесение на к/к городов – миллионеров

58

Сельская Россия

59

Итоговый урок по разделу «Население России»

60

Географическое положение региона. Практич. раб. 12.Нанесение на контурную карту объектов природы региона.

61

Особенности рельефа. Полезные ископаемые.

62

 Климат, погоды региона

63

Внутренние воды

64

Ландшафты и ООПТ. Итоговый контроль

65

Население Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

66

Обобщающее повторение

67

Обобщающее повторение

68

Итоговый урок по курсу «География России. Природа и население». Летние задания



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии 8 кл. А.И.Алексеев и др. "Полярная звезда"

Календарно - тематическое планирование по географии: 8 класс -авторы А.И.Алексеев, Е.К.Липкина и др."Полярная звезда"...

Рабочая программа по географии 9 кл. А.И.Алексеев и др. "Полярная звезда"

Календарно-тематическое планирование в 9 кл. "Полярная звезда"...

Рабочая программа ФГОС 5 класс для неделимых классов

Рабочая программа для 5 класса, разработана в соответствии с ФГОС второго поколения, составлена на 70 часов, на 35 учебных недель по 2 часа в неделю. Программа предназначена  для неделимых классо...

Рабочая программа ФГОС география 5 класс

Рабочая программа курса географии 5 класса «Введение в географию» составлена на основе Программы Е.М. Домогацких, который подготовил ее  в соответствии с Федеральным государственным образовательн...

Конструктор. Рабочая программа ФГОС, география 5 класс на 2023 - 2024 уч. год

Конструктор. Рабочая программа ФГОС, география 5 класс на 2023 - 2024 уч. год...

Конструктор. Рабочая программа ФГОС, география 6 класс на 2023 - 2024 уч. год

Конструктор. Рабочая программа ФГОС, география 6 класс на 2023 - 2024 уч. год...

Конструктор. Рабочая программа ФГОС, география 7 класс на 2023 - 2024 уч. год

Конструктор. Рабочая программа ФГОС, география 7 класс на 2023 - 2024 уч. год...