Методическая разработка урока . Тема :«Природно-территориальные комплексы Восточно- Европейской равнины» 8 класс
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Урок сиспользованием  элементов технологии развития критического мышления. очень понравился обучающимся . Позволяет эффективноиспользовать время урока и развивает  познавательный интерес учит работать с различными источниками географической информации. Применение полученых знаний на уроке в практической жизни.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок №  

Тема:«Природно-территориальные комплексы Восточно- Европейской  равнины»

Дата «___________»

Образовательные: Формирование и углубление знаний учащихся по выявлению особенностей взаимосвязи компонентов природы в пределах природных комплексов Русской равнины;

Развивающие: Развитие  у учащихся познавательного интереса, стремление к самостоятельному поиску знаний, стимулирование творческой мыслительной деятельности,

развитие пространственного воображения, памяти, мышления;

Воспитательные: продолжить развитие нравственно – эстетического отношения к природе, совершенствовать культуру общения.

  Воспитание любви к родине на примерах красоты и неповторимости  Русской равнины, воспитание чувства бережного отношения к природе страны, Воспитание чувства взаимопомощи и взаимовыручки.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: Урок путешествие   с элементами  технологии развития критического мышления и ИКТ

Вид урока: Урок изучения нового материала.

 Оборудование: физическая карта России, видеоролик  о красоте России, карточки, таблица, атласы, дополнительные тексты из научно популярной и художественной литературы.

План урока

  1. Организационный этап.
  2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала.
  3. Изучение нового материала
  4. Этап первичного закрепления
  5. Этап обобщения и систематизации материала.
  6. Этап подведения итогов  и  рефлексия
  7. Информирования учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

                                           

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Сегодня мы с вами продолжаем наше путешествие по просторам Русской равнины.  Но для этого нам необходимы знания, ранее  полученные в пути следования.

  1. Этап подготовки учащихся к активному и созидательному усвоению материала.

Учитель проводит опрос.

1.Индивидуальная работа на местах по карточкам. (3 чел).

1. Задание:  

Прочитайте текст и определите ошибки в характеристиках и  размещениях природных зон  Русской равнины.

«Равнинный рельеф и резкое изменение климата привели к тому что, значительная часть Русской равнины это зона тундры. Причем на востоке площадь данной природной зоны  сокращается  до узкой полосы. Леса занимают боле половины площади равнины и представлены главным образом тайгой. Возрастание континентальности климата приводит к тому, что основными древесными породами являются: ель, сосна, лиственница, а в южных частях дуб, клен. Вдоль южных границ леса располагаются ареалы лесостепей»

  1. Работа у доски. Устный опрос

1.Задание:

 Назовите климатообразующие факторы определяющие климат равнины?    Действия, каких климатообразующих факторов приводит к  формированию неустойчивой, быстро и резко меняющейся погоды?»

Петрозаводск

Воронеж                   Климат                Волгоград

Астрахань

  1. Задание: Установите соответствие  между реками Русской равнины и бассейнами, к которым они относятся?

Волга                                                            Атлантический океан

Дон                                                               Бассейн внутреннего стока

Нева                                                              Северно-Ледовитый океан  

Ока

Печера

Северная Двина

  1. Фронтальная  работа с классом
  1. Задание : Работа со слайдами (задания загадки   озера)

А) Величайшее бессточное озеро – море. Самое крупное в мире. Оно заполнено солоноватой водой. В древности называлось Хвалынским, Хазарским. (Каспийское)

Б) Это озеро – самый крупный  природный пресноводный водоем  Европы. В озеро впадает более 30 рек, а вытекает одна Нева. В нем около 660 островов, самый известный  Валаам. У озера славная история: в годы ВОВ по его льду проходила  Дорога жизни  - единственная связь страны с осажденным Ленинградом. (Ладожское)

В) Еще при Петре I проложили «Государеву дорогу» - от студеного моря к озеру и по ней волоком тащили корабли  из Архангельска в Ладогу. В озеро впадает 60 рек, а вытекает одна река Свирь. Иначе озеро называется  Нево . (Онежское)

Г) А это озеро исторический памятник великого подвига русского народа. Здесь в 1242 году произошло  знаменитое Ледовое побоище. Котловина озера ледникового происхождения.  (Чудское)

Проверка работ по карточкам «Природные зоны»   дополнительный вопрос:  Вспомните определение  природной зоны. 

  1. Этап изучения нового материала

Три пути ведут к знанию:

Путь размышления –

Это путь самый благородный,

Путь подражания – это путь самый легкий,

И путь опыта – это путь самый горький.

                                                              Конфуций

Сегодня на уроке нам предстоит пройти эти три пути. Мы попытаемся, используя уже накопленные нами знания, пройти сложный путь первооткрывателей землепроходцев и боле подробно изучить пусть уже известные ранее территории. Но мы пока учимся, а дальше как знать может быть вам и откроется своя «Терра инкогнито».

Но мы с вами не просто учащиеся, мы – ландшафтоведы  и находимся в научно-исследовательской экспедиции. За нашими действиями наблюдают представители  Российского географического общества. Они будут принимать у нас материалы экспедиции.  Познакомившись с разными компонентами природы, убедились, что все компоненты изменяются в пространстве и времени. Но всегда и везде они взаимосвязаны. И так нас ждет первый путь – путь размышления.    

  1. Видео ролик  «Карелия».

После просмотра части  видео ролика  учитель задает вопросы.

- О какой территории идет речь?

- Взаимосвязь, каких природных  компонентов можно проследить?

- А если мы прослеживаем взаимосвязь, то и  речь пойдет о …..?  (Природном комплексе)

Тема урока  «ПТК  Русской равнины»  

Цель урока: Изучить ПТК Русской равнины и изучить их особенности.

И так Карелия    

- В какой части Равнины располагается данный ПТК?

- Какие ассоциации всплывают   у вас при  упоминании  об  этом  крае? Составьте  схему

Какой вывод можно сделать?

По учебнику, стр. 185определите к какому ПТК относится?

Учитель: Мы подошли к следующему пути – пути подражания – это путь самый легкий. И вам предстоит заполнить  дневник путешествия – таблицу. Я попрошу вносить только ключевые слова,  характеризующие территории,  указанные  в первой колонки. Время работы 10 минут.

Учащиеся заполняют таблицу  (работа в группах по рядам)

 

Название ТПК

Географическое положение

Рельеф

Климат

Примечание

Кольско- Карельская  тундрово – таежная территория.

Малоземельская и Большеземельская морено- морские тундровые и лесотундровые равнины.

Моренные лесные  равнины

Ф/минутка

Мы сегодня рано встали

И зарядку делать стали

Руки вверх и руки вниз

Влево вправо повернись.

  1. Этап первичного закрепления

Учитель просит прокомментировать результаты заполнения.

  1. Этап обобщения и систематизации материала.

Учитель перед нами  завершающий  путь – путь опыта

 Учащиеся выполняют тест (5 минут)

Работаем с тестом

  1. «Озерным краем»  называют:

А. Лесные мореные равнины

 Б. Кольско - Карельскую тундрово-таежную территорию

В. Малоземельскую и Большеземельскую территорию

2. На территории тайги Русской равнины расположены леса:

А) елово–пихтовые         

Б) лиственничные

В) еловые и сосновые

3. Почти вся Карелия лежит в пределах

          А)   Балтийского щита

           Б) Алданского щита

           В) Плато Путорана

4. В результате, каких процессов в Карелии появились «Бараньи лбы»

А) Водная эрозия

Б) Складчатые движения земной коры

В) Движение ледников

5. « Край лесов, болот и сосен» это

А) Карелия

Б) полесье

В) Малоземельская морено - морская территория

Текст

«Серые скалы, стройные ели, розовый вереск, разноцветная тундра … Бескрайние снежные просторы, среди которых подобно гигантским сугробам  возвышаются ослепительно белые горы…..

Все это …… полуостров  около 80 % территории занято тайгой  и лесотундрой с березовым криволесьем. И лишь прибрежная часть Баренцева моря – тундра».  

Ответы теста: (1- б; 2-в; 3-а; 4- в; 5-б)

Все ответы правильные - «5»

Одна ошибка - «4»

Две ошибки - «3»

  1. Этап подведения итогов  и  рефлексия

Рефлексия

- Как я работал (а) на уроке?

- Самым интересным было…

                                     - Что изучил нового?

-  Ваши пожелания учителю.

  1. Домашнее задание: §33 по предложенному тексту определите о каком ПТК Русской равнины идет речь?

Приложение 2

Таблица для первой группы

Название ТПК

Географическое положение

Рельеф

Климат

Примечание

Кольско- Карельская  тундрово – таежная территория.

Таблица для второй группы

Название ТПК

Географическое положение

Рельеф

Климат

Примечание

Малоземельская и Большеземельская морено-морские тундровые и лесотундровые равнины.

Таблица для третьей группы

По предложенному тексту  заполните  таблицу.

Название ТПК

Географическое положение

Рельеф

Климат

Примечание

Моренные лесные  равнины

Приложение 3.

Текст для третьей группы

Южнее тундры расположены  моренные лесные равнины, где отчетливо выражены ледниковые отложения  и ледниковый рельеф.

Но если на севере ледник проделал разрушительную работу, уничтожив осадочные слои горных пород, то здесь его деятельность  проявилась в формировании своеобразного и живописного мореного рельефа.  В понижениях между мореными холмами возникли многочисленные озера.

Климат района  формируется под влиянием переноса теплых воздушных масс, которые с циклонами приходят с запада  и юго-запада. Частое прохождение циклонов создает очень не устойчивую погоду.

С юга моренные лесные равнины окаймляются прерывистой полосой песчаных низин – полесий.   Полесья часто называют « Краем песков, болот и сосен»

«К северу от Оки, где она делает резкий поворот на восток, не доходя до Рязани, лежат громадные мещерские болота – мшары.  Это заросшие  течение тысячелетий озера. Они занимают площадь в 300 тысяч га.

Когда стоишь среди такого болота, то по горизонту ясно виден бывший высокий берег озера - «материк» - с его густым сосновым лесом.

Идти по мшарам трудно. Нога тонет  в зеленых и серых мхах по самое  колено.

Озера окружены такими густыми зарослями и высокой травой, что можно пройти в нескольких метрах  и не заметить воды»  

Текст для третьей группы

Южнее тундры расположены  моренные лесные равнины, где отчетливо выражены ледниковые отложения  и ледниковый рельеф.

Но если на севере ледник проделал разрушительную работу, уничтожив осадочные слои горных пород, то здесь его деятельность  проявилась в формировании своеобразного и живописного мореного рельефа.  В понижениях между мореными холмами возникли многочисленные озера.

Климат района  формируется под влиянием переноса теплых воздушных масс, которые с циклонами приходят с запада  и юго-запада. Частое прохождение циклонов создает очень не устойчивую погоду.

С юга моренные лесные равнины окаймляются прерывистой полосой песчаных низин – полесий.   Полесья часто называют « Краем песков, болот и сосен»

«К северу от Оки, где она делает резкий поворот на восток, не доходя до Рязани, лежат громадные мещерские болота – мшары.  Это заросшие  течение тысячелетий озера. Они занимают площадь в 300 тысяч га.

Когда стоишь среди такого болота, то по горизонту ясно виден бывший высокий берег озера - «материк» - с его густым сосновым лесом.

Идти по мшарам трудно. Нога тонет  в зеленых и серых мхах по самое  колено.

Озера окружены такими густыми зарослями и высокой травой, что можно пройти в нескольких метрах  и не заметить воды»  

Приложение 5

Текст к домашнему заданию

«Серые скалы, стройные ели, розовый вереск, разноцветная тундра … Бескрайние снежные просторы, среди которых подобно гигантским сугробам  возвышаются ослепительно белые горы…..

Все это …… полуостров  около 80 % территории занято тайгой  и лесотундрой с березовым криволесьем. И лишь прибрежная часть Баренцева моря – тундра».  

Текст к домашнему заданию

«Серые скалы, стройные ели, розовый вереск, разноцветная тундра … Бескрайние снежные просторы, среди которых подобно гигантским сугробам  возвышаются ослепительно белые горы…..

Все это …… полуостров  около 80 % территории занято тайгой  и лесотундрой с березовым криволесьем. И лишь прибрежная часть Баренцева моря – тундра».  

Текст к домашнему заданию

«Серые скалы, стройные ели, розовый вереск, разноцветная тундра … Бескрайние снежные просторы, среди которых подобно гигантским сугробам  возвышаются ослепительно белые горы…..

Все это …… полуостров  около 80 % территории занято тайгой  и лесотундрой с березовым криволесьем. И лишь прибрежная часть Баренцева моря – тундра».  

Текст к домашнему заданию

«Серые скалы, стройные ели, розовый вереск, разноцветная тундра … Бескрайние снежные просторы, среди которых подобно гигантским сугробам  возвышаются ослепительно белые горы…..

Все это …… полуостров  около 80 % территории занято тайгой  и лесотундрой с березовым криволесьем. И лишь прибрежная часть Баренцева моря – тундра».  

Текст к домашнему заданию

«Серые скалы, стройные ели, розовый вереск, разноцветная тундра … Бескрайние снежные просторы, среди которых подобно гигантским сугробам  возвышаются ослепительно белые горы…..

Все это …… полуостров  около 80 % территории занято тайгой  и лесотундрой с березовым криволесьем. И лишь прибрежная часть Баренцева моря – тундра».  

Приложение 1

1. Задание:  

Прочитайте текст и определите ошибки в характеристиках и  размещениях природных зон  Русской равнины.

«Равнинный рельеф и резкое изменение климата привели к тому что, значительная часть Русской равнины это зона тундры. Причем на востоке площадь данной природной зоны  сокращается  до узкой полосы. Леса занимают боле половины площади равнины и представлены главным образом тайгой. Возрастание континентальности климата приводит к тому, что основными древесными породами являются: ель, сосна, лиственница, а в южных частях дуб, клен. Вдоль южных границ леса располагаются ареалы лесостепей»

1. Задание:  

Прочитайте текст и определите ошибки в характеристиках и  размещениях природных зон  Русской равнины.

«Равнинный рельеф и резкое изменение климата привели к тому что, значительная часть Русской равнины это зона тундры. Причем на востоке площадь данной природной зоны  сокращается  до узкой полосы. Леса занимают боле половины площади равнины и представлены главным образом тайгой. Возрастание континентальности климата приводит к тому, что основными древесными породами являются: ель, сосна, лиственница, а в южных частях дуб, клен. Вдоль южных границ леса располагаются ареалы лесостепей»

1. Задание:  

Прочитайте текст и определите ошибки в характеристиках и  размещениях природных зон  Русской равнины.

«Равнинный рельеф и резкое изменение климата привели к тому что, значительная часть Русской равнины это зона тундры. Причем на востоке площадь данной природной зоны  сокращается  до узкой полосы. Леса занимают боле половины площади равнины и представлены главным образом тайгой. Возрастание континентальности климата приводит к тому, что основными древесными породами являются: ель, сосна, лиственница, а в южных частях дуб, клен. Вдоль южных границ леса располагаются ареалы лесостепей»

Приложение 4

Тест

  1. «Озерным краем»  называют:

А)  Лесные мореные равнины

 Б)  Кольско - Карельскую тундрово-таежную территорию

В)  Малоземельскую и Большеземельскую территорию

2. На территории тайги Русской равнины расположены леса:

  А)  елово–пихтовые         Б)  лиственничные   В)  еловые и сосновые

3. Почти вся Карелия лежит в пределах

       А)   Балтийского щита        Б) Алданского щита    В) Плато Путорана

4. В результате, каких процессов в Карелии появились «Бараньи лбы»

А) Водная эрозия                       Б) Складчатые движения земной коры

                        В) Движение ледников

5. « Край лесов, болот и сосен» это

А) Карелия      Б) полесье   В) Малоземельская морено- морская территория

Тест

  1. «Озерным краем»  называют:

А)  Лесные мореные равнины

 Б)  Кольско - Карельскую тундрово-таежную территорию

В)  Малоземельскую и Большеземельскую территорию

2. На территории тайги Русской равнины расположены леса:

А)  елово–пихтовые          Б)  лиственничные В)  еловые и сосновые

3. Почти вся Карелия лежит в пределах

     А)   Балтийского щита     Б) Алданского щита      В) Плато Путорана

4. В результате, каких процессов в Карелии появились «Бараньи лбы»

А) Водная эрозия                  Б) Складчатые движения земной коры

                  В) Движение ледников

5. « Край лесов, болот и сосен» это

А) Карелия     Б) полесье   В) Малоземельская морено - морская территория


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Величайшее бессточное озеро – море. Самое крупное в мире. Оно заполнено солоноватой водой. В древности называлось Хвалынским , Хазарским.

Слайд 2

Каспийское море Величайшее бессточное озеро – море. Самое крупное в мире. Оно заполнено солоноватой водой. В древности называлось Хвалынским , Хазарским.

Слайд 3

Это озеро – самый крупный природный пресноводный водоем Европы. В озеро впадает более 30 рек, а вытекает одна Нева. В нем около 660 островов, самый известный Валаам. У озера славная история: в годы ВОВ по его льду проходила Дорога жизни - единственная связь страны с осажденным Ленинградом.

Слайд 4

Это озеро – самый крупный природный пресноводный водоем Европы. В озеро впадает более 30 рек, а вытекает одна Нева. В нем около 660 островов, самый известный Валаам. У озера славная история: в годы ВОВ по его льду проходила Дорога жизни - единственная связь страны с осажденным Ленинградом. Ладожское озеро

Слайд 5

Еще при Петре I проложили «Государеву дорогу» - от студеного моря к озеру и по ней волоком тащили корабли из Архангельска в Ладогу. В озеро впадает 60 рек, а вытекает одна река Свирь. Иначе озеро называется Нево

Слайд 6

Еще при Петре I проложили «Государеву дорогу» - от студеного моря к озеру и по ней волоком тащили корабли из Архангельска в Ладогу. В озеро впадает 60 рек, а вытекает одна река Свирь. Иначе озеро называется Нево Онежское озеро

Слайд 7

А это озеро исторический памятник великого подвига русского народа. Здесь в 1242 году произошло знаменитое Ледовое побоище. Котловина озера ледникового происхождения .

Слайд 8

А это озеро исторический памятник великого подвига русского народа. Здесь в 1242 году произошло знаменитое Ледовое побоище. Котловина озера ледникового происхождения . Чудское озеро


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Индийские касты"

Предлагаю вниманию методическую разработку урока по теме "Индийские касты" с использованием групповых форм работы, элементами театрализации и игровых форм! С приложениями! Все готово!!!!...

Методическая разработка урока по истории Средних веков в 6 классе по теме "Столетняя война"

Подробная методическая разработка по теме "Столетняя война" с использованием презентации....

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Индийские касты

Комбинированный урок истории в 5 классе.С применением формы  взаимного обучения.Имеет  целью дать представление о структуре индийского общества и его основных кастах.Выполняются такие задачи...

Методическая разработка урока по русскому языку в 11-ом классе. Тема: «Управление при словах, близких по значению»

Помогает преодолевать трудности в выборе вариативных конструкций, различающихся смысловыми или синтаксическими оттенками. Совершенствует речевые умения учащихся и умение строить свои выска...

Методическая разработка урока математики с использованием ЭОР в 8 классе по теме:"Решение квадратных уравнений"

Урок обобщения и систематизации знаний. Закрепление умения применять формулы для нахождения дискриминанта и корней квадратного уравнения....

Разработка урока "Эндоплазмотическая сеть.Рибосомы. Комплекс Гольджи" 9 класс

Разработка урока по теме одномембранные органоиды "Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи"...

Методическая разработка урока физической культуры «История комплекса ГТО»

Цели:сформировать представление учащихся об истории возникновения и сути комплекса ГТО;формировать положительную нравственную оценку здорового образа жизни, позитивное отношение к занятиям спортом...