Разработка урока " Человек и рельеф" 8 класс
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Разработка урока по теме 8 класса " Человек и рельеф". Разработка состоит из презентации, итогового теста и технологической карты урока. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_8_klass_chelovek_i_relef.docx17.47 КБ
Файл 8_klass_prover_sebya_relef_i_chelovek.docx17.55 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Рельеф и человек»

Тип: урок        общеметодологической        направленности

Учебная цель: выяснить каково  взаимовлияние  рельефа и человека на территории России.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • сформировать у обучающихся яркое, логическое представление о влиянии рельефа на жизнь человека;
  • опираясь на изученный материал, расширить представление обучающихся о взаимодействии человека и литосферы;
  • способствовать овладению обучающихся основного понятийного материала по данной теме.

        

Регулятивные-

Самостоятельно определять цель учебной        деятельности;

·выполнять        учебные        действия

в        соответствии        с        заданием;

·владеть        алгоритмом        работы         по образцу.

Коммуникативные:        ·организовывать и        планировать        сотрудничество

с        учителем и одноклассниками. Познавательные:· осознанно выбирать наиболее        эффективные        способы решения        учебных        и познавательных        задач,        находить определения        понятиям, устанавливать аналогии;        

·классифицировать        информацию, преобразовывать        её        из одного вида        в        другой

содействовать в ходе урока формированию обучающихся ответственности за свою землю.

Межпредметные связи:   6 класс –тема «Литосфера»,7 класс «Рельеф Земли».

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Актуализация        необходимых        знаний

Подготовить учащихся к работе на уроке.  Приветствие класса. Опрос у доски по предыдущей теме

и по карте –тема: «Рельеф России»

Задает вопросы по предыдущим темам:

1)Что такое рельеф?

2) С какими картами работали при изучении темы «Рельеф России»

3) Какова последовательность изучаемых тем?

4) Какой компонент необходимо рассмотреть  для получения целостной картины темы?

Подвожу к теме- «Человек и рельеф»        

        ·Слушают        учителя,        отвечают у доски, отвечают с места.

Мотивация        познавательной        деятельности

 Прошу учащихся самим сформулировать: в чем выражается взаимодействие рельефа и человека . На экране высвечиваются основные моменты.        

         -Формулируют  в чем выражается взаимодействие рельефа и человека

Организация        познавательной        деятельности

Последовательно рассматриваем с учащимися обе точки зрения:

1) Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

2)    Влияние человека на рельеф.

А) Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека

Уточняю, что сложнее вести хозяйственную деятельность в горах, априори на равнинах проще (1\2 жителей планеты-жители низменных равнин. (на слайде-зависимость расселения от высоты местности).

  Задаю наводящие вопросы:

1) В чем сложность освоения горных территорий?

А) сильно расчлененный рельеф;

Б) большие абсолютные высоты.

2)Какие сложности?

(1) Дороговизна строительства транспортной сети и зданий.

2) Сложность добычи полезных ископаемых.

3)Сложность ведения сельского хозяйства и недостаточное количество с\х площадей.

4) Опасные явления в горах: землетрясения, оползни, обвалы, осыпи, сели…)

Привожу примеры вместе с учащимися.

Б) Влияние хозяйственной деятельности человека  на рельеф.

Подвожу учащихся к формулированию влияния человека на рельеф

(слайд 17)

Вспоминаем что такое антропогенные формы рельефа.

Рассматриваем  как влияет на рельеф:

1)Добыча полезных ископаемых

2) Строительство

3) Сельское хозяйство.

Слушают        учителя, отвечают на вопросы         работают        с        учебником        и атласом. Работают в тетрадях         

        

Подведение        итогов



Предварительный просмотр:

Проверь себя!

1.Верно ли утверждение:

А) Оползни –распространенное явление в горах.

Б) Терриконы- это результат строительства железных дорог.

В) Самый сейсмоопасный район России находится в Азиатской части.

Г) Землетрясения и вулканизм-  являются результатом действия внутренних сил Земли.

Д) Чем выше в горы, тем условия жизни наиболее благоприятны.

2. Как называется:

А) Бурный грязекаменный поток.

Б) Внешние рельефообразующие факторы.

В) Смещение горных пород вниз по склону под воздействием силы тяжести.

3. В пределах какой из перечисленных территории России имеются действующие вулканы?

А) Алтай, Б) полуостров Камчатка, В) Урал,   Г) Кольский полуостров.

4.Какие из перечисленных форм рельефа являются антропогенными?

А) карьеры:                  Б) барханы;      В) «бараньи лбы»;     Д) дюны.

5. Среди перечисленных территорий России выберите ту, в которой сейсмическая активность наименьшая.

А) Валдайская возвышенность, Б) Чукотский полуостров,

В) Кавказ,                                        Г) Забайкалье.

 6.Установите соответствие между антропогенными изменениями рельефа и его причинами:

Причины антропогенных изменений                                     Антропогенные изменения

А) Нарушение целостности залегания горных пород      1) Возникновение отвалов и терриконов.

при добыче полезных ископаемых.                                     2) Проседание земной поверхности.

Б) Извлечение большого количества полезных                3) Возникновение антропогенных

ископаемых.                                                                                     землетрясений.

В) Добыча полезных ископаемых открытым                      4) Возникновение карьеров.

способом.

7.Восстановите причинно-следственную связь (напишите правильную последовательность букв):

А) Горные районы слабо заселены.

Б) Пересеченный рельеф и большие высоты.

В) Сложные условия жизнедеятельности.

Г) Природные условия горных территорий.

8. Восстановите причинно-следственную связь (напишите правильную последовательность букв):

А) Горные районы слабо заселены.

Б) Пересеченный рельеф и большие высоты.

В) Удорожание строительства и транспортных путей.

Г) Потребность в дорогостоящем инженерном обеспечении строительства.

9.Оцените утверждения:

1) В сейсмически опасных районах России отсутствуют хозяйственные объекты, представляющие экологическую опасность;

2) Землетрясения могут вызвать другие опасные явления: сели ,оползни, обвалы.

А) верно только 1;   Б) верно только 2; В) оба неверны; Г) оба верны.

10.Назовите не менее 2-х территорий России (можно субъект РФ) , где нарушение рельефа вызванное добычей полезных ископаемых наиболее велико.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"

Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...

Разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"

Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...

Методическая разработка урока, 9-й класс История России, Человека на войне

Цель урока показать, что в любой войне главное место занимает человек. Проанализировать вместе с учащимися причины войны, ход военных действий, причины побед большевиков, причины поражения белых. Осмы...

Методическая разработка урока для 6 класса. Тема: Любовь - наивысшее чувства человека.

На уроке учащиеся должны   определить понятие любви, рассказать о многоликости этого понятия, объяснить, почему каждый человек стремиться к любви и каковы ее проявления;- совершенствовать н...

Разработка урока в 10 классе по теме: Тепловые двигатели и их роль в жизни человека

Урок-конференция в 10 классе по теме: Тепловые двигатели и их роль в жизни человека. Урок включает в себя историческую справку о развитии тепловых двигателей, модель теплового двигателя, решение эколо...

Разработка урока в 4 классе по теме "Моя семья, обязанности, хобби, описание человека"

Разработка урока по теме "Моя семья, обязанности,хобби, описание человека"...

Разработка урока "Человек на войне" по истории России в 9 классе

Урок усвоения новых знаний и способов действия способствует формированию ценностных ориентаций ученика на общечеловеческие ценности, призван помочь понять антигуманную сторону войны и стать проти...