Разработка урока "Озёра, болота, подземные воды, многолетняя мерзлота"
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geografiya_8_kl.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

   Открытый урок географии в 8 классе

Тема: Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота.

Учитель географии МБОУ – Рожновская ООШ Гончаров П.Г.

Цели и задачи урока: Сформировать знания об озерах, болотах, подземных водах, ледниках, снежном покрове, многолетней мерзлоте, их особенностях, размещении, значении в природе и в жизни человека.

-Дать  представление о размещении, особенностях,  происхождении значении озер, болот, подземных вод, ледников, многолетней мерзлоты

-Продолжить учить работать с картами, таблицами и другими источниками информации.

Оборудование: Физическая карта России, почвенная карта, таблицы: озера, подземные воды, ледники.

                                               Ход урока

I.        Организационный момент

II.        Повторение. Проверка домашнего задания

1  показать реки бассейнов Северного Ледовитого, Атлантического океанов.

Ученик называет реки, а затем по карте показывает: непременно от истока к устью, называет исток. Например: река Обь берет начало с Алтайских гор, истоками являются Бия и Катунь и впадает в Карское море, устье - Обская губа.

Реки бассейна Северного Ледовитого океана: Сев. Двина, Онега, Печора, Обь с Иртышем, Енисей с Ангарой, Лена с Вилюем и Алданом, Яна, Индигирка, Колыма. Реки бассейна Атлантического океана - Нева (вытекает из Ладожского озера и впадает в Финский залив Балтийского моря. Днепр, Дон, Кубань).

Фронтальная работа

Повторить термины: речная система, исток, устье, бассейн, падение реки, уклон реки, расход воды, годовой сток, режим реки, твердый сток, паводок, половодье.

Тестовые задания

1.        Главная река со всеми ее притоками - это:           а)        речная система;

                                                        б)        режим реки;

                                                        в)        бассейн реки.

2.        Превышение истока над устьем - это:  а)        уклон реки;        б)        падение реки.

3.        Место, где река берет начало, называется:         а)        исток;

                                                                                         б) устье.

4.        Внезапный подъем уровня воды в реке:                а)        паводок;

                                                                                         б)        половодье;

                                                                 в)        наводнение.

5.        Объем воды, который протекает в русле реки за год, называется:

а)        твердый сток; б)   годовой сток;        в)   расход воды.

6.        Наиболее низкий уровень воды в реке – это          а)        половодье;

                                                                     б)        межень;        

                                                                                          в)        паводок.

7.        Большинство рек России имеют питание:              а) дождевое;        

                                                                                          б) ледниковое;

                                          в) снеговое;        

                                                                                           г) смешанное.

8.        От климата зависит:                                                          а)        режим реки;        

                                                                                           б)        скорость течения;

                                                                               в)        направление течения.

Ответы: 1 - а; 2.- б; 3 - а; 4 - а; 5 - б; 6 - б; 7 - г; 8 - а;

                    . III. Изучение нового материала

Озера - это замкнутые котловины, заполненные водой.

Озера

Сточные озера, пресные,                         Бессточные озера - соленые,

т. к. реки, вытекающие из озера,                в них реки впадают, но ни одна не вытекает

 выносят и соли.                                 В таком озере соли накапливаются.

1) Самые глубокие озера имеют тектоническое происхождение (в разломах, трещинах земной коры). Такие озера продолговатые: узкие и длинные. Такое происхождение имеет самое глубокое озеро мира -Байкал (1637 м).

Озера  ледниково-тектонического   происхождения   (тектонические впадины были углублены под тяжестью древнего ледника) расположены на северо-западе Русской равнины. Самые крупные из них - Ладожское, Онежское, Имандра.

  1. Моренные озера занимают понижения между моренными котловинами. Таким озером является озеро Селигер на Валдайской возвышенности.
  2. Вулканические озера находятся в кратерах вулканов на Курильских островах, на полуострове Камчатка. При извержении вулкана такое озеро выкипает.
  3. На территории, имеющей вечную мерзлоту, образуются термокарстовые озера. Летом мерзлота подтаивает, грунты проседают, образуются неглубокие котловины, заполненные талой водой. В Якутии таких озер множество, самое известное - озеро Неджели.
  4. В долинах рек распространены небольшие озера - старицы – это старые русла рек, имеющие очертания подковы - т. к. это бывшие излучины рек, меандры.
  5. Если имеется распространение растворимых в воде горных пород, например, известняков, гипсов, доломитов, то в таких районах образуются карстовые озера. Как правило, они имеет округлую форму.

- Почему в одних районах озер очень много, а в других их почти нет? Каковы условия образования озер? (Влажный климат, избыточное увлажнение; наличие котловин; близкое залегание грунтовых вод; близкое залегание водоупорных пластов, не позволяющих поверхностной воде просачиваться.)

- Человек является силой, создающей искусственные водоемы - пруды и более крупные - водохранилища. Больше всего водохранилищ на Волге. Почему? (Здесь построено несколько плотин ГЭС. Самые крупные - Куйбышевское, Рыбинское, Чебоксарское. На Ангаре -Братское.)

Озера оказывают влияние на компоненты природы:

  1. Меняет микроклимат, охлаждая и увлажняя воздух летом на побережье. Осенью около озер позднее наступают заморозки.
  2. Способствуют поднятию уровня грунтовых вод.
  3. Озера превращаются в болота, в которых происходит накопление торфа.
  1. В соленых озерах идет накопление солей. Например, в озерах Баскунчак и Эльтон.
  2. Влияют на рельеф: волны озера разрушают берега, а на дне озера идут процессы аккумуляции (отложения осадочного материала - ила, песка, глины).

Болота

Болота - это переувлажненные участки местности. Болота делятся на два типа: низинные и верховые.

Болота

Низинные                                                        Верховые

Питаются грунтовыми                                Питаются атмосферными

водами.                                                        осадками.

Низинные болота встречаются там, где близко к поверхности подходят грунтовые воды. Расположены они в понижениях рельефа, имеют вогнутую форму. Низинные болота непроходимы или труднопроходимы. Низинные болота, при накоплении торфяного слоя, отрываются от питающих их грунтовых вод и становятся верховыми. Для сохранения верховых болот необходимо главное условие - избыточное увлажнение.

Самую большую площадь в России болота занимают на Западно-Сибирской равнине. Особенно территория Васюганья, где болота занимают 70% всей площади. Много болот и на Северо-западе Русской равнины.

Условия образования болот: - избыточное увлажнение (к>1);

                                                        -плоский рельеф, замедленный сток;

                                                        -зарастание озер;

                                                        -близость грунтовых вод;

                                                -близость к поверхности водоупорного слоя (вечная мерзлота, щит платформы).

  • Почему нельзя осушить все болота?
  1. На болотах идет очистка воды, болота дают начало многим рекам.
  2. На болотах растут ценные ягоды - клюква, морошка, голубика.
  3. В болотах образуется торф, который используется как топливо, и как удобрение.
  4. Болота - места обитания водоплавающих птиц - уток, куликов, гусей и др.

Подземные воды

Подземные воды — это воды, находящиеся в земной коре. Запасы их огромны. Подземные воды - делятся на грунтовые и межпластовые.

Подземные воды

Грунтовые                                                                Межпластовые

 Над грунтовыми водами                                                 Межпластовые воды

находится водопроницаемый                                залегают глубже, между водоупорными

 пласт. В деревенских колодцах                                 пластами. Запасы межпластовых

(криницах) грунтовая вода.                                         вод называют артезианскими

Грунтовые воды выходят на                                        бассейнами. Получают их, пробурив

 поверхность земли родниками                                скважину в межпластовые воды

, источниками.                                                - артезианский колодец.

Пресные подземные воды - самая лучшая по качеству питьевая вода, прошедшая природную фильтрацию (механическую очистку).

Термальные воды - это подземные воды с температурой от +30 до +300°С. Нагреваются они от магмы в районах, где распространен вулканизм (Курилы, Камчатка).

Минеральные подземные воды имеют высокую концентрацию растворенных веществ и газов и используются в лечебных целях.

Запасы и глубина залегания грунтовых вод не одинаковы по регионам и зависят от климата (увлажнение территории), состава горных пород (водоупорный слой), рельеф (котловины).

Ответьте на вопросы:

  • Какие два вида подземных вод вы знаете? (Грунтовые, межпластовые.)
  • Как различается состав и качество подземных вод? (Термальные, минеральные, пресные.)
  • От чего зависит глубина залегания грунтовых вод?
  • Почему зимой в колодцах мало воды, а весной много?
  • Что служит водоупорным слоем для подземных вод в пустынях? (Кристаллический фундамент.)
  • Как используются человеком термальные и минеральные воды?

Многолетняя мерзлота

Многолетняя мерзлота - это подземное оледенение, верхний слой земной коры, имеющий круглый год отрицательные температуры и на сотни и тысячи лет сохраняющий в грунтах льды. Многолетняя мерзлота занимает около половины территории России. Мощность мерзлых грунтов в Якутии достигает 1500 м, а температура -16°С. Летом верхний слой мерзлоты оттаивает от 20 см в Арктике до 2,5 м в южных районах распространения многолетней мерзлоты.

Южная граница многолетней (вечной) мерзлоты показана на почвенной карте. В Европейской части России вечная мерзлота занимает побережье Северного Ледовитого океана, граница в Уральских горах сдвигается к югу до широтного течения реки Обь, Восточная Сибирь и Дальний Восток (кроме Приморья) полностью лежат в ее пределах.

Когда образовалась многолетняя мерзлота? Ученые считают, что тысячи лет тому назад, когда в четвертичном периоде было несколько этапов (периодов) похолодания. Причиной образования многолетней мерзлоты являются суровые малоснежные зимы, короткое лето и среднегодовая температура ниже 0°С. В современных условиях мерзлота сохраняется в тех районах, где среднегодовая температура ниже 0°С.

-        Какое влияние мерзлота оказывает на природу? Вспомните, как распределяются корни у лиственницы? (В поверхностном слое.)

Многолетняя мерзлота тормозит развитие растений и процессы почвообразования. Она влияет и на подземные воды, являясь водоупорным слоем, задерживает влагу в верхних слоях земли, способствует заболачиванию территории. Зимой многолетняя мерзлота лишает подземного питания реки, и они промерзают до дна. Благодаря многолетней мерзлоте, «взрывается» лед на реках и образуются наледи (тарыны). Многолетняя мерзлота является рельефообразующим фактором, формируя мерзлотные формы рельефа (бульгунняхи, бугры вспучивания).

Многолетняя мерзлота оказывает влияние и на хозяйственную деятельность человека. Она значительно осложняет строительство зданий, дорог, прокладку трубопроводов, добычу полезных ископаемых. Трубопроводы прокладывают над поверхностью земли, т. к. при таянии мерзлоты возникает опасность разрушения трубопровода. Дома на мерзлоте ставят на сваях, чтобы сохранить мерзлоты грунты, а, значит, избежать просадки и разрушения зданий. Но многолетняя мерзлота, это и естественный «холодильник», где можно хранить продукты.

По ходу рассказа учитель чертит на доске схему:

Ледники

Ледники - скопления льда, образовавшегося из снега.

Ледники

Горные                                                                                Покровные

Покровные ледники мощным слоем до 4 км лежат на Антарктике. В России покровное оледенение имеется на островах Арктики. Площадь льдов на островах более 55 тысяч км2, они составляют более 90% площади современного оледенения России. В ледниках Арктики лежит столько воды, сколько реки России выносят в Мировой океан за 3,5 года.

Ледники стекают, обрываясь ледяными горами-айсбергами в океан.

В горах Кавказа, Камчатки, Алтая на севере Урала и в других горах распространено горное оледенение. Самые крупные ледники России -это ледник Богдановича на Камчатке (длина около 17 км) и ледник Безенги на Кавказе (длина 17,6 км).

Нижняя граница ледника - снеговая линия, выше которой выпавший снег не успевает растаять в теплый сезон и превращается в лед (фирповый и глетчерный). Чем южнее, тем выше снеговая линия, и чем больше осадков (на наветренных склонах), тем ниже снеговая линия.

  • Какую роль ледники играют в природе и жизни человека? (Ледники дают начало горным рекам. С ледников берут начало Терек и Кубань, Катунь с Катунских Белков на Алтае.)
  • Где выше снеговая линия на северном Урале и на Кавказе?

-        На западных или восточных склонах Корякского нагорья?

        Ледники стекают вниз, неся с собой вмерзшие куски горных пород, и достигая границы снеговой линии, тают, а горные породы образуют конечную морену, где начинается горная река.

IV. Закрепление (географический диктант)

  • Естественные скопления льда, обладающие самостоятельным движением. (Ледник.)
  • Участки суши, избыточно увлажненные. (Болота.)
  • Какое происхождение имеют котловины озер в северо-западной части России? (Ледниково-тектоническое.)
  • Какие болота по типу питания преобладают в степях: низинные или верховые. (Низинные.)
  • Самое глубокое озеро России и мира. Его происхождение. (Байкал. Тектоническое - образовалось в разломе земной коры.)
  • Какое происхождение имеет самое большое озеро мира? (Каспийское - остаточное происхождение.)
  • Где снеговая линия ниже - на Алтае или на Кавказе? (На Алтае - суровый климат.)
  • Какое влияние оказывает вечная мерзлота на реки? (Реки полноводные, речная сеть более густая, т. к. вечная мерзлота - водоупорный слой.)
  • Почему европейская часть России более бедна внутренними водами по сравнению с азиатской частью? (В азиатской части меньше испаряемость и наличие вечной мерзлоты.)

Домашнее задание  § 13 стр.84-89;

/ вариант: Составить вопросы и подготовить ответ об озерах и ледниках.

II вариант: О подземных водах, многолетней мерзлоте и болотах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

болота, подземные воды, многолетняя мерзлота, ледники

болота. причины образования, типы болот, значение болотпоземные водымноголетняя мерзлота...

Урок по географии для 8 класса "Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота."

Урок по географии для 8 класса "Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота."Данный материал представляет собой подробный план-конспект урока. по курсу "География России"к учебнику по...

Озёра, болота, подземные воды, многолетняя мерзлота.

Презентация позволяет дать представление о размещении, особенностях, происхождении и значении озёр, болот, подземных вод, многолетней мерзлоты.. Задания разработаны так, что учащиеся продолжают ...

План-конспект урока "Озёра. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота." 8 класс. Автор: Хамедова Елена Евгеньевна, учитель географии гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга

Цель урока:·        расширить и углубить знания об озёрах России и происхождении озёрных котловин, о болотах, подземных водах, ледниках, многолетней мерзлоте....

Методическая разработка урока по географии 8 класс на тему " Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота "

Методическая разработка урока географии 8 класс по учебнику И.И.Баринова издательство Дрофа 2018 года ( соотвествует ФГОС)....