Урок географии по теме "Население мира: народы, религии, страны"
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Власова  Вера Семеновна

Формирование понятий «демография», «этнос», «этнография», «языковая семья»,  «религия»,  «плотность населения», «толерантность»,  знаний о делении народов на разные языковые семьи, о классификации стран; формирование представления о многообразии народов, их внешних отличиях,  о государствах, о географии основных религий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок30.74 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  географии  по  теме "Население мира: народы, религии, страны".

Класс: 7

Цель: формирование у учащихся представлений о населении Земли.

Задачи:

  • Образовательная.

Формирование понятий «демография», «этнос», «этнография», «языковая семья»,  «религия»,  «плотность населения», «толерантность»,  знаний о делении народов на разные языковые семьи, о классификации стран; формирование представления о многообразии народов, их внешних отличиях,  о государствах, о географии основных религий.

  • Развивающая.

 Развитие умений работы с картами «Языковые семьи», «Политическая карта мира», «Религии мира», «Народы и плотность населения», со статистическими материалами, маршрутным листом, составления классификации стран.

  • Воспитательная.

 Воспитание толерантности, сознания значимости духовной культуры народов мира, содействие формированию коммуникативной компетенции учащихся.

Тип урока: урок изучения нового материала и обобщения знаний.

Методы: частично - поисковый, с использованием компьютерной презентации, работа с картой и статистическими материалами.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: настенная карта «Политическая карта мира», атласы, компьютерная презентация «Население мира: народ, религии, страны» , ноутбук, экран, проектор, учебники, маршрутный лист этапов урока.

Планируемые результаты обучения:

Предметные

  Учащийся  должен  уметь:

- читать и анализировать тематические карты по данной теме;

- называть основные человеческие расы, места их проживания;

- выявлять признаки людей различных рас;

- анализировать различные источники информации для определения приспособления людей к условиям среды

Метапредметные

Учащийся должен  уметь:

- самостоятельно приобретать новые знания и практические умения;

- организовывать свою познавательную деятельность, определять её цели и задачи, выбирать способы достижения целей и применять их, оценивать результаты  деятельности;

- вести самостоятельный  поиск, анализ и  отбор информации, передачу  и  презентацию  информации;

-  умение самостоятельно заполнять маршрутный  лист.

Личностные

Учащийся должен:

- осознавать себя жителем планеты Земля;

- уважать историю, культуру, национальные особенности, традиции и обычаи других народов;

- уметь взаимодействовать с людьми, работать в коллективе, вести диалог, дискуссию, вырабатывая общие решения;

- уметь ориентироваться  в окружающем мире, выбирать цели своих действий и поступков, принимать решения.

Логика учебного процесса: мотивация – актуализация опорных знаний – восприятие, осмысление и первичное запоминание – проверка усвоения – закрепление – анализ.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Использование ИКТ

Оргмомент

Приветствие.

Вступительное  слово.

Определяют по содержанию слайда   и  записывают  тему урока  в  маршрутных  листах (Приложение № 1).

Слайд 1

Изучение новой темы.

– Совершим  с  вами виртуальную  экскурсию  по  залам этнографического  музея  народов  мира.

 Учащиеся  делятся  на  5 экскурсионных  групп (по  количеству   человеческих  рас)

 Слайды 2-4

Зал  №1.
Человеческие расы.

Первые обезьяноподобные предки человека появились на Земле более 2 миллионов лет назад. Люди современного типа появились около 40 тыс. лет назад.  Население мира росло очень медленно. На это было много причин.

Вопрос. Назовите эти причины?

 И только постепенно, с развитием общества, медицины и улучшения условий жизни, население мира стало увеличиваться.

Вопрос. Назовите численность  населения Земли?

 

Ученики  отвечают:

Первобытные люди болели и не могли лечиться, им еще трудно было добывать себе пищу, они часто становились добычей хищных животных, не могли противостоять природным стихиям.

Ученики отвечают:

 В настоящее время на планете проживает более 7 млрд. человек

Даются понятия:

 «Демография»

Учащийся  в  своих маршрутных  листах

 записывают  определения понятий   и  терминов 

Слайд 5-7

   

«Этнос», «Этнография»

 

Объяснение  учащихся

Все жители нашей планеты не похожи друг на друга по внешним признакам. Все мы такие разные, у нас разный цвет кожи, волос, разрез глаз, форма черепа, лица. Все эти различия появились очень давно, когда первобытные люди стали заселять различные участки планеты, жить там и приспосабливаться к природным условиям.

Сообщение учащихся об основных человеческих расах (Внешние отличия, основные занятия, жилища, культура).

Слайд 8-11

 «Раса»

Рассказ учителя: Североамериканские индейцы, увидев бледнолицых (так они называли европейцев) и завезенных ими в Новый Свет из Африки темнокожих рабов, объяснили причину их появления так. Однажды боги вылепили фигурки людей из глины и положили их в печь обжигать. После обжига они приобрели кирпично-красный оттенок-это были индейцы. В следующий раз боги заболтались и забыли вовремя вынуть фигурки из печи. Те обуглились и стали черны, как головешки. Так возникли негры. А потом уже боги, боясь пережечь глиняные статуэтки, вынули их раньше времени, и они получились неприятного бледно-розового цвета. Так появились европейцы.

Вопрос. 

«Как  вы  считаете, чем объясняются  расовые различия  у людей?»

 

Учитель. Как появилось понятие «раса» точно не установлено. Возможно от арабского слова «рас»- голова, начало, корень. А может от итальянского «раса»- племя.

Слайд  12

Работы учащихся (мини-презентации)

Учитель. Расовые отличия  внешних признаков не влияют на способности  людей. Не существует  высшей  и низшей  расы. В этом контексте  раскрывается вклад   исследований   Н.Н. Миклухо-Маклая.

(Рассказ   учителя  о                     Н.Н. Миклухо-Маклае русском   этнографе).

 

 

 

 

 

Слайд 13.

Учитель: «Что человеку необходимо, чтобы общаться с людьми других стран?»

Знакомство  с языковыми семьями

Работа   с   картой

«Языковые   семьи»

Слайд 14.

Знакомство с международными языками

Учитель предлагает игру «Кто Я?"

(игровые  технологии)

Учащиеся  отвечают  по каждой  расе по  образцу:    (я – европеоид, россиянин, русский, сельский житель. Я живу на материке Евразия, в государстве Россия, в Самарской области, в селе Хрящевка).

Слайд 15.

Зал №2.

Комната релаксации.

Проводит физкультминутку.
– Дотягиваемся до вершины гор;
– приседаем столько раз, сколько материков на Земле;
– открываем Америку, переплываем Атлантический океан.

(здоровьесберегающие  технологии)

Выполняют  упражнения.

Слайд 16.

Зал  №3.
Мировые религии

Знакомство с мировыми религиями

 Слайд  17-20.

Знакомство с картой «Религии мира»

Работа с картой «Религии мира»

Слайд  21-22.

Зал  №4.
Страны мира


Учитель. «На современной политической карте мира насчитывается около 230 стран и территорий»

Вопрос: «На какие группы можно разделить страны, по каким признакам?»

Знакомство  с классификацией  стран мира

Работа  с  политической картой   мира.

Учащиеся выполняют задания:

  1. Приведите примеры островных государств.
  2. Перечислите крупнейшие по площади страны.
  3. Назовите страны, не имеющие выхода к морю.

Слайд  23.

Слайд  24-25.

Дается  понятие  «Плотность   населения»

Работа  с  картой  «Народы и  плотность  населения» 

Определяют самые густонаселённые и слабозаселённые регионы мира и делают вывод, что люди на территории Земли размещены не равномерно.

Слайд 26.

Зал  №5.
Проблемы

В связи  тем, что нашу планету населяют множество народов и они исповедуют разные религии.  Как  вы  считаете,   народы мира  сегодня  живут дружно или  есть  какие-то проблемы?

(технологии  проблемного  обучения)

Учащиеся отвечают.

Межнациональные  войны, религиозные  войны, территориальный  раздел.

Слайд  27.

Дается понятие «Толерантность»

(технологии  проблемного  обучения)

Работа  с  цветком толерантности

Слайд 28-31.

Обобщение  по уроку.

Выставление оценок.

1.Учитель предлагает выполнить задание: Вычеркните те понятия, которые не относятся к данной теме: человеческая раса, климатические пояса, широтная зональность, численность населения, абсолютная влажность, этнография, монголоиды, литосфера,

демография, экология, государства на мира, национальность, природный комплекс, толерантность, семья народов, Миклухо-Маклай, язык, религия, край.

2. Подведение итогов и выводов урока

Учитель оценивает  работу  каждой  группы  

(Критерии  оценивания  ответов  учащихся. Приложение № 2)

Учащиеся выполняют задание

Учащиеся отвечают.
1. Под влиянием природных факторов, формировались разные внешние признаки людей. Появились 5  типов основных человеческих рас.

2. На Земле проживает  7 млрд. человек . Они размещены крайне не равномерно.

3. На Земле проживает более 3 тыс. народов. Они относятся к разным языковым семьям. Самая распространенная – индоевропейская языковая семья.

4. На Земле 230 стран. Они разные по площади, по численности населения, по географическому положению, по экономическому развитию.

5. Представители населения Земли являются приверженцами трёх мировых религий: христианства, ислама, буддизма. Кроме них существуют национальные религии, местные верования.

6. Надо быть толерантными друг к другу.

Слайд 32-35

Домашнее задание

Подготовиться к тестированию по теме "Население мира: народы, религии, страны".

(тестовые  технологии)

Учащиеся готовятся  к  тесту  по  своим, заполненным  на уроке, маршрутным  листам.

Рефлексия

Задание:

Используя фразы на маршрутном листе, поделись                          

своим мнением об уроке:

                                                      сегодня я узнал…
                                                 мне было интересно…
                                               выполнял задания
                                                  понял, что…
                                                 теперь  я научился…

                                                  смог…                                              

                                                  меня удивило…
                                                 урок дал мне для жизни…
                                                 мне захотелось…

Учащиеся высказывают свое мнение

Слайд 36.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии для 7 класса к учебнику И.В. Душина; В.А. Кориннская;В.А.Щенев «География. Материки, океаны, народы и страны» Дрофа, 2008 год( 70 часов; 2 часа в неделю)

Данная рабочая программа составлена на основании:·     стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.·   примерной программы для основного ...

7 кл.география НАРОДЫ И СТРАНЫ ЕВРАЗИИ

Народы Евразии, распространенные языки, ГП стран Северной Европы, практическая часть "Страны Евразии"...

Образовательная программа по географии 7 класс И.В. Душина "Материки, океаны, народы и страны"

Образовательная программа по географии 7 класс  И.В. Душина "Материки, океаны, народы и страны" (68 часов, 2 раза в неделю)...

Рабочая программа. География 7 класс к учебнику Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География: Наш дом – Земля (материки, океаны, народы и страны).

Данная программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень.Исходными документами для составления рабочей программы учебного...

5 класс. История Древнего мира. Тема: Религии Древней Индии

Религии Древней Индии. План-конспект урока в 5 класса.  В данной разработке в форме игры повторяется изученный  предыдущий материал, изучается религия Древней Индии, ее особенности....