Рабочая программа внеурочной деятельности по географии
рабочая программа по географии

Холошенко Людмила Георгиевна

Внеурочная деятельность в школе по географии для 5-8классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost_holoshenko_2017-2018_uch.g.rar163.71 КБ

Предварительный просмотр:

Ростовская область, Цимлянский район, х.Антонов

(Территориальный, административный округ (город, район, посёлок)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

( полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)

Антоновская основная общеобразовательная школа

 Цимлянского района Ростовской области

                        «Утверждаю»

                                                                    Директор МБОУ  Антоновской ООШ

                                                                    Приказ от___________№__________

                                                                    ___________________  В.В.Смаглюк

        (подпись)

                                                                               М.П.

                    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по образовательно-воспитательной внеурочной

                                деятельности «Карта-второй язык географии»

                                      интеллектуальное  направление

Уровень общего образования (класс) основное общее ( 6класс)  

Количество часов  -  34

Учитель         Холошенко Людмила Георгиевна

 

2017-2018 уч.г.

                                              Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе:

- с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29 декабря 2012 года (статьи 12, 13,19, 28,30,47);

-Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г.№ 1897 с изменениями;

-      Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897»;    

- Уставом ОУ.

В ряду географических умений особое место занимают картографические умения.

О значении карты в географии лучше всех сказал знаменитый советский географ Н.Н. Баранский. “Карта есть “альфа и омега” (т.е. начало и конец) географии. От карты всякое географическое исследование исходит и к карте приходит, с карты начинается и картой кончается. Без карты, хотя бы плохонькой, в географическую экспедицию не едут, а результаты экспедиции наносят на карту, уточняя ее и обогащая” [3].

Целью рабочей программы является создание условий для всестороннего развития личности ребенка, формирования географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и ценностного отношения к миру; понимания закономерностей развития географической оболочки через формирование картографической грамотности обучающихся, развитие навыков работы с новыми современными картографическими продуктами.

Основная цель курса: развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов, формирование минимума знаний о странах и народах мира.

Задачи:

расширение представлений о природе Земли;

создание образных представлений о крупных регионах мира и странах с выделением особенностей природы, природных богатств и населения;

развитие географической грамотности посредством работы с картами разнообразного содержания, изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;

формирование специфических географических и общеучебных умений составлять географические описания территорий, а также особенностей распространения природных и объектов и явлений по картографическим источникам;

развитие представлений о размещении природных и антропогенных объектов;

развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека;

формирование представления о странах и народах мира.

  Курс предполагает развитие у обучающихся практических навыков работы с картой, что в условиях расширения международных экономических, политических и культурных связей, международного туризма является важным средством анализа информации, и в будущем будет способствовать более успешной социализации выпускников. В современных условиях все чаще приходится пользоваться электронными и спутниковыми картами, которые необходимо уметь читать и анализировать. В этой связи актуальным становится изучение ГИС-технологий и GPS-навигационных систем.

Изучение всех разделов курса поможет освоению географической номенклатуры, что является одной из целей картографической подготовки, а именно – “знание карты”.

Программа рассчитана на 34 часа и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками - 1ч в неделю. По календарному графику в МБОУ Антоновской ООШ в 6кл.-35ч.. Урок который выпадает на праздничный день будет пройден за счет уплотнения учебного материала в другие уроки.

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

 Формирование картографической грамотности является неотъемлемой частью обучения географии в общеобразовательных учреждениях. Картографическая грамотность подразумевает знание основных моделей земной поверхности, умение использовать их в качестве источников информации, создавать простейшие из них, а также знание географической номенклатуры. Если дети научатся читать и анализировать карту, то они смогут самостоятельно составить полную характеристику территории (материка, страны, города), географического объекта и т.д. На экономических картах указываются статистические данные, которые учащиеся смогут анализировать и решать задачи (метапредметные умения). Данный курс поможет учащимся в подготовке к государственной итоговой аттестации ГИА и ЕГЭ по предмету, поскольку в контрольно- измерительных материалах ГИА и ЕГЭ предлагаются задания, в которых необходимо дать ответ на основе анализа различных тематических карт. Программа предусматривает овладение навыками проектной деятельности, что способствует развитию самостоятельности, творчества и коммуникативности обучающихся.

Формы подведения итогов: программой предусмотрены диагностические работы в конце учебного года (защита проектов, метапредметная викторина, олимпиада).

Основные принципы построения программы:

преемственность: в рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся, с программой по географии для основного общего образования;

последовательность: построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному, от простого к сложному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей;

сочетание научности и доступности: программа опирается на новейшие достижения картографии, а доступность достигается путем применения современных образовательных технологий;

личностно-ориентированный подход и социализация: учет индивидуальных особенностей обучающихся, привлечение к социально-значимой деятельности

Программа  содержит систему практических  заданий-экспериментов, направленных на достижение  личностных,  метапредметных и предметных  результатов :

 Личностные результаты:

-Овладение на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

-Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

-Сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

 Метапредметными  результатами изучения является формирование универсальных учебных действий (УУД)

Личностные УУД:

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

-патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей странице;

Регулятивные УУД:

-способность к самостоятельному приобретению новых знаний  и практических умений;

-умение управлять своей познавательной деятельностью;

-умение организовывать свою деятельность, определять её цели  и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать  достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

-формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

-умения вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, её преобразование, сохранение, презентации с помощью технических средств и информационных технологий.

Коммуникативные УУД:

-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)

Предметные результаты:

1.Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

2.Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

3.Формирование представлений об особенностях природных явлений на различных территориях и акваториях;

 4. Научиться практическим навыкам охраны окружающей среды;

5. Научится самостоятельно составлять простейший план местности, ориентироваться на местности по компасу и местным признакам, производить элементарную глазомерную съёмку местности.

Учащиеся должны уметь (называть, показывать):

•уметь создавать и защищать электронные презентации;

•работать с различными источниками географической информации;

Системно - деятельностный подход.

В основе реализации программы лежит системно - деятельностный подход, который предполагает:

•воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного.

•переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития занимающегося;

•развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

•признание способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития занимающихся;

•учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей занимающихся;

2.Содержание программы.

 В курсе “Карта – второй язык географии. География Земли” у обучающихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли. Содержание курса добавляется страноведческими знаниями.

Содержание курса “Карта – второй язык географии . География Земли” направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Учащиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Тема 1. Уроки понимания карты. Географическая карта. (13 часов)

Многообразие геоизображений и географических карт. Особенности изображения земной поверхности на глобусе, космических снимках и на географических картах. Глобус – модель Земли. Географические координаты. Географическая широта. Географическая долгота. Способы картографического изображения: изображение неровностей земной поверхности, значки, линейные знаки, знаки движения и ареалы.

Практические работы:

Сопоставление очертаний материков, морей и океанов, крупных островов и полуостровов.

Определение географических координат.

Составление географического описания по карте.

Проект “Использование географических карт”.

Тем 2. Мы юные картографы. (8 часов)

Карты материков и океанов, разнообразие их содержания. Тематические карты. Карта “Строение земной коры”. Литосферные плиты. Землетрясения. Сейсмограф. Вулканы. Гейзеры.

Практические работы:

Определение способов картографического изображения, применяемых на географических картах школьного атласа

Проект “Создаем конструктор литосферных плит”.

Тема 3. Мы юные топонимисты. (7 часов)

Топонимика. Топонимист. Сколько географических названий на всем земном шаре. Топонимика своей местности.

Практические работы:

Географические названия своей местности.

Проект “Каталог географических названий Ростовской области”.

Проект “Тропами Ростовского полесья”

Тема 4. Страны мира. (4 часа)

Сколько стран на Земле. Страны Европы.

Практическая работа.

Проект "Сказочная карта Европы»

                             

                         3.Тематическое планирование

Тема

        Количество часов

теория

практика

1. Уроки понимания карты. Географическая карта.

6

7

2. Мы юные картографы.

2

6

3. Мы юные топонимисты.

6

1

4. Страны мира.

4

2

Итого:

18

16

Наглядные пособия, ЭОР.

Список литературы для учителя

Агапов Ю.В. Освоение метапредметного содержания общего образования в процессе перехода к новым стандартам , Рязань, 2012 г.

Арне Ингстрём “В лесу и на опушке. Книга по спортивному ориентированию. Для учителя. М., Физкультура и спорт. 1979 г.

Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. М. Просвещение, 1990 г.

Берлянт А.М. Картографическая грамотность и географическое образование: проблемы периориентации. Журнал “География в школе” - 1990. - № 2.

Буланов С.В. Картографическая грамотность как составная часть географической культуры учащихся. Материалы региональной научно – практической конференции “Человек и географическая среда”. Орел: ОГУ, 2001.

Дубанов И.С. Игры на уроках географии, Чебоксары, КЛИО, 1999 г.

Заяц Д.В. Интернет-ресурсы на уроках географии http://geo.1september.ru/articles/2008/18/12

Крылова О.В. Интересный урок географии. Книга для учителя. М., Просвещение, 2000 г.

Летягин А.А. География. Начальный курс. 5 класс, М. Издательский центр “Вентана-Граф”, 2013 г.

Скарлато Г. Занимательная география для детей и взрослых. Киев, Альтерпрес, 1996 г.

ЭОР

http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.

http://igrushka.kz/vip73/shar.php-метод моделирования и проектирования

http://geo.metodist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=504&Itemid=124

http://ext.spb.ru/index.php/2011-03-29-09-03-14/109-geography/2675-2013-04-08-07-43-08.html

http://clck.ru/8uB64

http://festival.1september.ru/articles/635492/

Согласовано                                                          Согласовано

Протокол заседания                                             Заместитель директора по УВР

методического совета                                           ______________ Захарова Л.А.

МБОУ Антоновской ООШ                                              подпись

  от_______ 2017 года №___                                 ________ 2017 года

____________        Галицына Е.А.                            дата

подпись руководителя МС      

 

                                                                                                                                                                   Приложение № 1

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Внеурочная деятельность

Класс 6

Учитель Холошенко Л.Г.

                                                                                  Календарное планирование:

 Тема занятия

 Форма и виды деятельности

                 Дата

план

факт

1

Уроки понимания карты. Географическая карта.

Эвристическая беседа

04.09.

2

Многообразие географических карт

Занятие с использованием ИКТ

11.09.

3

Особенности изображения земной поверхности на глобусе, космических снимках.

Эвристическая беседа

18.09.

4

Особенности изображения земной поверхности на географических картах.

Занятие – практикум с использованием ИКТ

Практическая работа: «Сопоставление очертаний материков, морей и океанов, крупных островов и полуостровов». Наличие искажений на географических картах. Представление о картографических проекциях и их видах.

25.09.

5

Школа географа – следопыта. Глобус – модель Земли.

Практикум

Практическая работа: «Освоение метода моделирования».

02.10.

6

Игра «В поисках капитана Гранта».

Игра  (аудиторное)

09.10.

7

Географические координаты – географическая широта.

Практикум

16.10.

8

Географические координаты – географическая долгота.

Практикум

«Определение географических координат»

23.10.

9

Способы картографического изображения: изображение неровностей земной поверхности.

Практикум

13.11.

10

Игра «Найди свой клад».

Игра  (аудиторное, подвижное)

20.11.

11

Способы картографического изображения: значки, линейные знаки, знаки движения и ареалы.

Занятие с использованием ИКТ

27.11.

12

Использование геоизображений

Практикум

Практическая работа: «Составление географического описания по карте»

04.12.

13

Защита проектов «Использование географических карт».

Занятие - практикум с использованием ИКТ

Практическая работа

11.12.

14

Мы юные картографы.

Карты материков и океанов, разнообразие их содержания.

Эвристическая беседа

18.12.

15

Анализ и сопоставление карт разной тематики.

Практическая работа: «Определение способов картографического изображения, применяемых на географических картах школьного атласа».

25.12.

16

Карта «Строение земной коры». Землетрясения.

Занятие - практикум с использованием ИКТ

15.01.

17

Вулканы Земли.

Занятие - практикум с использованием ИКТ

22.01.

18

Что такое гейзер?

29.01.

19

Фотоколлаж «Вулканы Земли».

Фотовыставка

05.02.

20

Проект «Создаем конструктор литосферных плит».

Практикум

Практическая работа над общим проектом

12.02.

21

Проект «Создаем конструктор литосферных плит».

Практикум

19.02.

22

Мы юные топонимисты.

Что изучает топонимика? Сколько географических названий на всем земном шаре?

Диспут

26.02.

23

О чем рассказывают названия некоторых стран.

Постановка и решение проблемных вопросов

05.03.

24

Курьезы топонимики. Географические названия - гулливеры и лилипуты.

Занятие с использованием ИКТ

Подготовка проекта

12.03.

25

Географические названия в художественных фильмах и мультиках.

Занятие - игра

19.03.

26

Географические названия в художественных фильмах и мультиках.

Занятие - игра

02.04.

27

Географические названия своей местности

Общественно полезная практика

Подготовка проекта

09.04.

28

Защита проектов «Каталог географических названий Ростовской области», «Тропами Ростовского полесья».

Практикум

Практическая работа над общим проектом

Составление коллажа «Памятники природы нашей

местности»

16.04.

29

Страны мира.

Сколько стран на Земле?

Диспут

23.04.

30

Страны Европы.

Эвристическая беседа

28.04.

31

Подготовка проекта "Сказочная карта Европы".

Общественно полезная практика

Подготовка проекта

07.05.

32

Защита проекта "Сказочная карта Европы".

Практикум: защита творческого проекта

Практическая работа над общим творческим проектом

14.05.

33

Олимпиада

Диагностическая работа

21.05.

34

Обобщение.

Представление результатов  работы.

28.05.

Подпись учителя: ___________(Холошенко Л.Г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии "Занимательная география" 6 класс

Настоящая программа предназначена для организации обучения основам географических знаний учащихся.   Участие школьников в занятиях курса открывает широкие возможности для формирования практи...

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии "Карта - язык географии" 7 класс

Целью курса является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, через формирование картографической грамотности школьников....

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии «Исследовательская и проектная деятельность в географии»

Рабочая программа кружка по географии «Проектная и исследовательская и деятельность в географии» составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным  стандартом...

Рабочая программа по внеурочной деятельности по географии 6 класс "География в городе"

Программа  "География в городе" 1 час в неделю . Знакомит учащихся с нгеографией города  СП-Б...

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для 5 класса "Практическая география"

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для 5 класса "Практическая география" знакомит учеников с географическими профессями через эксперименты и простые опыты в рамках внеуро...

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии Занимательная география 5-6 классы

Включены вопросы для рассмотрения самых интересных тем по оболочкам Земли...