Тема урока КРЫМОВЕДЕНИЯ В 7 КЛАССЕ: «Западный Крым. Состав. Положение. Природа»
план-конспект урока по географии (7 класс)

Киреева Татьяна Игоревна

Цель: дать представление о составе, географическом положении и природных условиях Западного  региона Крыма; воспитание любви к своей малой Родине – Крыму.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zapadnyy_region.docx65.86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Западный Крым. Состав. Положение. Природа».

Цель: дать представление о составе, географическом положении и природных условиях Западного  региона Крыма; воспитание любви к своей малой Родине – Крыму.

Предметные результаты:

определить состав региона;

описать географическое положение Западного региона Крыма;

оценить и сравнить положение региона с ранее изученными регионами;

характеризировать природные условия региона;

охарактеризовать Саки и Евпаторию, как курорты мирового значения;

понимать особенности хозяйственной деятельности населения.

Метапредметные результаты:

работать с географическими картами и другими источниками информации, использовать карты для получения краеведческой информации;

развитие познавательного интереса, творческих способностей, памяти и логического мышления; расширение и обогащение кругозора,

активизировать познавательную деятельность;

географическое мышление учащихся и их творческие способности;

навыки самостоятельной работы с географическими текстами, учебником, схемами;

делать обобщения и выводы;

высказывать суждения, подтверждая их фактами;

развивать способности слушать собеседника, излагать своё мнение, формулировать ответы  на вопросы;

работать по плану.

Личностные результаты:

осознавать ценность знаний о природных условиях разных регионов своей малой Родины;

проявлять интерес к изучениям особенностей своего края;

понимание необходимости бережного отношения к природе;

любовь к природе, ответственность и бережное отношение к окружающей среде,

воспитывать познавательный интерес к истории и природе родного края.

формировать экологическую культуру.

Оборудование: физическая карта Крыма, атласы, тетради.

Ход урока

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Беседа.

- Какие регионы мы с вами уже изучили?

- Какой регион показался самым интересным?

- О каком хотели б узнать больше?

- Какие регионы нам еще предстоит изучить?

Определение темы урока.

Сегодня мы начинаем знакомится с новым регионом. Угадайте с каким.

  • Состоит из одного района.
  • В состав входит город которому 2515 лет.
  • Название другого города переводится с татарского языка как «здоровье».
  • Проходит Чумацкий и Изюмский шлях (что соединял Крымское ханство с Великим Московским государством).
  • Находится озеро название которого переводится как «зловонная грязь».
  • Одна из достопримечательностей артезианская обсерватория.
  • Минеральная вода, что добывается в регионе, обладает уникальными лечебными свойствами

Сообщение темы, цели, задач урока.

Мотивация.

В древности город Саки звался - «Парасин», то есть город «владеющий землей, которая вылечивает любые раны».

- Как  вы понимаете это выражение?

Регион находится в удивительном месте. Здесь сочетаются мягкий теплый климат, множество солнечных дней, песчаные пляжи и ласковое море. Кроме того, природа здесь целительна: минеральные воды, лечебные грязи и рапа дают отличный терапевтический эффект.

Использование грязей, как метода лечения, известно ещё с III—ІІ ст. до н. э. Регулярное лечение грязями Сакского озера началось с 1827 г.

Сохранилось средневековое поверье, рассказывающее о чумаке, прибывшем в Украину за солью. Волы пожилого чумака застряли в грязи озера, пожилой мужчина на протяжении все ночи топтался в грязи своими больными ногами, пытаясь вытащить воз. Приехав домой, чумак заметил, что боль в ногах, мучавшая его на протяжении многих лет, прошла.

В последнее время Сакский район приобретает популярность как курортный регион. Дело в том, что побережье Сакского района является одним из самых экологически чистых в Крыму. Причина кроется в том, что возле морских пляжей Сакского района отсутствуют какие либо промышленные предприятия, загрязняющие окружающую среду. Соляные озера наполнены лечебными грязями, чьи целебные свойства при лечении опорно-двигательного аппарата, гинекологических и других заболеваний известно с давних времен.

Воздух, приходящий с моря приносит с водными парами микроэлементы: соли натрия, магния, кальция, брома. Все это смешивается с горячим сухим воздухом, принесенным со степей, что создает естественный инголяторий

Усвоение новых знаний.

Задание 1.

Определите состав региона Восточный Крым. (Сакский район, Сакский и Евпаторийский городские округа)

Задание 2.  С помощью плана изучите географическое положение

План изучения географического положения  района.

  1. Положение региона на территории полуострова.
  2. Положение относительно форм рельефа.
  3. Экономическое окружение. Соседние регионы.
  4. Транспортное положение. 

(Транспорт осуществляет «развитие» территории, её доступность и востребованность).

Задание 3.

Используя гербы сделайте вывод об природных условиях и основных видах хозяйственной деятельности человека на территории региона.

"Герб Сакского района представляет варяжский щит в обрамлении колосьев пшеницы. Щит рассечен на зеленое и красное поля. 
В основу герба положен варяжский щит – самая древняя форма щита, указывающая на глубокое историческое прошлое района. 
Колосья в обрамлении – эмблема плодородия. Указывает на специализацию экономики района. 
Солнце с 24 равновеликими лучами - символ источника жизни, света, богатства. Сакский район – рекордсмен Крыма по количеству солнечных дней, объединяющий в своем составе 24 территориальные громады.
http://sakimo.rk.gov.ru/file/Sakskij_rajon_istoricheskaja_spravka2.jpg

Ракушка – символ вечности и связи времен – указывает также на развитие в районе горнодобывающей промышленности, на ее значимость и перспективность. 

Волна - один из древнейших символов человечества. Известна с античных времен. Означает море, морское хозяйство и воду вообще. Указывает на прибрежное положение района, водные богатства: Черное море, озера, минеральные источники. 

Зеленый – надежда, здоровье, свобода; поля, сады, виноградники Красный – право, сила, любовь; героическое прошлое района.  Синий – слава, верность, искренность; прибрежное положение, водные ресурсы: Черное море, озера (в т.ч. грязевые), минеральные источники.

    Герб города Саки. "Бронтозавр представляет собой стилизованное изображение известного памятника, установленного в парке одного из санаториев и ставшее своеобразным символом города. Кроме того, бронтозавр отражает древность Сакского озера, уникальность его донных отложений, многие тысячелетия превращавшихся в целительный субстрат. https://go4.imgsmail.ru/imgpreview?key=3542f0906a127255&mb=imgdb_preview_1759

Серебряное острие, словно горка соли, напоминает о добыче этого полезного минерала в окрестностях Сак в недавнем прошлом, а звезды – о чумаках, перевозивших соль Чумацким Шляхом. Посох, овиваемый змеей, символизирует уникальный бальнеологический курорт, каковым является город Саки. Целебные свойства сакской грязи были известны с античных времен, и с тех пор, подобно посоху бога врачевания Асклепия, они исцеляют немощных и помогают страждущим. Серебряная чаша и струи символизируют находящийся в Саках источник самой известной и популярной в Крыму воды – «Крымской минеральной». Кроме того, бьющие из чаши серебряные струи напоминают о расположенном неподалеку от города термальном минеральном источнике, вода которого, насыщенная целебными солями, применяется для лечения многих заболеваний. 

На западной окраине города раскопано поселение IV века до н.э., называемое сегодня Кара-Тобе. Городище, занимавшее самую высокую точку округи, контролировало пересыпи озер, проходившие по ним дороги, а также, морские пути. В гербе это отражено стилизованной под каменную кладку вершиной с античным греческим орнаментом – меандром.

 Герб города Евпатории. Щит рассечен. В зеленом поле золотая баранья голова, в червленом - черная змея, обвивающая серебряный жезл, пьет из черной чаши.https://go3.imgsmail.ru/imgpreview?key=790ed18e5eac1802&mb=imgdb_preview_63

Золотая баранья голова - указывает удобство Тарханского кута к разведению овец, а также учитывает исторические особенности региона Евпатории, в древние времена заселенного скифскими племенами, использовавшими в своей символике так называемый "скифский звериный стиль". Баран означает справедливость, волю, честолюбие и оптимизм. 

Черная змея, обвивающая серебряный жезл, пьет из черной чаши - эмблема медицины, символизирует общеизвестные лечебные грязи, и характеризует город Евпаторию как город-курорт. 

Задание 4.

- Охарактеризуйте хозяйственную деятельность региона.

По итогам переписи населения в Крымском федеральном округе по состоянию на 14 октября 2014 года численность постоянного населения района составила 76489 человек (100,0 % из которых — сельс).

- О чём это говорит?

Сакский район — один из крупнейших в Крыму по производству сельскохозяйственной продукции. Основным направлениями сельскохозяйственной отрасли Сакского района являются растениеводство и животноводство. В растениеводстве преобладающую часть занимает производство зерновых культур, которыми засевается около 50 % пашни ежегодно, до 10 % хозяйственной земли занимает подсолнечник, а 720 га овощи. 25 % пашни заняты для выращивания кормовых культур. Животноводство Сакского района представлено пятью отраслями: производством мяса, молока, свиноводством, овцеводством, птицеводством. 

Наибольшие предприятия области: племптицезавод им. Фрунзе и ОАТП «Крымский», которые специализируются на производстве яиц и племенного молодняка.

Успешно развиваются предприятия пищевой промышленности, которые удовлетворяют запросы потребителя: местных жителей и гостей полуострова. В районе действует собственная перерабатывающая база. Она представлена в формате цехов, занятых переработкой семян подсолнечника.

Особенностью Сакского региона является нахождение на его территории 50 карьеров, в которых происходит добыча камня-ракушечника, используемого при строительстве жилых домов. Поэтому неудивительно, что в районе действуют множество предприятий, специализирующихся на производстве строительных материалов. Помимо этого, на территории Сакского района разрабатывается около 30 месторождений по добыче пильных известняков.

У озера Донузлав расположены две ветроэлектростанции:  Донузлавская  и  Сакская.

Задание 5.  Прочитайте информацию об изучаемых районах. природные условия региона и запишите их в виде таблицы.

«Особенности природных условий  и ресурсов».

План

Характеристика

Рельеф

Открытая плоская равнина, которая прорезается неглубокими долинами рек и балками с пологими склонами (крутизна 3-8 градусов). Кругом степь. Море на значительном расстоянии от берега мелководное . Берег здесь почти всюду плоский и выровненный, лишь кое-где с небольшими уступами. 

Минеральные ресурсы

Один  из ведущих по количеству месторождений полезных ископаемых. 50 карьеров по добыче камня-ракушечника, который используется как строительный материал.

Действует несколько глубинных буровых скважин (до 1200 м) по добыче минеральной воды типа Ессентуки-17, Столовая Крымская. Соляные озёра богаты лечебными грязями. Запасы поваренной соли оцениваются в 10 миллионов тонн. Соль отличается прекрасными пищевыми качествами. Рассол солёных озёр богат разными химическими элементами, необходимыми для химической промышленности.

Климатические условия

Территорию пересекает 45 широта. (О чём это говорит?) Каламитский залив мелководен, поэтому быстро прогревается. Климат сочетает в себе влияние моря и степей, из всех приморских городов Крыма, самый сухой. Море смягчает жару летом и холод зимой, а также уменьшает суточные перепады температуры.

Купальный сезон открывается со второй половины мая.

Осадков течение года выпадает мало – около 360 мм.

Характерная черта – большое количество теплых дней – около 260 в году, по этому показателю превосходит Сочи, Ялту, Сухуми. Здесь фиксируется 286 солнечных дней в году, среднегодовая температура + 11 градусов. Евпаторию можно сравнить с климатом Итальянских курортов и юга Франции.

Внутренние воды

Рек в районе практически нет, за исключением небольшой реки, которая впадает в озеро Кизил-Яр и пересыхает в течение большей части года. В районе большое количество соляных озёр с грунтовыми берегами и илистым дном. Уровень воды большинства озёр на 1-2 метра ниже уровня моря. Зимой озёра не замерзают. (Почему?). Евпаторийская группа соляных озер: Сакское, Сасык (Сасык-Сиваш) - самое большое соляное озеро в Крыму,  Майнакское.

Скважина с  горячей минеральной водой (гидрокарбонатно-хлоридно-натриевой) слабощелочной, с минерализацией 2,1-2,3 граммов солей на литр. В ней содержится ряд микроэлементов, азот и некоторые редкие газы. Благодаря сочетанию содержащихся в воде микрокомпонентов она обладает уникальными лечебными свойствами. Воду назвали"Крымской минеральной". 

Рекреационные ресурсы региона

действует 4 пансионата, 11 баз отдыха с общим количеством мест - 3799. Саки единственный курорт на территории бывшего Советского Союза, чья инфраструктура приспособлена для принятия инвалидов, передвигающихся на колясках. 

Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.

Задание 6. Расскажите об:

- особенностях обеспечения водными  ресурсами;

- особенностях обеспечения полезными ископаемыми;

- особенности хозяйственной деятельности;

Задание 7. Определить хозяйственное и рекреационное значение озер региона.

Саки - настоящей фабрике здоровья. Почему этот город так называют?

Сакское соленое озеро – гигантская природная лаборатория, где Солнце «готовит» лечебные грязи. Почему сакские грязи лучше, чем грязи Мертвого моря?

Евпаторийская группа соляных озер. Все озера этой группы морского происхождения. Концентрация солей летом достигает 10-25%, и происходит садка соли.

Озеро Сакское занимает устья двух сходящихся балок. Концентрация солей в нём очень велика, а дно покрыто синевато-чёрной, бархатистой с запахом сероводорода грязью, имеющей целебное значение. Образуется целебная грязь в результате сложного взаимодействия между рапой, микроорганизмами и органическими остатками, которые приносятся в озеро из окружающей степи дождевой водой.

Озеро Сасык (Сасык-Сиваш) - самое большое соляное озеро в Крыму, площадь его зеркала 75,3 кв.км. Озеро образовалось из морского залива, отделяется от моря узкой пересыпью и по возрасту моложе других озёр. Сейчас озеро разделено дамбой на северную и южную части. Северная часть опресняется поступлением пресных поверхностных и подземных вод. Из рассолов южной части озера добывают поваренную соль, а рассолы после извлечения соли по трубопроводу поступали на Сакский химический завод, где из них получали бром и хлористый магний.

Небольшое озеро Майнакское расположено к западу от озера Сасык (Сасык-Сиваш). Грязи этого озера также широко используются в медицине.

Рапа, минеральная вода, и иловая грязь используется для улучшения здоровья многих людей. Эти природные компоненты помогают сбалансировать и улучшить кровообращение, обменные процессы, кровоснабжение сердечных мышц, функцию сердечнососудистой системы, а также обладают противовоспалительным и рассасывающим эффектом. Кроме этого они стимулируют регенеративные процессы, ускоряют появление костной мозоли, способствуют выведению радионуклидов из организма и нормализуют общий гормональный фон.

Подведение итогов урока.

Сравните Западный регион с другими изученными.

Рефлексия.

Создайте образ региона. Передайте с помощью 3 предложений особенности региона.

Сообщение домашнего задания.

1. Сообщение:

- про озеро Донузлав. В чем заключается важность данного географического объекта?

- про добычу уникальной розовой соли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока по географии в 8 классе "Западно-Сибирская равнина. Особенности природы"

Данный план урока содержит подробное описание, на уроке представлены различные формы деятельности учащихся...

Технологическая карта урока для 6 класса. Системы объектов. Состав и структура системы.

Технологическая карта урока для 6 класса.  Системы объектов. Состав и структура системы....

Открытый урок в 5 классе "Западная Азия в древности"

Открытый урок по истории Древнего мира для 5х классов с использованием обучающих структур Сингапурской методики. Тема: "Западная Азия в древности". Учитель: Хайруллина Аида Альбертовна.....

Презентация к открытому уроку в 5м классе "Западная Азия в древности.

Презентация выполнена в программе Power Point. Является дополнением к конспекту откртытого урока по истории Древнего мира для 5х классов с использованием  технологий Сингапурской методики. Т...

Тема урока: "Литература и музыка о Крыме"

Урок  разработан для уч-ся  5 класса, как региональный компонент Республики Крым .. Его можно провести в виде урока-экскурсии.. Учащимся предлагается быть не только пассивнымы экскурсантами,...

Технологическая карта урока в 5 классе по географии : Состав и строение гидросферы.

Технологическая карта 5 класс по географии . Тема урока:Состав и строение гидросферы. План урока пмогает провести урок по новым федеральным законам....