Тема УРОКА В 6 КЛАССЕ: «Зависимость атмосферного давления от высоты и широты местности».
план-конспект урока по географии (6 класс)

Киреева Татьяна Игоревна

Цель: закрепить знания об атмосферном давлении, формирование знаний о причинах изменения атмосферного давления, формирование знаний о поясах с преобладанием низкого и высокого давления.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zavisimost_atm_davlen_ot_shiroty_i_vysoty_mestnosti.docx21.68 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Зависимость атмосферного давления от высоты и широты местности».

Цель: закрепить знания об атмосферном давлении, формирование знаний о причинах изменения атмосферного давления, формирование знаний о поясах с преобладанием низкого и высокого давления.

Предметные: 

формирование представлений о распределении поясов атмосферного давления;

формирование умений использования географических знаний в повседневной жизни;

сформировать представление об атмосферном давлении: о величине нормального атмосферного давления, о пониженном и повышенном атмосферном давлении.

сформировать знания о причинно-следственных отношениях между характером подстилающей поверхности, температурной воздуха над ней, высотой над уровнем моря и атмосферным давлением.

продолжить формирование обще учебных умений и навыков.

Метапредметные: 

работать с различными источниками географической информации - текстом, картами, схемами; устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;

развивать познавательный интерес на основе изучения материала;

развивать память, логическое мышление, наблюдательность, умения сравнивать, обобщать и делать выводы на основании вновь изучаемого материала.

Личностные:

повышать активность учащихся, раскрывать их возможности;

развивать интерес к предмету,

воспитывать любовь и бережное отношение к природе; 

воспитывать культуру умственного труда;

воспитание чувства ответственности;

способствовать развитию коммуникативных умений.

Ход урока:

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

- Что такое атмосфера?

Атмосфера (от греч. Atmos - пар) – это воздушная оболочка Земли.

- Из каких частей состоит атмосфера?

ТРОПОСФЕРА нижний слой - на высоте от 8-9 до18 км.; 2. СТРАТОСФЕРА - верхняя граница на высоте 40-50 км.;3.ВЕРХНИЕ СЛОИ АТМОСФЕРЫ - мезосфера и термосфера – образуют высокие слои атмосферы.

- Где содержится 80% массы воздуха?

Основная масса воздуха (около 80 %) содержится втропосфере и стратосфере.

- Как изменяется температура воздуха с подъемом в тропосфере?

В тропосфере температура с высотой понижается в среднем на 6.°С на 1 км поднятия.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

На предыдущих уроках мы изучили строение атмосферы и состав воздуха. Но возникают вопросы: Сколько весит воздух? Почему люди не чувствуют давление атмосферы, но при этом его резкие изменения неблагоприятно сказываются на их самочувствии и здоровье? Про это мы с вами узнаем сегодня на уроке.

Усвоение новых знаний.

Создание поясов с преобладанием низкого и высокого давления связанно с особенностями изменения объема и массы в зависимости от температуры.

На Земле возникает три пояса с преобладанием низкого давления: в районе экватора и умеренных широт, четыре- с преобладанием высокого: в районе тропиков и полюсов. Пояса чередуются.

ИЗОБАРА – линия соединяющая на карте точки с одинаковым давлением. На климатической и синоптической картах атмосферное давление указывается в единицах СИ — гектопаскалях (гПа): 1 гПа=0,75 мм рт.ст. (Учащиеся записывают определение в тетрадь)

Давление зависит от разного нагрева и охлаждения поверхности, и от перемещения воздуха. Традиционно атмосферное давление измеряется в мм рт.ст. В ежедневном прогнозе погоды по телевидению, радио, в газетах наряду с температурой, осадками, ветром, указывается и атмосферное давление. Эти данные мы можем увидеть и на электронном табло реальной погоды.

Беседа о влиянии высоты на организм человека.

Тенсинг Нордгей, один из первых покорителей Эвереста, делился воспоминаниями, что самые трудные были последние 30м, ноги были чугунными, каждый шаг приходилось делать с трудом. Он установил для себя норму: четыре шага – отдых, четыре шага – отдых. Почему так трудны восхождения? Это связано с низким атмосферным давлением и его влиянием на организм человека. Поговорим о горах. Как вести себя в горах и при восхождении? (Акклиматизация, следить за весом рюкзака, пища богатая витаминами и калием для работы сердца, равномерно распределять нагрузки).

Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.

Напоминаю, как решаются задачи на определение зависимости температуры и высоты. Итак, задание: На какую высоту поднялся самолет, если за его бортом температура -30°С, а у поверхности земли + 12°С?

Учитель поясняет решение задачи, записывает алгоритм на доске:
7 км [(30+12):6=7].

А теперь самостоятельно решите задания.

Какова высота горы, если у ее подножия температура воздух +26°С, а на вершине –10°С?

6 км [(26+10):6=6].

Какова температура воздуха на Памире, если в июле у подножия она составляет +36°С? Высота Памира 6 км.

0°С [6х6-36=0].

Самостоятельное выполнение практической части работы.

Задача.

  1. У подножья горы атмосферное давление 760 мм. рт. ст. На ее вершине атмосферное давление 460 мм. рт. ст. Найти высоту горы.
  2. Какова высота горы, если у ее подножия атмосферное давление 765 мм рт.ст., а на вершине – 720 мм рт. ст.?
  3.  Шахта, глубиной 200 м. На поверхности атмосферное давление 752 мм рт.ст. Каково атмосферное давление на дне шахты?
  4.  На дне шахты барометр зафиксировал давление 780 мм рт.ст., а у поверхности Земли — 760 мм рт.ст. Найти глубину шахты.

Тест

1. Как меняется атмосферное давление при подъеме в горы?

А) остается неизменным;

Б) увеличивается;

В) уменьшается.

2. При каких условиях атмосферное давление считается нормальным?

А) уровень моря, +20°С;

Б) уровень моря, 0°С;

В) высота Москвы, 0°С

3. Как изменится давление, если Вы от берега моря подниметесь на высоту 200 м?

А) увечится на 20 мм рт.ст.;

Б) уменьшится на 20 мм рт.ст.;

В) не изменится.

4. С помощью каких приборов измеряется атмосферное давление?

А) ртутный барометр;

Б) барометр-анероид;

В) термометр;

Г) компас.

5. Что такое атмосферное давление?

А) масса столба воздуха, давящего на земную поверхность;

Б) масса всего воздуха атмосферы;

В) давление, оказываемое воздухом на по земную поверхность.

6. Что такое изобара?

А) линия, соединяющая на карте точки с одинаковой температурой;

Б) линия, соединяющая на карте точки с одинаковым атмосферным давлением.

7. Почему человек не чувствует давления атмосферы?

А) человек обладает прочным скелетом;

Б) у человека внешнее давление уравновешивается внутренним;

В) атмосфера давит не на человека, а на поверхность Земли.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Продолжите фразы:

Сегодня на уроке я повторил…

Сегодня на уроке я узнал…

Сегодня на уроке я научился…

Сегодня на уроке мне не удалось…

Домашнее задание.   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок «Вес воздуха и атмосферное давление».

На уроке показано применение методов ФГОС  2 -го поколения...

Конспект урока по теме "Изменение атмосферного давления с высотой"

Изменение атмосферного давления с высотой.    Цели урока: Р  -   развитие логического мышления учеников, знаний о ви...

Конспект урока по физике 7 класс "Атмосфера. Атмосферное давление"

Уровни образования:  основное общее образованиеКласс(ы):  7 классПредмет(ы):  ФизикаЦелевая аудитория:  Учитель (преподаватель)Тип ресурса:  конспект ...

Конспект урока по физике в 7 классе "Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли"

Урок сопровождается показом слайдов презентации "Измерение атмосферного давления", интересными опытами и видеофрагментом "Опыт Торричелли"....

План-конспект урока физики 7 класс "Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли".

План-конспект урока физики 7 класс "Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли". Также представлена презентация к данному уроку...

Открытый урок 7 класс ФГОС " Атмосферное давление.Вес воздуха"

Урок позволяет разъяснить смысл атмосферного давления,Объяснить влияние атмосферного давления на живые организмы, использовать знания об атмосферном давлении в повседневной жизни....

Практическая работа по географии «Решение задач на определение амплитуды, средней месячной температуры воздуха, изменение температуры воздуха и атмосферного давления с высотой» и «Составление графика изменения температуры воздуха, диаграммы оса

Пр. р. №5 «Решение задач на определение амплитуды, средней месячной температуры воздуха, изменение температуры воздуха и атмосферного давления с высотой».Пр.р. №6. «Составление графи...