публикация " Игровые технологии на уроках географии"
статья по географии

Герман Ирина Александровна

С целью активизации учебно-познавательной деятельности в учебном процессе все чаще используются игровые технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii_na_urokah_geografii.docx38.39 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Автор: учитель географии ГБОУ СОШ №158 Калининского района Санкт-Петербурга Герман И.А.

 

       Целью современного образования в средней школе является дальнейшее развитие исторически  сложившейся педагогической системы на основе создания условий для формирования  профессионально компетентной, социально активной, творчески самостоятельной личности.

       Главным недостатком системы школьного образования при этом является отсутствие деятельности ученика, который зачастую пассивно воспринимает информацию, что не соответствует современным потребностям. При переходе к информационному обществу все более важным для педагога становится приобщение учеников к самостоятельной работе для достижения заданного качества обучения в условиях модернизации образования, реализации  современных технологий обучения, развития у учеников культуры самообразования, самоорганизации и самоконтроля. Таким образом, современное состояние обучения школьников диктует необходимость поиска новых путей повышения качества их теоретической подготовки, готовности к самостоятельному творческому труду, а главное средств и методов обучения.

       В течение последних десятилетий игровые педагогические технологии достаточно широко внедрились в педагогическую практику. Игровая форма обучения представляет собой наиболее удачное и перспективное нововведение последних лет.

В процессе деловой дидактической игры развивается

  • целеустремленность,
  • активность,
  • динамичность и продуктивность мышления,
  • прочность и оперативность памяти,
  • стремление к совершенству и вера в свои силы.

      С дидактической точки зрения игровое обучение перспективно тем, что не противостоит современным педагогическим теориям и может стать одной из форм интегрированного обучения.

    С целью активизации учебно-познавательной деятельности в учебном процессе все чаще используются различные игры.

Как показывает практика, в большинстве случаев передача готовых знаний не всегда побуждает человека к готовности и способности выявлять, анализировать и определять самостоятельно пути их разрешения. Требуется совершенно иной подход к организации обучения, изменяющий в целом систему взаимоотношений и взаимодействий между учителем и учащимися.

    Учитель перестает быть для учащихся лишь источником знаний, становится консультантом по руководству познавательной деятельности учащихся, направляемой на разрешение проблем.

      Ученик теперь уже активный участник учебного процесса. Ученики сами формируют цель, выявляют проблемы, анализируют информацию, вырабатывают критерии и возможные пути решения проблем. Ученик превращается в главную фигуру всего учебно-воспитательного процесса, что и делает обучение по-настоящему личностно-ориентированным.

Целевые ориентации педагогических игр:

Дидактические

  • расширение кругозора, познавательная деятельность;
  • применение ЗУН в практической деятельности;
  • формирование определенных  умений и навыков, необходимых в практической деятельности;
  • развитие общеучебных умений и навыков.

Воспитывающие:

  • воспитание самостоятельности;
  • формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и
  • мировоззренческих установок;
  • воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

Развивающие:

  • развитие внимания, памяти, речи, мышления;
  • умение сравнивать, сопоставлять, находить аналоги;
  • развитие воображения, фантазии, творческих способностей;
  • умение находить оптимальные решения;
  • развитие мотивации учебной деятельности.

Социализирующие:

  • приобщение к нормам и ценностям общества;
  • адаптации к условиям среды;
  • стрессовый контроль, саморегуляция;
  • обучение общению.

Значение игр в обучении.

Игра дает учащимся возможность не только выразить себя, действовать, но и возможность переживать и сопереживать.  Для ребенка игра –увлекательное прежде всего занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказывается порой более важным, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера  увлеченности и радости, ощущение посильности заданий –все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность и   благотворно  сказывается на результатах обучения.

Игра обеспечивает эмоциональное воздействие на учащихся, активизирует резервные возможности личности. Она облегчает овладение знаниями, навыками и умениями, способствует их актуализации.

Учебная игра-упражнение помогает активизировать, закрепить, проконтролировать и скорректировать знания, навыки и умения, создает учебную и педагогическую наглядность в изучении конкретного материала.

Она создает условия для активной мыслительной деятельности ее участников.

Психологическое влияние игры проявляется в интеллектуальном росте учащихся. Педагогически и психологически продуманное использование ее на занятии обеспечивает развитие потребности в мыслительной деятельности. А это ведет к интеллектуальной активности, умственной и познавательной самостоятельности и инициативности учащихся.

Коммуникативная природа игры также предоставляет возможности для развития

коммуникативных навыков.

Необходимость комментировать свои и чужие действия, взаимодействовать в пределах группы, возражать, соглашаться, высказывать свое мнение служит базой для развития речевых умений и стратегий общения, что необходимо для инициации и поддержания межкультурного диалога. Учебная игра воспитывает культуру общения и формирует умение работать в коллективе и с коллективом.

Классификация игровых технологий

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

  • обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
  • познавательные, воспитательные, развивающие;
  • репродуктивные, продуктивные,
  • творческие;
  • коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики.

Важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.

Игровые технологии на разных этапах урока

Игровые моменты,  возможно, использовать на разных этапах урока.

Применение игры на уроке очень разнообразно:

  • в начале урока при проверке домашнего задания
  • для активизации внимания учащихся,
  • при изучении нового материала для более глубокого, осмысленного и быстрого усвоения учебного материала
  • в конце урока для закрепления изученного материала и снятия напряжения после сложной классной работы.

Все эти игровые формы учитель выбирает в зависимости от темы урока, подготовленности учащихся, их возраста. Я привожу примеры некоторых игровых моментов.

Дешифратор. (Масштаб)

При изучении темы «Географические координаты» можно зашифровать какое-либо слово с помощью координат. Учащимся предстоит сначала определить какие города соответствуют данным координатам, а потом определить заданное слово.

1.  59 с.ш. 11 в.д.   Осло

2.  35 с.ш. 51 в.д.  Тегеран

3.  13 ю.ш. 76 з.д   Лима

4.  52 с.ш. 105 в.д.  Иркутск

5. 42 с.ш 78 з.д. Нью-Йорк

6. 46 с.ш. 75 з.д. Оттава

Такое задание можно давать учащимся на дом. Они могут зашифровать свое имя, фамилию или любое другое слово, которое на следующем уроке будут отгадывать его одноклассники.

“Слова в словах”

Учитель пишет на доске географическое название, например: “Караганда”. Из букв этого слова нужно составить другие географические названия, не прибавляя новых букв, а буквы, которые есть в этом названии, в одном слове можно использовать только один раз. Из букв слова “Караганда” можно сложить такие названия: Канада, Ангара, Анкара, Гана, Карадаг.

«Геоалфавит».

В этой игре может быть несколько вариантов.

1. В игре участвуют две команды. После проведения жеребьёвки игру начинает

одна из команд.

N1. Капитан этой команды по договорённости с её членами задаёт 5 или 10 вопросов на

географические темы, а члены команды

N2 должны дать ответы, начинающиеся с какой-то одной буквы. Букву называет капитан первой команды, например букву П.

1.Назовите известного русского путешественника-географа.    Пржевальский.

2. Назовите страну нашей планеты.     Парагвай.

3. Назовите столицу европейского государства.    Париж.

4. Какая река протекает в Южной Америке?     Парана.

5.Назовите город, расположенный на полуострове Камчатка. Петропавловск-Камчатский.

6. Какой полуостров в Европе вы знаете?  Пиренейский.

7. Какую вы знаете горную страну?  Памир.

8. Кто возглавлял первую дрейфующую станцию “ СП-1”?  Папанин.

9. Назовите известный вам канал.   Панамский.

10. Какие горы расположены в Англии?  Пеннины.

2. Участвовать могут команды или пары или каждый ученик отдельно. Задание –называть

географические объекты или термины на буквы алфавита. Желательно географические объекты показывать на карте, а терминам давать определения.

Например. Атлантический океан –Белое море –Великобритания –Ганг река –

Дрейка пролив –и т.д.

Азимут –Барометр –Ветер -Гейзер и т.д.

Также в качестве задания можно предложить перечислить названия животных или растений с указанием материка или природной зоны, где они проживают.

“Географический лабиринт”

Данный приём представляет собой вид теста, рассчитанный на последовательное и

внимательное прохождение набора истинных и ложных утверждений. От каждого утверждения отходят стрелки с надписью “ДА” и “НЕТ”.

Если утверждение истинно, то следует идти по стрелки “ДА”, а если ложно -по стрелке “НЕТ”.

«Третий лишний» или «Белая ворона» 

Учитель называет 3 –4 слова, относящихся, кроме одного, к какой-нибудь теме.

Учащиеся должны определить это слово и доказать свой выбор.

Например.

Коала,  утконос, ягуар, ехидна. (животные Австралии)

Сыктывкар, Архангельск, Петрозаводск, Якутск. (столицы республик РФ)

«Геопочта»

Учащимся раздаются «письма» (можно «СМС-ки») с описанием природной зоны. Задача

разнести по адресатам. На доске висят конверты с названиями природных зон. Задания в данном случае могут быть разнообразны: географические объекты

материков, горные породы и т.д.

«Отыщи на карте».

Учитель предлагает паре учащихся показать на карте географический объект. Выигрывает

тот, кто показал его первым. Тот, кто проиграл выбывает, его место занимает следующий.

«Своя игра»

Можно использовать как при проверке домашнего задания на комбинированном уроке так и на уроке обобщения знаний.

Каждый ученик сам выбирает категорию вопроса по данной теме.

«Ассоциации»

По словам-подсказкам догадаться о чём идёт речь. О какой природной зоне?

Глей, мох ...Берёза, клён, гумус.

Положительные стороны игровых технологий.

Теоретические знания стали более прочными и осмысленными, вырабатываются

умения анализировать и прогнозировать географические процессы и явления. Отмечается

рост самостоятельности в выполнении заданий, сотрудничества, взаимопомощи.

 Игры дают возможность обучаться на собственном опыте, а не просто выслушивать

учителя, позволяют самим решать трудные проблемы, а не просто быть наблюдателями.

 Игры создают возможность переноса знаний из учебной ситуации в реальную,

ориентируют в жизненной ситуации.

Развивают коммуникативные способности, позволяют овладевать групповыми формами

работы.

Игровая деятельность –перспективный вид учебного занятия, рассчитанного на урок

диалог.

В процессе игры у учащихся формируются важные качества:

Умение участвовать в обсуждении и принятии коллективного решения.

Излагать и аргументировать свою точку зрения.

Развивать интеллектуальные умения и способности.

Анализировать различные варианты и точки зрения.

Применять всесторонний подход к обсуждению явления.

Сравнивать и обобщать факты.

Стойко поддерживается интерес к предмету.

Развитие познавательных способностей учащихся –цель деятельности учителя, а

применение различных приемов активизации является средством достижения этой цели.

Понимание этого важно для работы учителя. Поэтому, заботясь о развитии учащегося,

необходимо чаще использовать активные методы обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий на уроках географии при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью

Работа посвящена проблеме внедрения компьютерных технологий в обучение умственно отсталых школьников на уроках географии. Содержит примеры использования мультимедийных продуктов при формировании позна...

Статья по географии по теме: "Система компьютерного контроля и игровых технологий на уроке географии".

Знания географии должны быть сплетены воедино так, чтобыкаждый школьник обладал умением всестороннего пространственного мира.Поэтому принципиально важны при формировании географическойграмотности опти...

Презентация для подготовки уроков по географии и биологии "Игровые технологии на уроках географии и биологии"

Данная презентация поможет включить в урок географии игровые приемы при изучении нового материала и закреплении изученного...

Целостное обобщение опыта работы учителя географии по теме: «Использование современных инновационных технологий на уроках географии»

Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя,мерило его интеллектуального богатства,показатель его кругозора и эрудиции.В. Сухомлинский Современная школа многого требует от учителя ...

Выступление на РМО учителей географии Статья Использование современных образовательных технологий на уроках географии

Современная развивающая школа имеет дело с разносторонней, многогранной, активной личностью. Традиционный подход в организации образовательного процесса, характеризующийся доминирующей ролью учителя и...

Из опыта работы учителя географии Жамбаловой О.А " Использование образовательных технологий на уроках географии"

Целью своей работы считаю не только повышение качества образования и воспитания школьников, но и научить учиться, развивать интерес к учению, т.е. создать оптимальные условия для развития интеллекту...

Методические рекомендации учителям географии по теме "ИКТ технологии на уроках географии как средство формирования УУД учащихся

Новизна и теоретическая значимость методической разработки состоят в том, что выявлены и теоретически обоснованы средства формирования УУД на основе реализации дидактических возможностей ИКТ при осуще...