География 8 класс "Воды и человек"
план-конспект урока по географии (8 класс)

Гнучая Галина Александровна

Материал содержит информацию о значении воды и ее использовании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока "Воды и человек"28.32 КБ

Предварительный просмотр:

Вода и человек. Водные ресурсы. Охрана вод. (Урок географии в 8-м классе)

Цели и задачи урока: (Слайд №2)

  • рассмотреть значение воды в жизни человека;
  • оценить водные ресурсы России и их распределение во времени и пространстве;
  • закрепить знания о водных ресурсах России (понятия, типы вод).

Оборудование:

  • физическая карта России;
  • компьютерный класс с интерактивной доской;
  • материалы Приложений для работы с интерактивной доской.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

Ребята на ПК выполняют задание 1 на знание терминов по теме "Водные ресурсы России" на соответствие.

Презентация.

2. Изучение нового материала. (Слайд №3)

  1. План изучения в слайде презентации:
  2. Водные ресурсы и их использование.
  3. Водный кадастр.
  4. Влияние человека на водные ресурсы, водопотребление.
  5. Охрана вод, система оборотного водоснабжения.
  6. Стихийные явления.

Водные ресурсы и их использование.

Потребление воды человеком в сотни раз превышает потребление всех остальных видов природных ресурсов. Рост потребления вызывает истощение запасов пресных вод. И хотя вода покрывает свыше 70% поверхности Земли и относится к возобновимым ресурсам, она становится все более дефицитным природным продуктом.

Водные ресурсы - это воды (поверхностные и подземные), которые человек использует в быту, в промышленности, в сельском хозяйстве.

Значение рек:

А) На ежедневные нужды человек потребляет 300-400 л воды, а в год около 110-150 м3. Для производства 1 т сахара расходуется 100мводы, 1 т бумаги - 900 м3, 1 т резины - 1500 м3. Крупный металлургический комбинат потребляет в сутки около 1 млн. м3воды. (Слайд №4)

Б) Вода рек - это самые дешевые водные пути, которые часто были единственными дорогами в лесной зоне России 10 - 19 вв. (Слайд №5)

В) Большая часть пресных вод расходуется в сельском хозяйстве на орошение.

Задание: заполните схему в задании 2 на компьютере (один человек на интерактивной доске).

Слайд №7

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/580153/img1.gif

Россия богата водными ресурсами, но размещены они неравномерно: северо-запад Русской равнины - озерный край, очень хорошо обеспечен водой, а юго-восток Русской равнины, Среднерусская возвышенность, Урал испытывают недостаток влаги.

Основные запасы пресных вод сосредоточены в озерах, ледниках и подземных водах. Поскольку возобновление этих вод идет очень медленно (в ледниках вода задерживается на несколько веков), то их называют вековыми запасами(Слайд № 8)

Задание: заполните схему в задании 3 на компьютере, один человек у доски.

Человек использует в основном речную воду, это ежегодно возобновляемые водные ресурсы, которыми богата Сибирь.

  • Покажите крупные реки Сибири.
  • Какая река является самой полноводной в России? (Енисей)

Водный кадастр. (Слайд № 9)

Для оценки водных ресурсов создан водный кадастр - свод сведений о водных ресурсах России. Он обобщает материалы гидрологических наблюдений и исследований.

В кадастре указано и распределение вод на территории нашей страны, и сезонное распределение многоводных рек.

На каждого жителя Русской равнины приходится 8500 м3 воды в год, а на одного жителя Сибири - 100000 м3 в год, т.е. в 12 раз больше. В южных районах ( земледельческих) России дефицит воды, т.к. большая часть воды идет на орошение. На Урале водная проблема стоит очень остро, т.к. реки Урала маловодны ( это верховья рек), а потребности для городов и многочисленных предприятий в воде очень большие.

  • Реки России полноводны весной. Почему? (Смешанное питание с преобладанием снегового).

Потребность в воде наибольшая на территории страны ощущается летом. Чтобы обеспечить потребности в воде, создаются пруды и водохранилища.

  • В чем различие между прудами и водохранилищами? (Водохранилища гораздо крупнее прудов по площади и запасам воды, они создаются на крупных реках.)

Влияние человека на водные ресурсы, водопотребление.

Ежегодно в России из разных источников для хозяйственных нужд изымается много воды - в среднем около 2% речного стока. Однако в некоторых районах с высокоразвитой промышленностью и большой долей орошаемого земледелия этот показатель достигает 40%. Вода, используемая для водоснабжения человека и его хозяйства, возвращается в гидросферу не в полном объеме и не всегда в чистом состоянии. Много воды теряется за счет испарения с орошаемых полей и поверхностей искусственных водоемов, из-за несовершенных промышленных технологий и утечек из водопроводов. Антропогенное воздействие уменьшило годовой сток Волги на 10%, а Дона, Кубани, Терека - на 25-40%. Сток малых рек европейской части России снизился на 50%, многие из них просто исчезли.

Итак, человек влияет на водные ресурсы.

- Рассмотрим две стороны этого процесса: отрицательное влияние и положительное влияние.

Задание: заполните таблицу в задании 4 на компьютере, один человек у интерактивной доски.Слайд № 11

Использование воды

водопользование

водопотребление

Рыбное хозяйство

Промышленность

Гидроэнергетика

Сельское хозяйство

Речной транспорт

Коммунальное хозяйство (вода в квартире, полив улиц)

Купание в реке

 

Рыбалка на берегу с удочкой

 

Водопользователи загрязняют воду, ухудшают ее качество

В результате потребления воды становится меньше, т.е. уменьшается ее количество, но и меняется качество воды из-за стоков.

  • Приведите примеры ухудшения качества воды.

А) сплав древесины (молевой) - часть древесины, намокая, тонет, гниет, загрязняя воду ядовитыми веществами. (Слайд № 12).

Б) загрязняет воду и водохранилище, в котором замедлена скорость течения воды и увеличивается концентрация грязных стоков. Вода теряет способность самоочищаться. Кроме того, водохранилище приводит к заболачиванию окрестностей, т.е. происходит подъем уровня грунтовых вод. Происходит затопление пойменных земель, обладающих наибольшим плодородием. На дне водохранилищ остаются деревни и даже города. (Слайд № 13).

Охрана вод, система обратного водоснабжения.

Как сохранить воду чистой для нас и будущих россиян? (Слайд № 14).

Ребята называют ответы, учитель постепенно открывает шторку для проверки.

- Строить очистные сооружения, а многие очистные сооружения реконструировать.

- Совершенствовать технологию производства на предприятиях. Например, ввести оборотную систему водоснабжения. Отработанные воды очищаются и снова используются на этом же предприятии.

- Экономия потребления воды, плата за каждый метр кубический по счетчику.

Стихийные явления. (Слайд № 15)

Вода может приносить человеку много бедствий.

Это стихийные явления:

наводнения, снегопады, сели, лавины, наледи, гололед, ливни.

40 % всех стихийных бедствий приходится на наводнения. Открыть видео о наводнениях.

На каких реках чаще бывают наводнения? Почему?

(На реках Северного стока. Весной в верховьях рек, находящихся южнее низовьев, уже ледоход и половодье, а в низовьях лед еще не ушел. В результате образуются ледяные заторы, плотины, выше которых поднимается уровень воды, и река выходит их берегов.)

Особенно часто наводнения случаются на участках рек с низкими берегами (Обь, Лена). Вспомнить наводнение в Ленске. Во время муссонных дождей наводнения бывают и на реках Дальнего Востока. На берегах Амура нельзя селиться, особенно на низменных участках.

Сели - грязекаменные потоки случаются на Кавказе, в горах юга Сибири. Причина возникновения селей - сильные ливни или быстрое таяние снега, наличие большого количества рыхлых грунтов в верховьях горных долин, сведение лесов на склонах гор.

Меры борьбы с селями:

  • облесение склонов
  • террасирование склонов
  • создание в руслах горных рек специальных плотин - селесборников.

3. Закрепление.

В качестве закрепления предлагается решить кроссворд (Слайд №16).

4. Вывод.

Наша страна необычайно богата разными видами пресных вод: реками и озерами, подземными водами и ледниками. В настоящее время в ряде районов страны сложилась тревожная ситуация, связанная с нехваткой воды или ухудшением ее качества. Необходимо вести постоянную борьбу с загрязнением и истощением вод. Уже сейчас затраты на сохранение и воспроизводство качества воды занимают первое место среди всех расходов человечества на охрану природы, и суммарная стоимость пресной воды намного больше стоимости любого другого вида используемого сырья.

Слайд № 17. На интерактивной доске запишем вывод: "Берегите воду!".

5. Домашнее задание.

Параграф 17, вопрос № 4 после  (Исстари считалось, что на Руси человек жил с рекой душа в душу. Она приучала к порядку и общежитию, воспитывала предприимчивость, привычку к артельному (коллективному) действию. Приведите свои доводы в пользу этого утверждения.

Список использованной литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - викторина по географии, 6 класс. "Как человек открывал Землю"

Тип урока: урок обобщения знаний  в форме географической викторины.Цели урока·         Закрепить знания о великих географических открытиях; об известных пу...

Разработка урока по географии 8 класс «Человек и литосфера»

Технологическая карта и презентация по тема "Человек и литосфера" (содержится видеофильм)...

Контрольная работа по географии 7 класс "Человек на планете Земля"

Контрольная работа по географии 7 класс "Человек на планете Земля"...

Урок географии по теме «Человек и атмосфера»

Урок географии по теме «Человек и атмосфера».Цель: создать условия для формирования у учащихся представлений о том, как атмосфера влияет на человека и его условия жизни, о влиянии человека...

Урок географии "Атмосфера и человек"

Технологическая карта урокаУчебный предмет: географияКласс: 6Учитель: Швед Юлия ВикторовнаТема урока: Атмосфера и человекТип урока: комбинированный  Этап урокаДеятельность учителяДеятельност...

План проведение Недели биологии и географии под девизом «Человек – ты часть природы! Соблюдай её законы!».Экологическая акция: «Забота о птицах»

   Предметы биология и география – важное звено в общей системе образования, которая направлена не только на овладение обучающимися знаниями о планете Земля, живой природе, но и...

Урок 6 класс география "Атмосфера и человек".

Откытый урок в 6 классе "Атмосфера и человек"....