План индивидуальных и групповых занятий 6-9 кл "Занимательная география"
материал по географии

Канева Нина Борисовна

План

индивидуальных и групповых занятий

со способными учащимися 6-9 классов по географии

на 2018 - 2019 учебный год

«Занимательная география»

 (35 часов, 1 час в неделю)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igz_zanimatelnaya_geografiya.docx32.02 КБ

Предварительный просмотр:

План

индивидуальных и групповых занятий

со способными учащимися 6-9 классов по географии

на 2018 - 2019 учебный год

«Занимательная география» 

 (35 часов, 1 час в неделю)

Пояснительная записка

        Изучение географии предполагает знание номенклатурных единиц, умение пользоваться различными источниками географической информации, применять знания в последующей деятельности. Занимательная география формирует у учащихся комплексное, системное и социально ориентированное представление о Земле, как планете людей, объединяющий многие компоненты как естественнонаучного так и общественнонаучного знания о мире. Учащиеся получают возможность развития и формирования творческой личности, через активное вовлечение в учебно-познавательную, исследовательскую, проектную и социальную деятельность.         «Занимательная география» позволяет деятельностно познакомить с методами географической науки, изучить географию своей местности, что способствует патриотическому, гражданскому и экологическому воспитанию школьников, привитию навыков природоохранного поведения.

В процессе изучения формируются представления о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях.

Цель: систематизация знаний о природе и человеке, подготовка обучающихся к восприятию этих знаний с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями. Занятия проводятся со способными учащимися по подготовке их к участию в школьной и муниципальной олимпиадах и конкурсах различного уровня по географии.

Календарно-тематическое план по географии составлен на основе примерных учебных программ по географии для общеобразовательных учреждений и включает все основные содержательные линии по географии 6-9 классов с учётом специфики содержания, дополнен заданиями повышенной сложности, практическими работами и занимательными заданиями.

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения занятий «Занимательная география»:

Личностные результаты:

- формирование гражданского самосознания;

- развитие основных психических процессов школьников: воображение, память, мышление, речь и др.;

- развитие кругозора учащихся;

- формирование способности к использованию географических знаний и умений в решении местных природоохранных проблем, а также видения своего места в решении вопросов, которые будут стоять перед нами в будущем.

Метапредметные результаты:

- формирование уважительного, бережного отношения к природному наследию своей местности как результату взаимодействия природы и человека;

- формирование умения ориентироваться на местности, использовать источники географической информации, прежде всего географические карты, в том числе электронные;

- формирование основ экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;

- осознание семейных ценностей, связей и традиций в географическом аспекте;

- воспитание патриотических чувств к своей малой родине, формирование патриотического сознания учащихся;

Предметные результаты включают - освоенные обучающимися в ходе изучения умения, специфические для данного предмета, виды деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Введение.

География – одна из наук о природе. Методы изучения природы. Объекты изучения географии.

Раздел 1.Географическое познание нашей планеты.

        География – одна из самых древних наук о Земле. Построение модели, демонстрирующей разную освещенность Солнцем пунктов, расположенных на одном меридиане. Следствия шарообразности Земли. Как Эратосфен определил размеры Земли? Работа с картой Древнего Египта.

Гномон – древнейший астрономический инструмент. Принцип работы гномона. Построение модели солнечных часов.

Квадрант – древнейший астрономический инструмент. Построение модели квадранта. Организация наблюдения за высотой Солнца над горизонтом.

Теллурий – модель, демонстрирующая положение Солнца, Земли и Луны относительно друг друга. Построение модели теллурия. Вращение Земли вокруг Солнца.

Раздел 2. Наблюдения – метод географической науки.

        Фенологические наблюдения. Погода и метеорологические наблюдения. Метеорологическая станция. Знакомство со строением флюгера, осадкомера, термометра, барометра.

Как предсказать погоду? Прогноз погоды. Синоптики. Составление прогноза погоды на зиму и ноябрь по народным приметам.

Работа с данными сайтов Гидрометцентр России и ГисМетео. Наблюдение за погодой.

Раздел 3. Картографический и описательный методы географии.

        Карта – особый язык географии. Масштаб. Направления. Определение по карте своего населенного пункта места проживания и места расположения школы, часто посещаемых мест (адреса проживания родственников, друзей, место работы родителей, объектов социальной сферы и т.д.). Составление маршрута пути из дома в школу.

        Составление по карте своего населенного пункта маршрутов передвижения в течение недели. Описание маршрута с указанием направлений и расстояний.

        Определение по карте своего района известных учащимся населенных пунктов и территорий (места проживания родственников, друзей, места отдыха, рыбалки, расположения дач и т.д.) Определение расстояний и направлений, составление и описание маршрутов поездок семьи по территории района.

        Оформление проектов путешествий с использованием личных фото- и видеоматериалов.

Планирование путешествий по территории своего района в период каникул. Определение целей путешествия, способов передвижения и выбор объектов для посещения: рекреационный маршрут, экологический маршрут, познавательный (экскурсионный) маршрут и др. Сбор информации об объектах посещения. Реализация запланированных путешествий.

        Составление и оформление проектов различных по целям путешествий по территории своего района с использованием личных фото-, видео- и других материалов.

Раздел 4. Геоинформационные системы в географии.

        ГИС – комплекс различных данных. Программа Coogl Earth. Возможности изображения географических объектов и поверхности Земли в программе Coogl Earth. Хронологические изменения в результате деятельности человека. Определение координат, направлений и расстояний в программе Coogl Earth. Разработка и подготовка картографических заданий для одноклассников с использованием возможностей программы Coogl Earth.

Раздел 5. Изучение своей местности.

Карта Республики Коми. Природа Усинского района. Особенности рельефа, климата, вод, растительного и животного мира.

        Составление описания погоды за месяц (месяцы) по своим наблюдениям. Определение среднесуточной и среднемесячной температуры. Построение графиков хода температур. Роза ветров. Построение розы ветров по своим наблюдениям.

        Изучение и описание свойств воды. Измерение скорости просачивания воды в различных горных породах. Создание модели родника. Исследование родников на местности. Определение и сравнение параметров воды в реке и роднике. Природоохранные мероприятия по очистке и благоустройству родников, реки.

        Свойства почв своей местности. Определение структуры и механического состава образцов почв. Приспособленность организмов к жизни в почве. Растения – индикаторы для определения содержания воды и гумуса в почве, кислотности почв (Посещение ЦДОД для проведения практикума по почвам Усинского района)

        Горные породы своей местности. Работа с коллекцией минералов и горных пород. Путешествие в мир камней. Использование минералов и горных пород человеком.

Топонимика. Изучение происхождения географических названий своей местности. История улиц города. Знаменитые земляки.

Тематический план

 Темы последовательно изучаемого материала относятся к следующим  разделам:

1.  Географическое познание нашей планеты

2.  Наблюдения – метод географической науки.

3. Картографический и описательный методы географии.

4. Геоинформационные системы в географии

5. Изучение своей местности.

Литература для учащихся:

  1. Учебники по географии для учащихся 6-9 классов общеобразовательных школ.
  2. Родионова И.А., Бунакова Т.М. Экономическая география. Учебно-справочное пособие. М.: «Московский лицей», 2003.
  3. География. Справочник абитуриента. М.: «Высшая школа», 1969.
  4. Ермолаев В.Н. География. Словарь-справочник. М.: «Зевс», 2008.
  5. Шубаев Л.П. Общее землеведение. М.: «Высшая школа», 1969.
  6. Летягин А. Тесты по географии (6-10классы). М.: АСТ, 2015.
  7. Задания городских олимпиад 2015-2018 гг.

\

Календарно-тематический план

№ п\п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

Раздел 1. Географическое познание нашей планеты (6 часов)

1.

Введение. География – одна из наук о природе. Методы изучения природы. Объекты изучения географии. Наблюдение за географическими объектами своей местности.

1

08.09

2.

География – одна из самых древних наук о Земле. Следствия шарообразности Земли.

1

15.09

3.

Как Эратосфен определил размеры Земли? Гномон – древнейший астрономический инструмент.

1

22.09

4.

Принцип работы гномона. Квадрант – древнейший астрономический инструмент.

1

29.09

5.

Теллурий – модель, демонстрирующая положение Солнца, Земли и Луны относительно друг друга. Вращение Земли вокруг Солнца.

1

06.10

6.

 Построение модели, демонстрирующей разную освещенность Солнцем пунктов, расположенных на одном меридиане.

1

20.10

Раздел 2. Наблюдения – метод географической науки (5 часа)

7.

Фенологические наблюдения. Погода и метеорологические наблюдения.

1

27.10

8.

Метеорологическая станция. Как предсказать погоду? Прогноз погоды. Синоптики.

1

03.11

9.

Работа с данными сайтов Гидрометцентр России и Гисметео. Наблюдение за погодой.

1

10.11

10.

-создание моделей географических инструментов

простейшего самодельного флюгера, осадкомера, термометра, барометра;

1

17.11

11.

- составление прогноза погоды на зиму и ноябрь по народным приметам

1

24.11

Раздел 3. Картографический и описательный методы географии (7 часов)

12.

Карта – особый язык географии. Масштаб. Направления.

1

01.12

13.

Составление по карте своего населенного пункта маршрутов передвижения в течение недели. Описание маршрута с указанием направлений и расстояний.

1

08.12

14.

Планирование путешествий по территории своего района в период каникул.

1

15.12

15.

Выбор объектов для посещения: рекреационный маршрут, экологический маршрут, познавательный (экскурсионный) маршрут.

1

22.12

16.

Определение по карте своего населенного пункта места проживания и места расположения школы, часто посещаемых мест (адреса проживания родственников, друзей, место работы родителей, объектов социальной сферы и т.д.). Составление маршрута пути из дома в школу;

1

29.12

17.

Определение по карте своего района известных учащимся населенных пунктов и территорий (места проживания родственников, друзей, места отдыха, рыбалки, расположения дач и т.д.); определение расстояний и направлений, составление и описание маршрутов поездок семьи по территории района;

1

12.01

18.

оформление проектов путешествий с использованием личных фото- и видеоматериалов;

- сбор информации об объектах посещения;

- составление и оформление проектов различных по целям путешествий по территории своего района с использованием личных фото-,видео- и других материалов.

1

19.01

Раздел 4. Геоинформационные системы в географии (4 часа)

19.

ГИС – комплекс различных данных. Программа Coogl Earth. Возможности изображения географических объектов и поверхности Земли в программе Coogl Earth.

1

26.01

20.

Хронологические изменения в результате деятельности человека.Определение координат, направлений и расстояний в программе Coogl Earth.

1

02.02

21.

Разработка и подготовка картографических заданий для одноклассников с использованием возможностей программы Coogl Earth

1

09.02

22.

Проведение географической игры «Знатоки картографии».

1

16.02

Раздел 5. Изучение своей местности (13 часов)

23.

Карта Республики Коми. Природа Усинского района. Особенности рельефа, климата, вод, растительного и животного мира.

1

02.03

24.

Изучение и описание свойств воды. Измерение скорости просачивания воды в различных горных породах.

1

09.03

25.

Исследование родников на местности. Природоохранные мероприятия по очистке и благоустройству родников, реки.

1

16.03

26.

Свойства почв своей местности. Приспособленность организмов к жизни в почве.

1

23.03

27.

Растения – индикаторы для определения содержания воды и гумуса в почве, кислотности почв.

1

30.03

28.

Горные породы своей местности. Путешествие в мир камней. Использование минералов и горных пород человеком.

1

13.04

29.

Топонимика. Изучение происхождения географических названий своей местности. История улиц поселка Новый Городок. Знаменитые земляки.

1

20.04

30.

Составление описания погоды за месяц (месяцы) по своим наблюдениям. Определение среднесуточной и среднемесячной температуры. Построение графиков хода температур.

1

27.04

31.

Роза ветров. Построение розы ветров по своим наблюдениям;

1

04.05

32.

Создание модели родника; определение и сравнение параметров воды в реке и роднике;

1

11.05

33.

Определение структуры и механического состава образцов почв; работа с коллекцией минералов и горных пород;

1

18.05

34.

Экскурсия в музей

1

25.05

35.

Итоговая работа

1

30.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуально-групповые занятия по географии в 7 классах.

Традиционный для школы курс географии материков и океанов в условиях модернизации среднего географического образования занимает особое место в структуре дисциплины «география». В нем удачно сочетаются...

Индивидуально-групповые занятия по географии в 8 классах.

Курс «География России» завершает базовое географическое образование, создает у учащихся образ страны во всем ее многообразии и целостности. Его содержание связано с ключевыми экологическими проблемам...

Рабочая программа групповых занятий по географии 8 класс «По просторам России».

Рабочая программа составлена для групповых занятий   по географии для учащихся 8 классов.Программа  ориентирована на расширение и углубление географического образования, развития познав...

Рабочая программа групповых занятий по географии. 7 класс «Работа с картой»

Программа факультатива «Работа с картой» предназначена для учащихся 7 класса. Она рассчитана на 34 часа.Цель организации факультатива: повышение интереса к изучению географии, расширение и...

Индивидуально-групповые занятия по географии

Программа индивидуально-групповых занятий по географии "Географический мир"...