Индивидуальная рабочая программа Предмет: Развитие речи и окружающий мир Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7
рабочая программа по географии (7 класс)

Пузина Елена Владимировна

 

Предмет: Развитие речи и окружающий мир

                    Вид программы: АООП УО (ИН)  ТМНР вариант 2

Класс: 7 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_i_okrmir1.docx38.07 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.     Цели  рабочей программы

Цель программы состоит в максимальном включении обучающихся в образовательный процесс, в формировании доступных им видов деятельности (предметно-практической, игровой, элементарной учебной, общения, трудовой).

2.  Задачи программы:

−  формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении («Я и взрослый», «Я в семье», «Я в школе»);

−  вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений), к явлению природы;

− учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я);

− создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;

− обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;

− воспитывать отношение к сверстнику как к объекту взаимодействия, развивать объективно-субъективные отношения;

− формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;

− учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний);

− развивать фразовую речь;

− формировать умение составлять с помощью педагога простейший словесный отчет о выполненных действиях;

− формировать представления о частях собственного тела, их назначении, расположении, о собственных возможностях и умениях («у меня глаза – я умею смотреть», «это мои руки – я умею…» и т. д.);

− привлекать внимание к различным эмоциональным состояниям человека, учить подрожать выражению лица учителя (перед зеркалом и без него) и его действиям;

− развивать способность выражать свое настроение и потребности с помощью доступных пантомимических, мимических и других средств;

− формировать элементарные представления о предметах быта, необходимых в жизни человека;

− формировать первоначальные представления о микросоциальном окружении;

− знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;

− формировать представления о явлениях природы,  сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);

− формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные, строение тела, способ передвижения, питания);

− развивать сенсорно-перцептивные способности детей: учить выделять знакомые объекты из фона зрительного, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);

− закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельности;

− использовать малые формы фольклора для формирования представлений о простейших явлениях природной и социальной действительности;

− знакомить с простейшими рассказами, историями, сказками, стихотворениями, разыгрывать их содержание по ролям совместно с учителем.

3.   Информация о программе и  внесенных коррективах

   В 7 классе на изучение предмета «Развитие речи и окружающий мир» отводится 68 часов в год, из них обязательная нагрузка составляет 34 часа в год (1 раз в неделю), самостоятельная работа – 34 часа в год. С учетом выходных и праздничных дней программа может быть скорректирована.

4.   Информация об используемом учебнике.

Используются учебные пособия и дополнительная развивающая литература, рекомендованные Программой образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью/ Л.Б.Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липакова и др.; Под. ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой.- СПб.: ЦДК проф.Л.Б.Баряевой,2011.-480 с.

  1. Планируемый уровень достижения обучающимися овладения образовательной программой.

Результатом обучения по «Программе» должна стать социальная адаптация детей, максимально возможная самостоятельность в процессе жизнедеятельности, то есть социализация.

6.  Содержание учебного предмета, курса.

Данная рабочая программа включает в себя следующие разделы:

- Развитие общих речевых навыков

 -Развитие кинестетической организации движений пальцев рук на основе зрительного восприятия. -Упражнения на формирование процессов кинестетического анализа и синтеза, кинестетических афферентаций движений пальцев рук. Упражнения на объединение, обобщение последовательных импульсов в единый организованный во времени двигатетельный стереотип: шнуровка, штриховка, складывание фигурок из палочек и.т.д. Специальные комплексы артикуляционной гимнастики. -Развитие движений мимической мускулатуры по подражанию и словесной инструкции.

-Развитие навыков общения, диалогической и связной речи

-Тематические занятия на расширение экспрессивного словаря учащихся. Упражнения с использованием реальных предметов, их аналогов, картинок и пиктограмм для формирования умения называть объекты и их изображения. Составление вместе с учащимися коротких описательных рассказов о фруктах, ягодах, овощах.

- Окружающий предметный мир и профессии людей

-Тематические уроки-занятия по формированию навыков социально-бытовой ориентировки в окружающем предметном мире. Отображающие и сюжетно-ролевые игры, в которых дети проигрывают знакомые им ситуации, отражающие действия продавца.

Знакомство со свойствами некоторых продуктов и использовании их в питании. Знакомство учащихся с театром, профессиями актера, балерины, музыканта.

- Окружающий природный и животный мир

-Упражнения по расширению и уточнению действий учащихся по расширению и уточнению действий учащихся по элементарному экспериментированию и трудовых действий в парке, на пришкольном участке и.т.д. Формирование представлений о жизни окружающего природного и социального мира в разное время суток. Упражнения на определение цвета времени года, частей суток. Игры, упражнения. Предметно-практические действия по уточнению представлений о жизни растений, животных, об одежде и труде людей в определенное время года. Систематические экскурсии и прогулки для наблюдения погодных явлений и выполнения учащимися посильных трудовых поручений в природе.

7.Характеристика ученика.

         Обращенную  речь понимает  с трудом , собственная  речь – отдельные  звуки. Не понимает  последовательности  событий. Концентрация  внимания слабая. Требует  постоянного контроля. Память механическая. Ограниченный объём памяти .  Может вести себя  импульсивно. Любит слушать музыку, музыкальные  инструменты , смотреть  мультфильмы.  Требует постоянное  сопровождение  взрослого  в учебном  процессе.

         

       

         

     

         

8.Календарно-тематическое планирование:

Обязательная нагрузка:

Тема

(раздел)

Дата план

Коррекция даты

Наименование темы урока

Кол-во

часов

1 четверть

Развитие общих речевых навыков

07.09

Упражнения на точное выполнение двигательных упражнений.

1

14.09

Воспроизведение слоговой структуры слов.

1

21.09

Упражнение на артикуляцию звуков.

1

28.09

Развитие кинестетической организации движений пальцев рук на основе зрительного .

1

05.10

Расширение экспрессивной речи.

1

12.10

Упражнения на различение и обобщение предметов .

1

19.10

Упражнение с использованием реальных предметов, картинок,.

1

26.10

Составление предложений на тему «фрукты, овощи»

1

2 четверть

Тематические уроки-занятия по формированию навыков социально-бытовой ориентировки в окружающем предметном мире.

Способ покупки в разных магазина, на рынке.

1

Обучающие игры с реальными предметами и предметами заменителями, отражающие действия продавца отдела .

1

Составление предложения « Где продается варенье?»

1

Знакомство с темой «Ягоды: лесные и садовые».Уход за садом.

1

Беседы на формирование представлений о жизни природного и социального мира вечером. Рассматривание картин.

2

Чтение рассказов о вечернем времени,

2

3 четверть

Развитие навыков общения, диалоговой и связной речи.

Диалоговая речь при выполнении поручений.

1

Пересказ сказок «Колобок,Теремок,Курочка Ряба»

1

Составление коротких рассказов по темам «В медицинском кабинете» .

1

Окружающий предметный мир и профессии людей

», «Я в поликлинике», «Мама в аптеке»

1

Сюжетно-ролевая игра « Окулист ,Стоматолог, ЛОР-врач.  Кто это?»

1

Упражнение-игра «Что я делаю,когда болею?»

 

1

. Тренировка в покупки медицинских средств..

2

Проект «цирк»: украшение для арены, изготовление костюма для клоуна.

1

Продолжение  знакомства с героями цирковых представлений.

1

4 четверть

Окружающий природный и животный мир

Дидактическая игра: Жизнь растений. Жизнь животных.

1

Сюжетно-ролевая игра « Что оденет человек на работу, в лес, в разное время года»

1

Рассказ о жизни природного и социального мира ночью. Занятие с альбомом «Части суток» «Ночь»

1

Беседа «Что такое символ ночи» Луна,звезды, темнота.)

1

Разучивание стихов о разных временах суток. Беседа «Что тебе нравится? День или ночь?»

1

Упражнение на определение цвета частей суток и времени года Сюжетно-ролевые игры : «Части суток»

1

Прогулки в пришкольном парке..

2

9.Тематическое планирование:

     Часы самостоятельной работы:

Тема

(раздел)

Тема урока

Кол-во

часов

Развитие общих речевых навыков.

Упражнения на закрепление правильного физиологического дыхания.

1

Упражнения для пальцев рук «Пчела»,» «Лодочка», «В гости», «Волк», «Домик», «Дружба».

1

Упражнения на точное выполнение двигательной программы, на развитие основных качеств движения.

1

Воспроизведение слоговой структуры и ударного слога двухсложных слов с прямыми слогами.

1

Упражнение на артикуляцию звуков. Артикуляционная гимнастика.

1

Развитие навыков общения, диалоговой и связной речи.

Расширение экспрессивной речи, уточнение значения слов, обозначающих названия предметов, действий, состояний.

1

Упражнения на различение и обобщение предметов по существенным признакам, по видовым и родовым понятиям.

1

Упражнения на отвлеченные обобщающие понятия (добро, зло, красота).

1

Упражнение с использованием реальных предметов, картинок, пиктограмм.

1

Стимулирование учащихся к составлению трех-пятисложных предложений.

1

Окружающий предметный мир и профессии людей.

Экскурсия в продуктовый магазин, на рынок. Способ покупки в разных магазинах, на рынке.

2

Упражнения на формирование навыков с использованием альбома «Продукты питания».

1

Обучающие игры с реальными предметами и предметами заменителями, отражающие действия продавца отдела.

1

Проигрывания алгоритма действия  кассира и покупателя-вступающих в общении.

1

Окружающий природный и животный мир.

Знакомство с темой «Ягоды: лесные и садовые». Уход за садом. Действие учащихся в природном уголке.

1

Использование настольно-печатных игр для знакомства с разнообразием ягод, фруктов, овощей.

1

Беседы на формирование представлений о жизни природного и социального мира вечером. Рассматривание картин.

1

Экспериментирование с красками и простые опыты по получению цветосочетаний для обозначения цвета вечера-серый.

2

Развитие навыков общения, диалоговой и связной речи

Пересказ сказок.

2

Составление коротких рассказов по темам «В медицинском кабинете», «Я в поликлинике».

1

Окружающий предметный мир и профессии людей.

Экскурсия и ориентировка рядом со школой.

2

Рассматривание картин с сюжетом. А.Поленов «Больная».

Диалог об увиденном. Проигрывание сценок.

1

Окружающий предметный мир и профессии людей.

Экскурсия в аптеку. Тренировка в покупке медицинских средств.

2

Проект «Цирк»: украшение для арены, изготовление костюма для клоуна.

1

Продолжение  знакомства с героями цирковых представлений.

1

Окружающий природный и животный мир

Дидактическая игра: Жизнь растений. Жизнь животных.

1

Рассказ о жизни природного и социального мира ночью.

Занятие с альбомом «Части суток» «Ночь»

1

Сутки. День и ночь. Что мы делаем в разное время суток?

1

Упражнения на определение цвета частей суток и времени года. Сюжетно-ролевые игры: «Части суток».

1

 Лист коррекции.

Дата

Внесенные изменения

Примечание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по развитию речи и окружающему миру 3 вспомогательный класс (индивидуальное обучение)

Рабочая программа  по предмету «Развитие речи и окружающий мир» для 3 вспомогательного класса на 2015-2016 учебный год  разработана  с учетом уровня подготовки и  индивидуальных ос...

Конспект открытого урока по предмету «Развитие речи и окружающий мир» в 4 «В» классе для детей с ТМНР. Тема: «Зима. Повторение».

Цель: уточнить и закрепить представления детей о зиме.Задачи:  - повторить признаки зимы, названия зимних месяцев...

Рабочая программа по учебному предмету «Развитие речи и окружающий мир» для 9 “_” класса (ТМНР)

Рабочая программа составлена на основе  адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Индивидуальная рабочая программа Предмет: Социально-бытовая ориентировка Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7

Предмет: Социально-бытовая ориентировка                   Вид программы: АООП УО (ИН)  ТМНР вариант 2Класс: 7...

Индивидуальная рабочая программа Предмет: Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7

Индивидуальная рабочая программа  Предмет:  Здоровье и основы безопасности жизнедеятельностиВид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7...

Индивидуальная рабочая программа по предмету «Развитие речи и окружающий мир» за первое полугодие, 7 класс II вариант

Рабочая программа по предмету  «Развитие речи и окружающий мир»    7 класса разработана  на основе   адаптированной основной общеобразовательной программ...

Индивидуальная рабочая программа по предмету «Развитие речи и окружающий мир» за второе полугодие, 7 класс II вариант

Рабочая программа по предмету  «Развитие речи и окружающий мир»    7 класса разработана  на основе   адаптированной основной общеобразовательной пр...