Возможности школьного туризма как средства интеграции основного и дополнительного образования в МАОУ "Курманаевская СОШ"
статья по географии

Логинова Татьяна Вячеславна

Среди разнообразных средств, способствующих формированию нового человека, особое место принадлежит туризму и краеведению, занимающим прочные позиции в учебно-воспитательном процессе, осуществляющих работу с детьми по месту жительства. Поставленные задачи в деле воспитания подрастающего поколения туризм и краеведение решают с помощью специфического содержания, форм и методов. Связано это с тем, что туризм и краеведение в современном понимании – это физическое развитие, оздоровление и познание окружающей действительности, формирование ценных духовных качеств личности.В статье рассматриваются основные направления, методы, приёмы работы учителя географии по интеграции дополнительного  образования в деятельность школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете от 15 февраля 2018 года

Возможности школьного туризма как средства интеграция основного и дополнительного образования в МАОУ «Курманаевская СОШ»

Таланты создавать нельзя, но создавать культуру,
то есть почву, на которой растут и процветают
таланты - можно. Иногда наш труд оправдан.
Генрих Нейгауз

     Среди разнообразных средств, способствующих формированию нового человека, особое место принадлежит туризму и краеведению, занимающим прочные позиции в учебно-воспитательном процессе, осуществляющих работу с детьми по месту жительства. Поставленные задачи в деле воспитания подрастающего поколения туризм и краеведение решают с помощью специфического содержания, форм и методов. Связано это с тем, что туризм и краеведение в современном понимании – это физическое развитие, оздоровление и познание окружающей действительности, формирование ценных духовных качеств личности.

     Приобщение к занятиям туризмом я начинаю в основном с 5 класса, привлекая ребят в объединение «Экстрималы». На занятиях обучающиеся овладевают знаниями и углубляют их по краеведению, ознакомлению с окружающим миром, картографии, истории, а также поисково-исследовательской работой с целью сбора материалов для участия в конкурсах. Эти знания обусловлены общей программой обучения в общеобразовательной школе.

     Активное участие в походах выходного дня, многодневных походах по родным местам способствует приобщению учащихся к занятиям туризмом. Сюда же следует отнести массовые мероприятия на местности: соревнования по спортивному ориентированию и велотуризму, туристские слеты и соревнования на природе и в закрытом помещении. Из учащихся нашей школы, наиболее активно проявивших себя в этих мероприятиях, создаётся туристическая команда, которая представляет школу на районных мероприятиях и Курманаевский район на зональных и областных туристических соревнованиях.

     Главное условие повышения заинтересованности учащихся туризмом – формирование сознательного отношения к учебно-тренировочному процессу. Участие членов нашей туристской секций в общественно полезных мероприятиях во многом способствует формированию единого коллектива. К таким мероприятиям  относятся ежегодные акции «Живи, родник!».  

     Роль меня, как педагога,  в ориентации учащихся заключается в том, чтобы, учитывая индивидуальные особенности школьников, последовательно раскрывать перед ними все новые формы и методы туристской работы, поддерживать творчество и инициативу.

     Обучение туризму как направленный процесс должно обеспечивать: во-первых, первоначальное овладение техникой передвижения на местности (мы отрабатываем различные виды передвижения - пешие, велопередвижения - с преодолением естественных препятствий); во-вторых, усвоение умений, необходимых для организации быта в полевых условиях (обустройство бивуака, организация костровища, оказанию первой медицинской помощи); в-третьих, ознакомление со способами ведения общественно полезной работы в походах (сбор информации краеведческого характера и проведение акций по очистке территорий); в-четвертых, формирование основ знаний картографии и топографии. Обучать всему перечисленному необходимо в тесной взаимосвязи с воспитанием человека как всесторонне гармонически развитой личности. Ведь туризм несет в себе огромный социально-культурный потенциал и является прежде всего, важным элементом не только физической, но и экологической, нравственной, эстетической и других сфер культуры.

     Культурная ценность туризма зависит от его разновидности (внутренний, самодеятельный, познавательный, оздоровительный, спортивный, поездки, походы, соревнования, слеты и т.д.), а эстетическая значимость какого-то вида туризма – прежде всего от того, в какой мере в нем представлены те или иные эстетические ценности.

     Спортивный самодеятельный туризм является своеобразным видом спорта, занимаясь которым человек гармонично развивается как физически, так и духовно. Кроме того, каждый год неоднократно мы участвуем в слеты на уровне района и  области, во время которых проходят соревнования по технике туризма и разнообразные конкурсы, связанные с искусством. Спорт и искусство тесно переплетены в спортивном самодеятельном туризме.

    Ребята, занимающиеся самодеятельным туризмом, как правило, связаны с каким-либо видом искусства или даже с несколькими: кто-то сочиняет стихи, кто-то поет песни, кто-то рисует, кто-то фотографирует, и все это или во время похода, или после его окончания, под впечатлением увиденного, пережитого и испытанного чаще всего. На моём кружке самодеятельным туризмом в большей степени увлекаются больше девочки. На плечи мальчиков ложится спортивный туризм, где они являются лидерами. То есть наблюдается дифференциация работы команды и группы.

     Туристское общение имеет целью совместное освоение участниками ценностей туризма, обмен ими. В нашей туристской деятельности это проявляется в избирательных и добровольных контактах с учениками других школ при передаче собственного опыта работы и знаний, помощи при проведении соревнований. Это вырабатывает и развивает бескорыстие, коллективизм, стремление и умение сотрудничать, помогать товарищам.

      Туризм, и особенно самодеятельный, с его богатым содержанием различных действий (самообслуживание, преодоление различных препятствий и жизненных трудностей, проверка знаний, умений, способностей и т.д.), является прекрасным средством самовоспитания, которое основано на необходимости «включения» человеком волевых усилий. Последние связаны с мышечным напряжением, напряжением внимания, преодолением утомления, чувства страха, неуверенности, соблюдения определенного режима путешествии.

      Одна из функций туризма состоит в том, чтобы снять утомление, дать человеку физическую и психологическую разрядку, что способствует восстановлению и дальнейшему развитию его физических и духовных сил. При этом на своих занятиях я учитываю и факторы более широкого назначения, а именно: перемена занятий (самый универсальный фактор отдыха); непринужденность и нерегламентированность общения; движение; общественно полезная работа на время туристских мероприятий. Здесь важно то, что туристская работа достаточно разносторонняя и сочетает в себе удовлетворение потребностей людей в отдыхе и здоровом развлечении с просветительными и воспитательными задачами.

     Занимаясь туризмом в ребятишками в течение 8 лет, мы заняли более 186 первых, вторых и третьих мест на районных и областных соревнованиях, т.е. ежегодно более 26 грамот. И это без учёта тех конкурсов, где мы проходим как участники.

          Но на сегодняшний день существуют 2 причины, по которым туризм так и не занял в школе должной позиции. К ним относятся: ориентированность системы внутришкольного образования на усвоение школьниками только знаний, умений и навыков; недостаточное финансирование, а в вместе с тем отсутствие туристического снаряжения.

     Проблема развития детского туризма очень актуальна на сегодняшний день. Я считают, что в перспективе детско-юношеский туризм может и должен стать одним из приоритетных направлений развития образования в нашей школе.

Руководитель туристического объединения «Экстрималы» Логинова Т.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция основного и дополнительного образования

Формирование целостногообразовательного пространства на основе интеграции основного и дополнительного образования...

«Школьный музей в образовательном пространстве школы полного дня (интеграция основного и дополнительного образования школьников)»

Музей сотрудничает с различными организациями – дошкольным учреждением, советом ветеранов, воскресной школой, другими музеями....

Создание практико-ориентированной образовательной среды (ЭПОС) средствами интеграции основного и дополнительного образования детей

Модель развития инновационного образования в МОУДОД Доме детского творчества Кирово-Чепецкого района обусловливает необходимость  обеспечения практико-ориентированной составляющей экономического ...

РЕДАКЦИЯ ШКОЛЬНОГО РАДИО «TEEN`S NEWS FM»   в аспекте интеграции основного и дополнительного образования

РАБОТЫ  РАДИОЦЕНТРА  И  РЕДАКЦИИ  ШКОЛЬНОГО  РАДИО  •Общее повышение качества радиотрансляции и       озвучивания школьных меропри...

Образование: скрытое сокровище» (из опыта работы по интеграции основного и дополнительного образования)

Материал выступления на Международной Российско-Белорусской конференции...