Мастер – класс по теме «Проблемное обучение на уроках географии».
материал по географии

Ефимова Оксана Викторовна

География- это предмет, который сам по себе содержит много интересного, увлекательного и занимательного.  Для активизации познавательной деятельности школьников не только информация должна быть интересной, но и сам процессе получения. Поэтому возникает необходимость широко применять проблемный подход в обучении. Цель моего мастера класса показать практическое использование методики проблемного обучения в курсе изучения физической географии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass_problemnogo_obucheniya.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс

Использование приемов технологии «Проблемное обучение на уроках географии»

Свой мастер класс, я хочу начать с эпиграфа «Плохой учитель преподносит истину, хороший учитель её находит» (Адольф Дистерверг). Эти слова, как никакие другие подчеркивают основную цель использования мною методика проблемного обучения в школе. Проблема – это сложный вопрос, задачи, требующие разрешения, исследования.

География- это предмет, который сам по себе содержит много интересного, увлекательного и занимательного. Однако, я считаю. Что для активизации познавательной деятельности школьников не только информация должна быть интересной, но и сам процессе получения. Поэтому возникает необходимость широко применять проблемный подход в обучении. Цель моего мастера класса показать практическое использование методики проблемного обучения в курсе изучения физической географии.

Основной проблемой обучения является создание на уроках различных проблемных ситуаций (главное средство активизации мыслительной деятельности учащихся).

Первый тип следует считать наиболее общим и распространенным: возникновение проблемной ситуации при условии, что учащиеся не знают способа решения проблем, дать объяснение новому факту в учебной и жизненной ситуации.

Второй тип - возникает при столкновении учащихся с необходимостью использования ранее усвоенных знаний в новых практических условиях.

Третий тип – проблемная ситуация легко возникает в случае противоречия между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа.

Четвертый тип – возникновение проблемной ситуации. При противоречии между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования.

Можно указать несколько основных способов созданий проблемных ситуаций:

  1. Пробуждение у учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельность учащихся.
  2. Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий в школ, дома и т.д.
  3. Задания на объяснение явлений или поиска путей их практического применения
  4. Пробуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающее противоречия между житейским представлением и научным понятием об этих фактов
  5. Выдвижение гипотез, вывод их проверки.
  6. Пробуждение учащихся к сравнению, сопоставлению фактов. Явлений, в результате которых возникает проблемная ситуация
  7. Ознакомление учащихся с фактами, носящими как будто необъяснимый характер и приведшими в истории науки к возникновению научной проблемы. Обычно это объясняется недостаточностью знаний учащихся
  8. Пробуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов. Учащиеся получают задание рассмотреть некоторые факты, явления, содержащиеся в новом для них материале, сравнить с известными и сделать обобщение.
  9. Организация предметных связей. Часто материал учебного предмета не обеспечивает создание проблемной ситуации, в этом случае следует использовать факты и данные наук, имеющие связь с изучаемым материалом.
  10. Варьирование задании, переформулировка вопросов.

Название этапа

Суть этапа

Прием учебной работы

  1. Осознание проблем, вскрытия противоречия.

Обнаружение скрытого противоречия в проблемном вопросе.

Установление причинно-следственных связей. Нахождение разрыва в связях.

  1. Формулирование гипотез

Обозначение с помощью гипотезы основного направления поиска ответа.

Выдвижения гипотез

  1. Доказательство гипотезы.

Доказательство или опровержение высказанного в гипотезе предположения.

Обоснование гипотезы.

  1. Общий вывод

Обогащение в ранее сформированных причинно-следственных связей в новом содержании

Установление прчиинно-следственных связей.

Проблемный подход к обучению предполагает обязательное формирование  у школьников интеллектуальных умений: анализа, синтеза. Сравнения обобщения, установления причинно-следственных связей, научного прогнозирования ,т.е. включает в себя логические операции необходимые для выбора целесообразного правильного решения.

Методы проблемного обучения:

  1. Проблемное изложение;
  2. Частично -поисковый (эвристическая беседа);
  3. Исследовательский метод.

  1. Проблемное изложение – его цель показать образец решения проблемы. В ходе такого изложения материала проблему ставит и решает учитель. Здесь важно не просто излагать материал, а размышлять, рассматривать возможные подходы и пути решения. Учащиеся следят за логикой рассуждения, анализом, выдвигают свои варианты, а значит,  глубже усваивают материал. Проблемное изложение применяется, когда материал совсем новый и слишком сложный.

Проблемное изложение

Метод монологического изложения

Метод диалогического изложения

При монологическом методе учитель сам объясняет сущность новых понятий, фактов. Дает учащимся готовые выводы науки, но это делается в условиях проблемной ситуации форма изложения- рассказ, лекция.

Представляет диалог учителя с коллективом учащихся. Учитель в созданной им проблемной ситуации сам ставит проблему и решает её,но с помощью учащихся, то есть они активно участвуют в постановке проблемы выдвижения предположений, и доказательств гипотез. Деятельности учащихся присуще сочетание репродуктивного и частично-поискового метода обучения. Основы форм преподавания- поисковая беседа, рассказ.

  1. Частично - поисковый метод (эвристическая беседа-это определение ряда вопросов ,которые направлены на ответы учащихся в нужное русло)-этот метод постепенно приобщает учащихся к творческой деятельности. Смысл поисковой беседы в том, чтобы привлечь учащихся к решению выдвигаемых на уроке проблем с помощью подготовленной заранее системы вопросов. Использовать эту форму можно в тех случаях ,когда дети обладают необходимыми знаниями для активного участия в решении выдвигаемых проблем.

Учитель:

А) конструирует задание;

Сообщает его учащимся;

В) расчленяет задание на несколько задач и вопросов;

Г) выразительная форма метод эвристической беседы.

Учащиеся – осуществляют поисковую деятельность, но не вполне самостоятельно, а под руководством учителя.

  1. Исследовательский метод - его назначение приобщение школьников к творческой деятельности. Это путь, по сравнению с другими ,предполагает самостоятельное выполнения творческого задания.

Долговременное творческое задание: выполняется в краеведческой работе.

Кратковременные творческие задания: требуют переосмысления ранее усвоенных знаний и работы с разными источниками (карты)

Проблемное обучение поддерживает интерес учащихся к предмету как к науке. Создавая на уроках географии проблемные ситуации, используя другие способы проблемного обучения, учитель может выйти за пределы минимального образовательного стандарта и научить школьников применять творческие методы исследовательского характера (определение причин по следствиям, реконструкция целого по частям и наоборот)

Уважаемые коллеги предлагают включиться в небольшое занятие, в котором предлагаю одновременно выступить в 2 ролях: ученика активно участвующего в процессе получения и педагога.

Этапы занятия:

1.Мотивация

2.Гипотезы

3.Решение гипотезы

4. Обработка информации и выбор из предложенных оптимального пути решения

5. Подведение итогов

,составление алгоритма решения в общем виде

6. Рефлексия.

Ход занятия:

  1. Орг. Момент
  2. Уважаемые коллеги, на 15 минут, я вам предлагаю представить себя в роли учащегося 9 класса.
  3. Постановка учебной проблемы

Вам было задано опережающее задание провести исследование и ответить на вопросы:

  1. Сколько детей было в семье у прабабушки?
  2. Сколько детей было у бабушки?
  3. Сколько детей было у родителей?
  4. Сколько детей в вашей семье?
  5. Сколько бы вы хотели иметь?

А давайте с вами проанализируем ваши ответы.

Демонстрация ресурса. Отображает сведения о естественном приросте населения по субъектам федерации по данным переписи населения с 1950- 2016 год

Приходим к выводу о сокращение детей в семьях. Цифровая векторная карта показывает о естественной убыли населения в России.

 Далее с вами мы сформулируем проблемный вопрос.

Мнения разделятся и для решения проблемы предлагаю изучить тему «Воспроизводство населения» (рассуждение, дискуссия)

Воспроизводство населения - смена людских поколений.

Естественный прирост-увеличение доли рождаемости.

Формулируем проблемный вопрос: «Грозит ли россиянам вымирание?»

1 группа «Да грозит»

2 группа «Нет не грозит вымирание»

  1. Направленная на увеличение рождаемости (пособие при рождении второго ребенка 480 тысяч рублей);
  2. Высокий уровень экономики (ВТО, СНГ);
  3. Население размещено крайне неравномерно;
  4. Развитая инфраструктура;
  5. Города миллионики.
  1. Направленная на уменьшение рождаемости (инфляция, повышение цен на ЖКХ, продукты);
  2. Низкий уровень недееспособности властей по данным ООН;
  3. Высокий уровень безработицы;
  4. Экономический кризис.

Подведение итогов дискуссии:

На 2016год численность населения РФ составляет 145 миллиона человек. России не грозит вымирание нации, из-за активной демографической политики, обладает огромными запасами полезных ископаемых, и реформы в преобразовании политики государств (образование, ЖКХ, медицина)

Рефлексия:

Уважаемые коллеги давайте с вами подведем итоги мастера  класса.

Что мыс вами узнали нового? (2-3 ответа)

А теперь вам перед началом мастера класса раздали два типа смайликов: грустный и веселый, поднимите вверх кому сегодня мастер класс понравился. И что вы узнали нового, а кому не очень?

Благодарю за внимание!!!

В заключении хочу сказать: «Учитель напоминает человека, идущего против течения: стоит остановиться, и течение снесет его далеко назад. Остановка в совершенствовании педагогического мастерства приводит к его утрате.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные подходы к проблемному обучению на уроках географии

В наше время особое значение приобретает умение учащихся решать проблемы. Проблемное обучение позволяет школьникам учиться решать их на уроках.В данной публикации рассматривается возможность применени...

Доклад проблемное обучение на уроках географии

При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, довел в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает уча...

мастер-класс по теме: "Дифференцированное обучение на уроках русского языка или "обучение по одиночке"

Качество знаний учащихся при традиционной системе обучения давно вызывает всеобщую тревогу. Сохранение традиционного урока, традиционной классно-урочной системы приводит к формализму в оценке деятельн...

Использование проблемного обучения на уроках географии в 6 классе

Проблемное обучение как метод развивающего обучения в 6-ом классе при системном подходе даёт стойко хорошие результаты....

Технология проблемного обучения на уроках географии.

Одной из важнейших задач педагогической науки является активизация учебного процесса. Цель образовательного процесса сегодня - научить школьников самостоятельно приобретать новые знания, развивать уме...

Проблемное обучение на уроках географии. План конспект урока "Климат России" с презентацией

В данном материале используется технология проблемного обучения. На заключительном уроке по теме "Климат России ребята получают письмо, где к ним обращается администрация села в помощи дать харак...