РП по географии для 8 класса 2019 г.
рабочая программа по географии (8 класс)

Тюрина Галина Игоревна

РП по географии для 8 класса 2019 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл РП по географии для 8 класса 2019 г.447.61 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту нового поколения (ФГОС ООО) и составлена на основе примерной программы основного общего образования по географии. «Природа России» 8 класс: учебник авторы И. И. Баринова, Т.П.Герасимова, В.А. Коринская, В. П. Дронов, издательство Дрофа. 2014 г.

Программа  рассчитана на 70 часов в год (2 час в неделю), включая 21 ч. внутри предметного модуля, из них 3 часа резерва выделено на проведение входной к\р, к\р за первое полугодие и итоговой к\р.

  1. Планируемые результаты освоения географии.

Личностными результатами являются следующие умения:

Личностным результатом обучения географии в основной школе является  овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях, осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира, сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

 - воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;

- формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли;

- формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере;

-  осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

- развитие морального сознания и компетентности в решении нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно - исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоения правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

- формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;

- развитие эмоционально - ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии

посредством географического знания:

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;

- умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе;

- умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;

- формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;

- формирование и развитие экологического мышления,

- умение применять его на практике.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются. Достижение предметных результатов обеспечивается формированием у учащихся целостной системы комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, о закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических и социально-экономических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы.

Предметные:

Учащийся должен уметь:

объяснять значение понятий: «платформы», «сейсмические пояса», «рельеф», «географическая оболочка», «природный комплекс», «природная зона», «этнос», «религия», «хозяйство», «материальная и духовная культура», «фьорды», «естественный прирост населения». Показывать по карте основные географические объекты; наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты; объяснить как люди открывали и осваивали свою планету, каков рельеф материков и дна океанов, где и почему климат сухой или влажный, почему образовались обширные пустыни мира и огромные лесные массивы, что такое природные комплексы, каковы закономерности их размещения, как человек использует природные богатства, особенности природы материков и в хозяйстве населения.

- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.

Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; работать в соответствии с предложенным планом; выделять главное, существенные признаки понятий;

участвовать в совместной деятельности; высказывать суждения, подтверждая их фактами;

искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях; составлять описания объектов; составлять простой план; работать с текстом и нетекстовыми компонентами; оценивать работу одноклассников.

Личностные результаты обучения

Учащийся должен обладать:

ответственным отношением к учебе; опытом участия в социально значимом труде; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; основами экологической культуры.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Ученик научится: 

Называть:

- различные источники географической информации и методы получения географической информации;

- крупные равнины и горы;

- крупные месторождения полезных ископаемых;

- факторы, влияющие на формирование климата России;

- крупные реки и озера;

- типы почв и их свойства;

- меры по охране растительного и животного мира;

- основные природные зоны России.

Определять:

- географическое положение России;

- поясное время;

- характерные особенности климата России;

- с помощью карт температуру, количество осадков, атмосферное давление, количество суммарной радиации.

Показывать по карте:

- пограничные государства;

- моря, омывающие Россию;

- крупные месторождения полезных ископаемых;

- крупные реки и озера;

- основные природные зоны России;

- крупные природно-территориальные комплексы России;

- крупные природные районы России.

Выяснять с помощью карт:

- соответствие их платформенным и складчатым областям.

Объяснять:

- закономерности размещения крупных месторождений полезных ископаемых;

- видовое разнообразие животного мира;

- причины зонального и азонального распространения ландшафтов;

- влияние природных условий на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность людей;

- изменение природы под влиянием деятельности человека;

- значение географической науки в изучении и преобразовании природы.

- формулировать и удерживать учебную задачу;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

-  планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;

- составлять план и последовательность действий;

- осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;

- адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Ученик получит возможность научиться:

- определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;

- предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;

- осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;

- выделять и формулировать то, что усвоено и, что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;

- концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

- устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

- формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

- видеть филологическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;

- выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

- планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

- выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;

- интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);

- оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);

- устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения.

  1. Содержание курса.

ВВЕДЕНИЕ

Географическое положение России. Российская Федерация, Россия. Крайние точки России. Границы России. Особенности географического положения России.

Практическая работа № 1. Характеристика географического положения России.

Моря, омывающие берега России. Физико-географическая характеристика морей. Ресурсы морей. Экологические проблемы морей.

Россия на карте часовых поясов. Местное время.

Практическая работа № 2. Определение поясного времени для различных пунктов России.

Как осваивали и изучали территорию России. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. Походы русских на Западную Сибирь. Географические открытия конца XVI – начала XVII в.

Как осваивали и изучали территорию России (продолжение). Открытия Нового времени (середина XVII – XVIII в.). Открытия XVIII в. Исследования XIX – XX вв.

Особенности природы и природные ресурсы России.

РЕЛЬЕФ, ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ И МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ. Особенности рельефа России. Крупные формы рельефа России и их размещение.

Геологическое строение территории России. Строение литосферы.

Минеральные ресурсы России. Распространение полезных ископаемых. Минерально – сырьевая база России. Экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых.

Развитие форм рельефа. Процессы, формирующие рельеф. Древнее оледенение на территории России. Деятельность текучих вод. Деятельность ветра. Деятельность человека.

Практическая работа № 3. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры.

КЛИМАТ И КЛИМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ.

От чего зависит климат нашей страны. Климатообразующие факторы. Влияние географического положения на климат. Циркуляция воздушных масс. Циклоны и антициклоны – это крупные атмосферные вихри. Влияние подстилающей поверхности.

Распределение тепла и влаги на территории России. Распределение тепла на территории нашей страны. Распределение осадков на территории нашей страны.

Практическая работа № 4. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годовое количества осадков на территории страны.

Разнообразие климата России. Типы климатов России. Арктический климат. Субарктический климат. Климат умеренного пояса. Умеренно континентальный климат. Континентальный климат. Резко континентальный климат. Муссонный климат.

Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы. Агроклиматические ресурсы. Неблагоприятные климатические явления.

Практическая работа № 5. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны.

ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ И ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ.

Разнообразие внутренних вод России. Реки. Значение внутренних вод для человека. Зависимость рек от рельефа. Влияние климата на реки. Стихийные явления, связанные с реками.

Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота. Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека. Водные ресурсы. Влияние деятельности человека на водные ресурсы и меры по их охране и восстановлению. Стихийные явления, связанные с водой.

ПОЧВЫ И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ.

Образование почв и их разнообразие. Образование почв. Основные свойства почвы. Разнообразие почв.

Закономерности распространения почв. Типы почв России.

Почвенные ресурсы России. Значение почвы для жизни и деятельности человека. От чего нужно охранять почву? Роль мелиораций в повышении плодородия почв. Охрана почв.

Практическая работа № 6. Выявление условий почвообразования основных типов почв (количества тепла, влаги, рельеф, растительность). Оценка их плодородия.

РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР. БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ.

Растительный и животный мир России. Растительный и животный мир. Основные типы растительности России. Разнообразие животного мира России.

Практическая работа № 7. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при изменении других компонентов природного комплекса.

Биологические ресурсы. Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Роль живых организмов в жизни Земли. Роль растительного и животного мира в жизни человека. Заповедники и национальные парки России.

Природно – ресурсный потенциал России. Природные условия. Особенности размещения природных ресурсов.

Практическая работа № 8. Определение роли особо охраняемых природных территорий в сохранении природы России.

Природные комплексы России

ПРИРОДНОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ

Разнообразие природных комплексов России. Разнообразие природных территориальных комплексов (ПТК). Физико – географическое районирование. ПТК природные и антропогенные.

Моря как крупные природные комплексы.

Природные зоны России. Природная зональность. Природные зоны нашей Родины. Зона арктических пустынь. Зона тундр. Зона лесотундр.

Разнообразие лесов России. Зона тайги. Северная и средняя тайга. Южная подзона тайги. Зона смешанных и широколиственных лесов. Лесостепная зона.

Безлесные зоны на юге России. Зона степей. Полупустыни и пустыни.

Высотная поясность. Влияние гор на другие компоненты природы человека. Высотная поясность.

Практическая работа № 9. Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору).

Практическая работа № 10. Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России.

ПРИРОДА РЕГИОНОВ РОССИИ.

Внутри предметный модуль. Восточно – Европейская, или Русская, равнина. Особенности природы.

Внутри предметный модуль. Природные комплексы Восточно – Европейской равнины. Природные комплексы равнины. Тундры и лесотундры. Тайга, смешанные и широколиственные леса. Лесостепи и степи. Полупустыни и пустыни.

Внутри предметный модуль. Памятники природы Восточно – Европейской равнины. Памятники природы.

Внутри предметный модуль. Природные ресурсы Восточно – Европейской равнины и проблемы их рационального использования. Природные ресурсы Русской равнины. Лесные ресурсы. Проблемы рационального использования природных ресурсов.

Внутри предметный модуль. Кавказ – самые высокие горы России. Географическое положение. Особенности природы Северного Кавказа.

Внутри предметный модуль. Особенности природы высокогорий. Климат высокогорий.

Внутри предметный модуль. Природные комплексы Северного Кавказа. Прикубанская равнина. Кавказские Минеральные Воды. Высокогорный Дагестан.

Внутри предметный модуль. Урал – «каменный пояс земли Русской». «Каменный пояс земли Русской». История освоения Урала.

Внутри предметный модуль. Природные ресурсы Урала. Природные ресурсы Урала. 

Внутри предметный модуль. Своеобразие природы Урала. Растительный и животный мир Урала. Части Урала. Полярный Урал. Приполярный Урал. Северный Урал. Средний Урал. Южный Урал.

Внутри предметный модуль. Природные уникумы. Экологические проблемы Урала. Природные уникумы Урала. Экологические проблемы Урала.

Внутри предметный модуль. Западно – Сибирская равнине: особенности природы. Причины суровости климата. Обилие поверхностных вод.

Внутри предметный модуль. Природные зоны Западно – Сибирской равнины. Главная отличительная черта тундры. Лесотундра. Таежная лесоболотная зона. Подзона лиственных лесов. Западносибирская лесостепь.

Внутри предметный модуль. Природные ресурсы Западно – Сибирской равнины и условия их освоения. Природные ресурсы равнины. Что мешает освоению природных богатств Западно – Сибирской равнины?

Внутри предметный модуль. Восточная Сибирь: величие и суровость природы. Состав территории. История освоения Восточной Сибири. Особенности природы.

Внутри предметный модуль. Климат Восточной Сибири.

Внутри предметный модуль. Природные районы Восточной Сибири. Тундры на полуострове Таймыр. Природа Якутии. Восточносибирская тайга. Минусинская котловина. Алтай.

Внутри предметный модуль. Жемчужина Сибири – Байкал. История освоения Байкала. Особенности природы. Значение Байкала.

Внутри предметный модуль. Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения.  Реки и озера Восточной Сибири. Освоение Таймыра.

Внутри предметный модуль. Дальний Восток – край контрастов. Географическое положение. Главные особенности природы Дальнего Востока.

Внутри предметный модуль. Природные комплексы Дальнего Востока. Чукотское нагорье. Полуостров Камчатка. Историческая справка. Сахалин. Приморье, или Приморский край.

Природные уникумы Дальнего Востока. Долина Гейзеров. Роща пихты грандиозной (камчатской). Озеро Ханка. Лазовский (Судзухинский) заповедник.

Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком. Минеральные ресурсы. Агроклиматические ресурсы. Водные ресурсы. Энергетические ресурсы Дальнего Востока. Биологические ресурсы. Рекреационные ресурсы Дальнего Востока.

Практическая работа № 11. Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов России.

Практическая работа № 12. Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов.

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Благоприятные условия для жизни и деятельности человека. Освоение территорий с экстремальными условиями. Стихийные природные явления и их причины. География стихийных явлений. Меры борьбы со стихийными природными явлениями.

Воздействие человека на природу. Влияние деятельности человека на природные комплексы.

Рациональное природопользование. Значение географического прогноза.

Прогнозирование природной среды.

Россия на экологической карте мира. Источники экологической опасности. Контроль за состоянием природной среды.

Экология и здоровье человека.  Уровень здоровья человека. Ландшафты как фактор здоровья.

География для природы и общества. История взаимоотношений между человеком и географической средой. Научно – техническая революция: благо или причины экологического кризиса?

Практическая работа № 13. Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России.

Практическая работа № 14. Характеристика экологического состояния одного из регионов России.

  1. Тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

1

Введение

1

2

Наша Родина на карте мира 5 ч.

3

Раздел I.  ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ (19 ч.)

Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы

4

Климат и климатические ресурсы

5

Внутренние воды и водные ресурсы

3

Почвы и почвенные ресурсы

4

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы

3

4

Раздел II. ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ (36 ч.)

Природа регионов России

7

Природное районирование России

2

Внутри предметный модель:

21

М 1. Восточно – Европейская (Русская) равнина

М 2. Природные комплексы Восточно – Европейской равнины

М 3. Памятники природы Восточно – Европейской равнины

М 4. Природные ресурсы Восточно – Европейской равнины и проблемы их рационального использования

М 5. Кавказ – самые высокие горы России.

М 6. Особенности природы высокогорий.

М 7. Природные комплексы Северного Кавказа.

М 8. Урал - « каменный пояс земли Русской».

М 9. Природные ресурсы Урала.

М 10. Своеобразие природы Урала.

М 11. Природные уникумы. Экологические проблемы Урала.

М 12. Западно-Сибирская равнина: особенности природы.

М 13.Природные зоны Западно-Сибирской равнины

М 14. Природные ресурсы Западно – Сибирской равнины и условия их освоения

М 15. Восточная Сибирь: величие и суровость природы.

М 16. Климат Восточной Сибири.

М 17. Природные районы Восточной Сибири.

М 18. Жемчужина Сибири – Байкал.

М 19. Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения.

М 20. Дальний Восток – край контрастов.

М 21. Природные комплексы Дальнего Востока.

Тема 3. Физическая география Калининградской области

6

5

РАЗДЕЛ III. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА (6 ч.)

6

Резерв

3

Итого

70


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии 5 класс 2019 г

Рабочая программа по географии для 5 общеобразовательного класса разработана на основе Федерального закона Российской Федерации  от 29.12.2012 года  №273 – ФЗ «Об образовании...

Рабочая программа по географии 6 класс 2019 г

Рабочая программа по географии для 6 общеобразовательного класса разработана на основе Федерального закона Российской Федерации  от 29.12.2012 года  №273 – ФЗ «Об образовании...

Рабочая программа по географии 7 класс 2019 г

Рабочая программа по географии для 7 общеобразовательного класса разработана на основе Федерального закона Российской Федерации  от 29.12.2012 года  №273 – ФЗ «Об образовании...

Рабочая программа по географии 8 класс 2019 г

Рабочая программа по географии для 8 общеобразовательного класса разработана на основе Федерального закона Российской Федерации  от 29.12.2012 года  №273 – ФЗ «Об образовании...

Рабочая программа по географии 9 класс 2019 г

Рабочая программа по географии для 9 общеобразовательного класса разработана на основе:- Федерального закона Российской Федерации  от 29.12.2012 года  №273 – ФЗ «Об образовании...

Рабочая программа по географии 10 класс 2019 г

Рабочая программа по географии для 10 общеобразовательного класса разработана на основе:- Федерального закона Российской Федерации  от 29.12.2012 года  №273 – ФЗ «Об образовании...

Рабочая программа по географии 11 класс 2019 г

Рабочая программа по географии для 11 общеобразовательного класса разработана на основе:- Федерального закона Российской Федерации  от 29.12.2012 года  №273 – ФЗ «Об образовании...