Технологическая карта урока "Озера и болота" 6 класс
план-конспект урока по географии (6 класс)

Плахина Анна Александровна

Дидактическая цель: Создать условия для расширения  и углубления  знаний о водах суши – озерах и болотах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_ozera_6_kl.docx27.23 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

УМК

Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. 5-6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,  2015 

Предмет

География

Класс

6 класс

Тема

Озера и болота

Тип урока

Изучение нового материала

Дидактическая цель:

Создать условия для расширения  и углубления  знаний о водах суши – озерах и болотах.

Задачи:

1. Предметные

Изучить понятия озеро, озера по происхождению, сточные и бессточные, соленые, пресные, водохранилища и болота. Познакомиться  с  крупнейшими  озерами  России, мира  (обозначать  на  карте  крупнейшие озера мира и России).

и показывать по карте озера, водохранилища, болота, источники загрязнения озер (озера Байкал, Каспийское, Ладожское, Онежское, Виктория, Аральское, Баскунчак, Чан, Танганьика, Васюганское, Великие (Северо-Американские), водохранилища (Рыбинское, Вилюйское).

Объяснить образование озерных котловин, болот, образование озерных котловин своей местности, соленых озер, торфа, причины возникновения экологических проблем озер: Аральское, Байкал, влияние водохранилищ на окружающую среду, деятельность человека

2. Метапредметные

Организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи.

Вести самостоятельный поиск,  анализ,  отбор информации. Передача и презентация информации с помощью информационных  технологий.

Продолжить формирование навыков работы с картой как основным источником информации

3. Личностные

Осознание целостности географической географической среды во взаимосвязи природы.

Формирование  эмоционально  -   ценностного  отношения  к  окружающей  среде,  осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.  Уважение к природе русских  озер.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Овладение  терминами: озеро, озёрная котловина, карст, старица, болото.  Картографическая грамотность,  умение  выделять, описывать, объяснять  признаки озера, различных озёрных котловин; умение   определять  географическое положение озера.

Формирование и развитие познавательных интересов, способности к самостоятельному приобретению новых знаний и   практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью; умения организовывать свою деятельность, умение самостоятельно анализировать, умение взаимодействовать с одноклассниками.

Осознание себя как гражданина России;

патриотизм, овладение географическими знаниями и умениями, навыками   работы с географическими картами, со слайдами и иллюстрациями разных озер мира  и России; продолжение  работы  с текстом параграфа

Решаемые учебные проблемы

1.Чем озеро отличается  от реки?

2.Как  образуются  озёра?

3.Как  описать географический «адрес» озера?

Основные понятия, изучаемые на уроке

Что такое  озеро, озерные котловины, сточные и бессточные озёра, озёрная вода, пресные и солёные озёра, карст, болото, озера: тектонические, ледниковые, карстовые, старицы, водохранилища, каналы?

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Информационно-коммуникативные средства и технические средства: компьютер, медиапроектор, интерактивная доска, Интернет, электронное приложение к учебнику по теме «Озера и болота»)

Образовательные интернет-ресурсы

Сайт 1 сентября, сайт учителя географии, сайт http://spheres.ru/geografy/

Ход урока

Название урока и его этапы

Основное содержание (деятельность учителя)

Виды деятельности учащихся

Планируемые образовательные результаты

Предметные

УУД:

Регулятивные (Р), Познавательные (П),

Коммуникативные (К)

Личностные

1

2

3

4

5

6

Организационный момент

Проверка готовности к уроку. Включение в деловой ритм

Ученики настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, дневника, письменных принадлежностей

Р: уметь организовать собственную деятельность

Уважительно относиться  к учителю и одноклассникам

Этап мотивации и целеполагания (образовательная напряженность)

1.  Актуализация знаний

 Чтение фрагмент стихотворения  А. И. Полежаева   « Под надёжной охраной лесов..»  на фоне фотографии Байкала

Эвристическая беседа по вопросам:

  1. О чем говорится  в этом стихотворении?
  2. Определите  тему урока?
  3. Какова же цель нашего сегодняшнего урока?

- Посмотрите в учебнике, где авторы определяют цель урока.

( стр.92, «Вы узнаете… »)

  • Какие бывают озёра.
  • Почему озёра мелеют.
  • Как образуются болота.

 

Смотрят иллюстрацию

Анализируют отрывок из стихотворения 

Проявляют познавательную инициативу.

Формулируют тему.

Ставят цель и задачи. Осознание цели предстоящей деятельности.

Выделять и формулировать познавательную цель, задачи и гипотезу

Р: самостоятельно определять цель учебной деятельности, выдвигать гипотезы, искать пути решения проблемы и средства достижения цели, доказывать гипотезы. Принимать и сохранять учебную задачу.

П: умение видеть в художественном тексте необходимую информацию

К: умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Создание положительной мотивации учения

Открытие нового знания

- А теперь попробуйте сами определить термин, что такое озеро, но так чтобы определение четко отличалось от определения реки или моря.

- Кто согласен, кто не согласен, с чем не согласен?

- Послушайте научное определение понятия «озеро».

- Озеро-это скопление воды в природном углублении на суше.

-  Это углубление называется озёрной котловиной.

 - Озёра различают по размерам, происхождению котловин, солёности воды, наличию стока. Большинство озёр существуют длительное время.

- От того, какого происхождения будет котловина, зависит внешний вид озера.

- Поработаем в группах, каждая группа будет заниматься определением происхождения котловин по плану

 (план даётся каждой группе отдельно, учитель раздаёт карточки группам, контуры озёр, дополнительный материал)

- Ребята, о котловинах вы прочитайте в учебнике стр.80. и в дополнительном материале, который я вам дала.

Через 3 мин. один представитель команды выйдет к доске и о своей изучаемой котловине расскажет и прикрепит контур озера к таблице, и мы посмотрим фотографии этих озёр и запишем в своей таблице вид котловины и пример озёр. Писать будем по ходу рассказов ребят.

Физкультминутка

Учитель ставит перед учащимися задачу

- Внимание, ребята, вам пришло электронное письмо от водяного.

Он задает вам вот такую задачу! Послушайте

-Эти озёра нашей страны называют морями. Возраст этих озёр – десятки тысяч лет. Одно из них – самое большое на Земле, другое – самое глубокое.

Берега одного лежат ниже уровня моря, другое окружено горными хребтами, поднимающимися над водной поверхностью. Хотя первое из них солёное, а второе пресное. В их водах обитают тюлени.  Каждое из озёр отличается своеобразной флорой и фауной. Одно сточное, а другое бессточное.

-Назовите эти озёра.

                       (Каспийское море и Байкал)

- Про какие типы озер упоминалось в тексте (Озёра бывают сточные и бессточные)

Работаем все вместе с рисунками по закреплению понятий.

-Перед вами три рисунка.

-Назовите, на котором рисунке изображено бессточное озеро?

Работа в парах с атласом.

(Стр8-9 и стр.10-11)

-Приведите примеры сточных и бессточных озёр, заполнив схему

-Вернёмся к задаче про Каспийское море и Байкал. В этой задаче пришлось назвать солёное и пресное озеро.

-Найдите в учебнике, стр.92 какие озёра пресные, а какие солёные?

-Загляните в блокнот стр. 93 учебника. (озеро Чаны показ на карте оз.    Баскунчак.).

- Можете показать, где эти озёра находятся?

Работа с атласом

-Посмотрите в атласе стр. 10-11 легенду карты.

-Скажите, в  чём отличие изображения солёных и пресных озёр.

 (пресные – синим, солёные - розовым).

 - Приведите примеры.    (Балхаш.  Байкал.) 

-В мире помимо озёр существуют болота. Если избыточное увлажнение, то озёро может превращаться в болото. В России 10% площади занимают болота.

-Найдите в тексте как формируются болота. Прочитайте.

Называют определение озера, его отличие от определений река и море.

 

 

 

 

 

 Самостоятельная работа в группах по определению происхождения озерных котловин.  На доске таблица. Учащиеся заполняют ее, и в конце делают вывод (Озера различают по размерам и происхождению котловин)

 

Решение задачи.

 Работа с текстом по определение вида озер (сточное или бессточное).

 

 

Работа в парах. Ребята, работая с  атласом, находят озёра сточные и бессточные и заполняют схему примерами.

Указывают отличия соленых озер от пресных, приводят примеры

Называют определение болота

Познакомить с понятиями: озеро, озерная котловина, болота.

Различать озера по размерам и происхождению котловин

Умение определять сточное и бессточное озеро, различать озера по степени солености (пресное и соленое), находить эти озера на карте.

Р: уметь организовать выполнение заданий учителя, корректировать результат своей деятельности

К: уметь строить совместную работу на единый результат в группе, мобилизовать силы и энергию для предоставлению своей работы публике

• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

П: формирование умения применять графические символы для обозначения вида котловин

Воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь

Применение нового знания  (отработка учебных действий)

Картографическая грамотность, описание географического положения озера.

- Сейчас мы закрепим полученные знания в практической работе «Описание озера» по типовому плану. Используя полученную нами таблицу, которая есть на доске. Открываем атлас стр.8-9, где есть озёра. Какое озеро опишем?

Учащиеся самостоятельно выполняют практическую работу

Определять  по карте  географическое положение крупнейших озёр: Байкал, Каспийское , Ладожское, Виктория

Р: уметь организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы

К: уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

П: поиск и выделение информации из текста учебника

Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Рефлексия

Организует рефлексию в технике «Светофор».

Предлагает выбрать учащимся  тот цвет, который соответствует  ощущениям, и предлагает объяснить, как работалось в группе,

и как  усвоили новый материал.

Определяют степень соответствия  поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения

Р: выделять и осознавать качество и уровень усвоение

К: уметь выражать свои мысли, рефлексия своих действий.

П: уметь выполнять работу, анализировать и контролировать результаты

Самооценка на основе успешности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности

Домашнее задание

Учитель предлагает  домашнее задание на выбор:

1.§ 35, составить к материалу параграфа 6-7 вопросов.

2.Составить кроссворд по терминам темы.

3.Нанести на К/К  крупные озера мира

4. Составить описание озера по плану

Выбирают домашнее задание с учетом индивидуальных особенностей

Закрепляют умения по определению географического положения озер

П: искать и выделять информацию, анализировать её.

Р: выполнять учебную задачу

К: уметь доказывать собственную точку зрения

Создавать условия для успешной мотивации к учению


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока в 11 классе с применением проектной технологии «Основные классы неорганических соединении»

Технологическая карта урокаТема урока «Основные классы неорганических соединений»Цель: Организовать деятельность учащихся по обобщению, закреплению, углублению знаний об основных классах неоргани...

Технологическая карта урока в 6 классе по русскому языку по теме «Имя существительное - часть речи удивительная.( Повторение изученного в V классе)»

Урок по русскому языку в 6 классе разработан по ФГОС.Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе по теме: «Имя существительное – часть речи удивительная» Цель деятельности учителяСис...

ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обобщающий урок по теме "Глагол" в 5 классе.

ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обощающий урок  изученного по теме "Глагол" в 5 классе....

Технологическая карта урока в 7 классе "Класс Головоногие моллюски"

Технологическая карта урока по биологии в 7 классе на тему "Класс Головоногие моллюски" разработана с учетом ФГОС. Цель урока: создать условия для формирования знаний о  характерных особенно...

Технологическая карта проведения открытого мастер-класса по баскетболу с учащимися 10 класса

Развитие скоростно-силовых, координационных качеств, общей и скоростной выносливости на базовом виде спорта (баскетбол)....

Технологическая карта урока в 5 классе. Минии буряад хэлэн. Повторение изученного в начальных классах.

Технологическая карта урока по бурятскому языку как государственному в 5 классе по ФГОС...