Урок географии по теме "Из чего состоит земная кора", 5 класс
план-конспект урока по географии (5 класс)

Урок разработан на основе учебника А.А.Летягина "География. Начальный курс".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_5_kl._iz_chego_sostoit_zemnaya_kora.docx38.46 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

Урок географии в 5 классе по учебнику А.А. Летягина «География. Начальный курс»   по теме «Из чего состоит земная кора»  по программе рассчитан на 2 часа, данный урок первый. Урок разработан для  5  класса  и основан на принципе  деятельностного подхода, план – конспект урока составлен  с позиции требований ФГОС. Методическую основу формирования УУД составляет система заданий и практической работы.  

Тема: Из чего состоит земная кора

Планируемые результаты:

Личностные:  формирование ответственного отношения к учению, нравственно-этическая ориентация , в том числе оценивание усваиваемого содержания, развитие эстетических чувств на примере красоты минерального мира, воспитание экологической культуры, расширение круга интересов.

Метапредметные:

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися; составление плана и последовательности действий;

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, осознанно использовать речевые средства в выражении  своих мыслей и чувств.

Познавательные:  поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний, построение речевого высказывания в устной и письменной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ объектов их классификация.

Предметные: представление о земной коре  как о верхней части литосферы;  представление о вещественном составе земной коры; выявлять и объяснять признаки понятий «минералы», «горные породы», их происхождение (магматические, осадочные, метаморфические), проводить описание  горных пород и их классифицировать,  использовать приобретенные знания и умения для применения в иных ситуациях.

Оборудование: учебник  А.А. Летягина, рабочая тетрадь «Дневник географа-следопыта», коллекция горных пород своей местности, инструктивные карточки, электронные носители.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы:  словесный  (диалог, беседа, работа с текстом учебника);  наглядный  (рисунки  учебника, видеофильм,  фотоколлаж);   практический  (описание горных пород);  частично – поисковый;  исследовательский.

Виды самостоятельных и творческих заданий: работа с образцами горных пород своей местности,  проект «Путешествие в мир камня», кроссворд «Горные породы»,  виртуальная экскурсия в минералогический музей, решение проблемной  задачи.

Форма работы: индивидуальная, парная, групповая.

Формы и виды диагностики и контроля:  «Найди лишнее», проверка таблиц,  оценка выступления групп, «Дневник географа – следопыта»,  творческого домашнего задания (по выбору).

Форма рефлексии: прием «Дополни предложение».

Условные обозначения УУД:   Р - регулятивные;     Л – личностные;        П- познавательные;       К- коммуникативные

№п/п

Этап

Приемы,  методы, форма работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

  1. Организационно - мотивационный этап урока

1.

Организационный момент

Диалог:

учитель - класс

Здравствуйте. Рада встречи с вами.

 Я надеюсь, что у вас хорошее настроение, мы успешно и плодотворно поработаем.

Учитель проверяет,  насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха

Готовят рабочее место

Р – подготавливать рабочее место для учебного занятия.

2.

Создание мотивационной установки

Прием «Угадай»

Загадывает загадки:

«Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги».

«А если сделать миску или вазу – она понадобится сразу».

«В воде родится, а воды боится»

- О чем пойдет сегодня речь на уроке?

Предлагают варианты ответов.

Определяют тему урока

Л – объяснение собственной точки зрения

3.

Постановка, познавательной задачи

Целеполагание

Диалог

Работа с «Дневником географа – следопыта»

Сообщаю тему урока «Из чего состоит земная кора».

- Что хотели бы узнать по теме урока?

Предлагаю открыть «Дневник географа- следопыта» , стр. 21 и определить цели урока № 10 – 11.

Записывают в тетрадь

Высказываются.

Работают с «Дневником географа – следопыта» с. 21.

«мы ответим»…

«мы подготовимся»….

Формулируют цели урока.

Р – постановка учебной задачи;

- определять цель учебной деятельности

2. Процессуально - содержательный  этап урока

4.

Актуализация знаний

 «Что знаю»

«Хочу узнать»

Рефлексия

- Отвечаем на  вопросы в начале текста п. 8. с. 41.

- В чем испытывают  затруднения?

Ученые проводят деление веществ на группы,  по каким либо важным признакам. Такое деление называют классификацией и часто представляют в виде схемы. Мы провели деление воды на три группы.

Можно ли говорить о том, что нами проведена классификация?

Приводят примеры (три состояния воды, условия перехода воды из одного состояния в другое)

Выделяем вместе проблемные вопросы (затруднения)

Да

П – формулирование проблемы

5.

Изучение нового материала

 «Фотоколлаж»

 

«Поиск решения»

 «Смысловое чтение»

- работа с учебником;

- парная работа.

Рефлексия

Практическая работа:

- исследование;

- групповая работа.

Физкультминутка

« Мини – исследование»

Мы отправляемся в царство камней. Не наделенный жизнью, в нашем понимании, камень живет по своему, необычайно и непривычно по сравнению с растительным и животным миром. На земле насчитывается 2500 горных пород и минералов.

 

Проблемный:  Чем можно объяснить такое разнообразие?

1. Вещественный состав земной коры. Словарная работа:

Понятия:  «горная порода», «минералы».

2. По желанию определяют в разделе п.8 с. 41 «Образование горных пород»  группу горных пород для  изучения:

  • магматические
  • метаморфические
  • осадочные

1.Какой способ научного познания мы применили при ответе  на вопрос «Из чего состоит Земная кора»?

2. Каким образом представили результаты классификации земной коры?

3. Школа географа-следопыта «Почувствуйте себя геологами!»

Практическая работа: «Описание горных пород по внешним признакам».

На столах по 2 образца горных пород и инструктивная  карточка.

Провожу инструкцию по выполнения практической работы

Корректирую работу групп.

4. Организую порядок выступления групп.

Опишите свойства одной из горных пород своей местности от лица самой горной породы.

Начните словами: «Здравствуйте, я -…». Придерживайтесь плана из инструктивной карточки.

Смотрят фотоколлаж из геологического музея

«Фантазия кристаллов»

http://www.russia.ru/video/mgu_6119/

Высказывают предположения, возникают затруднения.

Определяем план дальнейшей работы.

Работают с текстом  учебника п. 8, с. 41.

Заполняют схему в «Дневнике географа – следопыта», с. 21. «Вещества Земной коры»

Обмениваются результатами полученной информации.

Классификацию

Схемой

По желанию рассаживаются  по группам – 4 группы. (Физкультминутка – движение по классу)

Проводят исследование в группах, используя:

- образцы горных пород;

- инструктивные карточки;

- учебник с. 41-42  (текст, рисунки).

Заполняют таблицу. Приложение 1.

Выступают с результатами исследований.

Слушают, задают вопросы.

П – вычитывать все уровни текстовой информации;

анализировать, сравнивать и обобщать факты;

устанавливать причинно – следственные связи.

К – сотрудничество в поиске и сборе информации.

П – преобразовывать информацию из одного вида в другой.

Л – опыт отношений и взаимодействия.

К – понимать позицию другого, мнение, доказательства, факты;

участвовать в коллективном взаимодействии

К – уметь отвечать по плану, давать полные ответы.

3. Этап закрепления

6.

Первичная проверка. Закрепление

 «Найди лишнее»

Диалог

«Проблемная задача»

 

 «Краеведение»

1. Раздаю на группу листочки с заданиями.

«Вы прислушайтесь к словам. Может лишние попали?»

  1. Сланцы, гнейс, мрамор, песок.
  2. Глина,  мрамор, ракушечник, каменный уголь.
  3. Гранит, железная руда,  известняк, базальт.

2.Актуальна ли сегодня тема урока?

- актуальна, т.к. …
- не актуальна, т.к. …

Актуальность в применение полезных ископаемых.

Проблемная задача: Что будет, если мы будем активно использовать горные породы и минералы для своих нужд?

Озвучивает проблемы в использовании и истощение горных пород и минералов.

Актуальна данная проблема для нашего поселка?

Фото угольного разреза «Тюльганский»

(на экран).

Выбирают лишнее слово, объясняют почему?

Высказываются.

 Приводят примеры об известных фактах из курса «Окружающий мир».

Высказываются

о добыче  бурого угля в разрезе поселка Тюльган.

Р – оценка уровня владения учебным действием;

коррекция деятельности с учетом допущенных ошибок.

П – прогнозировать простые явления с учетом совокупности фактов, общей тенденции

  1. Рефлексивный этап урока

7.

Подведение итогов.

Рефлексия.

«Дополни предложение»

 «Благодарю»

Выразите свое  отношение к уроку

… Я знаю что такое ….

     Я могу…

     Я научился…

    Я хочу еще узнать …

В листе оценки работы группы совместно определяют результат каждого из группы .

Самооценка  

Мне понравилось в группе работать с … (называют имя учащегося)

Я оцениванию свою работу на уроке на оценку ..

Мое эмоциональное состояние (смайлик)

Подвожу итог работы учащихся на уроке.

Устно высказываются

Определяют  достигнутые результаты и цели, планируемые в начале урока.

(или предлагаю оценку работы в группе)

Приложение 2

Р – сверять действия с целью, при необходимости исправлять ошибки.

Л – оценка собственной деятельности.

          5. Объяснение домашнего задания

8.

Домашнее задание

Инструктаж

Проект

Обязательное задание:

- П. 8

Подготовить необходимые материалы для составления коллекции  (с. 44 учебника).

Творческое задание (по желанию и по выбору)

1.Составить кроссворд «Горные породы».

2. Презентация «Путешествие в мир камня».

Записывают домашнее задание.

Изучают детскую энциклопедию;

Интернет ресурсы с использованием раздела «ВидеоГеография –выбирают необходимый материал и оформляют проект.

П – найти и представить подготовленную информацию.

Приложение 1

Инструктивная карточка

Практическая работа. Определение свойств минералов и горных пород своей местности и возможности их хозяйственного использования»

Задание: Составьте характеристику исследуемой группы горных пород.  Результаты занесите в таблицу.

Свойства (признаки)

Образец № 1

Образец № 2

1.Название

2. Плотность (рыхлая, сыпучая, плотная)

3. Масса (лёгкая, тяжёлая)

4. Цвет

5. Блеск (блестит, не имеет блеска)

6. Растворимость в воде

7. Происхождение

8. Использование человеком

Приложение 2

Лист оценки работы группы.

Список учащихся группы №

Знания и умения

Умение работать над заданиями в группе

Умение выступать публично

Умение задавать и отвечать на вопросы

Умение дополнять

Самооценка работы в группе

Литература:

  1. География. Начальный курс: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.А.Летягин; под ред. В.П. Дронова. – М.: Вентана- Граф, 2013.
  2. География: дневник географа –следопыта: 5 класс: рабочая тетрадь к учебнику А.А. Летягина «География. Начальный курс»/А.А Летягин. – М.: Вентана – Граф, 2013.
  3. Атлас: 5 класс: к учебнику А.А. Летягина «География. Начальный курс»/А.А Летягин. – М.: Вентана – Граф, 2013.
  4. География: формирование универсальных учебных действий: 5-9 классы: методическое пособие/ Е.А. Беловолова. – М.: Вентана – Граф, 2013.
  5. География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя). – М.:Вентана –Граф, 2013.
  6. Летягин А.А. География: начальный курс:5-6 классы: методическое пособие.- М.: Вентана – Граф,
  7. http://www.russia.ru/video/mgu_6119/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии по теме: "Наводнение на реках", 6 класс.

Интегрированный урок по географии, русскому языку, литературе, ТРИЗ по теме "Наводнение на реках". Данный урок проводится с применением ТРИЗ-технологии (теория решения изобретательских задач). Время п...

Урок по теме: "Горные породы, слагающие земную кору"

При изучении данной темы учащиеся расширяют и углубляют знания по программному материалу. Рассматривают природные процессы, влияющие на образование горных пород. Учатся пользоваться приобретенными зна...

Урок географии "Из чего состоит земная кора"

Урок географии для 5 класса построен в соответствии с новыми стандартами....

Презентация к уроку географии "От плоской Земли к земному шару".

Презентацию можно использовать на уроке в 5 классе при изучении темы "От плоской Земли к Земному шару". В данной работе рассказывается о том, какой представляли нашу планету древние жители. А так же о...

Урок географии тема: "Фрмирование и свойства почвы" 8 класс география

Урок географии тема: "Фрмирование и свойства почвы" 8 класс география....

Урок географии по теме «Из чего состоит земная кора». Конспект

Урок географии по теме «Из чего состоит земная кора»Класс: 5Тема: "Литосфера"Номер урока в составе темы: 3Тема урока "Из чего состоит земная кора"Цель: создать условия для формирования у учащихся пред...

Урок по обществознанию "Для чего нужна дисциплина" (7 класс)

Подробный конспект урока по обществознанию по теме "Для чего нужна дисциплина" (7 класс) по учебнику Л.Н. Боголюбова....