ПРОГРАММА «Одаренные дети» по географии
методическая разработка по географии (7 класс)

Цель программы:

1. Создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного и внеклассного географического образования.

2. Формирование системы работы по развитию индивидуальных способностей одаренных детей;

3.Укрепление положительной мотивации к учению.

 

Задачи программы:

-  совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей;

-  отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

- расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах по географии;

-активно вовлекать данных учащихся в создание проектов, презентаций, участие в предметных неделях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_odarennye_deti.docx19.73 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

«Одаренные дети» по географии

учитель географии МОУ «Средняя школа №28»

 Цель программы:

1. Создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного и внеклассного географического образования.

2. Формирование системы работы по развитию индивидуальных способностей одаренных детей;

3.Укрепление положительной мотивации к учению.

Задачи программы:

-  совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей;

-  отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

- расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах по географии;

-активно вовлекать данных учащихся в создание проектов, презентаций, участие в предметных неделях.

Ожидаемые результаты реализации программы

 Программа должна способствовать:

- созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;

-  повышению качества образования по географии;

-  формирование  банка материалов для работы со способными и одаренными детьми.

  

Основные мероприятия программы 

- разработка и внедрение индивидуальных подпрограмм для одарённых детей;

- использование технологии личностно – ориентированного обучения;

- приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для творческой и исследовательской деятельности одарённых детей;

- организация исследовательских и творческих работ школьников.

 

 Обоснование проблем

Анализ ее исходного состояния

      В последнее время стал снижаться  интерес к географии как к предмету. Работая в школе более 40 лет, стараюсь сделать так, чтобы  география была уникальным  школьным предметом. «Без географии – вы нигде!» -  девиз,   которому  должен соответствовать мой ученик.

      Повысить интерес к предмету, активизировать деятельность учащихся на уроках – это задача каждого учителя географии. Для этого использую деятельностный подход в обучении, который бы способствовал творческому развитию личности.  А творческая личность – это одаренный ребенок.

    Основой работы с одарёнными считаю  совершенствование внутреннего деятельностного потенциала, способности быть творцом, созидателем своей жизни, уметь ставить цель и искать способы её достижения.

    Сегодняшняя действительность выдвигает перед школой проблему подготовки самостоятельных, способных к самообучению, ответственных, обладающих коммуникативными навыками граждан. И здесь решающим фактором является стратегия работы с одаренными детьми: будущими учеными, руководителями, лидерами.

Концепция программы

        Выявление одаренных детей должно начинаться еще в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности учителя.

Одаренные дети:

·        имеют  высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

·        имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

·        испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

 Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:

1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью,  оригинальностью мышления и психического склада.

 Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

·        принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

·        принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

·        принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

·        принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.

 

Формы работы с одаренными детьми:

- индивидуальные задания на уроках;

- использование заданий повышенной сложности, заданий с опережением;

- подготовка сообщений по теме, рефератов, презентаций;

- исследовательская работа, проект;

 - участие в предметной неделе, во внеклассных мероприятиях;

- участие в олимпиадах по географии.

Этапы реализации программы:

  1. выявление одаренных учащихся,
  2. создание условий для развития  их способностей,
  3. реализация их потенциальных возможностей.

Первый этап.

    В 5 класс  выделяю  учащихся, которые могут не только прочитать и пересказать,  но и сделать выводы, определить причинно – следственные связи и.т.д. Далее провожу контрольно – методический срез с последующей оценкой уровня учебных возможностей учащихся. Объясняю новый материал, закрепляю его. Организую самостоятельную работу учащихся. Если у  ребят,   получается, стараюсь закрепить  эти способности. И здесь важно развить у них мотивацию к дальнейшему усвоению знаний. Ведь если ребенок  правильно  мотивирован на определенную деятельность, то можно приступать к выполнению поставленных задач. Стараюсь   создавать максимально благоприятные условия для интеллектуального, морально – физического развития одаренных детей. На каждом уроке стимулирую их творческую деятельность. Использую  разные  технологии в работе с одаренными детьми с учетом их возрастных особенностей.

Второй этап

  Работу веду по индивидуальной программе, в основу которой положен принцип увеличения объёма знаний, умений и навыков на том концептуальном уровне, который заложен в учебной программе по географии. При составлении программы основной целью является стремление не только дать больший объём знаний, а наметить оптимальные условия для развития творческой мысли, логики, а также укрепить уверенность в своих силах. Индивидуальный план учебной деятельности с одарёнными учениками выстраивается в соответствии с тематическим планом работы.

   Одно из направлений работы – сбор материалов краеведческого, экологического, топонимического характера,  выступление на уроках в роли консультантов, экспертов по определённым вопросам, создание мультимедийных презентаций по отдельным темам.. Такие задания можно дать ученику для проработки домой. Каждое задание, выполненное успешно, оценивается.

Третий этап - реализация потенциальных возможностей.

    С  7 класса  привлекаю ребят к исследовательской работе.  Большое внимание уделяю изучению родного края.  Данная деятельность является одним из самых ярких способов активизации познавательной деятельности учащихся.  Позволяет  расширить свои знания, дать возможность принять участие в конкурсах разного уровня.

  Исследовательский подход в обучении делает учащихся активными участниками процесса познания, а не потребителями готовой информации. Главным результатом этой творческой деятельности являются итоговые работы, представляемые на конкурсы,  конференции учащихся, краеведческие проекты.

Система работы предусматривает сочетание организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности с учетом характерных для одаренных детей особенностей с целью более глубокого и осмысленного усвоения географии, подготовки учеников к участию в конференциях, олимпиадах и других интеллектуальных конкурсах. Своеобразной формой развития, формирования оценки творческой одарённости учащихся являются олимпиады по географии. Успешное выступление на олимпиаде требует повышения уровня интеллекта, развития устной и письменной речи, коммуникабельности, способности ориентироваться в незнакомой обстановке и быстро оценивать новую информацию, умения сконцентрироваться на выполнении поставленной задачи, готовности оперативно принимать решения в стрессовой ситуации. Все вышеперечисленные качества – ключевые условия конкурентоспособности молодого человека на рынке труда.









По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Одаренные дети"

Программа направлена на поиск, развитие и продвижение юных талантов....

ВЫСТУПЛЕНИЕ К АВГУСТОВСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «Интеграция основного и дополнительного образования детей как педагогический механизм реализации программы «Одаренные дети»».

В современных условиях дополнительное образование по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе, как один из определ...

Методическая разработка «Интеграция основного и дополнительного образования детей как педагогический механизм реализации программы «Одаренные дети».

В условиях дополнительного образования все дети, как с признаками одаренности, с ограниченными возможностями здоровья,  так и другие, могут удовлетворять индивидуальные потребности, развивать тво...

Интеграция основного и дополнительного образования детей как педагогический механизм реализации программы «Одаренные дети».

Глобальные преобразования во всех сферах жизни общества выявили потребность в образованных,творческих,неординарно мыслящих людях.В связи с этим проблема выявления и поддержка талантливой молодежи в со...

План мероприятий по выполнению программы «Одаренные дети» по географии и биологии. на 2017-2020 г.г.

План мероприятий по выполнению программы  «Одаренные дети» по географии и биологии. на 2017-2020 г.г....

Программа «Одаренные дети» (программа обучения детей школьного возраста с проявлением одаренности в музыкальном развитии).

      Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с ...

Программа занятий для учащихся 5-х классов «Умники и умницы» в рамках психолого-педагогического сопровождения программы «Одаренные дети»

Программа из 10 занятий, направленных на развитвие познавательных психических процессов, мотивационной и коммуникативной сфер для учащихся 5-х классов...