конспект урока 7 класс " Антарктида"
план-конспект урока по географии (7 класс)

Луференко Светлана Владимировна

план-конспект урока по теме: Антарктида

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_7kl.antarktida.docx22.03 КБ

Предварительный просмотр:

Урок географии

7 класс

Тема урока: «Антарктида»

Цель урока:  Сформировать представление о своеобразии и уникальности материка Антарктида.

Задачи урока:

Обучающие: 

1)познакомить учеников с историей открытия Антарктиды русской экспедицией Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева; экспедицией Р.Амундсена и Р.Скотта;

2)выявить особенности сурового климата материка, причины возникновения и взаимосвязь с физико-географическим положением;

3)углубить познания учащихся об Антарктиде.

Развивающие: 

1)продолжить развитие познавательного интереса учащихся, образного и логического мышления;

2)развивать умение формулировать выводы;

3)развивать четкость и образность речи.

Воспитательные: воспитывать чувство ответственности и гордости

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.

Вид урока: урок - путешествие

Оборудование: физическая карта полушарий, компьютер, мультимедийный проектор, экран, портреты путешественников, атласы.

Ход урока

  1. Организационный момент, подготовка к восприятию, определение темы урока

-“На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, земля, закованная в голубое. Зловещая и прекрасная, она лежит в своей морозной дремоте, в складках мантии снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов. Она спит в переливах ледяных,  ее горизонты окрашены розовыми, голубыми, золотыми и зелеными тонами пастели...»

-Это…?(Ответы, запись темы)

- Антарктида, какие ассоциации возникают у вас?

-Чем мы будем заниматься, определите цель урока. (ответы)

2. Изучение нового материала.

А) - Мы оправляемся в путешествие, сегодня мы будем выполнять разные  роли, мы будем географами, климатологами, геологами, историками. Каждая группа проведет исследование по своей теме, в соответствии с планом и предоставит отчет о проделанной работе.

- Много лет тому назад

Знаменитый Кук сказал

Материк есть обречен

Он не быть есть изучен

Годы шли как сон пустой

Пока «Мирный» и «Восток»

К Антарктиде е подплыли

И ее вдруг не «открыли»

Б) - Как открыли этот материк, какие трудности преодолели географы-путешественники об этом  наш рассказ (рассказ с демонстрацией презентацией).

ВЫВОД: Велики заслуги этих мужественных географов-исследователей перед наукой и человечеством. Благодаря им, мы получили сведения об Антарктиде. При изучении материалов экспедиции можно понять, какими качествами должен обладать настоящий исследователь – бесстрашие, мужество, любовь к людям, к своему Отечеству, целеустремлённость, настойчивость, ответственность.

 И я надеюсь, что вы проявите настойчивость и ответственность при выполнении задания.

В) РАБОТА В ГРУППАХ ПО ПЛАНУ (5-7 минут)

1 группа - «Географическое положение»

1.Площадь. Место среди других материков.

2. Как расположен материк относительно экватора, нулевого меридиана, тропиков и полярных кругов.

3. Крайние точки материка, где находятся.

4. Какие океаны и моря омывают  материк.

5.  Как расположен материк относительно других материков.

 (ВНИМАНИЕ! Ответ сопровождаем показом на карте)

Смотреть:  атлас стр.40,18

                       учебник стр. 188

___________________________________________________________________

2 группа – «Ледниковый покров, рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые»

  1. Ледниковый покров, возраст, толщина льда в разных частях (указать максимальную и среднюю), как происходит накопление льда.
  2. Способы изучения рельефа.
  3. Рельеф восточной и западной части. Формы рельефа с показом на карте.
  4. Вулкан.
  5. Внутренние процессы и их влияние на скопление воды подо льдом.
  6.  Полезные ископаемые.

Смотреть:  атлас стр. 18

                       учебник стр. 189

_____________________________________________________________________

3 группа – «Климат»

  1. Климатические пояса.
  2. Времена года и их характеристика.
  3. Средние, минимальные температуры, распределение температур по территории материка. Почему преобладают низкие температуры.
  4. Осадки, их количество, распределение осадков по территории  материка.
  5.  Ветер, причина постоянных ветров.
  6. Вывод о причинах, влияющих на климат.

Смотреть:  атлас стр. 18

                       учебник стр. 189-190

________________________________________________________________

4 группа – «Органический мир»

  1. Оазисы.
  2.  Представители растительного мира.
  3. Представители животного мира.

Смотреть:    учебник стр. 190

_____________________________________________________________________

5 группа – «Современные исследования»

Что делает мировое сообщество для изучения стран?

Смотреть:    учебник стр. 191-192

ВЫСТУПЛЕНИЕ ГРУПП (18 минут)

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

ИТОГ. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК

РЕФЛЕКСИЯ (выставить оценку за работу в группе и учителю за урок)

Д/З стр.189- 192 новый в.5

Современные исследования Антарктиды

  Начало современному исследованию «шестого континента» было положено в 1957—1958 гг. в связи с проведением Международного Геофизического Года (МГГ), когда 12 государств мира решили совместно изучать материк и обмениваться научными открытиями. Здесь же в 1959 году был принят «Договор об Антарктиде», который регулирует правовой режим материка.

Так, в статье 1 Договора зафиксировано обязательство использовать Антарктику исключительно в мирных целях. Там запрещено строительство военных баз, проведение военных маневров, испытаний любых видов оружия.

Статья V, включенная по инициативе Советского Союза, запрещает проведение в этом районе ядерных взрывов как в военных, так и в мирных целях, а также захоронение там радиоактивных отходов.

Статья II провозглашает свободу научных исследований в Антарктике, что позволяет любой стране организовать здесь научные станции и вести наблюденияСтатья VII – проведение инспекции по жизнедеятельности станций.

Вывод: Антарктида используется только в мирных целях.

Антарктида не принадлежит ни одному государству. Разрешена только научная деятельность. Размещение военных объектов, а также заход боевых кораблей и вооружённых судов южнее 60-го градуса широты запрещены.

Большой вклад в изучение Антарктиды внесли советские экспедиции

- Первую советскую антарктическую экспедицию (САЭ) возглавил Герой Советского Союза Михаил Михайлович Сомов, и 13 февраля 1956 г. вступила в строй первая советская научная станция Мирный, расположенная точно на Южном полярном круге

2 апреля из Мирного в глубь ледяного континента вышел первый санно-тракторный поезд. Спустя почти месяц, пройдя всего 375 км, была основана первая внутриконтинентальная станция Пионерская на высоте 2200 м над уровнем моря.

Главной базой российских антарктических экспедиций является станция Молодежная (основана в 1962 г.). Здесь находится аэрометеорологический центр Антарктиды. Это один из наиболее крупных научных городков, в котором насчитывается несколько десятков домов, мощная  дизельная электростанция, а на ЭВМ в специальном вычислительном центре обрабатываются данные научных наблюдений, поступающие на Молодежную со всех российских антарктических станций. Именно на Молодежной с учетом опыта Мирного стали строить первые дома на сваях.                                              

Наиболее крупным зарубежным поселком является американская станция Мак-Мердо. По мнению членов организации ГРИНПИС
материк должен оставаться международным заповедником. В настоящее время туризм создает чувствительную нагрузку на природу Антарктиды, а то и наносит ей прямой ущерб
.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Класс Паукообразные.Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных"

Конспект урока " Класс паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных. Многообразие и значение паукообразных в природе и жизни человека"...

Конспект урока "Класс насекомые.Общая характеристика и значение"

В конспекте дается  представление об отличительных чертах внешнего строения насекомых; и о их образе жизни. Знакомство  с представителями этого класса; распознавание  их и отличие...

Конспект урока: "Класс птицы общая характеристика и особенности строения птиц."

Тема:  "Общая характеристика и особенности  строения класса птиц"  является актуальной для формирования восприятия  материалистического мировоззрения  , помогает сформировать ...

Конспект урока "Классы органических веществ"

Конспект предназначен для обобщения знаний по темам: алканы, алкены, алкины, алкадиены....

Конспект урока Класс: 6 Курс: «История средних веков» Тема урока: «Франкское государство в VI –VIII веках»

Можно использовать для проверки знаний как самостоятельную работу....

Конспект урока: Класс Насекомые (7 класс)

Урок является пропедевтическим в изучении огромного разнообразия насекомых, их численности, систематической классификации. Главный подход – деятельностный – мотивирован особенностями класса и мес...